Научная статья на тему '2014. 03. 006. Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм. - Казань: центр инновационных технологий, 2013. - 348 с'

2014. 03. 006. Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм. - Казань: центр инновационных технологий, 2013. - 348 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ФЕДЕРАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЭТНОФЕДЕРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 03. 006. Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм. - Казань: центр инновационных технологий, 2013. - 348 с»

2014.03.006. ФАРУКШИН М.Х. ЭТНИЧНОСТЬ И ФЕДЕРАЛИЗМ. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 348 с.

Ключевые слова: государственное устройство; федерализм; этнический фактор; этнофедерация; этнические конфликты.

В монографии рассматривается роль этнического фактора в федеративных системах. Обосновывается закономерность формирования этнических федераций, дается характеристика их позитивной роли, а также создаваемых ими рисков. Раскрываются такие проблемы, как политическое представительство и политическое участие этнических меньшинств, статус национальных языков, соотношение гражданской и этнической идентичностей, причины и способы урегулирования этнических конфликтов. Эмпирическую базу работы составило сравнение опыта Бельгии, Индии, Канады, Швейцарии и России.

Автор считает пробелом в теории и практике федерализма отсутствие в отечественной, да и в международной политической науке монографических исследований роли этнического фактора в федеративных системах. Опыт этнических федераций в России и других странах свидетельствует о том, что этнофедерализм не является аномалией, он представляет собой один из апробированных в мире способов устройства государства в многонациональном обществе. Это норма государственного устройства, востребованная определенными конкретно-историческими условиями жизни народов. Этнофедерализм оправдан там и постольку, где и поскольку востребован объективными условиями: полиэтническим характером общества, правом каждой этнической группы на самоопределение вплоть до создания своей национальной государственности, защитой и реализацией интересов и прав этнических меньшинств с одновременным укреплением целостности федеративного государства, обеспечением свободного развития всех его граждан независимо от их этнической принадлежности.

Практика этнических федераций свидетельствует о совместимости этничности и федерации. При этом не следует исходить из предвзятого мнения, что этнический фактор в федеративном устройстве всегда играет негативную роль. Опыт Российской Федерации, хотя и не безупречен, но свидетельствует о том, что федера-

тивное государство может успешно развиваться и в том случае, если в его ткань вплетены элементы этничности.

Одновременно действие этнического фактора может оказаться и разрушительным для федеративного государства. В зарубежной литературе высказывалось мнение, что «этнофедеративный принцип содействует дезинтегративным силам при двух условиях: если нетитульные группы значительно маргинализированы и лишены власти и если этнофедерализм становится предлогом для сохранения в регионах додемократических порядков» (с. 340). Вероятность усиления в России межэтнических конфликтов во многом зависит от защиты прав меньшинств посредством общенациональной и республиканских конституций. Конфликты возрастут, если этнические русские или другие нетитульные группы в автономных образованиях почувствуют себя маргинализованными до такой степени, что будут вынуждены запросить защиту у центрального правительства.

Главное достоинство этнофедераций в возможности реализации одного из коренных прав народов - права на самоопределение при сохранении целостности федеративного государства. Принципиально важной задачей этнофедеративного государства является интегрирование всех существующих в стране этнических групп с разными языками, культурами, традициями в единую социальную общность. Прочность и стабильность этнических федераций обеспечивается искоренением всякой дискриминации какой-либо этнической группы.

Опыт рассмотренных автором различных федераций показывает, что в них в той или иной мере обеспечивается политическое представительство этнических групп, а также их участие в политической жизни общества. Формы такого участия чрезвычайно разнообразны.

Специфической в каждой из пяти рассмотренных автором федераций является ситуация с языками этнических групп. Во всех федерациях на конституционном уровне осуществляется правовое регулирование складывающихся в этой сфере межэтнических отношений, хотя наблюдается и разрыв между юридическими декларациями и реальностью. Во всех этнических федерациях функционирует несколько государственных языков. Но ни в одной из них, кроме России, не ставится вопрос о необходимости деления нацио-

нальных языков на государственные и официальные, ни в одной графическая основа языка доминантной нации не навязывается языкам этнических меньшинств.

Теоретически важной и политически острой является проблема сочетания гражданской и этнической идентичностей. Практически в каждой из федераций между этими идентичностями возникают острые противоречия, выражающиеся в доминировании этнической и региональной идентичностей над общегражданской, что препятствует интеграции общества на базе общих интересов и целей. Длительное доминирование этнорегиональной идентичности может стать питательной почвой для сепаратистских устремлений. Причиной этнических конфликтов могут быть аномалии в этнических отношениях, порождаемые поведением как этнических меньшинств, так и доминантных в федерации наций.

Этнические конфликты неизбежны при нарушении баланса сторон. Основными причинами конфликтов выступают споры за обладание ресурсами, важнейший из которых - территория. Этно-политические процессы, конечно, поддаются регулированию, о чем свидетельствует, в частности, опыт Российской Федерации.

По мнению западных ученых, общества, в которых сильны этнические и национальные различия, можно стабилизировать с помощью политических стратегий регулирования. Одна из них -стратегия концентрации власти в руках федерального центра, хотя в данном случае возникает сомнение в подлинной федеративной природе такого государства. Другая стратегия направлена на достижение единства в многообразии, баланса между федеральной властью и властью субъектов федерации.

Опыт зарубежных федераций свидетельствует о том, что федеральная власть может оказать помощь в развитии тех или иных этнических групп, не ущемляя интересы других групп. Такая стратегия включает выделение для представителей отдельных этнических групп мест в образовательных учреждениях, содействие местным предпринимателям через правительственные контракты, кредиты и т. п.

Конечно, любую федерацию нельзя рассматривать как универсальный способ разрешения всех проблем. Поиск общей основы для сосуществования при признании важных различий является главной характеристикой многонациональных государств.

Что касается федеративного устройства России, то здесь «главная проблема заключается не в устранении этнической составляющей, которая никому не причиняет вреда, а в сохранении самих федеративных начал, которые постепенно разрушаются, открывая путь к унитаризации Российского государства и соответственно усилению авторитаризма в политической жизни общества» (с. 346).

К.Ф. Загоруйко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.