Научная статья на тему '2014. 02. 028. Фрумин И. , Кузьминов Я. , Семенов Д. Незавершенный переход - от Госплана к мастер-плану // отечественные записки: журнал для медленного чтения. - М. - 2013. - № 4 (55). - режим доступа: http://www. Strana-oz. Ru/2013/4/ nezavershennyy-perehod-ot-gosplana---k-master-planu'

2014. 02. 028. Фрумин И. , Кузьминов Я. , Семенов Д. Незавершенный переход - от Госплана к мастер-плану // отечественные записки: журнал для медленного чтения. - М. - 2013. - № 4 (55). - режим доступа: http://www. Strana-oz. Ru/2013/4/ nezavershennyy-perehod-ot-gosplana---k-master-planu Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 028. Фрумин И. , Кузьминов Я. , Семенов Д. Незавершенный переход - от Госплана к мастер-плану // отечественные записки: журнал для медленного чтения. - М. - 2013. - № 4 (55). - режим доступа: http://www. Strana-oz. Ru/2013/4/ nezavershennyy-perehod-ot-gosplana---k-master-planu»

2014.02.028. ФРУМИН И., КУЗЬМИНОВ Я., СЕМЕНОВ Д. НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПЕРЕХОД - ОТ ГОСПЛАНА К МАСТЕР-ПЛАНУ // Отечественные записки: Журнал для медленного чтения. - М. -2013. - № 4 (55). - Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2013/4/ пе7ауег8кеппуу-регеИо^о^о8р1апа—k-master-planu

Ключевые слова: высшее образование; реформирование; высшее образование в СССР.

Статья трех ведущих топ-менеджеров в области высшего образования в России, находящихся на высших административных постах НИУ-ВШЭ (Москва), опубликована в четвертом номере «Отечественных записок», целиком посвященном современным проблемам российского образования в сравнении с мировым опытом. Авторы статьи представляют свои идеи в историческом ключе, начиная их изложение с истории советского высшего образования и заканчивая новейшими проблемами, связанными с современными реформами, новым мастер-планом и его возможными последствиями.

Авторы показали, каким образом советское образование повлияло на создание устойчивой системы, живущей по строгому «госплану». «В результате оформилось три основных типа вузов:

1) вузы, созданные по территориально-производственному принципу для кадрового обеспечения конкретных секторов региональной социально-экономической системы (профильные. - Реф.);

2) отраслевые вузы, ориентированные на обеспечение кадрами конкретного сектора в национальных масштабах; в этой группе выделялись вузы трех подтипов: а) специализированные вузы... (например, университеты инженеров транспорта или авиационные вузы в регионах); б) заводы-втузы; в) центральные отраслевые вузы, выполнявшие дополнительные функции научного обеспечения индустрии в национальном масштабе и методологической поддержки других специализированных вузов (Московский нефтяной институт им. И. М. Губкина; Московский институт стали и сплавов, ныне НИТУ МИСиС); 3) классические университеты, готовившие кадры для научных учреждений и других вузов (прежде всего по фундаментальным дисциплинам), а также для местных управленческих элит (экономическое, историческое, юридическое образование)» (с. 5-6).

Такая система в различных вариациях просуществовала фактически до начала 1990-х годов, когда Министерство образования столкнулось с противоречием, разрешить которое не сумела до сих пор: как соединить жесткое (советское) планирование образования с разгулом рынка, невостребованностью и некомпетентностью готовящихся в вузах специалистов. Все усилия, предпринятые на этом пути (платное образование, ЕГЭ, перепрофилирование ПТУ и т.д.), весомых результатов не дали. «Три попытки энергичных интервенций государства - переход на систему бакалавр-магистр, ЕГЭ и передача техникумов и ПТУ на региональный уровень -лишь незначительно изменили лицо российского профессионального образования. Нашумевшие институциональные перемены не сопровождались серьезными финансовыми стимулами. Опыт повышенного финансирования магистров в сравнении с бакалаврами или стимулирования приема отличников (по результатам ЕГЭ) более высокими нормативами не был воплощен в широкую практику», - сетуют авторы статьи (с. 8). Главное понять, почему реформы не имели успеха и в чем заключаются глубинные причины «отсталости» российского образования в мировом образовательном пространстве практически по всем параметрам. К существенным, но не главным, причинам можно отнести: финансовые трудности, гипертрофированный рост образования в области экономики и менеджмента, а также появление негосударственного сектора в высшем образовании.

Основным фактором, определившим характер трансформации, стал растущий спрос населения на высшее образование. Сегодня оно доступно практически всем. В 2010/11 уч. г. на каждый государственный вуз в среднем приходилось 1,6 филиала, на негосударственный - 1,3; общее число филиалов составило 1668. «Это привело к избытку предложения высшего образования в столицах и к определенной нехватке в тех регионах, где не удалось компенсировать отсутствие госзаказа. Исчезновение механизма прямого заказа и обязательного распределения специалистов сделало рынок труда реальностью и в других отношениях. Государство, формально оставшись ключевым заказчиком (строго говоря, единственным заказчиком для бесплатных отделений вузов), перестало транслировать запросы экономических агентов» (с. 10).

Появилось совершенно новое отношение к образованию: оно стало сферой образовательных услуг с ее «полурыночной» научно-организационной деятельностью. В результате регионально-инфраструктурные вузы вступили в конкурентную борьбу с классическими университетами, потерявшими связь со специализированными работодателями. В большинстве таких вузов были открыты факультеты менеджмента, экономики, права, сервиса. Многие из них деградировали качественно, попали в «воронку неуспешности», когда каждый следующий шаг сопровождается снижением спроса, ресурсов и, как следствие, качества. Абсолютное большинство выпускников этих вузов не востребовано на рынке труда.

Изменения, произошедшие с отраслевыми вузами, зависели в первую очередь от процессов, наблюдавшихся в каждой конкретной «базовой» индустрии или производственном кластере. Жесткая сцепка с базовой отраслью практически лишила возможностей развития те учреждения, которые идентифицировали себя с отраслью, ослабевшей вследствие появления рынка и конкуренции. «Более предприимчивые вузы этого типа - из числа тех, что теряли отраслевой рынок труда и научно-производственные связи, смогли диверсифицироваться по образцу классических университетов. Так, в Московском государственном университете леса были открыты специальности "Перевод и переводоведение" (1992), "Мировая экономика" (1993), "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (1993), "Менеджмент" (2000), "Экономика" (2006), "Лингвистика" (2011); сейчас по ним проходят подготовку почти четверть студентов вуза, из них почти треть - очники» (с. 12). Удачно сложилась судьба только тех отраслевых вузов, чья отрасль оказалась востребованной на рынке. Примером такого вуза может служить Тюменский нефтегазовый университет.

Практически все заводы-втузы превратились в «нормальные» университеты. Судьба большинства классических университетов весьма схожа. Они также поспешно открывали направления в популярных областях (экономика, менеджмент, право и т.п.). Вместе с тем внедрение ЕГЭ и усиление дифференциации регионов способствовали и дифференциации внутри группы классических университетов: некоторые из них стали лидерами развития регионов, многие - аутсайдерами.

Далее авторы предлагают некий новый «мастер-план» (вариант нового реформирования, которое, кстати, уже началось) российского образования. Его суть состоит: в формировании новой структуры образовательных институтов и образовательных программ, более соответствующих требованиям экономики будущего; в уничтожении псевдообразования (оптимизация вузов, т.е. ликвидация неперспективных); в формировании прозрачной системы финансовых инструментов, стимулирующих развитие новых институциональных форм и повышение качества образования.

Авторы оптимистично смотрят на будущее российского образования, двигающегося сквозь Сциллу и Харибду очередного реформирования.

С.М. Климова

2014.02.029. ХАНТЕР К.П. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМАТИКИ В ОБЗОРАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СТРАНАМ ОЭСР. HUNTER C.P. Shifting themes in OECD country reviews of higher education // Higher education OnlineFirst. - 2013. - May. - P. 1-17. -D0I:10.1007/s10734-013-9630-z.

Ключевые слова: высшее образование; дискурс; страны ОЭСР; неолиберальная экономика; экономика знаний.

Автор, сотрудник Университета Британской Колумбии (Канада), анализирует изменения в дискурсе в различных областях политической экономии, в частности влияние этих изменений на тематику в обзорах по высшему образованию.

С 1980-х годов произошли заметные перемены в мировой экономике - переход от так называемой классической неолиберальной парадигмы в сторону пересмотра и смягчения неолиберальных составляющих.

ОЭСР - сложная и динамичная организация, которая оказывает огромное влияние на формирование политики во многих областях жизни в странах-членах. Поэтому эксперты тщательно изучают проекты, стратегии и цели, разрабатываемые в рамках этой организации, которые не остаются статическими и постоянно меняются. В конце 1970-х и в начале 1980-х годов страны ОЭСР столкнулись с серьезными вызовами - глубокой рецессией, инфляцией и растущей на этом фоне безработицей. Старая классическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.