Научная статья на тему '2014. 01. 036. Мангу А. М. "арабская весна" и реакция на кризис африканского союза: использование силы, смена режима и убийство лидера "Великой социалистической народной ливийской арабской Джамахирии". Mangu A. M. The arab spring and African Union’s reaction the crisis: use of force, regime change, and assassination of the leader of the "great socialict people’s Libyan arab gamahiriya" // Africa insight. - Pretoria, 2012. - vol. 42, n 1. - p. 1-12'

2014. 01. 036. Мангу А. М. "арабская весна" и реакция на кризис африканского союза: использование силы, смена режима и убийство лидера "Великой социалистической народной ливийской арабской Джамахирии". Mangu A. M. The arab spring and African Union’s reaction the crisis: use of force, regime change, and assassination of the leader of the "great socialict people’s Libyan arab gamahiriya" // Africa insight. - Pretoria, 2012. - vol. 42, n 1. - p. 1-12 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / ЛИВИЙСКИЙ КРИЗИС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 036. Мангу А. М. "арабская весна" и реакция на кризис африканского союза: использование силы, смена режима и убийство лидера "Великой социалистической народной ливийской арабской Джамахирии". Mangu A. M. The arab spring and African Union’s reaction the crisis: use of force, regime change, and assassination of the leader of the "great socialict people’s Libyan arab gamahiriya" // Africa insight. - Pretoria, 2012. - vol. 42, n 1. - p. 1-12»

На саммите лидеров африканских стран в Того в 2000 г. Каддафи предложил создать Соединенные Штаты Африки. Эту идею он повторил на саммитах в 2007 и 2009 гг. и продолжал настаивать на ней вплоть до событий в Ливии 2011 г.

Массовые народные выступления в странах арабского мира в конце 2010 - начале 2011 г. охватили и Ливию, где после расстрела демонстрации 17 февраля 2011 г. на площади перед зданием суда в Бенгази началась настоящая гражданская война между силами режима Каддафи и оппозиционерами. В вооруженный конфликт вмешались США и силы НАТО, по официальной версии - из человеколюбия и для защиты прав гражданского населения.

Трудно предугадать, говорится в заключении, чем закончится гражданская война в Ливии и каковы будут последствия НАТОвских бомбардировок. Подробности правления Каддафи пока малоизвестны, в лучшем случае - предположительны. Невозможно даже приблизительно определить число жертв его режима, хотя то, что они имеются, сомнений не вызывает. «Ведь сегодня вряд ли кто-то может однозначно ответить на вопрос: Муаммар Каддафи - благо или зло для своей страны» (с. 223).

Б. С. Тупов

2014.01.036. МАНГУ А.М. «АРАБСКАЯ ВЕСНА» И РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС АФРИКАНСКОГО СОЮЗА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЫ, СМЕНА РЕЖИМА И УБИЙСТВО ЛИДЕРА «ВЕЛИКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАРОДНОЙ ЛИВИЙСКОЙ АРАБСКОЙ ДЖАМАХИРИИ».

MANGU A.M. The Arab spring and African Union's reaction the crisis: Use of force, regime change, and assassination of the leader of the «Great socialict people's libyan arab gamahiriya» // Africa insight. -Pretoria, 2012. - Vol. 42, N 1. - P. 1-12.

Ключевые слова: Африканский союз; «арабская весна»; ливийский кризис.

Статья профессора Юридического колледжа Университета Южной Африки Андре Мангу посвящена анализу деятельности Африканского союза и его реакции на ливийский кризис, интервенцию, смену режима в Ливии и убийство Каддафи.

Начиная с 2010 г. «арабская весна» заняла место «африканской весны», через которую значительная часть африканского континента прошла в период 1980-х и 1990-х годов, когда многие авторитарные режимы в странах южнее Сахары были потрясены всенародными требованиями установления демократического правления и уважения прав человека.

«Арабская весна» началась в ноябре 2010 г. в Тунисе, затем она продолжилась в Египте. Полковник Каддафи полагал, что «арабская весна» никогда не затронет Ливию, а его режим, длящийся 42 года, обладает иммунитетом против всяких перемен. Однако в феврале 2011 г. Ливия была втянута в «арабскую весну» и режим Каддафи оказался в осаде.

Первой международной организацией, которая отреагировала на ливийский кризис, была Лига арабских государств. 21 февраля 2011 г. в знак протеста против безжалостного подавления антиправительственных выступлений в Ливии Лига приостановила членство в организации режима Каддафи, а 12 марта выступила за введение запрета полетов над Ливией военных самолетов «для защиты ливийского народа от бомбардировок и убийств силами Каддафи» (с. 2). 25 августа 2011 г. Лига арабских государств признала правительство Переходного национального совета законным представителем ливийского народа.

Ответ Африканского союза на ливийский кризис в основном формулировался в трех его структурах: Совете мира и безопасности, Комиссии по правам человека и Африканском суде по проблемам прав человека. 23 февраля 2011 г. было озвучено серьезное предупреждение Совета мира и безопасности по поводу чрезмерного использования оружия против участников мирных протестов. К сожалению, подчеркивает автор, Совет не пошел дальше, он не принял рекомендации по поводу военной интервенции в Ливию, где «совершались военные преступления, преступления против человечности и геноцид» (с. 5). По мнению автора, Африканский союз наследовал «клубный синдром», которым когда-то была поражена Организация африканского единства (ОАЕ), что превратило ее в «клуб» африканских лидеров, поддерживающих друг друга с целью удержания собственной власти. Комиссия по правам человека и Суд по проблемам прав человека выступили с многочислен-

ными осуждениями нарушений прав человека правительственными силами, но положение фактически не улучшалось.

10 марта 2011 г. Совет мира и безопасности создал Комитет по Ливии, в который входили пять глав государств и правительств, которые многократно посещали Триполи, где встречались с полковником Каддафи и уговаривали его вступить на путь политических реформ и ведения переговоров с мятежниками. И тем не менее пока ливийский народ подвергался бомбардировкам по приказам их «великого лидера», последний продолжал получать поддержку большинства своих коллег в Африканском союзе. «Несколько поездок к Каддафи представителей Африканского союза не привели ни к каким положительным результатам, но дали ему понять, что он все еще может рассчитывать на поддержку своих африканских коллег, которые даже не соизволили поговорить с его оппонентами» (с. 6).

ООН ответила на события в Ливии через Совет по правам человека, который осудил насилие против мирных протестантов и нарушение прав человека правительственными войсками. Что касается Совета Безопасности, то он ввел запрет на поставку оружия в Ливию, призвал к немедленному прекращению огня, ввел ограничения на полеты над ливийской территорией для «защиты гражданского населения, за исключением полетов, которые носили гуманитарный характер» (с. 7).

При принятии резолюций № 1970 и № 1973 в 2011 г. в Совете Безопасности непостоянными ее членами были три представителя Африканского союза (Габон, Нигерия и Южная Африка). Эти резолюции Совета Безопасности не только осудили ливийское правительство, но и одобрили использование силы против Ливии. Принятые резолюции позволили ВВС НАТО начать бомбардировки ливийских правительственных войск. Франция, Великобритания и Италия предоставили наземные войсковые формирования для оказания поддержки мятежникам в борьбе с силами правительства Ливии, захвате Триполи и, наконец, в выслеживании и поимке Каддафи и его ближайших сторонников.

Удивительно, пишет автор, но «ни одно из государств - членов Африканского союза не осудило неконституционные изменения в Ливии... и признало бывших мятежников, которые создали Переходный национальный совет, ставший новым ливийским пра-

вительством» (с. 9). «Голосование в Совете Безопасности ООН за принятие резолюций № 1970 и № 1973 представителями Габона, Нигерии и Южной Африки ясно продемонстрировало, - считает автор, - отсутствие общей африканской позиции в поддержку ливийского правительства» (с. 7). Он делает вывод о том, что «Организация африканского единства еще раз продемонстрировала неспособность найти африканский путь решения ливийской проблемы» (там же).

Б. С. Тупов

АРХЕОЛОГИЯ

2014.01.037. РУСЬ В 1Х-Х веках: АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА / Гайдуков П.Г., Гиппиус А.А., Григорьев А.В. и др.; Отв. ред. Макаров Н.А.; РАН. Ин-т археологии. - М.; Вологда: Древности Севера, 2012. - 496 с. - Библиогр.: с. 460-493.

Ключевые слова: Древнерусское государство; формирование государственности; формирование этнокультурной общности; археологические исследования.

Коллективная монография, в подготовке которой приняли участие представители академических институтов, университетов и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Пскова, является новейшим обобщением археологических материалов, относящихся к эпохе формирования Древнерусского государства. Издание представляет собой серию археологических очерков, в которых описывается современное состояние изучения основных центров и областей ранней Руси, а также процессов интеграции их в единую политическую систему на пространстве между Средним Поднеп-ровьем и Волховом. Хронологические рамки работы охватывают период от первого упоминания этнонима «русь» в средневековых текстах до конца княжения Владимира Святославича (978-1015), когда формирование территории нового государства и новой этнокультурной общности в основном завершилось.

Книга состоит из предисловия и шести частей, включающих 19 очерков. Как отмечает в предисловии ответственный редактор издания академик Н. А. Макаров, задача состоит в том, чтобы представить целостный взгляд на историческую ситуацию этого време-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.