Научная статья на тему 'Китайская политика помощи зарубежным странам: основные принципы и направления'

Китайская политика помощи зарубежным странам: основные принципы и направления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3352
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ ПОМОЩЬ / КИТАЙ / АФРИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашин Василий Борисович, Королев Александр Сергеевич, Пятачкова Анастасия Сергеевна

В статье анализируются концептуальные основы китайской помощи внешнему миру, проводится оценка ее эффективности на примере стран Африки и Юго-Восточной Азии как главных реципиентов китайского содействия. Также в статье приводятся рекомендации по использованию Россией соответствующего опыта Китая в целях улучшения имиджа РФ как страны-донора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская политика помощи зарубежным странам: основные принципы и направления»

В.Б. Кашин, А.С. Королев, А.С. Пятачкова

КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА ПОМОЩИ ЗАРУБЕЖНЫМ СТРАНАМ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ*

Аннотация. В статье анализируются концептуальные основы китайской помощи внешнему миру, проводится оценка ее эффективности на примере стран Африки и Юго-Восточной Азии как главных реципиентов китайского содействия. Также в статье приводятся рекомендации по использованию Россией соответствующего опыта Китая в целях улучшения имиджа РФ как страны-донора.

Ключевые слова: зарубежная помощь, Китай, Африка, Юго-Восточная Азия, Россия.

Зарубежная помощь является неотъемлемой частью внешнеполитической стратегии Китая, направленной на укрепление его позиций на мировой арене. Еще в 1950 г. КНР приступила к оказанию экономической помощи КНДР и Северному Вьетнаму, находившимся под управлением дружественных коммунистических режимов. В обоих случаях экономическое содействие Китая являлось дополнением к его более важной военной и военно-технической помощи. (В контексте «холодной войны» целью даже чисто экономических проектов было решение военно-политических задач в Азии.)

* Статья подготовлена при содействии Российского научного фонда: грант № 17-18-01577 «Формирование Сообщества Большой Евразии и стратегии двустороннего взаимодействия России со странами региона».

По мере роста политических амбиций руководства КНР и появления у Пекина претензий на лидерство среди развивающихся стран китайские подходы к оказанию помощи стали претерпевать изменения. Начиная с 1955 г., вскоре после проведения первой Конференции стран Азии и Африки, Китай начал предоставлять помощь несоциалистическим странам, в частности, государствам Африканского континента.

Концептуальные основы китайской помощи

В истории китайской политики зарубежной помощи выделяются два периода — до и после начала курса на экономические реформы, взятого в конце 1978 г.1 В период до начала реформ китайская помощь была направлена, главным образом, на решение политических и идеологических задач. Пекин продолжал бороться за роль главного выразителя интересов развивающихся стран и одновременно вел борьбу с СССР за влияние в мировом коммунистическом движении. Классическим примером крупной программы помощи, целиком направленной на достижение влияния на социалистические страны и мировое коммунистическое движение, но мало отвечающей экономическим интересам самой КНР, можно считать китайскую помощь Албании в 1960-е — начале 1970-х гг. (поставки продовольствия, помощь в строительстве индустриальных объектов и т. п.), оказываемую благодаря общности линии правящих партий обеих стран на противостояние «советскому ревизионизму»2.

Принципиальным отличием второго этапа является отход от сугубо идеологической и политической мотивации оказания помощи зарубежным странам (то есть от лозунгов о необходимости борьбы с гегемонизмом, колониализмом и «советским ревизионизмом») и постепенный переход к осознанию ее экономической целесообразности для создания благоприятных предпосылок ускоренной социально-экономической модернизации КНР.

В 1990-х гг., в процессе активного перехода к экономике с «китайской спецификой», Китай принял ряд мер по реформированию механизма предоставления помощи зарубежным странам, сделав ак-

3

цент на диверсификации источников и средств финансирования . В 1993 г. был создан Фонд помощи для реализации совместных проектов со странами-реципиентами в сфере производства и услуг. Следующим шагом стало основание в 1994 г. Экспортно-импортного банка Китая, после чего последовали структурные изменения форм оказания помощи, прежде всего финансовой. Доля грантов и беспроцентных займов уменьшалась в пользу средне- и долгосрочных льготных кредитов.

Важным драйвером проведения КНР активной политики помощи зарубежным странам в 1980— 1990-е гг. служила развернувшаяся в те годы дипломатическая борьба за достижение как можно более полной дипломатической изоляции Тайваня.

Всего в период с 1950 по 2012 г., по собственным оценкам, изложенным в Белой книге «Помощь Китая зарубежным странам — 2014», КНР предоставила внешнему миру помощь в размере 56 млрд долл. В частности, за период 2010—2012 гг. Китай оказал помощь в размере 14,5 млрд долл. С 2004 г. по 2009 г. ежегодный прирост объемов помощи КНР в среднем составлял 29,4 % (25,8 % в период с 2010 по 2012 г.)4.

И доныне цели политики Китая по оказанию помощи зарубежным странам носят комплексный характер и обусловлены стремлением содействовать как социально-экономическому развитию стран-реципиентов, так и реализации собственных интересов в сфере экономики и политики.

К числу стратегических целей в этой сфере Китая можно отнести: усиление позиций КНР на мировой арене, в том числе — в сообществе доноров; построение многополярного мира в качестве противовеса Западу; продвижение китайских духовных и мировоззренческих ценностей и идеалов; гарантирование себе поддержки по наиболее чувствительным для Китая вопросам регионального и глобального управления; противодействие усилиям Тайваня установить новые связи и присоединиться к международным институтам развития; укрепление сотрудничества со странами-реципиентами в целях продвижения собственных экономических инициатив («Один пояс, один путь»); получение доступа к минеральных ресурсам и рынкам сбыта в странах-реципиентах.

В Китае не существует нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление помощи. В то же время, по официальным китайским заявлениям, в основе китайской политики по предоставлению помощи лежат «пять принципов мирного сосуществования», сформулированные в 1953 г. премьером Госсовета Чжоу Эньлаем и скорее касающиеся китайской внешней политики в целом5. Как известно, к «пяти принципам» относятся взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга; взаимное ненападение; взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга; равенство и взаимная выгода; мирное сосуществование.

Особенности китайской помощи развитию

Зарубежная помощь Китая обладает рядом особых черт, что позволяет рассматривать ее как уникальный феномен, отличающийся от других по структуре и форме. Эти черты таковы:

• двойственный характер участия в процессе международной помощи: Китай-донор и Китай-реципиент. Несмотря на официально подтвержденное увеличение объемов предоставляемой помощи, КНР, будучи крупнейшей в мире развивающейся страной, сама выступает в роли реципиента по линии сотрудничества «Север—Юг»;

• осознанный выбор в пользу большего использования двусторонних, а не многосторонних каналов предоставления помощи, поскольку адресный подход наиболее эффективен с точки зрения достижения политических целей. Согласно Белой книге, помощь по многосторонним каналам составляет лишь 10— 15 % от всей помощи Китая внешнему миру6;

• отсутствие как единого государственного органа, ответственного за предоставление зарубежной помощи, так и системы контроля над ходом ее оказания и оценки ее эффективности. Так, предоставление помощи входит в компетенцию 23 центральных министерств и ведомств, включая Госсовет, Министерство иностранных дел, Министерство коммерции и другие органы7. Характерной чертой является конкуренция между

правительственными учреждениями за право координировать процессы содействия международному развитию;

• отсутствие транспарентности процессов и объемов предоставляемой помощи. Китай не является членом Комитета помощи развитию ОЭСР и, соответственно, не предоставляет этой организации данные относительно объемов оказываемой помощи. Кроме того, Китай руководствуется собственной методологией и классификацией помощи, которые значительно шире принятой в ОЭСР концепции «официальная помощь развитию» (ОПР)8. Китай включает в определение зарубежной помощи не только ее традиционные формы, но и различные финансово-экономические механизмы — коммерческие кредиты Эксимбанка и других банковских учреждений, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), введение нулевых импортных тарифов. В силу сложной и непрозрачной структуры китайской помощи для оценки ее параметров можно использовать лишь нерегулярно публикуемые данные китайского правительства и расчетные показатели;

• относительно низкие объемы помощи по направлениям, которые свойственны большинству других стран-доноров, прежде всего западных (гуманитарная помощь, поставки продовольствия, программы по преодолению бедности и др.);

• задействование Китаем механизмов предоставления помощи с целью получения прав участия в процессах региональной интеграции в Юго-Восточной Азии и на постсоветском пространстве;

• ориентация на наименее развитые государства. При этом большинство из них интересуют Пекин как поставщики сырья или «узлы» транспортных коридоров по транзиту китайских товаров на рынки других стран.

Основные виды китайской помощи

Практика предоставления зарубежной помощи Китая демонстрирует многообразие ее форм, видов и направлений. Наибольшая часть (45 %) выделяемых Китаем средств и ресурсов приходится на

создание экономической инфраструктуры (транспортные магистрали, порты, промышленное производство, добывающая промышленность и т. д.). Далее следует поддержка в создании социальной инфраструктуры (28 %) и товарная/материальная помощь (15 %)9. Показательно, что на содействие развитию промышленного производства в странах-реципиентах приходится лишь 3,6 % китайской помощи, а сельского хозяйства — 2 %. Подавляющая же часть помощи — это то, что производят собственно китайские предприятия и что далее передается стороне-реципиенту. Зарубежная помощь тем самым дает КНР дополнительную возможность загрузить китайские производственные мощности, избыточность которых становится в последнее время все более заметной10.

Обращает на себя внимание и относительно малая доля китайских вложений в человеческий капитал (образовательные программы, подготовка технических специалистов, подготовка волонтеров) стран-реципиентов (менее 6 % от всего объема помощи) и крайне незначительная по объемам гуманитарная помощь (0,4 %)11.

В основном китайская помощь предоставляется в форме грантов, беспроцентных займов и льготных кредитов. Льготное кредитование является наиболее распространенной формой. Его доля в общем объеме помощи Китая увеличилась с 28,7 % в 1950—2009 гг. до 55,7 % в 2010—2012 гг.12 Это увеличение обусловлено ориентацией Пекина на реализацию масштабных инфраструктурных проектов, нацеленных на развитие стран-реципиентов в нужном для КНР направлении и на загрузку китайских промышленных мощностей.

Второй по значимости формой помощи является предоставление грантов, доля которых составляет 36,2 % от общего объема помощи. Подавляющая доля грантов предоставляется для строительства объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, музеи, спортивные сооружения и т. д.), и лишь небольшая часть выделяется на развитие людских ресурсов и помощь в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций.

Доля беспроцентных займов составляет 8,1 % от общего объема китайской помощи внешнему миру. Данная форма главным образом используется для улучшения качества жизни населения стран-реципиентов (программы по искоренению нищеты и борьбе с голодом,

предоставление чрезвычайной гуманитарной помощи, повышение уровня образования в странах реципиентах и др.)13.

Далее основные принципы оказания Китаем помощи будут рассмотрены на примере наиболее значимых ее реципиентов — стран Африки и ЮВА.

Помощь странам Африканского континента

Африка является приоритетным направлением и получателем китайской помощи. Согласно данным Белой книги «Помощь Китая зарубежным странам—2014», за период 1950—2012 гг. Китай предоставил странам Африканского континента 27,5 млрд долл. (49 % общего объема помощи КНР зарубежным странам)14. О значимости Африки для китайской политики говорит тот факт, что именно на Африканском континенте (в Джибути) в конце 2015 г. началось строительство первой китайской зарубежной военной базы15.

В целом следует выделить несколько обстоятельств экономического и политического характера, определяющих рост китайской помощи государствам Африки:

• Китай, предоставляя экономическую помощь африканским странам, облегчает себе доступ к минеральным ресурсам, что является основным мотивом его растущего интереса к континенту. Около 70 % китайской экономической помощи оказывается государствам, обладающим богатыми запасами минеральных ресурсов, — Анголе, Нигерии, Эфиопии и Южному Судану16;

• создавая дополнительные объекты инфраструктуры в Африке, Пекин решает проблему занятости у себя дома, что в условиях стремительного удорожания рабочей силы на внутреннем рынке приобретает стратегическое значение;

• Африка занимает важное место в китайской инициативе «Один пояс, один путь». Подтверждением стратегического статуса «Черного континента» является решение Пекина, достигнутое в 2015 г. в ходе Форума сотрудничества «Китай—Африка», предоставить безвозмездную помощь странам региона в размере 60 млрд долл.17;

• Китаю важна политическая поддержка стран-реципиентов по вопросам, затрагивающим его внешнеполитические интересы. В частности, политическое влияние на африканские страны, приобретаемое за счет помощи, нередко используется КНР для решения практических задач внешней политики, например, при важных голосованиях в ГА ООН;

• Китай продвигает сотрудничество по линии «Юг—Юг» с целью повышения собственной значимости в решении проблем глобального и регионального управления, а также для формирования своего имиджа как ответственного донора.

По официальным китайским данным за 2014 г., на страны Африки приходится 51,8 % зарубежной помощи КНР18. Она распределяется между подавляющим большинством из находящихся на континенте 62 государств и территорий. Рост помощи африканским странам происходит по мере активизации китайской внешней политики в регионе, получившей новый импульс после африканского турне председателя КНР Ху Цзиньтао в 2004 г.

Проекты помощи нередко увязываются китайской стороной с возможностью получения китайскими инвесторами доступа к важным для КНР сырьевым проектам в рамках сделок, получивших название «нефть в обмен на инфраструктуру». Как правило, подобные соглашения предполагают выделение Китаем значительных льготных кредитов по государственной линии на строительство инфраструктурных объектов в обмен на согласие допустить инвестора (китайскую госкомпанию) к тому или иному проекту на выгодных для Пекина условиях.

Большинство китайских проектов получает финансирование в виде связанных кредитов государственных банков КНР, экспортных кредитов либо в виде грантов китайского правительства. При этом финансируемые Китаем инфраструктурные инициативы реализуются с широчайшим привлечением китайской рабочей силы. Наибольшего размаха подобные проекты достигли в Анголе, где в 2014 г. находилось более 200 тыс. граждан КНР, получивших визы с правом на работу19. Инфраструктурные и жилищные проекты в Анголе наряду с проектами по развитию специализированной инфраструктуры нефтяной отрасли финансируются главным образом за счет кре-

дитов Экспортно-импортного банка Китая, а также Китайского банка развития.

Американские попытки подсчета китайской помощи Африке на основе критериев ОЭСР позволяют обозначить ее объем на уровне 31,5 млрд долл. за период 2000—2013 гг. Это более чем в 3 раза меньше объема помощи, оказанной США странам континента за тот же период (104,8 млрд долл.)20. Однако, если пользоваться китайскими критериями подсчета, включающими в себя практически все финансирование по государственным каналам, то КНР лишь немногим уступает США по ее объему помощи (94,3 млрд долл.). Различие также и в том, что помощь, попадающая под критерии ОЭСР, выделяется в основном на проекты, реализуемые в беднейших странах региона. Китай же осуществляет финансирование и проектов в беднейших странах Африки, и проектов, имеющих для него большое значение с точки зрения реализации политических и экономических интересов. В целом исследователи китайской политики помощи в Африке подчеркивают ее крайне запутанный и непрозрачный характер21.

Содействие строительству инфраструктуры и объектов промышленности (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации, социальное жилье) занимает центральное место в китайской стратегии помощи Африке, чему во многом способствует Форум сотрудничества «Китай—Африка» (ФСКА), официально учрежденный в 2000 г. Как уже отмечалось, в основном Китай оказывает экономическую помощь в виде льготных кредитов. Так, в 2009—2012 гг. Китай предоставил льготных кредитов африканским странам на сумму 10 млрд долл. Как правило, Пекин предоставляет такие кредиты только платежеспособным странам (Ангола, ЮАР, Маврикий, На-

мибия)22.

Весьма эффективным видом зарубежной помощи, способствующим укреплению стратегических позиций Пекина в странах Африканского континента, является техническое содействие. В большинстве своем оно предоставляется по таким направлениям, как сельское хозяйство, подготовка местных кадров в сфере промышленного производства, безвозмездная передача технологий строительства объектов промышленности и инфраструктуры, передача китайских технологий получения альтернативной энергии, здравоохранение и

образование. В частности, в 2012 г. Китай объявил о запуске программы развития африканских талантов, предусматривающей обучение 30 тыс. сотрудников из различных сфер в течение трех лет и выделение 18 тыс. государственных стипендий африканским студентам на обучение в вузах КНР. По состоянию на 2014 г., в странах Африканского континента действует 60 Институтов и классов Конфуция23.

Наконец, еще одной важной формой сотрудничества КНР со странами Африки является предоставление гуманитарной помощи, как правило, в виде содействия в преодолении последствий чрезвычайных ситуаций. В большинстве случаев она носит экстренный характер и оказывается по двусторонним каналам на безвозмездной основе. Так, в 2012 г. Пекин направил чрезвычайную продовольственную помощь (рис, пшеница, мука, растительное масло) в Чад, Мали и Нигер в объеме 13 млн долл.24

Помощь странам ЮВА

Юго-Восточная Азия также имеет большое значение для китайской политики оказания помощи из-за непосредственной близости региона к КНР, а также его теснейших экономических, культурных и человеческих связей с Китаем. В политическом отношении Юго-Восточная Азия является ареной нарастающей политической и военной конкуренции между КНР, с одной стороны, и США и Японии — с другой.

В отношении стран АСЕАН проводится сильно диверсифицированная политика помощи с учетом местных политических и экономических особенностей, в том числе по уровням развития. Можно утверждать, что благодаря предоставлению помощи и использованию других экономических рычагов Китаю к настоящему времени удалось добиться доминирующего политического влияния на наиболее бедные и слабые государства Ассоциации — Камбоджу и Лаос. КНР с успехом использует свое влияние для подрыва единства АСЕАН по важному для себя вопросу о территориальных спорах в Южно-Китайском море. Существенным является китайское влияние и на ряд других стран региона (Мьянма, Таиланд).

Активная фаза сотрудничества между Китаем и АСЕАН в деле содействия развитию наступила в 2002—2003 гг. — после подписания соглашения о создании зоны свободной торговли и формирования отношений стратегического характера. Китай в основном предоставляет странам АСЕАН экономическую помощь. Подавляющая ее часть направлена на содействие инфраструктурному строительству (что позволяет дозагрузить китайские производственные мощности) и борьбу с нищетой в странах-реципиентах.

В период с 2000 по 2005 г. Китай предоставил АСЕАН экономическую помощь и льготные кредиты на общую сумму в размере 3 млрд долл., из которых около 1 млрд пришлись на поддержку малого и среднего бизнеса25. В последующие годы Китай регулярно увеличивал объемы экономической помощи. С 2005 по 2008 г. Пекин выделил 5 млрд долл. в виде льготных кредитов на поддержку инвестиционных проектов в странах АСЕАН26. Крупнейшим на сегодняшний день пакетом экономической помощи в отношении АСЕАН является льготный кредит в размере 20 млрд долл., предоставленный в 2014 г. в результате встречи руководителей Китай— АСЕАН в формате 10+127. Основная доля выделенных средств была направлена на активизацию инфраструктурного строительства и модернизацию энергосистемы в странах Ассоциации.

Еще одной важной сферой двустороннего взаимодействия является помощь в обеспечении продовольственной безопасности стран региона за счет развития сельского хозяйства. В частности, Китай оказывает содействие в строительстве промышленных и сельскохозяйственных производственных предприятий. Так, с 2010 г. Китай принял участие в создании 20 опытных станций по производству улучшенных сортов сельскохозяйственных культур. Кроме того, Китай построил 3 сельскохозяйственных технологических центра в странах АСЕАН и направил 300 специалистов в сфере сельского хозяйства, чтобы обеспечить техническое руководство28.

Основными получателями китайской помощи являются страны бассейна р. Меконг (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам, Таиланд). В целом можно назвать 3 приоритетные установки Китая в отношении субрегиона Большого Меконга (СБМ):

1) китайское присутствие в СБМ является важным элементом внешнеполитической стратегии Пекина, направленной на продвижение «политики соседства» и формирование «Сообщества единой судьбы» с региональными партнерами;

2) Пекин высоко заинтересован в строительстве транспортных сетей и наземных маршрутов, соединяющих Юго-Западный Китай и Юго-Восточную Азию. Инфраструктурное строительство будет способствовать межрегиональной взаимосвязанности, достижение которой является приоритетной задачей Китая в регионе, а также придаст импульс социально-экономическому подъему слаборазвитых провинций на юго-западе Китая;

3) КНР путем расширения сотрудничества со странами бассейна р. Меконг стремится обеспечить контроль над его водными ресурсами и организовать крупномасштабное инфраструктурное строительство.

С 2012 г. по настоящее время Китай предоставил более 13 млрд долл. в виде льготных кредитов странам бассейна р. Меконг для улучшения состояния объектов инфраструктуры и развития промышленного производства, а также для борьбы с нищетой29. Дополнительные пакеты экономической и технической помощи осуществляется через Фонд сотрудничества «Китай—АСЕАН». В частности, ежегодно Китай выделяет около 5 млн долл. на покупку сельскохозяйственной техники, предоставляет государственные стипендии для обучения в магистратуре по программам государственного управления, а также безвозмездно передает социальные и технологические навыки, необходимые для социально-экономического раз-

30

вития стран-реципиентов .

Оценивая эффективность китайских программ зарубежной помощи, следует отметить, что Китай смог превратить оказание помощи в достаточно эффективный инструмент его политики в развивающихся странах. Опираясь на этот инструмент, КНР уже сейчас решает целый ряд важных задач: это формирование лояльной Пекину политико-экономической клиентелы, зависимой от предоставления различного рода содействия; создание новых рабочих мест в странах-реципиентах и повышение уровня квалификации их рабочей силы; продвижение интересов крупных китайских компаний

(прежде всего, ресурсодобывающих и строительных) в странах Африканского континента и Юго-Восточной Азии; обеспечение международной поддержки китайских инициатив, прежде всего ЭПШП, и позиций по международным вопросам (в том числе по острым проблемам Тайваня и Южно-Китайского моря).

В связи с этим усиление связей Китая с развивающимися странами вызывает обеспокоенность на Западе. Наиболее критично настроенные эксперты пишут о том, что Китай использует финансовые инструменты для «подкупа» режимов, существующих в принимающих странах, и облегчения доступа к ресурсам для своих компаний, действующих за рубежом (то есть имеет место скорее взятка, чем целенаправленная политика содействия развитию).

С точки зрения России, опыт Китая как донора помощи зарубежным странам интересен, прежде всего, тем, что он представляет собой наиболее заметные и относительно успешные наработки предоставления помощи, проводимой незападной развивающейся страной, которая длительное время сама являлась и продолжает оставаться реципиентом помощи со стороны развитых стран. Это во многом роднит Китай и Россию: обе страны не относятся к западному сообществу, не являются развитыми капиталистическими странами и не входят в ОЭСР. Обе осуществляли во второй половине XX в. политику помощи с учетом реалий «холодной войны» и коммунистических идеалов, а в дальнейшем столкнулись с необходимостью перевода своей политики на прагматические рельсы, поставив ее на службу экономическим и внешнеполитическим, а не идеологическим интересам. При этом опыт Китая остается уникальным мировым явлением в том смысле, что другой незападной развивающейся страны, которая проводила бы столь активную политику зарубежной помощи, пока не существует.

Было бы также целесообразно присмотреться к китайскому опыту задействования «политики вспомоществования» как инструмента собственного экономического развития. Такое «целевое использование» помощи зарубежным странам присуще КНР гораздо больше, чем странам Запада, больше рассчитывающим на свое политическое влияние. Причем Китай содействует своей экономике не только благодаря политике оказания помощи (подавляющая ее

часть представляет собой сооружение объектов инфраструктуры силами самих же китайцев за счет предоставленных КНР льготных кредитов), но и тем, что эта помощь нацелена на последующее расширение китайского экспорта. Напрямую это к России неприменимо, однако имеет смысл подумать о том, чтобы посредством помощи в форме связанных льготных кредитов создавать в иностранных государствах ниши для собственного экспорта.

Примечания

1 Иностраннаяпомощь/Л.М. Капица, А.А. Абалкина, А.В. Абрамова, А. Га-барта, Д.А. Дегтерев, Е.А. Дегтерева и др. / под ред Л.М. Капицы. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 610.

2 Сю Вэйчжун. Чжунго дуй фэй юаньчжу цзици мяньлинь дэ синь тяочжан : [Помощь КНР странам Африки и связанные с этим новые вызовы]. URL: http:// www.ide.go.jp/Japanese/Publish/Download/Kidou/

3 Национальные стратегии содействия международному развитию: учеб.-те-мат. пособие / А.Б. Векшина, И.А. Гречухина, О.В. Есаулова, Ю.К. Зайцев, М.В. Ларионова, В.А. Нагорнов, О.В. Перфильева, М.Р. Рахмангулов, А.П. Шад-рикова, Е.А. Швец; отв. ред. М.В. Ларионова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 280.

4 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014. URL: http://ssc.undp.org/content/ dam/ssc/dgspaces/China/files/China%202nd%20White%20Paper%20on%20Foreign %20Aid%202014.pdf

5 United Nations. Treaty Series. India and People's Republic of China: Agreement (With Exchange of Notes) On Trade and Intercourse Between Tibet Region of China and India. P. 70. URL: https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%20299/v299.pdf

6 China's Foreign Aid. URL: http://news.xinhuanet.com/english2010/china/ 2011-04/21/c_13839683.htm

7 Иностранная помощь... С. 610.

8 Чжан Яньбин, Хуан Ин. Чжунго хэ сифан цзай дуйвай юаньчжу диняньшан дэ чаисин бяньси : [Анализ различий китайских и западных подходов к понятию «зарубежная помощь»]. URL: http://www.cicir.ac.cn/UploadFile/files/201301141019483.pdf

9 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

10 Fan R. China's Excess Capacity: Drivers and Implications // Stewart and Stewart. 2015. Т. 12. URL: http://www.stewartlaw.com/Content/Documents/China% 27s%20Excess%20Capacity%20-%20Drivers%20and%20Implications.pdf

11 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

12 Ibid.

13 China's Foreign Aid...

14 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

15 China Military to Set Up First Overseas Base in Horn of Africa. URL: https:// www.ft.com/content/59ad20d6-f74b-11e5-803c-d27c7117d132

16 China's Trade and FDI in Africa. URL: http://www.afdb.org/fileadmin/upload s/afdb/Documents/Publications/Working%20126.pdf

17 China Pledged to Invest $60 Billion in Africa. Here's What That Means. URL: https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2016/01/07/china-pledged -to-invest-60-billion-m-africa-heres-what-that-means/?utm_term=.fdfe3a14f47e

18 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

19 Thousands of Chinese Workers Come and Stay in Angola. URL: http://english. cntv.cn/2014/05/10/VIDE1399673042754253.shtml

20 Tracking Chinese Development Finance — BETA. URL: http://china.aidd ata.org/

21 Иностранная помощь... С. 610.

22 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

23 China's Confucius Institutes Aren't Perfect but Have Much to Offer Africa. URL: http://theconversation.com/chinas-confucius-institutes-arent-perfect-but-have -much-to-offer-africa-51596

24 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

25 Chung, C. P. China's Multilateral Co-operation in Asia and the Pacific: Institutionalizing Beijing's «Good Neighbour Policy». Routledge. 2010. 168 p.

26 Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 China Pledges Loans of Over $20 Billion to Southeast Asia: Xinhua. Available at: URL: http://www.reuters.com/article/us-myanmar-asean-china-loans-idUSKCN0IX 19L20141113 (accessed 05.12.2016).

28 China 2nd White Paper on Foreign Aid 2014...

29 Zhenming, Zhu. China's Economic Aid to CLMV and Its economic Cooperation with Them. Chiba, Institute of Developing Economies-Japan External Trade Organization, 2009. 38 p.

30 Japan—ASEAN Cooperation. URL: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/ asean/relation/dimens.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.