Научная статья на тему '2014. 02. 016. Проуберт Дж. , Коннел Д. , мина А. Сервисные фирмы ИР: скрытый двигатель экономики на основе высоких технологий? Probert J. , Connell D. , mina А. R&d service firms: the hidden engine of the high-tech economy? // research policy. - 2013. - Vol. 42, n 6-7. - Р. 1274-1285. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2013. 03. 004'

2014. 02. 016. Проуберт Дж. , Коннел Д. , мина А. Сервисные фирмы ИР: скрытый двигатель экономики на основе высоких технологий? Probert J. , Connell D. , mina А. R&d service firms: the hidden engine of the high-tech economy? // research policy. - 2013. - Vol. 42, n 6-7. - Р. 1274-1285. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2013. 03. 004 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / УСЛУГИ ИР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 016. Проуберт Дж. , Коннел Д. , мина А. Сервисные фирмы ИР: скрытый двигатель экономики на основе высоких технологий? Probert J. , Connell D. , mina А. R&d service firms: the hidden engine of the high-tech economy? // research policy. - 2013. - Vol. 42, n 6-7. - Р. 1274-1285. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2013. 03. 004»

тов, судостроение» - 169; «Новые материалы» - 128; «Информационные технологии и электроника» - 114% (с. 25).

Приоритетное значение в программах развития придается созданию высокопроизводительных рабочих мест. В целом по состоянию на 2011 г., в организациях - участницах кластеров общее число рабочих мест с уровнем заработной платы, вдвое превышающим ее средние значения в регионах базирования ИТК, составило 179,6 тыс. руб. В 2016 г. эта цифра должна увеличиться на 84,7% - до 331,7 тыс. руб. (с. 31).

Намечается обеспечить серьезный прирост производительности труда в организациях - участницах ИТК, причем в десяти кластерах объем выработки в расчете на одного работника в течение 2011-2016 гг. должен вырасти более чем вдвое (с. 31).

С.М. Пястолов

2014.02.016. ПРОУБЕРТ Дж., КОННЕЛ Д., МИНА А. СЕРВИСНЫЕ ФИРМЫ ИР: СКРЫТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ?

PROBERT J., CONNELL D., MINA А. R&D service firms: The hidden engine of the high-tech economy? // Research policy. - 2013. - Vol. 42, N 6-7. - Р. 1274-1285. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j. respol.2013.03.004

Ключевые слова: деловые услуги; услуги ИР; технологическое развитие; динамические способности; высокотехнологичные кластеры; инновационная политика.

Авторы, сотрудники Кембриджского университета, анализируют проблемы, связанные с деятельностью компаний, представляющих сектор ИР-услуг, в регионе Кембриджа - ведущего научно-технического кластера Великобритании.

Возрастающая роль деловых услуг, особенно связанных с производством, поглощением и распространением нового знания, является неотъемлемой частью процесса экономического роста, основанного на инновациях. Фирмы, обеспечивающие услуги в секторе ИР, в соответствующих научных публикациях обычно упоминаются как KIBS (Knowledge-Intensive Business Services -KIBS) (с. 1274).

По сравнению с другими предприятиями деловых услуг К1Б8 показали необычно высокие темпы роста в последнее время и увеличили свою долю в общем объеме деловых услуг. Их основная деятельность характеризуется как предоставление промежуточных ресурсов на входах инновационных процессов, которые включают научные исследования (ИР), услуги дизайна и технологий, консалтинг, информационные и коммуникационные услуги, управление персоналом, юридические услуги (включая те, которые касаются прав на интеллектуальную собственность), бухгалтерский учет, финансирование, маркетинг.

Объектом исследования стал технологический кластер, сформировавшийся в конце 1970-х годов в окрестностях Кембриджа и достигший лидирующего положения в начале 1980-х годов. Известный как «Кембриджский феномен», данный кластер сегодня считается одним из самых значимых в Европе. Неоднократно признавалась важная роль Кембриджского университета в развитии бизнеса на основе высоких технологий в этом регионе, и теперь Кембриджский кластер расценивается как один из немногих действительно успешных примеров предпринимательской деловой группы, сформированной вокруг главного европейского университета.

Эксперты отмечают, что многие компании в Кембридже, вместо того чтобы развивать стандартные продукты, приняли бизнес-модель, основанную на исполнении контрактов ИР для своих клиентов. В то же время в Кембридже отмечены и высокие показатели компаний (одни из самых высоких в мире), поддержанных венчурным капиталом.

Авторы утверждают, что деятельность по предоставлению услуг ИР к настоящему времени стала фундаментальным механизмом, при помощи которого напрямую или опосредованно развиваются новые технологии. Это положение они обосновывают посредством всестороннего анализа стратегии, практики и воздействия услуг ИР, предоставляемых компаниями Кембриджского кластера.

Рост рынков технологий и распространение более «открытых» моделей инноваций подразумевал экстернализацию деятельности, включая ИР, которые ранее выполнялись главным образом внутри предприятий. Эти процессы должны опираться не только на растущий спрос кодифицированных технологических ноу-хау в форме, например, патентов и лицензий, но и на растущий спрос на

услуги, разработанные с целью передачи внешнего знания другим фирмам.

KIBS выполняют двойную функцию в инновационных процессах: они, как утверждают авторы, оказывают и прямое, и косвенное влияние на технические изменения в инновационных системах. Прямое влияние заключается в производстве собственной высокотехнологичной продукции и формировании человеческого капитала. Косвенные воздействия состоят, с одной стороны, в том, что эти фирмы принимают новые технологии и, с другой стороны, собирают и распространяют новое знание в научно-технических сетях, т. е. разрабатывают и адаптируют новое, экономически ценное знание.

Анализ данных «Community Innovation Survey» подтверждает, что KIBS занимают достойное место среди самых инновационных фирм, но их роль в инновационной деятельности намного шире и имеет системное значение. Во-первых, они разрабатывают самые передовые методы, которые позже распространятся в других секторах экономики. Во-вторых, они поддерживают новшества в этих секторах экономики. В-третьих, они играют роль ключевого посредника, объединяя инновационные идеи, разработанные в различных секторах экономики, и помогают переводить идеи, произведенные наукой, в практическое и коммерциализированное знание для его использования промышленными компаниями.

KIBS не поддерживают тесных связей с университетами, за исключением консультирования по вопросам ИР, они выступают как самостоятельные источники знания и передовой практики для фирм. Исследования показывают, что фирмы более склонны использовать в качестве источников информации и в качестве партнеров в совместных инновационных проектах консультантов и исследовательские организации из частного сектора, чем университеты и государственные научные организации. Однако важная роль этих организаций часто недооценивается экспертами.

Многие исследователи обнаруживают, что у KIBS есть высокая склонность к географическому объединению в кластеры, особенно на территориях пригородов, хотя это и зависит от природы базы знаний и контекста рынка. Существенные различия между моделями взаимодействия с KIBS связаны с различиями между регионами в их способности осуществлять инновационную деятельность.

Взаимное месторасположение партнеров, доступность дополнительных факторов (например, человеческого капитала) и опыт предшествующего сотрудничества оказываются важными сопутствующими детерминантами спроса на знаниеинтенсивные услуги.

Авторы отмечают, что поставщики услуг - адвокаты, инвестиционные банкиры, директора независимых компаний - играют важную роль в качестве существенных элементов «предпринимательской сети поддержки» кластера. Они формируют «социальную структуру инноваций», которая оказывается результатом не запланированного развития, а результатом социального «bricolage» -повторяющегося процесса обучения, в котором предприниматели и институты эволюционируют одновременно, создавая окружающую среду, благоприятствующую формированию новых фирм (с. 1276).

В качестве методологии исследования авторы применяют качественный анализ с целью выяснить, каким образом предоставление услуг ИР может в течение некоторого времени развиться в механизм производства новых технологий.

Работа осложняется тем, что фирмы, которые не классифицируются как сервисные фирмы в стандартных промышленных классификациях, могут принимать сервисную бизнес-модель для некоторой части своих действий. Поэтому авторы явно избегают формулировать гипотезы, чтобы проверить отношения между переменными. В этом случае хорошо работает стратегия кейс-стади с последующей обработкой организационных и / или институциональных факторов, которые не могут быть получены только посредством дедуктивных или просто количественных методов исследования (с. 1276).

На основе анализа официальных баз данных (FAME1) и вторичных исторических источников получена информация о развитии Кембриджского кластера и о деятельности наиболее значимых поставщиков услуг ИР за 30 лет. Были проведены полуструктурированные интервью с основателями или старшими менеджерами этих фирм; затем выборка была расширена посредством метода прослеживания цепи, который позволил найти другие подобные фирмы, активно действующие в регионе.

1 FAME (Financial Analysis Made Easy) - база данных, содержащая подробную информацию об английских государственных и частных компаниях. - Прим. реф.

К концу фазы полевых исследований (декабрь 2007 г. - март 2009 г.) было проведено 52 зарегистрированных и кодифицированных интервью с представителями фирм из ряда промышленных секторов, которые оказывают услуги ИР или реализуют контракты ИР для отдельных клиентов с целью поддержать коммерциализацию технологии и развить стандартные продукты.

Четыре крупнейшие организации выборки - «Cambridge Consultants», «PA Technology Centre» (подразделение «PA Consulting Group»), «TTP Group» и «Sagentia» - оказывали технологические услуги постоянным клиентам в разных странах больше 20 лет, а в случае «Cambridge Consultants» - в течение 50 лет. Численность персонала организации составляет около 300 человек - уровень, который, как правило, не превышается. Уровень занятости обычно регулируется посредством увольнений во время экономических спадов или люди, которые хотят организовать свой бизнес, уходят по собственному желанию. Так создаются меньшие по размеру фирмы, более специализированные в области технологических консультирований. Таким образом, еще шесть фирм, в которых занято приблизительно 100 человек, попали в выборку (с. 1277).

Все десять фирм успешно работают на мировом рынке, их операции, как правило, составляют более чем половину продаж во всех главных регионах мира. Частично глобальное присутствие этих фирм может быть объяснено снижением выпуска обрабатывающей промышленности Великобритании, что вынуждает зна-ниеинтенсивные компании искать зарубежных клиентов. Общее название таких фирм - «Консультанты по развитию технологий» (Technology Development Consultants - TDC). Крупные TDC имеют хорошо укомплектованные лаборатории, мастерские, и, работая с субподрядчиками в странах с конкурентными преимуществами в стоимости труда, такие компании в состоянии обеспечить выпуск широкого диапазона продуктов от стадии идеи до стадии масштабного производства. Меньшие TDC, естественно, сосредоточиваются на более сложных заказах промышленности или концентрируются на особых типах проектов, таких как разработка продукта или промышленный дизайн.

Контракт ИР, как правило, предусматривает развитие и поставку демонстрационной версии, опытного образца с последующими возможностями для малосерийного производства или ком-

понентов, разработанных для решения ответственных задач производителя. Интеллектуальная собственность, созданная во время работы по договору, как правило, передается клиенту, если работа не связана с уже существующей технологией, когда клиент получает лицензию на коммерческую эксплуатацию результатов ранее выполненной работы. Бывает трудно предсказать время, требуемое для развития технологии, если вообще возможно получить желаемый результат. ТЭС предпочитают не указывать цену заранее, чтобы избежать проектных перерасходов - обычное явление, особенно в новых областях науки или там, где плохо определен результат.

Отличительная способность ТЭС - их компетенции, необходимые для обеспечения инновационного процесса от определения потребности рынка до получения готового изделия, с использованием новаций, технологий высокого риска и даже в ситуации, когда плохо установлены требования клиента. Даже меньшие по размеру ТЭС более знакомы с этим процессом, нежели клиенты крупных компаний или даже фирм Силиконовой долины, где у немногих успешных менеджеров проектов есть возможность управлять всем техническим проектом. Успех контракта ИР зависит от неявного знания о том, как сбалансировать творческий потенциал с временными ограничениями, когда быть изобретательными и когда сосредоточиться на деталях, как разрешать конфликты внутри проектной группы и превратить их в движущую силу.

Рассмотрев ряд характерных примеров, авторы отмечают важное практическое значение своей работы. Кембриджская модель контракта ИР поощряет долгосрочное накопление навыков и способностей, позволяя фирмам использовать технологические возможности на стадии становления и вводить необходимые изменения по мере развития технологий. Это достигается посредством абсорбирования технологических рисков за счет организации и разложения задачи на этапы; за счет развития культуры совместной работы, основанной на быстром формировании команды и своевременных рекомбинациях; за счет использования различных типов организации: гибкого, сетевого и неиерархического. Кроме того, возобновление кадрового потенциала связано с приобретением и развитием в течение долгого времени диапазона навыков, дополняющих технические навыки, включая маркетинг, управление проектом и принципы финансов, которые не только помогают сотруд-

никам во всесторонних взаимодействиях с клиентами, но и готовят команды к самостоятельной проектной работе задолго до того, как возникают такие возможности.

Согласно стратегической точке зрения технологическая модель консультирования развития может быть очень важной для дизайна промежуточного звена организации исследования (общественного или частно-государственного). Следует отметить и то, что «кембриджские консультанты» успешно разработали ряд технологических платформ, которые, как правило, требуют долгой и кропотливой работы. Это представляет большой интерес, поскольку финансирование технологического развития на ранней стадии признано весьма трудной проблемой во многих странах, включая США, где фактический вклад венчурного капитала в эту инвестиционную фазу устойчиво снижался за последние несколько лет.

Другое полезное замечание состоит в том, что, несмотря на то что Кембриджский университет признан фундаментом Кембриджского инновационного кластера (в основном вследствие способности привлекать высококвалифицированные людские ресурсы), процесс появления самых успешных высокотехнологичных производственных фирм шел независимо от университета, который, однако, отлично выполнял функции отдела трансфера технологий. Ценность этого замечания очевидна из-за возрастающих ожиданий, связанных с участием учреждений высшего образования в формировании инновационных кластеров, которые способствуют коммерциализации их научных и технических достижений. Но, как замечают авторы, «кембриджский феномен» не связан исключительно с университетом, он намного шире. Поэтому необходимо понимать и знать, как и почему работает Кембриджский кластер. Его работа более значительна и разнообразна, чем это принято думать, а услуги в сфере ИР - важная составляющая, хотя иногда и скрытая, часть его деятельности.

С.М. Пястолов

2014.02.017. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ 2013: ЛОКАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ИННОВАЦИЙ.

The Global Innovation Index 2013: The local dynamics of innovation / Dutta S., Lanvin B. (eds); Johnson Cornell university, INSEAD, WIPO. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.