Научная статья на тему '2014. 02. 015. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Гохберг Л. М. , Шадрин А. Е. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с. - ISBN 978-5-9904002-4-5'

2014. 02. 015. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Гохберг Л. М. , Шадрин А. Е. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с. - ISBN 978-5-9904002-4-5 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 015. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Гохберг Л. М. , Шадрин А. Е. - М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с. - ISBN 978-5-9904002-4-5»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2014.02.015. ПИЛОТНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Под ред. Гохберг Л.М., Шадрин А.Е. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с. -ISBN 978-5-9904002-4-5.

Ключевые слова: Российская Федерация; инновационное развитие; государственная программа поддержки кластеров.

Подготовленный совместно Министерством экономического развития РФ и НИУ «Высшая школа экономики» доклад представляет собой анализ итогов первого этапа программы поддержки кластеров, стартовавшей в Российской Федерации в 2012 г.

Современная инновационная политика, считают авторы, подразумевает учет региональной специфики, активное вовлечение регионов в процессы формирования и реализации механизмов стимулирования инновационной деятельности, а территориальные кластеры выступают в роли инструмента «сборки» и структуризации «местных» игроков (с. 6). Развитие кластеров служит оптимизации позиций отечественных предприятий в производственных цепочках, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению, локализации сборочных производств и в конечном счете - росту уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Анализируя «Зарубежный опыт реализации кластерной политики» (первый раздел), авторы напоминают, что еще в 19701980-е годы в отдельных регионах Европы - провинциях Эмилия-Романья и Венето (Италия), землях Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия (Германия), регионе Штирия (Австрия) - началась реализация локальных программ, предвосхищающих национальные

программы кластерного развития. Со второй половины 1990-х годов постепенно стали формироваться национальные программы кластерного развития, и к концу 2000-х годов они осуществлялись в 26 государствах - членах ЕС. Даже в наиболее развитых государствах более 60% таких проектов были запущены лишь после 1999 г., а кластерные инициативы в развивающихся и транзитивных странах стали появляться совсем недавно: в 2003 г. их насчитывалось более 500 по всему миру, прежде всего в Европе, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии, в 2005 г. их было уже около 1400 (с. 11).

Хронология нового этапа кластерной политики ведется с 2008 г., когда был принят Европейский меморандум о кластерной политике (The High Level Advisory Group on Clusters, 2008). В нем декларировался переход к политике развития наиболее перспективных европейских кластеров до уровня лидеров в глобальном контексте.

Авторы доклада выделяют главные характеристики этого этапа: 1) в ЕС регулярно проводятся межстрановые исследования, регулярно актуализируется база данных кластерных организаций (специализированных органов управления кластеров) Европейской кластерной обсерватории; 2) активно используется база данных ERAWATCH-INNO-Policy TrendChart, которая охватывает более 130 национальных программ, связанных с кластерной политикой, в 31 стране Европы; 3) прошло три волны глобального обследования кластеров; 4) в 2006 г. опубликован аналитический доклад, посвященный изучению роли кластеров в инновационных процессах (In-nobarometer, 2006); 5) изданы: Белая книга кластерных политик, доклад исследовательской организации «Oxford Research AS», в котором содержится подробный анализ кластерных политик, кластерных программ и особенностей государственного управления на национальном и региональном уровнях в странах ЕС (Oxford Research, 2008).

Результаты реализации программ оцениваются как положительные: в частности, итогом исполнения программы «BioRegio» (Германия) стало четырехкратное увеличение числа компаний и создание более 9 тыс. рабочих мест в секторе биотехнологий, что позволило существенно сократить разрыв с традиционным лидером в этой сфере - Великобританией. Регионы - участники программы демонстрировали более заметные успехи по сравнению с другими

федеральными землями. Сегодня Германия выступает в качестве европейского лидера в области биотехнологий, локализуя на своей территории 552 биотехнологических предприятия. По состоянию на 2011 г., их оборот достигал 2,6 млрд евро (темп прироста - 30% за период 2005-2008 гг.), а численность занятых составила 16,3 тыс. человек (с. 11).

Особенностью европейских программ развития кластеров является направленность на поддержку высокотехнологичных секторов (биотехнологий, информационных технологий и т.д.). Традиционные отрасли промышленности и сельское хозяйство также попадают в сферу ее деятельности, хотя и несколько реже. Власти самостоятельно не определяют наиболее перспективные кластеры (хотя и могут устанавливать приоритетные направления поддержки), а организуют конкурс коллективных заявок, при этом поддержку получают далеко не все (в Германии доля отклоненных заявок достигает 95%). Основными бенефициарами государственных программ выступают малые и средние предприятия. В случае французской программы «Les pôles de compétitivité» удельный вес малых и средних предприятий составил 80%, на их долю было выделено в общей сложности 54% ее бюджета.

При анализе европейских программ эксперты отмечают достаточно длительные сроки подготовки заявок, несколько этапов конкурсного отбора, а также то, что за реализацию кластерной политики, как правило, отвечают сразу несколько национальных ведомств. Многие программы не предполагают формализованную оценку итогов, а проводимые оценки результативности программ поддержки кластеров носят фрагментарный, а иногда и противоречивый характер. Так, существует традиция критического отношения к государственному вмешательству в процессы развития кластеров.

Авторы отмечают новые стратегические тенденции в развитии кластерных инициатив и соответствующих государственных программ: переход к поддержке кластеров мирового уровня; усиление межведомственной координации кластерных программ; стимулирование межкластерного взаимодействия; профессионализация кластерного менеджмента; вовлечение кластеров в формирование и реализацию региональных стратегий (smart specialisation).

В России с 2010 г. Минэкономразвития предоставляет субсидии регионам для создания и функционирования центров кластерного развития как одного из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. Подобные центры созданы в Самарской, Томской, Калужской, Астраханской, Пензенской, Воронежской, Курганской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Алтайском крае и ряде других регионов.

В период с 19 марта по 20 апреля 2012 г. были получены 94 конкурсные заявки, и эксперты Минэкономразвития согласовали проект перечня, в который вошли пилотные программы развития 25 (с учетом объединения) территориальных кластеров. В федеральном бюджете на 2013 г. предусмотрено выделение средств в объеме 1,3 млрд руб. При этом Минэкономразвития считает целесообразным предоставление субсидий в объеме 5 млрд руб. ежегодно в течение четырех лет начиная с 2014 г. (с. 17). В рамках этой программы предполагается обеспечить увязку государственных программ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с программами развития инновационных территориальных кластеров (ИТК).

При отборе заявки были структурированы в шесть отраслевых направлений: «Ядерные и радиационные технологии»; «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение»; «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность»; «Новые материалы»; «Химия и нефтехимия»; «Информационные технологии и электроника». Максимальное число ИТК относится к направлениям «Информационные технологии и электроника» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» -семь и шесть соответственно (с. 18).

В состав участников ИТК вошли многие ведущие российские научные организации, университеты и производственные компании, в том числе: институты РАН и РАМН, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», государственные научные центры, а также ведущие вузы России, включая НИУ

ВШЭ, НИУ МФТИ, НИУ ИТМО, НИТУ МИСиС, НИУ МИЭТ, ТУСУР, НИУНГУ и др.; крупнейшие отечественные компании в области машиностроения, информационных технологий, биофармацевтики, топливно-энергетического комплекса и металлургии, в том числе: ОАО «РКК "Энергия"», ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко», ОАО «"Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнёва», ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «ГСКБ Концерна ПВО "Алмаз-Антей" им. академика А.А. Расплетина», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «Авиа-кор-авиационный завод», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Протон - Пермские моторы», ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"», ОАО «ПО "Севмаш"», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Ростелеком», ООО «Яндекс», ООО «ПРОМТ», ОАО «Ангстрем», ОАО «НИИМЭ и Микрон», ЗАО «НПФ "Микран"», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «ПРОТЕК», ОАО «Химико-фармацевтический комбинат "Акрихин"», ЗАО «Эвалар», ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «СИБУР-Нефтехим», ОАО «СУ-ЭК», ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАНЕКО» и др. В развитии кластеров заметную роль играют филиалы и дочерние структуры зарубежных транснациональных корпораций, в их числе: ЗАО «Интел Россия», представительство корпорации «Oracle» в России, ООО «Новартис Фарма» («Novartis Pharma»), ЗАО «Берлин Хеми / Менарини» (структурное подразделение «Berlin-Chemie AG»); ООО «АстраЗенека Индаст-риз» (структурное подразделение «Astra Zeneca Ind»), ООО СП «Форд Соллерс Холдинг», СП «Ural Boeing Manufacturing» и др.

Развитию кластеров, для которых характерна ведущая роль крупного промышленного производства, призваны способствовать более интенсивный трансфер результатов научных исследований в деятельность уже существующих промышленных компаний и в создание новых малых и средних предприятий, встраиваемых в формируемые крупными фирмами цепочки добавленной стоимости.

В то же время программы развития кластеров городов Пущи-но, Троицка и Димитровграда, «Физтех-XXI» характеризуются ориентацией на использование потенциала расположенных на их территории научных и образовательных организаций мирового уровня. Это предполагает привлечение крупных российских и за-

рубежных компаний к разворачиванию высокотехнологичных производств на базе имеющихся кадровых ресурсов и исследовательской инфраструктуры кластеров, а также активное развитие малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых технологий.

Оценивая научно-технологический потенциал программы, авторы отмечают, что совокупный объем расходов на НИОКР за пять лет (2007-2011), по представленным 25 ИТК сведениям, равнялся 1,1 трлн руб., или в среднем 222 млрд руб. в год. Расходы на НИОКР, осуществленные участниками кластеров в течение указанного периода, составили примерно 43% от общего объема соответствующих расходов по стране (с. 25).

В 2012-2014 гг. кластерами запланированы расходы на НИ-ОКР в объеме 968,8 млрд руб., т.е. в среднем 323 млрд руб. ежегодно. Таким образом, на этом этапе программы развития ИТК предусматривают существенное наращивание - на 145% в среднегодовом исчислении в сравнении с предшествующим периодом расходов на НИОКР (с. 25).

Наиболее значительные масштабы финансирования научных исследований и разработок отличали в 2007-2011 гг. ИТК, относящиеся к таким отраслевым направлениям, как «Информационные технологии и электроника» (418,6 млрд руб., или 59,8 млрд руб. в среднем в расчете на один кластер) и «Новые материалы» (400,8 и 133,6 млрд руб. соответственно). С большим отрывом от лидеров по данному показателю следуют ИТК в сегментах «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение» (99,7 и 19,9 млрд руб.), «Ядерные и радиационные технологии» (97,5 и 24,4 млрд руб.), «Химия и нефтехимия» (55,5 и 13,9 млрд руб.), «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» (37,7 и 6,3 млрд руб.) (с. 25).

По всем отраслевым группам в 2012-2014 гг. ожидается более чем двукратный рост среднегодовых расходов на НИОКР по сравнению с уровнем 2007-2011 гг. Тон задают кластеры двух блоков «Ядерные и радиационные технологии» (увеличение на 265%) и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» (увеличение на 240%). По отраслевым направлениям «Химия и нефтехимия» аналогичные значения предполагаются на уровне 188%; «Производство летательных и космических аппара-

тов, судостроение» - 169; «Новые материалы» - 128; «Информационные технологии и электроника» - 114% (с. 25).

Приоритетное значение в программах развития придается созданию высокопроизводительных рабочих мест. В целом по состоянию на 2011 г., в организациях - участницах кластеров общее число рабочих мест с уровнем заработной платы, вдвое превышающим ее средние значения в регионах базирования ИТК, составило 179,6 тыс. руб. В 2016 г. эта цифра должна увеличиться на 84,7% - до 331,7 тыс. руб. (с. 31).

Намечается обеспечить серьезный прирост производительности труда в организациях - участницах ИТК, причем в десяти кластерах объем выработки в расчете на одного работника в течение 2011-2016 гг. должен вырасти более чем вдвое (с. 31).

С.М. Пястолов

2014.02.016. ПРОУБЕРТ Дж., КОННЕЛ Д., МИНА А. СЕРВИСНЫЕ ФИРМЫ ИР: СКРЫТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ?

PROBERT J., CONNELL D., MINA А. R&D service firms: The hidden engine of the high-tech economy? // Research policy. - 2013. - Vol. 42, N 6-7. - Р. 1274-1285. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j. respol.2013.03.004

Ключевые слова: деловые услуги; услуги ИР; технологическое развитие; динамические способности; высокотехнологичные кластеры; инновационная политика.

Авторы, сотрудники Кембриджского университета, анализируют проблемы, связанные с деятельностью компаний, представляющих сектор ИР-услуг, в регионе Кембриджа - ведущего научно-технического кластера Великобритании.

Возрастающая роль деловых услуг, особенно связанных с производством, поглощением и распространением нового знания, является неотъемлемой частью процесса экономического роста, основанного на инновациях. Фирмы, обеспечивающие услуги в секторе ИР, в соответствующих научных публикациях обычно упоминаются как KIBS (Knowledge-Intensive Business Services -KIBS) (с. 1274).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.