Научная статья на тему '2014.04.011. ЛЮДЕ Д. СТАТЬЯ 65 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ: СВОБОДА... НАДЗИРАТЬ? LUDET D. ARTICLЕ 65. CONSEIL SUPéRIEUR: UNE LIBERTé... SURVEILLéE? // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 363-369'

2014.04.011. ЛЮДЕ Д. СТАТЬЯ 65 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ: СВОБОДА... НАДЗИРАТЬ? LUDET D. ARTICLЕ 65. CONSEIL SUPéRIEUR: UNE LIBERTé... SURVEILLéE? // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 363-369 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 2008 Г / СЕНАТ / ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.04.011. ЛЮДЕ Д. СТАТЬЯ 65 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ: СВОБОДА... НАДЗИРАТЬ? LUDET D. ARTICLЕ 65. CONSEIL SUPéRIEUR: UNE LIBERTé... SURVEILLéE? // LA RéVISION DE 2008: UNE NOUVELLES CONSTITUTION? / OUVRAGE COORDONNé PAR JEAN-PIERRE CAMBY, PATRIC FRAISSEIX, JEAN GICQUEL. - P., 2011. - P. 363-369»

этих бывших французских территорий, за которыми Конституция признает очень широкую автономию, быть «простыми» («simples») региональными языками в смысле ст. 75-1? Речь идет, таким образом, о том, чтобы позволить парламентскому большинству принять в будущем закон о региональных языках без риска цензуры со стороны Конституционного совета. Этих языков в настоящее время во Франции насчитывается 79, из которых 39 используются в заморских территориях; в числе последних 28 языков относятся к канак-ским. И конечно же, было бы желательным, чтобы законодатель уточнил понятие «региональные языки», не затрагивая при этом язык Республики, которым должен оставаться французский.

В.В. Маклаков

2014.04.011. ЛЮДЕ Д. СТАТЬЯ 65 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ: СВОБОДА... НАДЗИРАТЬ?

LUDET D. Агйс1е 65. Conseil supérieur: Une liberté... surveillée? // La révision de 2008: Une nouvelles Constitution? / Ouvrage coordonné par Jean-Pierre Camby, Patrie Fraisseix, Jean Gicquel. - P., 2011. - P. 363369.

Ключевые слова: Конституция Франции; конституционная реформа 2008 г.; Сенат; Высший совет магистратуры.

Статья французского судьи посвящена новой редакции ст. 65 Конституции Франции, осуществленной в результате пересмотра 2008 г. Прежде всего автор цитирует исправленную и дополненную статью:

«Статья 65. Высший совет магистратуры включает палату (formation), имеющую юрисдикцию в отношении судей, и палату, имеющую юрисдикцию в отношении прокуроров.

Палату, компетентную в отношении судей, возглавляет первый председатель Кассационного суда. Кроме того, она включает пять судей и одного прокурора, одного государственного советника, назначаемого Государственным советом, одного адвоката, а также шесть квалифицированных лиц, не входящих ни в состав Парламента, ни в органы судебной власти, ни в административные органы (l'ordre administratif). Президент республики, председатель Национального собрания и председатель Сената назначают по два квалифицированных члена каждый. Процедура, предусмотренная в последнем абзаце статьи 13, применяется к назначению

квалифицированных лиц. Назначения, произведенные председателями каждой палаты Парламента, направляются на получение одного заключения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты.

Палата, компетентная в отношении прокуроров, возглавляется генеральным прокурором при Кассационном суде. Она включает, кроме того, пять прокуроров и одного судью, а также одного государственного советника, адвоката и шесть квалифицированных лиц, упомянутых во втором абзаце.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении судей, делает предложения о назначении судей Кассационного суда, назначении первых председателей апелляционных судов и назначении председателей трибуналов большой инстанции. Другие судьи назначаются по получении соответствующего заключения палаты.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении прокуроров, дает свое заключение о назначениях, касающихся прокуроров.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении судей, действует как дисциплинарный совет в отношении судей. В этом случае она включает помимо членов, указанных во втором абзаце, судью, входящего в палату, компетентную в отношении прокуроров.

Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношении прокуроров, дает свое заключение о дисциплинарных санкциях в отношении прокуроров. В этом случае, кроме членов, указанных в третьем абзаце, она включает прокурора, входящего в палату, компетентную в отношении судей.

Высший совет магистратуры собирается на пленарное заседание для представления ответов на требования о даче заключений, представленных Президентом республики в порядке статьи 64. Совет в том же составе высказывается по вопросам профессиональной этики магистратов, а также по любому вопросу о деятельности органов правосудия (justice), в отношении которых запрашивает министр юстиции. В пленарном заседании участвуют трое из пяти судей, указанных во втором абзаце, трое из пяти прокуроров, указанных в третьем абзаце, а также государственный советник, адвокат и квалифицированные лица, указанные во втором абзаце. В пленарном заседании председательствует председатель Кассационного суда, который может быть замещен генеральным прокурором при этом Суде.

Кроме рассмотрения дисциплинарных вопросов министр юстиции может участвовать в заседаниях палат Высшего совета магистратуры.

Высший совет магистратуры может быть запрошен каким-либо участником судебного разбирательства (un justiciable) при соблюдении условий, установленных органическим законом.

Органический закон устанавливает условия применения настоящей статьи».

Данная статья претерпела две редакции. Последний ее пересмотр привел к значительной эволюции Высшего совета магистратуры и в том, что относится к его составу, и в том, что касается ограниченного расширения его полномочий и наблюдения за реализацией собственных функций.

В составе Высшего совета магистратуры произошли значительные изменения. Председательство Президента республики в этом органе (на основе первоначального текста ст. 65 Конституции Франции был министр юстиции) на протяженни длительного времени подвергалось постоянной критике. Считалось, что в этом случае исполнительная власть посягает на независимость Высшего совета магистратуры, на магистратов и, следовательно, при их назначении воздействует на саму судебную власть.

В соответствии с предложением Комитета Э. Балладюра существовавшее ранее положение о Президенте республики и министре юстиции не вошло в новую редакцию ст. 65. На такое решение повлияла норма предыдущей ст. 64, не подвергшейся модификации и устанавливающей, что «Президент республики является гарантом независимости судебной власти». Что же касается министра юстиции, то он не покинул Высшего совета магистратуры. И хотя министр перестал быть членом этого органа по праву, но за ним было оставлено право участвовать в заседаниях палат Высшего совета магистратуры, за исключением рассмотрения дел по дисциплинарным вопросам.

Что же касается Президента республики, то и он не остался чуждым элементом структуры Высшего совета магистратуры, поскольку глава государства получил право назначения в его состав своих двух квалифицированных лиц.

До реформы в палате Высшего совета магистратуры, компетентной в отношении судей, было лишь четверо лиц, не принадлежащих к судейскому сословию; судей же было шесть. Если учесть, что в состав Совета входили Президент республики и министр юстиции, то ситуация явно была в пользу судейского корпуса. Когда же созывалось пленарное заседание Совета с учетом всех назначенных и избираемых членов обеих палат (т.е. палат для судей и для прокуроров), то большинство состава было еще более просу-дейским. Такое «неравновесие» на протяжении многих лет (судьи и несудьи) вызывало критику. Совет обвинялся в корпоративном

сговоре в пользу судейского корпуса. Комитет Э. Балладюра вознамерился установить в этом органе паритет между магистратами и немагистрами.

Принятый окончательно текст ст. 65 Конституции Франции закрепил такой состав Высшего совета магистратуры (за исключением рассмотрения дисциплинарных дел), в котором магистраты оказались в меньшинстве: в состав палат Совета были включены государственный советник и по шесть квлифицированных лиц, назначаемых по два, соответственно, Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Кроме того, в составе палат по одному месту получили адвокаты. Отныне восемь членов-немагистратов заседают в каждой из двух палат Высшего совета магистратуры; магистратов же в палатах осталось по шесть.

Правда, пишет автор, названный состав этого органа опять-таки вызвал волну критики, поскольку аналогичных примеров нет ни в иностранных государствах, ни на европейском уровне. Как бы то ни было, но и на пленарных заседаниях Совета большинство мест теперь занимают немагистраты.

Что же касается палат Высшего совета магистратуры, рассматривающих дисциплинарные дела в отношении судей и прокуроров, то их прежний состав был оставлен в неприкосновенности -в этих палатах большинство мест принаждежит судьям и прокурорам. Предоставление большинства мест в палатах Совета немагистратам автор объясняет тем, что назначаемые лица должны пройти процедуру, прописанную в ст. 13 Конституции Франции, т.е. их назначение должно осуществляться с согласия постоянных комиссий палат Парламента.

Реформа 2008 г. не изменила ст. 54 Конституции Франции; и гарантом независимости судебной власти по-прежнему остался Президент, а не сам Высший совет магистратуры.

Если говорить о полномочиях палат этого Совета, то они изменились очень незначительно, хотя пленум Совета стал более «могущественным», чем его предшественник до реформы 2008 г.

Палата, компетентная в отношени судей, не получила каких-либо новых полномочий. Она продолжает выдвигать предложения о назначении судей в Кассационный суд, на посты первых председателей апелляционных судов и председателей судов большой ин-

станции и дает заключения в отношении других судей, предлагаемых министром юстиции. Предложение Р. Балладюра предоставить этой палате право предлагать судей на все посты было отвергнуто Сенатом. Компетенция дисциплинарной палаты в отношении судей также осталась прежней.

Палата Высшего совета магистратуры в отношении прокуроров после реформы полномочна давать заключения на назначения генеральных прокуроров, но в отношении других прокуроров от нее требуется только предоставление заключения по поводу дисциплинарных санкций. Установление такого порядка опирается на факты, имевшие место начиная с 1993 г., кроме периода парламентской легислатуры 1997-2002 гг., когда было дано несколько десятков отрицательных заключений на назначение прокуроров, предлагавшихся исполнительной властью. При рассмотрении дисциплинарных дел в отношении прокуроров палата дает только простые заключения по поводу налагаемых санкций.

Начиная с 1993 г. члены Высшего совета магистратуры, собираясь на пленарные заседания, рассматривали сообща проблемы и судей, и прокуроров, делая свои «спонтанные заключения» («avis spontanés»). Также рассматривались дела в отношении конкретных судей или прокуроров. Новый текст ст. 65 Конституции Франции стремится исключить «спонтанные заключения». Темами пленарных заседаний могут быть вопросы судейской этики, инициированные Президентом республики на основании ст. 64 Конституции, а также проблемы функционирования органов юстиции, но только по запросам министра юстиции.

Введенное новшество, считает автор, весьма интересно и, может быть, вполне оправданно. Однако его реализация будет зависеть от содержания органического закона, который должен будет содержать более расширенное толкование названных положений.

В.В. Маклаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.