Научная статья на тему '2014. 02. 023. Бродаг К. Исследовательские университеты, трансфер технологий и создание рабочих мест: какая инфраструктура, для чего подготовка? Brodhag C. research universities, technology transfer, and job creation: what infrastructure, for what training? // studies in higher education. - 2013. - Vol. 38, n 3. - p. 388-404. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 777149'

2014. 02. 023. Бродаг К. Исследовательские университеты, трансфер технологий и создание рабочих мест: какая инфраструктура, для чего подготовка? Brodhag C. research universities, technology transfer, and job creation: what infrastructure, for what training? // studies in higher education. - 2013. - Vol. 38, n 3. - p. 388-404. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 777149 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / ЗНАНИЕ / ДИЗАЙН ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 023. Бродаг К. Исследовательские университеты, трансфер технологий и создание рабочих мест: какая инфраструктура, для чего подготовка? Brodhag C. research universities, technology transfer, and job creation: what infrastructure, for what training? // studies in higher education. - 2013. - Vol. 38, n 3. - p. 388-404. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/03075079. 2013. 777149»

ным ресурсам и возможностям. Среди рекомендаций, разработанных по результатам исследования, авторы называют «содействие развитию навыков и всех форм инноваций в МСП; стимулирование инвестиций в исследования, которые проводят МСП, и их участие в ИР-программах» (с. 336). Исследовательские проекты также подразумевают работу с большими компаниями и большими коллективами, что нередко вызывает у МСП затруднения, препятствующие их эффективному участию. В целях стимулирования участия МСП в ИР-проектах авторы рекомендуют сократить время, затрачиваемое на выплату средств МСП, получивших грант, а также перейти от ресурсного подхода к подходу, ориентированному на результат, когда выплата всего объема гранта зависит от степени решения исследовательских задач. Одна из рекомендаций заключается в том, чтобы повысить степень гибкости рассматриваемых программ с целью допущения МСП к участию в проектах на последних стадиях разработки. Сокращение временного лага между разработкой и коммерциализацией позволит снизить финансовые ограничения, с которыми сталкиваются МСП (с. 337).

Результаты исследования, проведенного авторами статьи, свидетельствуют о необходимости совершенствования подходов к реализации стратегии «Инновационный союз-2020» в части привлечения МСП к проведению ИР как на уровне ЕС, так и на национальном уровне.

М.Н. Лавров

2014.02.023. БРОДАГ К. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ: КАКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ДЛЯ ЧЕГО ПОДГОТОВКА? BRODHAG C. Research universities, technology transfer, and job creation: What infrastructure, for what training? // Studies in higher education. - 2013. - Vol. 38, N 3. - P. 388-404. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2013.777149

Ключевые слова: исследовательские университеты; инновации; инновационные экосистемы; знание; дизайн институционального анализа; устойчивое развитие.

Автор из Франции описывает концепцию инновационного развития, уделяя особое внимание исследовательским университетам.

Технология - это неотъемлемая часть развития общества. Однако в настоящее время концепция технологического детерминизма, которая рассматривает технологические изменения в отрыве от различных общественных факторов, не имеет достаточного обоснования. В центре общественного обсуждения находятся вопросы коллективного контроля технологических рисков и возможностей. Исследовательские университеты, со своей стороны, не могут рассматриваться только как источник знаний и место их производства, они являются одной из заинтересованных сторон в широком процессе создания и использования знаний. Важным аспектом современного развития является трансфер технологий как в контексте действия рыночных сил, так и с точки зрения его комплексной оценки и принятия обществом. В связи с этим, считает автор, более подходящей является концепция инновационного развития, более совершенная в сравнении с концепцией технологического детерминизма.

Наиболее широко применяется подход к определению инноваций, разработанный Й.А. Шумпетером в 1934 г. Он разделил процесс технологических изменений на три составляющие: 1) процесс изобретения, сопровождающийся созданием новых идей или научного знания; 2) инновационный процесс, в рамках которого новые идеи развиваются в новые рыночные продукты и процессы; 3) стадия распространения, когда новые процессы и продукты поступают на рынок. Концепция инновационного развития получила широкое распространение и используется в экономике, менеджменте, социологии, прикладных науках и др. Вместе с тем современные подходы, которые применяют ОЭСР и Евростат, соответствуют идеям Й. Шумпетера, который выделил пять типов инноваций: 1) внедрение нового продукта; 2) внедрение новых методов производства; 3) открытие новых рынков; 4) развитие новых ресурсов или нового сырья; 5) создание новых рыночных структур в промышленности (с. 389).

В настоящее время также выделяют разные степени новизны инноваций: являются ли они новыми для фирмы, данного рынка либо для мира в целом. Широкое распространение в литературе получили такие термины, как «радикальные», или «прорывные», инновации, подчеркивающие степень их новизны в целом.

Классифицируя движущие силы, направляющие инновационные и технологические изменения, автор выделяет две их основные группы. С одной стороны, инновационные процессы определяются развитием науки и технологий, которые «толкают» инновации вперед. С другой стороны, их «тянет» за собой рынок, предъявляя спрос на новые решения.

Первый подход тесно связан с моделью распространения инноваций. Е. Роджерс предлагал классифицировать участников, адаптирующих инновации в своей деятельности, по пяти категориям: «инноваторы», «ранние последователи», «раннее большинство», «позднее большинство» и «отстающие». Им же разработан перечень характеристик, влияющих на процесс адаптации инноваций: относительное преимущество в сравнении с решениями предыдущего поколения; уровень совместимости с образом жизни индивида; восприятие сложности / простоты применения; возможность протестировать инновации; наблюдаемость остальных участников в личных сетевых связях (с. 390). Основной проблемой в модели распространения инноваций является определение качеств инновационных решений и характеристик пользователей, которые будут их применять. Однако подобный анализ статичен и не учитывает общественные связи.

Анализ инноваций в современных условиях также не включает такие аспекты, как социальная ответственность бизнеса, разделение ценностей и совместный характер многих инноваций. Общество определяет «запрос на инновации», учитывая последствия их применения, в том числе экологические, соответствие общественным целям, возможность применения инноваций как элемента устойчивого развития.

Понимание инновационного процесса как процесса взаимодействия множества различных участников, необходимость учета особенностей их взаимосвязей привели к формированию в конце 1980-х годов концепции инновационных систем, которая позволяет анализировать подобные системы на различных уровнях и с различных позиций (рис. 1).

Макро

$

Мезо

$

Микро

< Макроэкономические условия, корпоративное управление, деловой климат, иные аспекты регулирования Институциональные и регулятивные рамки, влияющие на сотрудничество > Инновационная система

Взаимосвязи, основанные на действии рыночных сил (в том числе потоки затрат на ИР) У 4 Промышленные кластеры

Конкуренция < Межфирменное взаимодействие > < Расширенные государственно-^ частные сети

Рынок Сети Система

Рис. 1.

Взаимодействия в инновационных системах (с. 393)

Наличие взаимосвязей между ИР и инновациями привели к формированию государственной политики, которая влияет на институциональные условия и параметры инновационной системы, в том числе на: образовательную систему, устанавливая минимальные образовательные стандарты; университетскую систему; систему повышения квалификации; научную и исследовательскую основу; инновационную политику; правовые и макроэкономические условия (патентное законодательство, налогообложение, тарифы, конкуренция и пр.); коммуникационную инфраструктуру, в том числе телекоммуникационные сети. Кроме того, существует ряд параметров, на которые общество оказывает не такое сильное влияние: общие фонды кодифицированного знания (публикации, технические, управленческие и экологические стандарты); финансовые институты, определяющие, к примеру, доступ к венчурному капиталу; достижимость рынков, в том числе установление тесных связей с потребителями; структура промышленности и конкурентное окружение (с. 394). Все это формирует инновационную экоси-

стему, ключевыми элементами которой являются знания и правила, транслируемые участниками.

Инновационная система может быть также рассмотрена с точки зрения «бизнес-экосистемы» (рис. 2).

Рис. 2.

Концепция измерения инноваций (с. 395)

«Бизнес-экосистема» находится в центре инновационной системы, определяя ключевых игроков, которые задают либо управляют стандартами и создают ценности, воспринимаемые их партнерами посредством сотрудничества либо конкуренции.

Инновации могут быть рассмотрены как процесс изменения «правил игры». С этой точки зрения автор выделяет шесть типов власти, обеспечивающих различные механизмы легитимации правил и знания: 1) традиции, воплощенные в обществе в культурных практиках и традиционном знании и управляемые традиционными авторитетами и религиозными / культурными институтами; 2) политика как коллективный процесс и поведение, где харизма руководства играет роль в управлении коллективным выбором; 3) системные институты, поддерживающие политические, демократические механизмы делегирования власти и обеспечивающие оценку политики; 4) формализованная стандартизация в рамках ИСО или иных

профессиональных организаций; 5) научное сообщество и университетский мир; 6) средства массовой информации (с. 396-397). Каждый из данных типов власти конкурирует с другим и определяет различные системы легитимации правил и знания, что может приводить к внутренним противоречиям.

Исследовательские университеты могут быть вовлечены в инновационную экосистему на трех уровнях: 1) «арена действий», где инновационная экосистема обеспечивает трансфер технологий и происходит трансформация явного и неявного знания; 2) процесс разработки и внедрения правил и знания в рамках действующих институтов, а также их оценка; 3) отражение собственной деятельности и практики как с этической, так и с эпистемологической точек зрения (с. 398).

Перед развивающимися странами часто стоит проблема формирования системы «интегрированного полюса качества» (с. 398), в задачи которой входит создание и распространение знания на проектной основе. Основываясь на опыте реализации подобного проекта в области энергетики в странах Западной Африки, автор выделяет десять видов деятельности, призванных упростить формирование региональной инновационной экосистемы и стимулировать деятельность всех ее участников:

- исследования и разработки: для производства кодифицированного знания, контекстуализированного в рамках выполняемых проектов;

- членство и руководство в научных сетях: интеграция в сети, где знание носит неявный характер;

- профессиональное обучение и повышение квалификации: трансляция кодифицированного знания на аудиторию, не имеющую соответствующего опыта, с низким уровнем неявного знания, в том числе методом погружения;

- повышение квалификации без отрыва от производства: трансляция знания на аудиторию, обладающую опытом;

- участие в проектах: аккумулирование практического и неявного знания и генерация кодифицированного знания на базисном уровне;

- наблюдение и оценку результатов проектов: генерирование явного знания для руководящих органов, разрабатывающих формальные правила в целях их адаптации и изменения;

- сбор информации о слабых сигналах в системе в целях поиска элементов неявного знания;

- распространение знания;

- создание и поддержку профессиональных сетей, позволяющих осуществлять распространение неявного знания на базисном уровне;

- экспертизу и разработку рекомендаций для органов и лиц, принимающих решения: формализация кодифицированного знания для руководящих служб (с. 399).

Исследовательские университеты осуществляют две основные функции в инновационной системе: проведение ИР и распространение знаний; подготовка студентов.

По мнению автора, в рамках разработанной модели исследовательская составляющая деятельности университетов должна включать в себя:

- производство нового знания и правил функционирования инновационной экосистемы в рамках логики «технологического толчка»;

- идентификацию применяемых правил и знаний, используемых участниками инновационных процессов на текущем этапе;

- участие в трансляции опыта и неявного знания широкого круга участников инновационной экосистемы в формат явного знания, которое может быть передано на уровень лиц и органов, принимающих решения;

- трансфер знания в формате, адаптированном для власти, в том числе экспертизу и разработку рекомендаций, программу взаимодействия со СМИ, участие в деятельности по стандартизации, взаимодействие с обладателями традиционного знания;

- исследование вопросов взаимодействия между органами власти, трансляционных механизмов;

- изучение глобальных процессов, определение моделей поведения участников, переосмысление роли ИР с учетом общественных ожиданий и этических проблем (с. 400).

Исследовательские университеты выполняют не только подготовку студентов, но и такую важную функцию, как дальнейшее трудоустройство, так как в настоящее время все большее количество вновь создаваемых рабочих мест концентрируется в инновационных сегментах экономики. Это предъявляет новые требования к

подготовке учащихся в университете: помимо обладания кодифицированным знанием они должны обладать компетенциями в области трансляции неявного знания, адаптации правил и знаний к практическим условиям деятельности, умением взаимодействовать с разнообразными участниками инновационной экосистемы.

Исследовательские университеты наряду с остальными элементами инновационной системы призваны участвовать в обеспечении устойчивого развития. В качестве примера основных аспектов подобного участия автор приводит Национальную стратегию устойчивого развития Франции, концентрирующуюся на пяти основных элементах: стратегии и управлении, образовании и обучении, исследовательской деятельности, управлении процессами, связанными с окружающей средой, социальной политике и вовлечении общества (с. 402).

М.Н. Лавров

2014.02.024. СОКОЛ М. СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА В ВОСТОЧНОЙ СЛОВАКИИ? НЕОЛИБЕРАЛИЗМ, ПОСТСОЦИАЛИЗМ И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ.

SOKOL M. Silicon Valley in Eastern Slovakia? Neoliberalism, post-socialism and the knowledge economy // Europe-Asia studies. - 2013. -Vol. 65, N 7. - P. 1324-1343. - D0I:10.1080/09668136.2013.822714.

Ключевые слова: экономика знаний; региональная экономическая система.

Автор, сотрудник Тринити-колледжа (Дублин, Ирландия), размышляет о перспективах использования опыта Силиконовой долины в сфере регионального развития в условиях постсоциалистической Восточной и Центральной Европы.

Силиконовая долина в течение долгого времени является «иконой успеха» - символом технологического превосходства США. Одновременно это пример наиболее высокоразвитой, постиндустриальной, региональной экономической системы, базирующейся на «экономике знаний». Множество регионов по всему миру стремятся повторить успех Силиконовой долины. Возможно ли репродуцировать этот опыт в условиях постсоциалистической Центральной и Восточной Европы?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.