Научная статья на тему '2014.04.019. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ В ПОЛЬШЕ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ДАНИИ: НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ? CORNOT-GANDOLPHE S. GAZ DE SCHISTE EN POLOGNE, AU ROYAUME-UNI, ET AU DANEMARK: VERS UN MODèLE EUROPéEN? // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 41 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/INDEX.PHP? PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=7965&ID_PROVENANCE=97'

2014.04.019. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ В ПОЛЬШЕ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ДАНИИ: НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ? CORNOT-GANDOLPHE S. GAZ DE SCHISTE EN POLOGNE, AU ROYAUME-UNI, ET AU DANEMARK: VERS UN MODèLE EUROPéEN? // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 41 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/INDEX.PHP? PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=7965&ID_PROVENANCE=97 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.04.019. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ В ПОЛЬШЕ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ДАНИИ: НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ? CORNOT-GANDOLPHE S. GAZ DE SCHISTE EN POLOGNE, AU ROYAUME-UNI, ET AU DANEMARK: VERS UN MODèLE EUROPéEN? // NOTE DE L’IFRI. - P.: IFRI, 2014. - 41 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/INDEX.PHP? PAGE=DETAIL-CONTRIBUTION&ID=7965&ID_PROVENANCE=97»

стран - членов ЕС должен стать контроль стоимости энергии. Однако структура энергопотребления производственных и сопутствующих секторов экономики значительно варьируется по странам ЕС, что ограничивает масштабы коммунитарной энергетической политики и оставляет государствам-членам широкое поле для маневра при реализации ее целей.

На долю ископаемой энергии в Европе приходится 78,8%. Так же как и во всем мире, первое место занимает нефть, за ней следует газ, доля которого за последние 15 лет значительно выросла, третье место принадлежит углю (с. 9). В ЕС первое место по производству энергии занимает атомная энергия, на долю которой приходится 28% общего производства (основной производитель -Франция). За атомной энергией следуют уголь (20,8%), основными производителями которого являются Польша и Германия, возобновляемые источники энергии (20,3), газ (19) и нефть (12%) (с. 10).

В таких условиях возрастают потребности в развитии соответствующей инфраструктуры для транспортировки энергии. По оценкам, на ее создание необходимо направить до 2020 г. 500 млрд евро (с. 10). При этом создание более плотной инфраструктурной сети, а также европейская энергетическая стратегия, включающая геостратегическую и дипломатическую составляющие, способствуют укреплению внутриевропейской солидарности в плане надежности энергоснабжения.

В заключение автор отмечает, что Европе брошен тройной вызов: геополитический, касающийся ее способности оказывать влияние на мир; экономический, относящийся к результативности ее промышленности и сферы услуг, и энергетический и экологический, обусловленные энергетической зависимостью и климатическими изменениями.

И.Ю. Жилина

2014.04.019. КОРНО-ГАНДОЛЬФ С. СЛАНЦЕВЫЙ ГАЗ В ПОЛЬШЕ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ДАНИИ: НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕЛИ?

CORNOT-GANDOLPHE S. Gaz de schiste en Pologne, au Royaume-Uni, et au Danemark: Vers un modèle européen? // Note de l'Ifri. - P.: IFRI, 2014. - 41 p. - Mode of access: http://www.ifri.org/index.php? page=detail-contribution&id=7965&id_provenance=97

Ключевые слова: сланцевый газ; модель развития; низкоуглеродная экономика; общественное мнение.

Анализируя использование сланцевого газа в Польше, Великобритании и Дании, консультант по вопросам энергетики (Франция) выявляет факторы, влияющие на формирование приемлемой для европейского общества модели развития этого сектора энергетики.

Несмотря на снижение потребления природного газа, в 2012 г. на его долю приходилось 24% общего потребления первичной энергии в Европе. Из-за сокращения собственной добычи европейские страны наращивают импорт природного газа, объем которого в 2012 г. достиг 306 млрд м3. Зависимость Европы от внешних источников снабжения в настоящее время составляет 65%, а, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2035 г. увеличится до 81%.

В энергетическом балансе Польши преобладает уголь (55% первичного потребления энергии в 2012 г. и 86% производства электроэнергии), тогда как на долю природного газа приходится не более 13%. Объем его потребления в 2012 г. составил 15,6 млрд м3 при собственном производстве в 4,3 млрд м3. Польша зависит от импорта российского природного газа, на долю которого приходится 60% его потребления. В основе интереса к развитию добычи сланцевого газа лежит стремление сократить эту зависимость и гарантировать надежность газоснабжения (с. 5). По первым оценкам, запасы сланцевого газа в Польше составляют 5300 млрд м3. Этих запасов не только хватит на 300 лет при современном уровне потребления, они превратят Польшу в экспортера газа (с. 6).

Дополнительной мотивацией в пользу производства сланцевого газа являются экономические перспективы развития сектора. По оценкам, при устойчивых национальных и внешних инвестициях производство сланцевого газа может к 2025 г. достичь 12 млрд м3, что позволит создать 510 тыс. рабочих мест, увеличить ВВП на 0,8 процентных пункта между 2019-2025 гг., а также налоговые доходы бюджета. Кроме того, сланцевый газ может частично заменить уголь, что обеспечит сокращение выбросов С02. Провал сланцевого проекта расценивается как национальный провал (с. 6).

В 2012 г. объем потребления природного газа в Великобритании составил 75 млрд м3 (35% общего потребления энергии) при

собственном производстве в 37 млрд м3. Но его добыча быстро снижается из-за сокращения запасов конвенционного газа (с. 6-7). После потери в 2004 г. статуса чистого экспортера природного газа зависимость страны от импорта газа усилилась. В 2012 г. 50% потребленного газа было импортировано в основном из Норвегии, Нидерландов и Катара. По оценкам, к 2030 г. зависимость Великобритании от импорта природного газа увеличится до 76%, общие расходы на его импорт возрастут с 5,9 млрд евро в 2011 г. до 19 млрд евро в 2030 г.

Хотя сланцевый газ позволит снизить зависимость от импорта, развитие сектора рассматривается как возможность поддержать газовую отрасль и компенсировать выпадение доходов от производства конвенционных углеводородов. Потенциальное производство сланцевого газа в Великобритании оценивается в 32 млрд м3 в год (400 млрд м3 в 2016-2050 гг.), что позволит создать 74 тыс. рабочих мест (с. 7).

Энергетическая политика Великобритании предусматривает стимулирование использования природного газа, в том числе сланцевого, для обеспечения снижения выбросов парниковых газов на 80% до 2050 г. и перехода к низкоуглеродной экономике (с. 7). Развитие сланцевого сектора позволит сократить выбросы С02 за счет замены угля газом, производимым на национальной территории, а также выиграть время и деньги в ожидании повышения конкурентоспособности возобновляемых источников энергии. При этом добыча сланцевого газа должна развиваться параллельно с другими источниками энергии (конвенционный газ, ветряная энергия, биомасса, ядерная энергия и т.д.).

В энергетическом балансе Дании на долю газа приходится 20%. Потребление газа составляет 3 млрд м3, он обеспечивает 17% производства электроэнергии, тогда как уголь - 40%. Несмотря на незначительный объем собственного производства (2,7 млрд м3 в 2012 г.), Дания является чистым экспортером природного газа. Однако к 2020 г. собственные запасы газа должны исчерпаться (с. 8).

Энергетическая политика страны ориентирована на переход к возобновляемым источникам энергии: к 2020 г. ветряные двигатели должны обеспечивать более 40% производства электроэнергии против 20% в настоящее время, к 2035 г. предусматривается его окончательная декарбонизация. Для достижения полной независи-

мости от ископаемых источников энергии правительство проводит долгосрочную политику энергетической эффективности, направленную прежде всего на сокращение потребления энергии (с. 9). Для получения средств на финансирование энергетического перехода Дания ввела ряд специальных налогов, увеличила налоги на нефть, газ и уголь. Развитие сланцевого сектора дает стране возможность финансировать переход к низкоуглеродной экономике.

По мнению автора, ситуация в рассмотренных странах, несмотря на определенные различия, характерна для Европы: свертывание местного производства конвенционного газа сопровождается ростом импорта или сокращением экспорта в будущем. Снижение зависимости от внешних источников энергии является сильным побудительным мотивом обращения к сланцевому газу, а ожидаемые экономические результаты - ключевым фактором развития его производства для трех стран. Они либо стремятся повысить эффективность национальной экономики и развивать новую отрасль промышленности (Польша и Великобритания), либо обеспечить финансирование энергетического перехода (Дания и Великобритания) (с. 9).

Однако автор подчеркивает, что запасы сланцевого газа в Европе пока исследованы плохо. При этом разные организации используют различные методики оценки, размер запасов постоянно пересматривается. Так, Управление по энергетической информации США (Е1А) в 2013 г. пересмотрело в сторону уменьшения запасы сланцевого газа в Польше (с 5300 млрд м3 до 4130 млрд м3). В свою очередь Польский геологический институт, пользовавшийся другой методикой, в 2012 г. оценил запасы сланцевого газа в 346-768 млрд м3 (с. 13).

В рассматриваемых странах геологоразведка сланцевого газа началась в 2000-е годы, и сегодня они находятся на разных стадиях проведения работ. Правительство Польши активно стимулирует нефтяные компании к ведению геологоразведки. Недавно оно обязало национальные нефтяные и ненефтяные компании вкладывать средства в геологоразведку сланцевого газа.

Первые разрешения на геологоразведку были выданы министерством окружающей среды в 2007 г. на весьма льготных условиях («первого первым и обслуживают», плата в 50 евро за 1 км2 исследуемой территории и налог в 19% на прибыли компаний).

С 2012 г. введена процедура конкурентных торгов. С 2007 по середину 2013 г. 108 разрешений получили около 30 национальных и международных компаний (с. 15). В настоящее время операторы приступили к активной фазе оценки, прогнозирования и создания совместных предприятий для финансирования геологоразведки и тестирования месторождений.

К середине 2013 г. было пробурено 46 разведочных скважин, в 19 из которых использовалась технология кислотного гидроразрыва. Первые результаты показали наличие сланцевого газа в небольших количествах. Наиболее многообещающие результаты были получены на севере Польши. В частности, производительность одной из скважин компании «Lane Energy» составляет 8 тыс. м3 в день с июля 2013 г., что расценивается как коммерческое производство сланцевого газа, хотя этот объем слишком мал, чтобы его можно было коммерциализовать (с. 15).

Однако геологоразведка ведется не так быстро, как хотелось бы правительству Польши. Ее результаты подтвердили, что геологическая структура газоматеринских пород в Польше сложнее, чем в США. В целом бассейны глубже, менее пористы и труднее поддаются разрыву. Таким образом, пока невозможно оценить реальный потенциал польского сланцевого сектора.

Правительство Великобритании подходит к подтверждению существования запасов сланцевого газа весьма прагматично. Первые конкурентные торги на геологоразведку были проведены в 2008 г. Было выдано 97 разрешений. Новые торги намечены на 2014 г. Решения о выдаче разрешений на разведку и разработку принимаются центральными министерствами в сотрудничестве с местными властями. Процесс выдачи разрешений очень детализирован и подтверждается документальными данными.

До настоящего времени геологоразведкой занимается лишь несколько компаний, количество пробуренных скважин невелико. Первые скважины, пробуренные в 2010-2011 гг. компанией «Cuadrilla», показали наличие газа в коммерческих объемах. Однако в 2011 г. британское правительство ввело мораторий на использование кислотного гидроразрыва после сейсмических толчков малой магнитуды, вызванных использованием этой технологии. Только получив заключения нескольких научных учреждений о том, что риски кислотных гидроразрывов находятся под контролем, прави-

тельство отменило мораторий в декабре 2012 г., установив жесткие нормы мониторинга разведки сланцевого газа. Однако это не помешало возобновлению инвестиций крупнейших газовых компаний. Так, французская компания «GDF Suez» собирается вложить в геологоразведку 17 млн, а компания «Centrica» - 60 млн ф. ст. (с. 18).

Датское правительство поддерживает развитие сланцевого сектора при условии соблюдения требований защиты окружающей среды (ОС). Выдает разрешение на проведение геологоразведочных работ и добычи Датское энергетическое агентство (Danish energy authority, DEA), но утверждают проекты местные власти. Экологические разрешения выдают территориальные власти в сотрудничестве с министерством окружающей среды. Единственной компанией, проводящей в Дании геологоразведочные работы, является «Total», которая приобрела разрешение на разведку в 2010 г. на шесть лет. Предполагалось, что одна из скважин должна заработать в середине 2013 г. Но работы были отложены, поскольку местные власти потребовали проведения полной экологической экспертизы, которая пока не завершена.

Таким образом, во всех трех странах работы находятся в начальной стадии. Первые геологоразведочные работы, проведенные в Польше и Великобритании, подтвердили наличие сланцевого газа (не всегда в коммерческих объемах) и более сложную, чем в США, геологическую структуру. Опыт Великобритании показал, что трудности, с которыми сталкивается эта зарождающаяся отрасль, можно преодолеть при соблюдении правил и контроле над деятельностью операторов (с. 19).

Действующее в большинстве европейских стран законодательство, регулирующее геологоразведку и производство конвенционных углеводородов, не учитывает специфику сланцевого газа. Процесс адаптации законодательства к новым условиям происходит во всех трех странах, но с разной скоростью. Новые правила касаются учета специфических экологических рисков геологоразведки и эксплуатации сланцевого газа, налогообложения этого источника энергии и раздела прибылей с местным населением.

Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие сланцевого сектора, является отношение общества к единственной существующей в настоящее время технологии добычи - кислотному гидроразрыву. Опросы показывают, что большинство поляков

(78% в 2013 г. против 73% в 2011 г.) разделяют ожидания властей в отношении сланцевого газа, что объясняется многообещающими экономическими перспективами развития сектора и укреплением энергетической независимости страны. Британское общество выступило против развития сектора после сейсмических толчков, вызванных гидроразрывом на одной из скважин. Однако в результате умелых действий правительства в настоящее время отношение к сланцевому газу меняется: 57% населения, проживающего в районе скважины, относится к разведке сланцевого газа положительно. Основным преимуществом сектора, по оценке опрашиваемых, является создание рабочих мест. Датское общественное мнение настроено к сланцевому газу в целом положительно при условии контроля над технологией его добычи (с. 32).

Опыт Великобритании показывает, что жесткое регулирование, учитывающее озабоченность местного населения, предоставление ему компаниями-операторами полной информации, принятие правительством решений на основе научных данных могут положительно повлиять на общественное мнение. При развитии сланцевого сектора необходимо также учитывать местную специфику, приспосабливаться к культурным, социальным и экономическим различиям не только между странами, но и регионами внутри одной страны. В целом еще до начала разведочных работ следует формировать положительное отношение к сланцевому газу у местного населения и гражданского общества, предоставлять местным органам власти право принятия решений, касающихся разведки и добычи сланцевого газа, особенно его влияния на ОС.

Учитывая исторические, культурные, социальные и экономические различия между странами, а также регионами внутри них, как полагает автор, формирование единой «европейской модели» сланцевого сектора невозможно. Тем не менее он напоминает о «золотых правилах» МЭА, определяющих наряду с государственной поддержкой основные факторы развития отрасли в Европе. К ним относятся: учет и контроль экологических рисков; формирование положительного отношения к проектам местного населения и гражданского общества до начала их реализации; прозрачная и независимая информация; стабильное и стимулирующее инвестиции законодательство; раздел прибыли с местным населением (с. 35-36).

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.