Научная статья на тему '2014. 04. 005. Кааса А. Религия и социальный капитал в странах Европы. Kaasa A. religion and social capital: evidence from European countries // Internat. Rev. of Sociology. - 2013. - Vol. 23, n 3. - p. 578-596. - Mode of access: http://www. Tandfonline. Com/doi/abs/10. 1080/039067 01. 2013. 856162?JournalCode=cirs20#. U61kdjagjm4'

2014. 04. 005. Кааса А. Религия и социальный капитал в странах Европы. Kaasa A. religion and social capital: evidence from European countries // Internat. Rev. of Sociology. - 2013. - Vol. 23, n 3. - p. 578-596. - Mode of access: http://www. Tandfonline. Com/doi/abs/10. 1080/039067 01. 2013. 856162?JournalCode=cirs20#. U61kdjagjm4 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 005. Кааса А. Религия и социальный капитал в странах Европы. Kaasa A. religion and social capital: evidence from European countries // Internat. Rev. of Sociology. - 2013. - Vol. 23, n 3. - p. 578-596. - Mode of access: http://www. Tandfonline. Com/doi/abs/10. 1080/039067 01. 2013. 856162?JournalCode=cirs20#. U61kdjagjm4»

- для преодоления ограничений, связанных с традиционными источниками финансирования, организациям ССЭ следует активнее использовать социальный бэнкинг и комплементарные валюты, а также расширять сотрудничество с национальными банками развития.

Анализируя роль государства в продвижении ССЭ, эксперты обращают внимание на успешной опыт Южной Америки, Европы и канадской провинции Квебек, где благодаря государственной поддержке и специальному законодательству ССЭ смогли более успешно взаимодействовать с коммерческими предприятиями, что послужило стимулирующим фактором консолидации и расширения сектора ССЭ. Важную роль в развитии ССЭ могли бы сыграть местные органы власти, находящиеся в более тесном контакте с гражданским обществом - ключевой движущей силой ССЭ (М. Bateman).

О.Н. Пряжникова

2014.04.005. КААСА А. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ.

KAASA A. Religion and social capital: evidence from European countries // Internat. rev. of sociology. - 2013. - Vol. 23, N 3. - P. 578-596. -Mode of access: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/039067 01.2013.856162?journalCode=cirs20#.U61KdjaGj m4

Ключевые слова: религиозность; социальный капитал; доверие; социальные сети.

Сотрудник университета г. Тарту (Эстония) исследует различные аспекты социального капитала и приходит к выводу, что религия тесно связана с социальным капиталом, причем в большей степени с когнитивным, нежели со структурным. Когнитивный социальный капитал представляет собой нормы поведения и доверие, которое в свою очередь включает в себя общее доверие и доверие к институтам (полиции, правительству, церкви, средствам массовой информации и т.д.). Структурный капитал - это социальные сети, неформальные (связи между друзьями, родственниками, коллегами, соседями) и формальные (ассоциации и добровольные организации: профессиональные, религиозные, культурные и т.д.).

Автор рассматривает целый ряд факторов, связанных с влиянием религии на социальный капитал: вера (духовность), посещение религиозных служб, конфессиональная принадлежность. Духовность и религиозная вера часто ассоциируются с такими социальными явлениями, способствующими кооперации и позитивному отношению людей друг к другим, как солидарность, честность, щедрость, альтруизм, гуманитарные ценности, благотворительность и т.д. Подчеркивая позитивное влияние религиозности на социальный капитал, ряд исследователей утверждают, что люди, активно участвующие в жизни церковных общин, развивают отношения доверия, получают навыки гражданской активности, расширяют свои коммуникации в рамках социальных сетей (Ь. На1шап, Я. Ьиукх1). Вместе с тем религиозная активность может сокращать время для другой деятельности, например для участия в волонтерских кампаниях вне церкви. Кроме того, следствием вовлеченности в одну из религиозных групп может быть снижение толерантности по отношению к тем, кто не разделяет соответствующих ценностей и убеждений (К. 81х0т8пе82; N. Ве^еп, С. Bj0rnskov3).

Разные религии, отмечает автор, могут формировать разные установки. Так, в католицизме больший акцент делается на тесную связь между церковью и семьей, признается иерархичность общественного устройства. Протестантизм благоприятствует участию в социальных связях (сетях) вне церкви и семьи. Отсюда частое деление мировых религий на иерархичные (католицизм, православие, ислам) и неиерархичные (протестантизм, индуизм, буддизм). В целом многочисленные исследования отношений доверия подтвер-

1 Halman L., Luijkx R. Social capital in contemporary Europe: Evidence from the European // Portuguese j. of social science. - 2006. - Vol. 5, N 1. - P. 65-90. -Mode of access: https://pure.uvt.nl/portal/files/761307/socialcapital.pdf

Stremsnes K. The importance of church attendance and membership of religious voluntary organizations for the formation of social capital // Social compass. -2008. - Vol. 55, N 4. - P. 478-496. - Mode of access: http://scp.sagepub.com/content/ 55/4/478.abstract

Berggren N., Bjernskov Ch. Is the importance of religion in daily life related to social trust? Cross-country and cross-state comparisons // J. of economic behavior & organization. - 2011. - Vol. 80, N 3. - P. 459-480. - Mode of access: http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0167268111001223

ждают позитивную связь протестантизма и социального капитала и негативную - католицизма и социального капитала.

Несомненно, процессы секуляризации ослабили влияние религии в обществе, но исторически доминировавшая религия всегда оставляет отпечаток в культуре и таким образом влияет на формирование отношений людей, даже если люди нерелигиозны.

Важный аспект влияния религии на социальный капитал связан с проблемой многоконфессиональности. По мнению многих исследователей, в многоконфессиональном обществе проблема доверия стоит острее, чем в моноконфессиональном, поскольку люди склонны не доверять тем, кто не разделяет их убеждений. Кроме того, отношения, формирующиеся под влиянием доминирующей религии, навязывают нормы поведения представителям других конфессий и нерелигиозным членам общества.

Автор провел факторный и регрессионный анализ данных Европейского исследования ценностей (European values study 2008) по 29 европейским странам, отражающих участие в службах и жизни общин, численность населения, принадлежащего той или иной конфессии, и т.д. В результате исследования автор подтвердил предположение, что неформальная религиозность (вера и посещение службы) способствует развитию социального капитала, так как стимулирует участие в различных организациях и, таким образом, помогает формированию гражданских навыков, продвигая в обществе такие ценности, как солидарность, альтруизм, честность. Исследование также выявило, что приверженцы иерархических религий менее склонны принимать участие в социальной жизни и при этом склонны перекладывать ответственность во всех сферах жизни общества на государство. Также было подтверждено негативное влияние иерархических религий на развитие когнитивного социального капитала.

В ходе исследования страны Европы были разделены на три группы: гомогенные протестантские страны с низким уровнем религиозности; страны, где представлено несколько религий (обычно протестантизм и католичество) и уровень религиозности низкий; гомогенные католические или православные страны с высоким уровнем религиозности. Были выявлены следующие закономерности: наивысший уровень развития всех аспектов социального капи-

тала наблюдается в протестантских странах, а самый низкий - в странах с иерархическими религиями.

О.Н. Пряжникова

2014.04.006. ПЛИОН Д. КРИЗИС СУБСТАНДАРТНЫХ КРЕДИТОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА. PLIHON D. La crise des subprimes: Une crise historique du capitalisme // Problèmes écon. - P., 2014. - N 3085. - P. 57-63.

Ключевые слова: неолиберальная теория; экономическая политика; кризис капитализма.

Профессор экономики Университета Париж XIII Сорбонна доказывает ошибочность неолиберальной теории, которая в последние 30 лет лежала в основе политики ведущих капиталистических стран, в частности США. По мнению автора, она не только стала основной причиной кризиса, но и привела к формированию «нового капитализма», доминирующую роль в котором играет финансовый сектор.

В основе неолиберальной политики лежит идея дерегулирования и «освобождения» экономики от вмешательства государства. Одним из следствий этой политики явилось лавинообразное развитие финансовой сферы. С точки зрения неолиберальной концепции, с одной стороны, государственное регулирование финансовой сферы бесполезно и даже вредно, с другой - кризисы (если они случаются) носят временный характер и связаны с экзогенными шоками (с. 57). Эти идеи нашли свое выражение в теории «эффективных рынков», получившей накануне кризиса признание как в академических, так и профессиональных кругах.

Но финансовый кризис, по убеждению автора, показал ошибочность неолиберальной парадигмы. Ее следовало бы заменить альтернативным и более реалистичным подходом, согласно которому (как утверждал в свое время Дж.М. Кейнс) кризисы неотделимы от функционирования финансовой сферы.

Одна из ошибок ортодоксальных экономистов, по мнению автора, состоит в том, что они рассматривают рынок финансовых активов как обычный рынок. Однако финансовые активы являются элементами оценки богатства, поэтому рост цен на них сопровождается ростом спроса, т.е. закон спроса и предложения действует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.