Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки кандидатов и отбора на судейские должности во Франции и Испании'

Некоторые аспекты подготовки кандидатов и отбора на судейские должности во Франции и Испании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1805
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ / КОМИССИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПО СЛУЖБЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА МАГИСТРАТУРЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ИСПАНИИ / СУДЕЙСКИЙ КОРПУС / КОНКУРС НА ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНОСТИ СУДЬИ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрасулов Е.Б.

Статья посвящена опыту Франции и Испании в отборе и назначений судей. Рассматриваются вопросы критериев отбора, подготовки будущих судей в специализированных школах, о роли органов судейского сообщества и государственных структур в системе подготовки судейских кадров и их назначении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки кандидатов и отбора на судейские должности во Франции и Испании»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК34

Абдрасулов Е.Б.,

д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ И ОТБОРА НА СУДЕЙСКИЕ

ДОЛЖНОСТИ ВО ФРАНЦИИ И ИСПАНИИ

Аннотация

Статья посвящена опыту Франции и Испании в отборе и назначений судей. Рассматриваются вопросы критериев отбора, подготовки будущих судей в специализированных школах, о роли органов судейского сообщества и государственных структур в системе подготовки судейских кадров и их назначении.

Ключевые слова

Высший совет магистратуры, комиссия по продвижению по службе, Национальная школа магистратуры, Генеральный совет судебной власти Испании, судейский корпус, конкурс на занятие должности судьи,

система обучения судей.

Введение, общие принципы и цель системы отбора кандидатов в судьи

Отбор и назначение судей являются ключевыми элементами судебной системы современного государства, поскольку формирование высокоинтеллектуального и высоконравственного корпуса судей является необходимым условием для обеспечения их независимости, ответственности и профессионализма.

Прозрачность и качество процедур отбора судей играет важную роль в укреплении доверия общественности не только ксудебной системе и органам, отвечающим за процесс отбора и рекомендации на судейские должности, но и к государству в целом. Несмотря на значительные успехи в реформировании этого направления деятельности соответствующих структур, еще нет оснований говорить, что все задачи в этом важном аспекте государственной политики уже решены. Современные условия развития общества требуют дальнейшей модернизации, поиска оптимальной модели для Республики Казахстан в системе подготовки будущих судей. В этой связи представляет большой интерес опыт формирования судейского корпуса в странах ОЭСР. В данной статье нам хотелось бы поделиться системой подготовки судей во Франции и Испании, которые имеют специализированные учебные центры по подготовке судей.

Прежде чем остановиться на французской и испанской системе подготовки судейских кадров, следует отметить, что в Европе, да и во всем мире нет идеальной модели, единого стандарта в этом вопросе. Каждая страна выстраивает свою систему отбора назначения судей, следуя историческим традициям, государственной политике в сфере правосудия, международным нормам, которые оказывают влияние на судебно-правовую реформу в конкретной стране. Так, в ФРГ нет специальной школы подготовки судей, данная функция возложена на юридические факультеты университетов под патронажем как министерства образования, так и министерства юстиции. В Великобритании и в других странах прецедентного права в деле отбора и назначения судей в значительной мере полагаются на продолжительный профессиональный опыт, как правило, в сфере адвокатской практики. А в Испании лица с университетским образованием после успешной сдачи квалификационных экзаменов на должность судьи проходят обязательное специальное обучение в учебном центре, чтобы получить судейское место.

Главное в опыте государств ОЭСР заключается в том, что передовые страны ориентируются на конечный результат, в итоге процесса отбора и назначения, которые могут в каждой стране весьма сильно различаться по форме и содержанию, судейские должности получают наиболее профессионально подготовленные, высокообразованные, высоконравственные и эмоционально устойчивые граждане.

Несмотря на значительные различия в системе отбора и назначения судей этих стран, она

обеспечивает стабильность работы судебной системы и исключает практику многочисленных увольнений судей, свидетельствующих о серьёзных проблемах качества отобранных кандидатов, что, в свою очередь, является результатом сбоев в механизме подбора и рекомендаций на судейские должности.

А. Система отбора и обучения во Франции

¡.Органы, участвующие в системе подготовки и назначения судей

В системе отбора и назначения судей во Франции участвуют несколько взаимосогласованных структур. Во-первых, это Высший совет магистратуры, Комиссия по продвижению по службе, Министерство юстиции, Национальная школа магистратуры.

Необходимо сразу уточнить, что «магистрат» - это общее понятие, обозначающее во Франции любое должностное лицо, которому конституция и законы предоставляют полномочия принимать решение, обеспеченные силой государственной власти. Магистраты, которые осуществляют чисто судебные функции, т. е. рассматривают споры в коллегиальном составе или единолично - это магистраты суда (magistratsdusiege) или судьи [3].

Высший совет магистратуры, являясь в какой-то мере аналогом Высшего Судебного Совета РК, включает в себя два состава, один из которых полномочен в отношении судей, а второй - в отношении прокуроров. Председателем состава, полномочного в отношении судей, является первый председатель Кассационного суда. Кроме того, в него входят пять судей и один прокурор, один государственный советник, назначаемый Государственным советом, один адвокат, а также шесть компетентных специалистов, не относящихся ни к Парламенту, ни к органам судебной власти, ни к административным органам [1].

Высший совет магистратуры «выполняет следующие группы функций и наделен соответствующими полномочиями:

- участие в назначении судей и продвижении их по службе;

-участие в назначении прокуроров и продвижении их по службе;

- осуществление деятельности в качестве дисциплинарного органа» [4].

Комиссия по продвижению по службе -коллегиальный орган, создаваемый Декретом Франции в составе, предложенном по представлению Министра юстиции, который занимается составлением и утверждением списка на продвижение по службе, а также формированием списков о пригодности для занятия должностей. Комиссия является общей для судей и прокуроров. Эти списки через Министра юстиции сообщаются Высшему совету магистратуры для составления заключения перед тем, как этот список будет подписан Президентом Республики. В состав Комиссии входят: первый председатель Кассационного суда, генеральный прокурор, генеральный инспектор юридических служб или директор департамента по уголовным делами вопросам помилования министерства юстиции, судьи и прокуроры.

Министерство юстиции Франции в лице Департамента судебных услуг отвечает за обеспечение организации и надлежащего функционирования всех судов общей юрисдикции, т.е. гражданских и уголовных судов Франции. Среди прочего, министерство отвечает за управление человеческими ресурсами в судебной системе, включая такие вопросы, как организация подбора, обучения, назначения и управления карьерой магистратов и судебных сотрудников. Кроме того, одна из важнейших функций судебной администрации во Франции - это обеспечивать суды финансовыми ресурсами, в соответствии с их потребностями. В этой связи министерство юстиции осуществляет систему ежегодной подготовки бюджета для судебной системы, в том числе для Национальной школы магистратуры.

Национальная школа магистратуры - учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку и переподготовку магистратов (судей и прокуроров). Национальная школа является учреждением, подконтрольным министерству юстиции. Благодаря своему статусу, школа является автономной в управлении своими административными и финансовыми ресурсами. Бюджет Национальной школы составляет около 34 млн. евро. Высшим коллегиальным органом управления школы является Совет школы, куда входят представители министерства юстиции, судов, а также юридических сообществ (адвокаты, ученые и др.). Совет принимает решения, касающиеся учебных программ школы, проводит

голосование по бюджету и ежегодно утверждает административные и финансовые отчеты. Президентом Совета школы является Председатель Высшего Кассационного суда Франции, а вице-президентом -главный прокурор Высшего Кассационного суда.

Национальную школу возглавляет Директор, назначаемый постановлением Министра юстиции Франции. Педагогическая миссия школы разделена между двумя основными департаментами, Департамент отбора и первоначального обучения, который расположен в г. Бордо, и Департамент по вопросам повышения квалификации и профессиональной подготовки, а также международных отношений, базирующийся в Париже.

2. Порядок отбора кандидатов в судьи в Национальную школу магистратуры

Все учреждения и органы, указанные выше, участвуют в той или иной мере в отборе и назначении на судейские должности. На основе работы данных структур обеспечивается два способа вступления в судебный корпус: 1) поступление в Национальную школу магистратуры после прохождения отборочного конкурса через сдачу экзаменов или на основе представления документов (<«игШхе») и 2) прямой отбор в судейский корпус с согласия Комиссии по продвижению по службе.

Большинство лиц отбирается в судейский корпус через первый способ, который в свою очередь дифференцирован. Так, в ходе отбора в Национальную школу проводится три вида конкурса в зависимости от качественного состава претендентов. Первый вид конкурса, называемый «студенческим», предназначен для лиц с университетским образованием без стажа работы по юридической профессии. В этом конкурсе участвуют обладатели национального диплома о втором цикле высшего образования или какого-либо документа либо диплома такого же уровня.

Второй вид конкурса предназначен для аттестованных государственных служащих и государственных служащих, служащих территориальных коллективов или публичных учреждений, имеющих подтверждение о наличии у них четырехлетнего стажа в указанном статусе на 1 января года, в который проводится конкурс.

Третий вид конкурса допускает принятие слушателями сразу в Национальную школу без испытаний лиц, занимающихся профессиональной деятельностью не менее восьми лет в юридической, экономической или социальной областях, чья компетентность и личный авторитет дают право на выполнение судебных функций. Сюда относятся и доктора права, а также ассистенты образовательных и исследовательских учреждений в области права, имеющие трехлетний стаж в этой должности после получения преподавательской должности в области права и обладающие дипломом о высшем образовании по юридической дисциплине.

Число слушателей, зачисляемых без обязательного испытания не должно превышать третьей части от общего числа слушателей, зачисляемых в соответствии с двумя вышеописанными конкурсами.

На первом этапе конкурса претенденты на поступление в Национальную школу сдают письменный экзамен из области общего образования, размышлений из социальных, экономических, политических и общекультурных проблем современного мира. Кто прошел письменную экспертизу, тот допускается на устные испытания, который включает в себя еще четыре экзамена по юридическим дисциплинам, а также устный экзамен на выявление морально-психологических характеристик претендента и на знание иностранного языка. Кроме того, претенденты должны сдать зачет по общей физической подготовке. Из-за высокой сложности почти все кандидаты посещают специальные занятия в университетах, где проводятся подготовительные курсы, как по письменным, так и устным экзаменам. Тем не менее, в конце концов, только 10-15% заявителей принимаются в Национальную школу.

3. Система обучения в Национальной школе магистратуры

Успешно прошедшие конкурс претенденты постановлением министра юстиции назначаются слушателями Национальной магистратуры, с ними заключается контракт, на основе которого они обязаны отработать в сфере юстиции не менее 10 лет. В соответствии с Законом Франции «О статусе магистратуры» слушатели Национальной школы магистратуры входят в судебный корпус наряду с судьями и прокурорами Кассационного суда, апелляционных судов и судов первой инстанции, а также магистратами, входящими в

штат центрального управления министерства юстиции. Это означает, что поступление в Национальную школу констатирует факт прошедшего первоначального отбора на судейскую должность, приступить к исполнению которой возможно лишь после приобретения специальных компетенций в процессе обучения в школе. Подтверждением этому служит то, что слушателям выплачивается жалованье в размере 75-80% от денежного содержания судьи первой инстанции.

Под ответственность действующих судей слушатели участвуют в судебной деятельности, однако без права подписи. Они, в частности, могут: помогать следственному судье в проведении всех действий по сбору информации; помогать магистратам прокуратуры в ведении уголовных дел; присутствовать с правом совещательного голоса при вынесении решений по гражданским и исправительным делам; при рассмотрении этих дел представлять устные ходатайства или заключения; присутствовать при вынесении решения судов присяжных. Однако, прежде чем принять участие в судебной деятельности, слушатели принимают перед апелляционным судом присягу следующего содержания: «Я клянусь строго хранить служебную тайну, и мое поведение как слушателя во всем будет достойным и беспристрастным». Они не могут быть освобождены от этой присяги [2].

Общий курс обучения длится 31 месяц. Время обучения для слушателей, поступивших без испытаний, сокращается в порядке, установленном регламентом публичной администрации. Занятия обеспечиваются 30 лекторами (судьями или прокурорами), временно прикомандированными в школе на полное рабочее время, а также 300-500 консультантами по различным отраслям образования и судебно-прокурорской практики.

Первый год обучения начинается с 2х-недельного знакомства с судом, судебной системой, включающего недельную стажировку в суде и недельное теоретическое обучение с дискуссиями на философские темы, главной целью которых является выяснение общечеловеческого смысла профессии судьи.

Следующий этап обучения - стажировка вне суда, которая продолжается 2,5 месяца и включает знакомство с предприятиями, префектурой, органами местного самоуправления, различными ассоциациями, международными судебными учреждениями и др. Последующие 8 месяцев первого года обучения слушатели проводят непосредственно в Школе, обучаясь методологии судебных функций, базирующихся на гражданском и уголовном процессуальном праве, усваивая фундаментальные принципы судебных процессов на основе международных норм в области правосудия и прав человека, а также глубоко изучая профессиональную этику судьи. Кроме того, слушатели учатся владению искусством ораторского мастерства, коммуникационным навыкам через технику беседы с подсудимыми и симуляции судебного процесса.

Второй год обучения, 12 месяцев и дополнительно 2 месяца, слушатель полностью проводит в суде и других органах под контролем судьи или прокурора, ответственных за стажировку, знакомясь с работой суда всех инстанций, органов расследования и прокуратуры, полицейских и жандармских служб, учреждений правовой защиты несовершеннолетних, исправительных учреждений, судебных исполнителей, а также с деятельностью адвокатов.

На третьем году обучения слушатель сдает зачеты и классификационный экзамен, на основании которых ему предоставляется список предлагаемых должностей. После выбора специализации (ювенальный судья, следственный судья, судья по рассмотрению гражданских или уголовных дел и т.д.), слушатели распределяются по группам и проходят месячную теоретическую часть в стенах Национальной школы и 5 месяцев в суде по выбранной специализации.

После завершения 31 месячного курса обучения квалификационное жюри подводит итоги подготовки слушателей к судейской работе. Слушатели в соответствии со своим рангом в классификационной шкале, основанной на успехах его в обучении, выбирают для себя место судьи по списку, который им предлагается. Кандидат, который не сделал выбора, назначается официально. Список успешных выпускников Министр юстиции представляет Высшему совету магистратуры для дачи заключения и последующего утверждения Декретом Президента Франции. После опубликования списка в Официальном вестнике Министерства

юстиции с указанием судейской должности в конкретном суде выпускник Национальной школы приступает к судейским обязанностям в полной мере.

4. Обновление судейского корпуса вне Национальной школы правосудия

Необходимо также заметить, что французская система предусматривает и возможность обновления судейского корпуса не только через взращивание судей посредством обучения в Национальной школе, но и считает целесообразным прямой вход в судейскую профессию для других представителей государственной службы и юридических профессий, хотя и в ограниченном количестве. Такой подход препятствует формированию замкнутости и закрытости судебной системы. Так, судьями Кассационного суда, председателями апелляционных судов, председателями палат апелляционного суда Парижа и апелляционного суда Версаля, председателем и первым вице-председателем суда большой инстанции Парижа, председателями других крупных судов, которые находятся вне иерархии судебного корпуса, могут быть назначены:

-государственные советники, находящиеся на службе;

- магистраты судебного корпуса, откомандированные на должность директора или руководителя отдела министерства юстиции, или директора Национальной школы магистратуры;

- профессора государственных юридических факультетов, ведущие преподавание в качестве профессора не менее десяти лет;

- адвокаты, выступающие при Государственном Совете и Кассационном суде, члены или бывшие члены Совета союза адвокатов со стажем по этой профессии не менее двадцати лет.

Аналогичная процедура возможна и для назначения судей первой степени в иерархии судебного корпуса Франции.

В. Испанский опыт подготовки судейских кадров

Принцип отбора и первоначального обучения судей в Испании во многом схож с французской моделью, за исключением некоторых аспектов. Во-первых, в отличие от Национальной школы во Франции претендентами в Школу правосудия Испании могут быть только лица с высшим юридическим образованием. Во-вторых, Школа правосудия Испании находится под управлением Генерального совета судебной власти, который также в какой-то мере аналогичен Высшему судебному совету РК, однако Председатель Верховного суда Испании также председательствует и в данном органе. Генеральный совет финансирует и осуществляет общее руководство Школой правосудия, организует приемные экзамены, которые длятся до 6 месяцев, поскольку претендентов на 60 мест более 4тыс чел., утверждает все планы и программы обучения.

Показательны форма и содержание вступительных экзаменов в Школу правосудия. Сначала идет тестирование для отсева от слабых претендентов, после которого из 4 тыс. кандидатов остается немногим больше одной тысячи человек. После этого члены Генерального совета организуют письменные и устные экзамены с участием судей-экзаменаторов. Устные экзамены длятся 4 часа в день с учетом подготовки к ответу, за это время разрешается принять экзамен лишь у 4 претендентов, ответ которых должен быть по длительности не меньше 12 минут и не больше 17 мин., в этой связи продолжительность приема экзаменов составляет 6 месяцев.

Прием экзаменов осуществляется открыто, любой человек может присутствовать в их процессе.

После отбора лучших претендентов слушатели Школы правосудия получают статус кандидатов в судьи, приближенный к статусу судьи. Они получают жалование на свое содержание, соответствующее 75% от заработной платы судьи. Обучение длится 2 года и включает в себя теоретическое обучение 9 месяцев и 15 месяцев стажировки в различных правоохранительных органах, адвокатуре и в суде.

Содержание и процесс обучения такой же, как и во Франции, и включает занятия по проблемам применения материального и процессуального права, написание судебных актов, обучение вопросам стрессоустойчивости, деонтологии, организация симуляций судебных процессов с нестандартными ситуациями (ролевых игр, приближенных к реальности с привлечением действующих актеров на роль подсудимых, подозреваемых, обвиняемых), стажировка в суде и других органах и ведомствах.

После окончания обучения слушатели не сдают выпускных экзаменов, а их рейтинг складывается из суммы вступительных баллов и баллов, набираемых в процессе обучения и стажировки.

После опубликования Генеральным советом судебной власти списка окончивших обучение с распределением их на работу в суды Испании за подписью короля Испании, слушатели полностью получают статус судей.

С Выводы

Какие выводы можно сделать из анализа системы подготовки судей во Франции и Испании для улучшения отбора и назначения судей в Казахстане?

Во-первых, казахстанское законодательство содержит подробные положения относительно органов и соответствующих процедур отбора, однако нет, к примеру, правовой регламентации, устанавливающей цели, задачи, порядок принятия квалификационного экзамена и расписывающей всю формальную и содержательную часть этого процесса. Порядок сдачи квалификационных экзаменов в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете РК отражен лишь в его Регламенте, которым практически руководствуются лишь члены Комиссии. Это означает, что сдающий квалификационный экзамен претендент на должность судьи заблаговременно и в полной мере не осведомлен о правовых аспектах данного процесса: о порядке приема экзаменов, формах реализации открытости и прозрачности процедур, о всех необходимых требованиях к знаниям и умениям, предъявляемым к претендентам (о содержании необходимого высокого интеллектуального потенциала, уровня специальных юридических знаний, широкого кругозора, требуемой степени эрудиции, логичности мышления, степени письменной грамотности, а также способности публичного выступления).

Во-вторых, нет должной согласованности в работе органов и учреждений, задействованных в системе подготовки, отбора и назначения на судейские должности. В этой связи полагаем избрать свою модель органа, ответственного за управление человеческими ресурсами в судебной системе, включая такие вопросы, как организация подбора, обучения, назначения и управления карьерой судей.

За аналог можно взять Францию, где такой структурой выступает Министерство юстиции, осуществляющее организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, в том числе по кадровым вопросам судебной системы. Учитывая, что данная функция в Казахстане в значительной части осуществляется сегодня Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан, можно было бы проработать вопрос о передаче ему и вопросов организации подбора, обучения, назначения и управления карьерой судей, усилив его потенциал несколькими действующими судьями всех инстанций, не лишая при этом их статуса действующих судей Республики Казахстан.

Опыт Испании в целом тоже неплохой, где такие функции осуществляет Генеральный Совет судебной власти судей Испании. Однако этот путь чреват большими финансовыми затратами, поскольку в аппарате Генерального совета задействовано свыше 200 человек, исключая членов Совета и различных комиссий. Поэтому более предпочтительна, на наш взгляд, практика Франции, где Высший Совет магистратуры во главе с председателем Кассационного суда Франции обладает лишь компетенцией по рекомендации Президенту Франции кандидатов в судьи высшей инстанции, по даче заключения на выдвинутых Министром юстиции Франции кандидатов на должность судей других инстанций и осуществляет деятельность в качестве дисциплинарного органа судей.

В-третьих, учитывая, что Академия правосудия при Верховном суде учреждена Президентом РК в качестве образовательного учреждения для подготовки будущих судей, необходимо проработать вопросы, касающиеся того, чтобы основная часть претендентов в судьи проходила профессиональную подготовку именно в ее стенах. При этом все организационные вопросы ее деятельности следует передать Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК, а коллегиальным органом управления Академии мог бы стать Совет Академии во главе с Председателем Верховного Суда РК, куда вошли бы судьи, преподаватели Академии, работники Департамента, представители юридического сообщества.

В-четвертых, в системе подготовки судей в Академии правосудия при Верховном Суде РК больше уделять формированию профессиональных и личностных компетенций будущих судей, а не вопросам усвоения требований законодательства, которое должны знать все юристы. Список использованной литературы:

1. Конституции Французской Республики от 04.10.1958 (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года) [Текст] // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseilconstitutionnel/root/bank_mm/constitution/ constitution_russe_version_aout2009.pdf

2. Ордонанс Французской Республики № 58-1270 от 22 декабря 1958 г., содержащий органический закон «О статусе магистратуры» [Текст] // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=8150

3. Андреева И.А. Первоначальная профессиональная подготовка магистратов во Франции [Текст] // Право и образование. - 2013. - №4. - С.97.

4. Соловьев А.А. Высший совет магистратуры как орган судейского сообщества Французской Республики [Текст] // М., 2014. - С.56.

© Абдрасулов Е.Б., 2018

УДК 331.106.442

М.М. Гуськов

магистрант

Ростовский филиал ФГБОУ РГУП г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ГАРАНТИИ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ РАБОТНИКОВ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

Аннотация

Актуальность данной статьи заключается в существующей угрозе ущемления прав граждан, при предоставлении гарантий в процессе расторжения с ними трудовых договоров по инициативе работодателя. Цель работы заключается в исследовании вопросов предоставления отдельным категориям работников гарантий при их увольнении и обозначении последствий недобросовестного исполнения положений федерального законодательства обеими сторонами трудовых правоотношений, при использовании теоретических методов научного исследования.

Ключевые слова:

Гарантии, расторжение трудового договора, увольнение, трудовые правоотношения,

работодатель, работник.

В существующих реалиях современного рынка труда по прежнему актуальной остается проблема обеспечения постоянства трудовых отношений и защиты работников от необоснованного ущемления их прав в процессе прекращения указанных правоотношений. Инициативное расторжение трудового договора работодателем - крайняя мера дисциплинарной ответственности, к которой он может прибегнуть в процессе трудовых правоотношений с работником и нередко данная процедура производится со значительным количеством, как ошибок, так и незаконных действий со стороны работодателя. Именно по этой причине судебная практика трудовых споров столь обширна.

Самыми распространенными основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя являются: ликвидация организации; сокращение штата работников; переход имущественного права организации к другому лицу; грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.