Научная статья на тему '2014. 04. 029. Такэути Хироки. Китайско-японские отношения: власть, взаимозависимость и внутренняя политика. Takeuchi Hiroki. Sino-Japanese relations: power, interdependence, and domestic Politics // Intern. Relations of the Asia-Pacific. - Oxford, 2014. - Vol. 14. - p. 7-32'

2014. 04. 029. Такэути Хироки. Китайско-японские отношения: власть, взаимозависимость и внутренняя политика. Takeuchi Hiroki. Sino-Japanese relations: power, interdependence, and domestic Politics // Intern. Relations of the Asia-Pacific. - Oxford, 2014. - Vol. 14. - p. 7-32 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 029. Такэути Хироки. Китайско-японские отношения: власть, взаимозависимость и внутренняя политика. Takeuchi Hiroki. Sino-Japanese relations: power, interdependence, and domestic Politics // Intern. Relations of the Asia-Pacific. - Oxford, 2014. - Vol. 14. - p. 7-32»

рынках, также могут породить сомнения в необходимости опираться на американское лидерство» (с. 1182).

С.Ю. Крикалова

2014.04.029. ТАКЭУТИ ХИРОКИ. КИТАЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЛАСТЬ, ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

TAKEUCHI HIROKI. Sino-Japanese relations: power, interdependence, and domestic politics // Intern. relations of the Asia-Pacific. - Oxford, 2014. - Vol. 14. - P. 7-32.

Ключевые слова: Китай, внешняя политика; Япония, внешняя политика.

В последние 20 лет Япония и КНР усилили экономические связи в форме двусторонней торговли и прямых инвестиций. Одновременно происходит ухудшение политических отношений, особенно из-за территориальных претензий Китая относительно островов Сэнкаку/Дяоюй. Охлаждение и восстановление отношений происходит неравномерно, и часто реакция сторон, в особенности Китая, оказывается запоздалой. Наиболее характерный пример - реакция КНР на заявление японских властей о покупке части островов архипелага Сэнкаку (находившихся до этого в частном владении). Впервые такое заявление прозвучало в апреле 2012 г. от наиболее радикального японского политика Исихара Синтаро, однако реакция Пекина была сдержанной. Когда заявления повторились в августе, притом в более мягкой форме, представители КНР неожиданно разразились критикой и обвинениями.

Не вполне ясно, в какой степени правящие круги КНР руководствуются общественным мнением, высказываемым посредством Интернета. В отношении Японии высказывания в Сети, как правило, носят радикально-националистский характер, но следует учитывать, что они не обязательно выражают настроения общества, это лишь небольшой, но наиболее активный и практически экстремистский сегмент.

Такэути Хироки (Южный методистский университет, Даллас, США) обращается к нескольким теориям международных отношений с целью объяснить создавшееся положение.

Либеральная теория в данной связи, по мнению Такэути, несостоятельна. В соответствии с ней акторы (в частности, государства) на международной арене стремятся прежде всего к экономической выгоде, используя остальные факторы как вспомогательные. Если две страны, подобно Китаю и Японии, взаимодействуют к обоюдной выгоде, конфликт для обеих становится «нерентабельным», и потепление политических отношений неизбежно. В середине 2000-х годов действительно произошло определенное улучшение отношений. Начиная с 2006 г., когда в Японии ушел в отставку премьер Коидзуми Дзюнъитиро, во внешней политике придерживавшийся, скорее, правых взглядов, а в КНР у власти находился позитивно настроенный в отношении Японии Ху Цзиньтао, совместные заявления сторон в течение нескольких лет почти не касались непростых исторических вопросов, а отражали по большей части устремление в будущее. В 2006 г. Абэ Синдзо, занявший пост премьера после Коидзуми, впервые выбрал КНР, а не США для первого официального визита. Несмотря на все это в 2010 г. после задержания китайского рыбацкого трейлера у островов Сэнкаку отношения резко ухудшились. Охлаждение отношений ставит под угрозу экономическое сотрудничество и при либеральном походе иррационально.

«Реалистическая теория» также не учитывает психологический фактор и потому объясняет динамику японо-китайского диалога лишь частично. В соответствии с ней ситуация в регионе сама по себе провоцирует конфликт. Япония была лидером в Восточной Азии, но ее влияние в настоящий момент падает. КНР, - напротив, восходящая держава. Страна с ослабевающим влиянием неизбежно воспринимает восходящую как угрозу и занимает по отношению к новому лидеру заведомо агрессивную позицию, что вызывает ответную агрессию и в итоге может привести к серьезному конфликту. Данная схема работает не всегда: в Первой мировой войне, к примеру, Германия начала войну против слабеющего лидера - Великобритании.

В китайско-японских отношениях взаимное недоверие осложняет историческая память о Второй мировой войне, образ китайского народа как жертвы, создание которого с 1990-х годов активно поощряют китайские лидеры для сплочения населения и оправдания агрессивных заявлений в адрес Японии. Обе стороны

ощущают собственную правоту: китайцы, поскольку опираются на исторические события, и японцы, поскольку считают, что власти КНР манипулируют общественным мнением и проводят политику активизации национализма.

Теория игр, по мнению Такэути, лучше объясняет динамику двусторонних отношений. В соответствии с ней каждая сторона имеет определенное пространство для маневра, но готовится к ответу на действия противоположной, не зная, какую позицию займет оппонент, и заранее предполагая, какова будет его реакция. Так, представители Японии, не обладая информацией о возможной реакции КНР на свои действия, неизменно предполагают, что власти Китая займут агрессивную позицию.

Предубеждение возникает на основе предыдущего опыта взаимоотношений, репутации отдельных китайских лидеров, к примеру Цзян Цзэминя, и радикальных высказываний в Интернете, которые японская сторона ошибочно принимает за мнение китайского общества в целом. Это существенно сужает пространство для маневра, и Япония сама реагирует заведомо более агрессивно, провоцируя КНР на радикальные заявления, в итоге двусторонние отношения набирают негативную инерцию. Возникает ситуация порочного круга.

Несмотря на то что японская публика в целом склонна оценивать внешнюю политику с точки зрения экономической целесообразности, правый радикализм набирает силу. Например, в 2012 г. посол в КНР Нива Уитиро негативно оценил заявления соотечественников о покупке островов Сэнкаку, утверждая, что это поставит крест на японо-китайском сотрудничестве. Это вызвало жесткую критику и обвинения в том, что Нива ставит экономические интересы выше национальных.

Что касается действий Китая, то ими руководят более сложные мотивы, и зачастую неожиданная реакция связана с борьбой за власть внутри КПК. При Ху Цзиньтао сохранялось влияние фракции Цзян Цзэминя, крайне негативно настроенной по отношению к Японии и стремившейся перехватить власть у сторонников Ху Цзиньтао. Борьба достигла апогея в 2012 г., уже после первых японских заявлений о покупке островов. На съезде партии Цзян раскритиковал Ху за слишком мягкую позицию в отношении Японии. Чтобы защититься от этих обвинений, Ху в следующих заяв-

лениях реагировал на любые действия японской стороны крайне резко. Именно этим, по мнению Такэути, объясняется запоздалая реакция на заявления о покупке части архипелага Сэнкаку.

А.А. Новикова

2014.04.030. БРЕСЛИН Ш. КИТАЙ И ЮГ: ЦЕЛИ, СУБЪЕКТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

BRESLIN Sh. China and the South: objectives, actors and interactions // Development a. change. - Oxford; Maiden, 2013. - Vol. 44, N 6. -P. 1273-1294.

Ключевые слова: Китай; внешняя политика; экономические связи; Африка; международные отношения.

Начиная с 1999 г. китайские компании активно продвигают идею выхода на мировой рынок инвестиций. В 2000 г. был создан Форум по китайско-африканскому сотрудничеству. Государственные корпорации в Китае вовлечены в большое количество проектов за границей, при этом спонсируются они чаще всего государственными же займами. Коммерческая активность сопровождается политической: китайские лидеры совершают массу визитов в страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и принимают ответные визиты в КНР. Собственно руководство внешней политикой принадлежит небольшой группе, которую возглавляет Си Цзиньпин как глава партии, а МИД занимается рутинными вопросами и к руководству внешней политикой отношения не имеет. Подобные тенденции создают иллюзию централизованного, направляемого партийным руководством движения китайских компаний в сторону глобализации их деятельности. Однако Шон Бреслин, профессор Уорвикского университета (Великобритания), ставит под сомнение существование какого-либо единого проекта. Он полагает, что каждая в отдельности компания преследует собственные коммерческие, а не государственные цели: «Не существует единого "China Incorporated"»1 (с. 1274).

Долгое время КНР за рубежом преследовала исключительно политические цели, стремясь утвердить имидж самопровозглашен-

1 Термин, введенный по аналогии с «Japan Incorporated», появившемся в период «японского экономического чуда». - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.