Научная статья на тему '2014. 04. 024. Арефьев В. В. Советско-югославский конфликт, 1948-1961. - М. : Изд-во «Спутник+», 2013. - 163 с'

2014. 04. 024. Арефьев В. В. Советско-югославский конфликт, 1948-1961. - М. : Изд-во «Спутник+», 2013. - 163 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
985
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ЮГОСЛАВИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 024. Арефьев В. В. Советско-югославский конфликт, 1948-1961. - М. : Изд-во «Спутник+», 2013. - 163 с»

тического режима, образовавшегося в центре европейского континента - колыбели современной цивилизации.

Для написания монографии С.Ю. Данилов опирался на разнообразный круг источников, прежде всего воспоминания, записки и дневники деятелей тоталитарных режимов, их прежних соратников, со временем перешедших в разного рода оппозицию, записи рядовых граждан, их интервью историкам, политологам, социологам, психологам. Работу завершают заключение, перечень источников и литературы, указатель географических названий.

И.Е. Эман

2014.04.024. АРЕФЬЕВ В В. СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ КОНФЛИКТ, 1948-1961. - М.: Изд-во «Спутник+», 2013. - 163 с.

Ключевые слова: СССР; Югославия; политический конфликт.

Книга российского исследователя В.В. Арефьева, состоящая из 43 небольших параграфов и заключительной части, посвящена истории политического конфликта между СССР и Югославией в 1948-1961 гг. Автор использовал опубликованные официальные документы, энциклопедические издания, советскую, американскую, британскую и югославскую периодику, разноязычную историографию.

Советско-югославский конфликт начался в январе 1948 г. В газете «Правда» отмечалось тогда, что «в руководстве КПЮ за последние 5-6 месяцев открыто возобладали националистические элементы» (цит. по: с. 3). 10 февраля 1948 г. в Москве состоялась встреча советских, болгарских и югославских руководителей. В ее ходе Сталин потребовал создать федерацию Югославии и Болгарии. 11 февраля было заключено соглашение между СССР и Югославией о консультациях по внешней политике. Заместитель министра иностранных дел Югославии Беблер отмечал, что советское правительство требовало, чтобы каждый шаг югославской внешней политики получал предварительную советскую санкцию. По его утверждению, «советское правительство приняло внешнеполитические меры, которые коснулись Югославии, не только без консультации с югославским правительством, но даже не уведомив его о своем намерении принять ту или иную меру» (цит. по: с. 4).

1 марта 1948 г. было проведено расширенное заседание Политбюро ЦК КПЮ, на котором обсуждался вопрос о создании федерации. После этого югославское Политбюро сообщило в Москву и Софию, что «в данный момент создание федерации преждевременно» (с. 4). 18-19 марта 1948 г. все советские военные и гражданские советники были отозваны из Югославии.

29 июня 1948 г. «Правда» опубликовала резолюцию Комин-форма «О положении в Коммунистической партии Югославии». Коминформ предъявил КПЮ ряд обвинений, лишенных логики: мелкобуржуазный национализм, контрреволюционный троцкизм, меньшевизм, левая демагогия. Компартия Югославии именовалась «кулацкой партией, в которой царит турецкий террористический режим» (цит. по: с. 7). Предлагалось исправить ошибки лидеров партии или сменить партийное руководство. Несколько участников заседания Коминформа воспротивились принятию резолюции и согласились с ней только после того, как российский делегат Жданов сказал: «У нас есть информация, что Тито - это империалистический шпион» (цит. по: с. 7).

25 мая 1948 г. ЦК КПЮ опубликовал постановление о созыве V съезда КПЮ, что было неожиданным ударом для Сталина, поскольку Тито по сути решил провести референдум в Югославии о конфликте с СССР. V съезд КПЮ отклонил критику Коминформа в адрес партии. Более того, персонал посольства Югославии в Москве принял резолюцию в поддержку Тито и против Коминформа. А летом 1949 г. закончилось противостояние между югославскими силами безопасности и советскими агентами. Тайные организации советской разведки в Югославии были разгромлены, а их члены арестованы. В октябре 1951 г. Тито в своей речи в Загребе привел данные о подрывной деятельности СССР против Югославии. В частности, он отметил, что до и после резолюции Коминформа в шпионы из рядов югославских граждан было завербовано 1250 человек (с. 15). Он сказал также, что все шпионские центры вокруг Югославии создаются Кремлем. «Только Советский Союз имеет 35 таких шпионских центров, 12 имеет Венгрия, 17 - Болгария, 9 -Албания, 13 - Румыния и 12 - Чехословакия» (цит. по: с. 15).

Кроме того, Югославия ощущала опасность военного вторжения. На югославских границах росла численность войск Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании. В 1951 г. число их дивизий дос-

тигло 25. В августе 1951 г. Тито принял американского сенатора Муди. Газета «New York Times» от 16 августа 1951 г. писала: «Тито думает, что следующий [1952] год станет пунктом опасности, в 1953 году и в 1954 году это будет чересчур поздно для Советского Союза... Россия боится Соединенных Штатов, но может сделать неправильный вывод, если ей не противопоставить достаточную силу в пунктах опасности» (цит. по: с. 37).

В начале 1950-х годов в советских и просоветских печати и на радио, в кино и литературе велась антиюгославская пропаганда. В 1950 г. на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Секретная миссия» (режиссер М. Ромм). Югославы полагали, что фильм был снят по заказу советского руководства. По сценарию выходило, что Югославия - это «фашистская» страна с давних пор. Советский писатель О. Мальцев издал роман «Югославская трагедия», в котором представил Тито и некоторых других политических деятелей Югославии англо-американскими шпионами. Роман был удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год (с. 57).

Вслед за тем 20 декабря 1951 г. венгерская армия захватила югославский остров на реке Муре, по которой проходила их общая граница. По этому поводу один югославский радиокомментатор заявил: «Агрессивное давление, которое советский блок ведет против нашей страны, переходит предел холодной войны» (цит. по: с. 38).

В 1952 г. английский левый экстремист Зиллиакус выпустил книгу «Тито Югославский», в которой, защищая Тито, подверг резкой критике сталинскую политику в отношении Югославии. В ответ на это в СССР он был объявлен британским шпионом, что, однако, не помешало ему позже, уже в 1958 г., быть принятым Н.С. Хрущёвым.

В 1954 г. в советско-югославских отношениях произошла некоторая нормализация. На радио Белграда прекратили глушить передачи на русском языке. Югославия была приглашена на обсуждение начальной фазы Варшавского пакта. Однако уже в 1956 г. вновь наступило охлаждение отношений. Это было связано с забастовками в Польше и советскими требованиями «согласия с московской линией», предъявленными югославскому правительству (с. 86). Тито, со своей стороны, критиковал СССР в связи с революцией в Венгрии. В советском блоке началась очередная антиюгославская кампания, по поводу которой Тито в 1958 г. сказал

следующее: «Эта кампания имеет глубокие корни... Главная причина этой кампании кроется в том, что мы отказались подписать декларацию двенадцати государств, принятую в Москве в ноябре 1957 г., и что мы отказались войти в так называемый социалистический лагерь» (цит. по: с. 118).

В 1958 г. ухудшились и отношения Югославии с Китаем. Китайцы стали упрекать югославских дипломатов в дурных манерах, а югославское правительство, в свою очередь, обвиняло китайские власти в «грубости» (с. 123). Иностранные наблюдатели предрекали разрыв между Югославией и другими коммунистическими странами из-за «ревизионизма» Тито.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС Хрущёв также говорил о «югославском ревизионизме». С ним были солидарны и некоторые другие делегаты. В своем докладе советский лидер заявил следующее: «Югославские ревизионисты сосредоточили сейчас главный огонь против Китайской Народной Республики и распускают всякие домыслы о якобы имеющихся расхождениях между коммунистической партией Советского Союза и коммунистической партией Китая» (цит. по: с. 133). С того времени фактически началась изоляция Югославии в советском блоке.

Между тем 18 апреля 1960 г. Тито выступил на съезде социалистического трудового народа Югославии, где, как писала газета «Times», «Тито высказался с большой сдержанностью об идеологических разногласиях и, кажется, постарался изо всех сил поддержать советскую внешнюю политику и одновременно раскритиковать Запад» (цит. по: с. 139). Однако это не привело к улучшению положения Югославии. В августе 1960 г. югославская газета «Борба» опубликовала трактат крупного югославского политического деятеля и политолога Э. Карделя «Социализм и война. Анализ китайской критики политики сосуществования». Британские аналитики отмечали, что эта публикация могла поставить советских руководителей в неловкое положение, поскольку «югославы выступили не только в защиту своего права на собственную независимую линию коммунистической мысли, но и в защиту своего нейтралитета в борьбе между коммунистическим и западным блоками» (с. 144-145).

Коммунистическая партия Югославии не была приглашена на XXII съезд КПСС, когда в своем отчетном докладе 17 октября

1961 г. Хрущёв «обрушился со злобными нападками на Югославию» (с. 160).

В заключительной части книги автор приводит утверждение британского историка Д. Ллойда, который пишет, что отказ Хрущёва от Тито «был тем более поразителен, если принять во внимание усилия, предпринятые Хрущёвым по улучшению отношений с Югославией между 1955 г. и концом 1957 г...» (цит. по: с. 160). А в периодическом издании «Problems of communism» за март-апрель 1961 г. было сказано следующее: «Влияние титоизма на Восточную Европу сократилось почти до пункта исчезновения. Двусмысленное отношение Тито к венгерским событиям 1956 года, его в сущности оборонительная позиция в недавнем споре с СССР. Все это внесло свой вклад в падение престижа титовского режима как среди коммунистов, так и среди некоммунистов...» (цит. по: с. 161).

О. В. Бабенко

2014.04.025. РЭЙБ С.Дж. ЗОНА УБИЙСТВ: США ВЕДУТ ХОЛОДНУЮ ВОЙНУ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. RABE S.G. The killing zone: The U.S. wages cold war in Latin America. - N.Y; Oxford: Oxford univ. press, 2012. - XXXVII, 247 p.

Ключевые слова: США и Латинская Америка; холодная война; американская интервенция.

Монография профессора истории Техасского университета С.Дж. Рэйба, написанная на основе неопубликованных архивных материалов, опубликованных документов и мемуаров, посвящена политике США в отношении Латинской Америки в годы холодной войны. Она включает хронологию холодной войны, введение, семь глав и послесловие. Во введении автор отмечает, что интервенция США в латиноамериканские страны оставила более горькие воспоминания, чем «триумф США над Советским Союзом» (с. XXVI). Так, например, в Буэнос-Айресе каждый четверг матери и бабушки пропавших без вести или убитых в годы холодной войны аргентинцев проходят в тишине по центральной площади города с фотографиями своих детей и внуков в руках. Подобные демонстрации начались в 1977 г. и продолжаются по сей день.

В первой главе автор, стараясь определить корни американской интервенции в Латинскую Америку, ссылается на точку зре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.