Научная статья на тему '2014.03.015. СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА. ÉCONOMIES éMERGENTES: VERS UNE CROISSANCE DURABLEMENT MOINS SOUTENUE QU'AVANT CRISE // TRESOR-ECO. - P., 2014. - P. 1-8'

2014.03.015. СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА. ÉCONOMIES éMERGENTES: VERS UNE CROISSANCE DURABLEMENT MOINS SOUTENUE QU'AVANT CRISE // TRESOR-ECO. - P., 2014. - P. 1-8 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.03.015. СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА. ÉCONOMIES éMERGENTES: VERS UNE CROISSANCE DURABLEMENT MOINS SOUTENUE QU'AVANT CRISE // TRESOR-ECO. - P., 2014. - P. 1-8»

канский и немецкий. В компании «General Electric» занято 10 тыс. европейцев, и его американское происхождение уже едва просматривается (с. 33). Даже «Boeing» и «Airbus» не имеют больше национальной принадлежности, поскольку их персонал интернационален. Создаваемый трансатлантический экономический пакт, видимо, будет и дальше стирать границы между США и Европой.

Американское и европейские правительства приветствуют перспективу создания трансатлантического торгового соглашения, поскольку оно представляется им оптимальной возможностью для увеличения числа рабочих мест и повышения темпов роста по обе стороны Атлантики. Кроме того, это соглашение может превратить регулирующий механизм TTIP в мировой стандарт, на который будут ориентироваться и другие страны. Многие члены парламентов европейских стран и ведущие конгрессмены США также выражают поддержку трансатлантическому пакту, поскольку речь идет о сохранении ведущих позиций Запада. При этом большое значение придается тому, чтобы политики и впредь уделяли повышенное внимание этому серьезному проекту и не допустили, чтобы жизненно важное для стратегических интересов Европы и США соглашение было подорвано бесполезными спорами.

В настоящее время, отмечает автор в заключении, политическая миссия Запада и его руководящая роль обрели новую жизнь, что обеспечит новому поколению всех стран жизнь в мире и благосостоянии.

В.И. Шабаева

2014.03.015. СТРАНЫ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПОСЛЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА.

Économies émergentes: Vers une croissance durablement moins soutenue qu'avant crise // Tresor-eco. - P., 2014. - P. 1-8.

Темпы роста экономики стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ)1, указывают эксперты министерства экономики и финансов Франции, существенно замедлились после 2011 г.

1

В эту группу включены следующие страны: Китай, Индия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Россия, Турция, Чешская республика, Польша, Украина и ЮАР. - Прим. реф.

В отличие от промышленно развитых стран (ПРС) СФРЭ легче перенесли глобальный финансово-экономический кризис. Во время мирового экономического спада (2008-2009) здесь было зарегистрировано лишь небольшое сокращение хозяйственной активности. В дальнейшем под влиянием мер по стимулированию экономики, предпринятых правительствами СФРЭ в 2009 г., наблюдалось ускорение роста до 8,4% в 2010 г. Однако затем ситуация изменилась: темпы роста ВВП снизились до 6,7% в 2011 г., 5,3 в 2012 г. и 5,1% в первом полугодии 2013 г. В целом среднегодовые темпы роста за 2011-2012 гг. составили 5,5%, что ниже исторического докризисного уровня - 7,8% в 2003-2007 гг. (с. 2). До конца 2013 г. эта тенденция сохранялась.

Происходящие в СФРЭ процессы отражаются на общемировой экономической конъюнктуре и порождают сомнения в незыблемости модели их экономического роста. Возросшее беспокойство инвесторов вызывает усиление финансовых проблем с начала 2013 г. (падение рынка акций, обесценение национальных валют, увеличение суверенных спредов, свидетельствующее о снижении кредитоспособности) в некоторых ведущих СФРЭ (Бразилии, Индии, ЮАР), а также обострение политической и социальной напряженности в Бразилии, Турции и ЮАР.

Эксперты МВФ предвидели замедление экономического роста в СФРЭ, в частности, в прогнозе, опубликованном осенью 2013 г., они оценили потенциальные среднегодовые темпы роста ВВП в 2013-2017 гг. в 3,5% против 4% в 1990-2012 гг. При этом эксперты выделяют конъюнктурную и структурную части этого замедления. Доля структурной составляющей, по их мнению, особенно высока в таких странах, как ЮАР и Китай (здесь она дает сокращение темпа роста ВВП в 2013 г. примерно на два процентных пункта по сравнению со средним темпом роста в 2000-2011 гг.). У Индии и Бразилии этот «вклад» ниже (соответственно 1 и 0,5 процентных пункта) (с. 2). В случае Индии замедление роста инициировано в значительной мере спадом инвестиций, вызванным в свою очередь структурными проблемами (недостаточным развитием основных инфраструктур). В Китае замедление хозяйственной активности обусловлено в основном такими структурными факторами, как старение населения и истощение возможностей роста производительности за счет перераспределения факторов производства между

секторами. Большинство аналитиков прогнозируют долговременное снижение темпов роста Китая (до 6% в год) (с. 3).

Конъюнктурная составляющая снижения темпов роста СФРЭ с 2011 г. объясняется внутренними и внешними причинами. Среди внутренних причин наибольшее значение имеет сокращение внутреннего спроса, особенно сильно в Индии, Бразилии, Турции и ЮАР. Причем в Индии, Турции, России и ЮАР сокращение внутреннего спроса вызвано ограничением частного потребления и инвестиций, связанным с ужесточением условий предоставления кредитов и уменьшением объема кредитования; в Бразилии и Индии активность частных инвесторов оставалась крайне слабой из-за кризисного состояния важнейших инфраструктур - энергетической и транспортной.

Главной внешней причиной для всех СФРЭ (кроме Турции) и особенно для стран, ориентированных на развитие внешней торговли (Китая, России), является замедление роста их экспорта в значительной мере из-за сокращения спроса по стороны ПРС. Для Китая и России это обстоятельство вносит основной «вклад» в замедление темпов экономического роста, в частности потому, что объем экспорта этих государств очень велик - около 45% их ВВП (с. 3). Для Индонезии, Мексики и Турции эта тенденция не столь важна, а еще меньшее значение она имеет для Индии и ЮАР.

Сокращение доходов от экспорта оказывает негативное влияние на динамику потребления и частных инвестиций. Учитывая, что большая часть расчетов по экспорту сырья в таких странах, как Бразилия, России и ЮАР, ведется в долларах США, повышение курса их национальных валют в 2009-2011 гг. способствовало еще более сильному снижению их экспортных доходов.

Индонезия и Мексика в наименьшей степени затронуты тенденцией к замедлению темпов экономического роста с 2011 г. В Индонезии экономический рост поддерживается за счет динамизма внутреннего потребления, расширения инвестиций, а также сравнительно небольшого сокращения экспорта. В Мексике внутреннее потребление сократилось, как и в других СФРЭ, но это сокращение было несущественным благодаря хорошей ситуации в сфере кредитования. Кроме того, замедление роста экспорта в этой стране было крайне слабым благодаря расширению экспорта в

США, которые остаются основным внешнеторговым партнером Мексики.

В ответ на глобальный кризис СФРЭ начали в 2008-2009 гг. проводить экспансионистскую политику, что привело к росту бюджетного дефицита, который достиг в 2009 г. в целом по рассматриваемой группе стран 4,5% ВВП, в том числе в Китае - 0,7% в 2008 и 3,1% ВВП в 2009 г. Росту дефицита способствовало и падение цен на мировом сырьевом рынке, от чего особенно пострадали страны - экспортеры сырья. В России, где в 2008 г. отмечался профицит государственного бюджета в размере 4,9% ВВП, в 2009 г. был зарегистрирован дефицит в 6,3%; в Чили также после профицита в 2008 г. в размере 4,1% в 2009 г. бюджет был сведен с дефицитом в 4,1% (с. 4). В 2010-2011 гг. правительства СФРЭ предпринимали меры по стабилизации государственного бюджета, но из-за усиления экономического спада в 2012-2013 гг. странам, где положение государственных финансов сильно дестабилизировалось, пришлось перейти к политике жесткой экономии.

Глобальный кризис заставил центральные банки СФРЭ использовать все имеющиеся у них инструменты монетарной политики для поддержания экономического роста в 2008-2009 гг. В частности, уровень ставки рефинансирования был снижен до самых низких исторических цифр. При первых признаках оздоровления ситуации в 2010 г. и в связи с ростом инфляции центральные банки несколько ужесточили монетарную политику, но затем вновь ослабили регулирование с середины 2011 г. в связи наступлением спада. С начала 2013 г. ставки рефинансирования центральных банков СФРЭ установились на исторически низком уровне, близком к уровню 2009 г. (с. 4).

С начала 2013 г. СФРЭ (кроме Китая) столкнулись с сильным ростом инфляции, отчасти связанным с повышением цен на продовольственные продукты, которые здесь занимают более существенную часть потребительской корзины, чем в ПРС. Особенно сильно инфляция растет в странах с наименее развитой транспортной и энергетической инфраструктурой (Бразилия, Индия); в более благоприятном положении находятся Россия, Турция и ЮАР.

Возможности маневра центральных банков СФРЭ ограничивает не только инфляция, но и отток капитала, усилившийся с начала 2013 г. из-за вновь обострившихся финансовых проблем и

обесценения национальных валют. Монетарные власти некоторых СФРЭ (в частности, Бразилии) были вынуждены ослабить контроль над притоком капитала и предпринять валютные интервенции для сдерживания девальвации своих валют. Сейчас монетарные власти стоят перед трудной дилеммой: с одной стороны, необходимо поддерживать экономический рост, а с другой - противостоять инфляции и оттоку капитала.

Из-за сокращения экспорта в ПРС СФРЭ вынуждены больше ориентироваться на внутренний спрос. По мнению экспертов, переориентация роста на внутренний спрос и ослабление зависимости от ПРС может оказаться устойчивым и долгосрочным трендом не только по потому, что экономика ПРС находится в депрессивном состоянии, но и в связи с достаточно высокими возможностями роста внутреннего спроса в СФРЭ.

Эксперты отмечают, что процесс сокращения доли экспорта СФРЭ, которая предназначена для ПРС, наблюдается с начала 2000-х годов, а глобальный кризис лишь усилил его. Так, если в 2000 г. на долю ПРС приходилось около половины экспорта СФРЭ, то в 2012 г. - только треть (с. 5). Аналогичная тенденция характерна и для импорта СФРЭ, поступающего из ПРС. Отчасти ослабление торговых связей с ПРС объясняется усилением интеграции между СФРЭ по двум направлениям: 1) региональная интеграция, главным образом в Азии, где основными центрами притяжения выступают Китай и Индонезия; 2) развитие торговли между странами СФРЭ, расположенными в разных частях земного шара, например между Бразилией и Китаем, - доля Китая в общем объеме бразильского экспорта увеличилась с 2% в 2000 г. до 17% в 2012 г. (с. 5). Доля Китая также существенно повысилась в экспорте стран, которые поставляют на мировой рынок сырье, таких как Чили (с 5 до 24% за тот же период), Аргентина (с 3 до 8%), ЮАР (с 1 до 12%) (с. 6). В отличие от них Россия сохранила высокую зависимость от торговли со странами зоны евро.

По прогнозу ОЭСР экономика СФРЭ будет развиваться более медленными темпами, чем до кризиса 2008-2009 гг., но в любом случае, даже если придется предпринять некоторые реформы, рост будет непрерывным. Замедление роста будет наиболее выраженным в Китае. В целом доля СФРЭ, особенно самых крупных, в мировом ВВП будет по-прежнему расти, что приведет к существенным сдвигам в структуре мирового производства. Так, уже в 2020 г.

доля СФРЭ достигнет 46% мирового ВВП, в 2030 г. она составит 53, а в 2060 г. - 62%. Наиболее заметно усилятся позиции крупных азиатских стран: Китая (с 11% мирового ВВП в 2011 г. до 27% в 2030 г. и 26% в 2060 г.) и Индии (соответственно с 7% до 11 и 21%). Напротив, позиции ведущих ПРС ослабнут: США - с 23% в 2011 г. до 18 в 2030 г. и 16% в 2060 г., Японии - с 7% до 4 и 3% и зоны евро - с 17% до 12 и 9% (с. 7).

В современных условиях, когда отсутствует главный в прошлом двигатель роста СФРЭ - высокий спрос со стороны ПРС и наращивание экспортной экспансии в развитые страны, - правительства рассматриваемых стран должны осознать необходимость стимулирования внутреннего спроса для поддержания роста экономики. Для решения этой задачи руководство Китая должно сосредоточиться на укреплении частного потребления, которое в последние два десятилетия устойчиво снижалось и находится на низком по сравнению с другими СФРЭ уровне: 36% ВВП против 66% в среднем по группе СФРЭ. Низкий уровень частного потребления в Китае является следствием целого ряда обстоятельств, в том числе низкого уровня зарплаты наемных работников, недостаточного развития системы социальной защиты трудящихся, слабых стимулов к накоплению и др. Напротив, уровень инвестиций в Китае представляется слишком высоким (47% ВВП в 2012 г.) благодаря инвестициям в госсектор и искусственно поддерживаемым низким процентным ставкам. Внутренний рост, основанный по большей части на инвестициях, ведет к перегреву, в частности в секторе недвижимости, а также к созданию избыточных производственных мощностей в промышленности (с. 8).

Другие СФРЭ, в отличие от Китая, страдают от структурного дефицита инвестиций, что порождает неэффективное предложение. Такая ситуация наблюдается в таких странах, как Бразилия (в 2012 г. инвестиции составили 18% ВВП), Турция (20% в 2012 г.), Мексика и Россия (по 21% в 2012 г.) (с. 8). Недоинвестирование экономики выражается в слабом развитии важнейших инфраструктур и в конечном счете подпитывает инфляционные процессы, которые тормозят потребление. Особый случай - Индия, где достаточно высокий уровень инвестиций (35% ВВП в 2012 г.) перекрывается плохой аллокацией ресурсов, что создает «узкие места» в экономике.

Г. В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.