Научная статья на тему 'Внешняя политика Каддафи как фактор «Арабской весны» в Ливии'

Внешняя политика Каддафи как фактор «Арабской весны» в Ливии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3263
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АРАБСКАЯ ВЕСНА" В ЛИВИИ (2011 Г.) / МУАММАР КАДДАФИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЛИВИИ / ВЕЛИКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ / "ARAB SPRING" IN LIBYA (2011) / MUAMMAR GADDAFI / THE LIBYAN FOREIGN POLICY / SOCIALIST PEOPLE'S LIBYAN ARAB JAMAHIRIYA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бобров Александр Кириллович

При перечислении факторов, приведших к свержению режима Каддафи, большинство исследователей, занимающихся изучением «Арабской весны» в Ливии (2011 г.), концентрируют свое внимание, как правило, либо на внутриполитических причинах, либо на международном контексте ливийских событий, оставляя практически без внимания внешнеполитический курс М. Каддафи, ошибки при построении которого привели к изоляции режима с первых дней кризиса. В статье автор подробно останавливается на двусторонних отношениях Ливии с США, Великобританией, Францией, Италией, Швейцарией, странами Персидского залива и Африканского союза, обращая внимания на те аспекты отношений, которые приводили к конфликтам Каддафи с руководством вышеуказанных стран. По мнению автора, именно непредсказуемая и непоследовательная внешняя политика Каддафи является ключом к пониманию причин военного вмешательства иностранных держав в конфликт, что в конечном итоге привело к падению режима. Библиогр. 33 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GADDAFI’S FOREIGN POLICY AS A DRIVING FACTOR OF “THE ARAB SPRING” IN LIBYA

While considering the factors that contributed to the downfall of the Gaddafi regime the scholars of the Arab Spring events in Libya mainly focus on the domestic or international dimensions of the conflict and neglect the fallacies of Gaddafi’s foreign policy that resulted in his international isolation from the very outset of the Libyan crisis. Breaking away from this pattern the article analyses the bilateral relations of Libya with the USA, the UK, France, Italy, Switzerland, the Persian Gulf countries and member-states of the African Union focusing on the practices that led to the conflicts between Gaddafi and the leaderships of these countries. The author concludes that Gaddafi’s unpredictable, inconsistent and eccentric foreign policy greatly contributed to the consolidation of an international consensus in favour of the direct foreign military intervention in the conflict that ended up in Gaddafi’s ousting from power. Refs. 33.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Каддафи как фактор «Арабской весны» в Ливии»

УДК 327 Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2016. Вып. 3

А. К. Бобров

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАДДАФИ КАК ФАКТОР «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В ЛИВИИ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург,

Университетская наб., 7-9

При перечислении факторов, приведших к свержению режима Каддафи, большинство исследователей, занимающихся изучением «Арабской весны» в Ливии (2011 г.), концентрируют свое внимание, как правило, либо на внутриполитических причинах, либо на международном контексте ливийских событий, оставляя практически без внимания внешнеполитический курс М. Каддафи, ошибки при построении которого привели к изоляции режима с первых дней кризиса. В статье автор подробно останавливается на двусторонних отношениях Ливии с США, Великобританией, Францией, Италией, Швейцарией, странами Персидского залива и Африканского союза, обращая внимания на те аспекты отношений, которые приводили к конфликтам Каддафи с руководством вышеуказанных стран. По мнению автора, именно непредсказуемая и непоследовательная внешняя политика Каддафи является ключом к пониманию причин военного вмешательства иностранных держав в конфликт, что в конечном итоге привело к падению режима. Библиогр. 33 назв.

Ключевые слова: «Арабская весна» в Ливии (2011 г.), Муаммар Каддафи, внешняя политика Ливии, Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

GADDAFI'S FOREIGN POLICY AS A DRIVING FACTOR OF "THE ARAB SPRING" IN LIBYA

A. К. Bobrov

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

While considering the factors that contributed to the downfall of the Gaddafi regime the scholars of the Arab Spring events in Libya mainly focus on the domestic or international dimensions of the conflict and neglect the fallacies of Gaddafi's foreign policy that resulted in his international isolation from the very outset of the Libyan crisis. Breaking away from this pattern the article analyses the bilateral relations of Libya with the USA, the UK, France, Italy, Switzerland, the Persian Gulf countries and member-states of the African Union focusing on the practices that led to the conflicts between Gaddafi and the leaderships of these countries. The author concludes that Gaddafi's unpredictable, inconsistent and eccentric foreign policy greatly contributed to the consolidation of an international consensus in favour of the direct foreign military intervention in the conflict that ended up in Gaddafi's ousting from power. Refs. 33.

Keywords: "Arab Spring" in Libya (2011), Muammar Gaddafi, the Libyan foreign policy, Socialist People's Libyan Arab Jamahiriya.

Спустя пять лет после ливийских событий февраля-октября 2011 г. ни для кого не секрет, что победа оппозиции и свержение Муаммара Каддафи в ходе т.н. «Арабской весны» были бы невозможны без внешнего военного вмешательства в конфликт, осуществленного в виде военно-воздушной операции стран НАТО «Одиссея. Рассвет» ("Odyssey. Dawn"). При этом большинство исследователей, занимающихся данной проблематикой, концентрируют свое внимание либо на внутренних предпосылках кризиса, сразу же отошедших на второй план ввиду ранней интернационализации конфликта, либо на международном контексте ливийских

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

событий, принимая во внимание лишь текущее положение дел. При таком подходе упускается из виду объяснение ключевого для понимания сути «Арабской весны» в Ливии парадокса — почему Каддафи, являвшийся на протяжении предыдущих 40 лет легитимным главой государства, признаваемым всем международным сообществом и имевшим развитую систему взаимоотношений со многими странами мира, в одночасье попал в политическую изоляцию, а его режим было решено ликвидировать силовым путем?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос следует искать в непоследовательной и непредсказуемой внешней политике Ливии, которую, в свою очередь, следует рассматривать сквозь призму личности самого Каддафи, сконцентрировавшего в своих руках всю полноту власти в определении внутри- и внешнеполитического курса Ливии с первых лет руководства страной. Отличаясь эмоциональным нравом, ливийский лидер выстраивал импульсивную и весьма конфликтную внешнюю политику, поссорившую Ливию с огромным количеством стран. В результате в критический для существования режима Каддафи момент одни страны (Франция, США, Великобритания, Италия, Катар, Саудовская Аравия и др.) стали выступать за военное вмешательство в конфликт. Другая группа стран, его традиционные союзники (прежде всего страны Африканского союза), заняли позицию благожелательного нейтралитета. Такую же позицию заняли те государства (Китай, Турция, Германия и даже Россия), которые, не являясь формально союзниками, имели с режимом весьма дружественные и плодотворные с экономической точки зрения отношения. Иными словами, союзников, готовых воспрепятствовать интервенции хотя бы на дипломатическом уровне (например, ветированием резолюции Совета Безопасности № 1973), у ливийского лидера в нужный момент не оказалось. Чтобы понять, почему к февралю-марту 2011 г. сложилась столь неблагоприятная режиму политическая конфигурация, следует обратиться к тем аспектам отношений Ливии с основными центрами силы, которые приводили к конфликтам Каддафи с руководством вышеуказанных стран.

Как известно, страны НАТО сыграли ведущую роль в свержении Каддафи, поскольку именно с ними ливийский лидер имел наиболее напряженные отношения. Конфликт с ключевыми странами Запада начался сразу же после прихода Каддафи к власти в 1969 г., когда он провел национализацию западных нефтяных компаний и банков, сопровождавшуюся ликвидацией военных баз США и Великобритании [1, с. 14]. В ответ на эти действия Белый дом начал длившееся десятилетиями военно-дипломатическое давление на Каддафи, сопровождавшееся обвинениями в тайном создании химического оружия, занесением Ливии в список стран — спонсоров мирового терроризма и т. д. Объявив о причастности ливийских террористов к взрывам 5 апреля 1986 г. на дискотеке в Берлине, жертвами которых среди прочих стали 50 американских военнослужащих, 15 апреля 1986 г. США нанесли серию ночных ударов по Триполи и другим городам Ливии в ходе операции, получившей название «Эльдорадо Каньон» («El Dorado Canyon»). Тогда лишь вмешательство Советского Союза предотвратило дальнейшую агрессию [2, с. 281]. Впрочем, сразу после распада СССР США удалось добиться полной политической изоляции Ливии путем принятия в 1992-1994 г. в Совете Безопасности ООН серии санкций, последовавших вслед за обвинением Ливии в организации теракта 21 декабря 1988 г., когда в небе над шотландским городом Локкерби был взорван американский лайнер [3].

Экономический эффект от санкций, вторжение США в Ирак и печальная участь, постигшая Саддама Хусейна, заставили Муаммара Каддафи пойти на значительные уступки — выдать обоих подозреваемых по делу Локкерби, выплатить компенсации семьям погибших, а также объявить об отказе от поддержки терроризма и идеи создать ядерное оружие [4, с. 8]. Тем не менее, несмотря на восстановление дипломатических отношений и снятие санкций против Ливии, ливийскому лидеру не удалось выстроить союзнических отношений с Вашингтоном. В результате богатство Ливии нефтяными ресурсами, ее геостратегическое положение и историческое неприятие Каддафи стали факторами, предопределившими выбор США в пользу вмешательства в ливийские события на стороне оппозиции. Однако в связи с вовлеченностью США в другие региональные конфликты в Афганистане и Ираке, а также ввиду отсутствия единства в Конгрессе относительно необходимости проведения военной операции против Каддафи администрация Обамы, используя концепцию «руководства из-за спины» («Leading from behind»), решила переложить бремя проведения военной операции на своих европейских союзников по НАТО [5, p. 28].

В результате наиболее активная роль в свержении Каддафи была уготована Великобритании и Франции. Их правительства руководствовались во многом интересами своих национальных нефтегазовых корпораций (в первую очередь «БиПи» и «Тоталь»), условия ведения бизнеса для которых становились с каждым годом все более сложными из-за навязанных ливийским руководством жестких фискальных требований [6]. В частности, ливийская сторона сохраняла за собой право снижать квоты иностранных компаний в совместных предприятиях с 49 до 20 % [7]. Все это противоречило планам Лондона и Парижа, ожидавшим от Каддафи приватизации «Национальной нефтяной корпорации» и либерализации нефтяного рынка как продолжения тех уступок, на которые он пошел после полной отмены санкций в 2003 г. [8]. При этом особой координации военных действий Лондона и Парижа во время проведения операции «Одиссея. Рассвет» способствовала оформленная 2 ноября 2010 г. система франко-британского привилегированного партнерства на основе «Декларации о сотрудничестве в области обороны и безопасности» (Ланкастерские соглашения) [9].

Кроме интереса к нефтегазовым ресурсам Ливии активное участие Франции в военной операции НАТО было обусловлено целым рядом внешне- и внутриполитических причин. Во-первых, правительство Саркози видело в Каддафи препятствие для развития двусторонних экономических контактов: большинство контрактов, заключенных между Францией и Ливией в 2007-2008 гг. на общую сумму около 10 млрд долл. и предполагавших развитие сотрудничества в военной сфере и атомной энергетике, оставалось нереализованным как раз из-за неуступчивости ливийского лидера [10]. Во-вторых, Каддафи сопротивлялся реализации средиземноморского вектора внешней политики Франции. Так, к 2010 г. Ливия оставалась единственной страной арабского Магриба, которая не подписала с ЕС договора об ассоциированном членстве, а также одной из трех стран Средиземноморья (наряду с Сирией и Ливаном), не подписавших соглашения о сотрудничестве с НАТО [11, с. 17]. В-третьих, ливийский лидер выступал против усиления влияния Парижа в Африке южнее Сахары. В свою очередь, Париж опасался осуществления планов Каддафи по созданию различных африканских валютных фондов в качестве базы

для введения единой африканской валюты взамен франка КФА, валюты бывших французских колоний, эмиссия которой производится во Франции [12]. Наконец, свою роль сыграли и личные амбиции президента Франции, стремившегося играть активную роль в рамках НАТО в силу возращения Франции в военные структуры альянса в 2009 г. [13, с. 357] и желавшего выйти на авансцену мировой политики в преддверии президентских выборов 2012 г. [14]. Более того, с президентскими выборами во Франции связан еще один любопытный факт: в апреле 2012 г. сайт «Медиапарт» сообщил, что Каддафи пять лет назад выделил 50 млн евро на финансирование предвыборной кампании Н. Саркози [15]. Таким образом, отчасти понятными становятся мотивы президента Франции, желавшего уничтожить свидетельства столь неприглядного факта своей политической биографии.

Традиционно тяжелыми были и отношения Ливии с Италией, еще одной страной, выступившей инициатором военной интервенции. Помимо тяжелого бремени противоречий колониального периода серьезным дестабилизирующим фактором этих двусторонних отношений было экстравагантное и порой бесцеремонное поведение самого Каддафи. Это особенно ярко проявилось во время визитов ливийского лидера в Рим в 2009 и 2010 гг. В ходе т.н. «исторических визитов» примирения между бывшими колонией и метрополией Каддафи, приколов на груди фотографию, на которой был запечатлен арест итальянскими солдатами лидера ливийского сопротивления Омара аль-Мухтара, заставил правительство Берлускони выплатить руководству Ливии 5 млрд долл. в течение 25 лет в качестве компенсации за период итальянской оккупации (1911-1943 гг.), а также прочитал двумстам итальянским девушкам, занимающимся эскортными услугами, лекцию «о положении женщин в исламе». Все это происходило на фоне его проживания в своем традиционном бедуинском шатре в самом сердце итальянской столицы [16]. Более того, Риму неоднократно приходилось идти на уступки своему южному соседу, поскольку Италия зависела от поставок ливийских энергоносителей, являясь главным покупателем ливийской нефти [7] и традиционно активным игроком на газовом рынке страны посредством присутствия компании «ENI» и запуска трубопровода «Зеленый поток» [17]. Именно поэтому правительство Берлускони не могло оставаться сторонним наблюдателем ливийского кризиса и было заинтересовано в приходе к власти лояльных Риму сил [18].

Экстравагантность Каддафи, а также неподобающее поведение его детей за границей стали причиной конфликта со Швейцарией — страной, с которой в целом трудно иметь напряженные отношения из-за ее нейтрального статуса, закрепленного международным правом. В 2008 г. сын Муаммара Каддафи Ганнибал и его супруга были задержаны швейцарской полицией по обвинению в жестоком обращении с персоналом женевской гостиницы «Президент Вильсон« [19]. Ответные действия Триполи едва ли можно назвать пропорциональными: сначала М. Кадафи заморозил поставки нефти в Швейцарию [20] (а также ввел против этой страны полное торговое эмбарго [21]), затем приговорил двух швейцарских бизнесменов к тюремному заключению из-за нарушений миграционного законодательства, а потом и вовсе ввел на время запрет на въезд в страну для всех граждан стран Шенгенской зоны и призвал к джихаду против Швейцарии [22]. И хотя швейцарские власти сделали все, чтобы нормализовать свои отношения с Триполи, стоит ли

удивляться, что Швейцария стала первой страной, заморозившей активы Каддафи в феврале 2011 г.? [23].

Несмотря на проповедуемые ливийским лидером панарабистские идеи, которые должны были способствовать развитию тесных взаимоотношений Ливии с другими арабскими странами, Триполи был практически «изгоем» арабского мира из-за идеологии Каддафи. Он считал «врагами» любые «реакционные» арабские режимы, заключившие, по его мнению, союз с силами «империализма» (т. е. странами Запада) и противившиеся идее панарабского единства [24, с. 35]. Более того, недовольство Каддафи тем, что арабские страны не способны выступать единым фронтом ни по одному из ключевых вопросов мировой политики, включая борьбу с государством Израиль [2, с. 347], и откровенно бесцеремонное поведение на арабских саммитах лишь отдаляли Каддафи от других арабских лидеров:

Например, Каддафи очень любит продемонстрировать презрение к своим братьям — арабам. На саммите в Каире он вместо зала заседаний направляется в туалет, сделав вид, что именно там происходит встреча Арабской лиги. На арабской конференции в Алжире (1988) Каддафи надевает белые перчатки, чтобы не запачкаться, пожав «запятнанные кровью» руки арабских лидеров [25, с. 89].

Одним из самых серьезных показателей коллапса этих отношений является то, что текст резолюции Совета Безопасности № 1973 об установлении над Ливией беспилотной зоны, был предложен как раз Лигой арабских государств [26].

Также неслучайным является то, что ряд стран Персидского залива (прежде всего Саудовская Аравия и Катар) приняли активное участие в свержении Каддафи. Отношения Триполи с монархиями Персидского залива носили резко конфрон-тационный характер еще с того момента, когда Каддафи оказывал помощь таким организациям, как «Народный фронт освобождения Аравии» и «Народный фронт освобождения Бахрейна», как продолжение проводимой в 1970-1980-е годы политики, направленной на прямую поддержку «террористических» организаций и различных оппозиционных элементов, действовавших в других арабских странах [2, с. 242]. Однажды дело дошло даже до отказа короля Саудовской Аравии и лидера Ливии от совместных протокольных встреч, сопровождавшегося взаимными обвинениями в подготовке покушений друг на друга. К тому же Каддафи любил обвинять Саудовскую Аравию и другие аравийские монархии в том, что на их территориях находятся «американские войска» [2, с. 350]. В целом, основу этой вражды следует искать не столько в личных антипатиях, сколько в идеологическом противостоянии между монархиями Персидского залива и светскими арабскими режимами, к которым относился режим Муаммара Каддафи. К тому же, значительные запасы нефти и газа делали Ливию прямым конкурентом Саудовской Аравии — самой богатой нефтяной страны, а также Катара — одной из самых богатых газом страны, не говоря уже о том, что Каддафи стоял на пути амбиций Дохи в Африке [27].

Именно африканское направление внешней политики Каддафи долгое время считалось главным дипломатическим успехом Каддафи. В 1999 г. по инициативе Каддафи была реанимирована Организация африканского единства, которая благодаря подписанию Сиртской декларации 9 сентября 1999 г. превратилась в Африканский союз. Посредством созданного союза Каддафи планировал претворить в жизнь идею «Соединенных Штатов Африки». Ливийский лидер вкладывал огром-

ные средства в эту организацию [2, с. 352], ставшую в начале XXI в. наиболее репрезентативной и успешно действующей на континенте [28, с. 231]. Во многом благодаря этим усилиям Африканский союз занял самую конструктивную роль во время ливийского кризиса — предложение «Дорожной карты» урегулирования кризиса, визит президентов ЮАР, Уганды, Республики Конго, Мавритании и министра иностранных дел Уганды 10 апреля 2011 г. в Триполи, а затем в Бенгази — в оплот «оппозиции», а также принятие 25 мая 2011 г. «Решения о мирном урегулировании ливийского кризиса» [29]. Также Африканский союз, следуя своей традиционной линии в вопросе выдачи африканских лидеров, отказался от исполнения санкций Международного уголовного суда (МУС), который выдал ордер на арест ливийского лидера [30].

Тем не менее даже в общении со своими союзниками Каддафи оставался верен своему бесцеремонному дипломатическому стилю. По воспоминаниям президента Уганды Йовери Кагут Мусевени, «Каддафи любил вмешиваться во внутренние дела африканских стран, используя то, что у него деньги есть, а у многих других нет. Вот вам яркий пример. Поскольку гражданские лидеры черной Африки не особо принимали его инициативы, он вовсю заигрывал с культурными, традиционными лидерами — королями, вождями и т. д. Их у нас много, и народ их уважает. Вот Каддафи и решил работать с ними напрямую, без консультаций с политическими элитами. Можете представить себе? Я лично открыто сказал Каддафи в Аддис-Абебе, что приму меры в отношении любого короля Уганды, если тот займется политикой и нарушит нашу конституцию» [31]. Во многом нежеланием чрезмерного усиления Каддафи в Африке можно объяснить ту позицию благожелательного нейтралитета, которую занял Африканский союз относительно действий коалиции НАТО в Ливии. Ведь у этой организации есть механизм противодействия агрессии извне — «Пакт о ненападении и общей обороне», принятый в 2005 г. [29]. Согласно данному документу, государства АС обязаны «предоставить военную помощь в интересах их совместной обороны и безопасности в случае агрессии или угрозы агрессии» и «противодействовать индивидуально или коллективно всеми имеющимися средствами агрессии или угрозе агрессии против любого государства-члена» [32], но никакой информации о консультациях или конкретных действиях африканских стран для защиты этого положения нет.

Наконец, несколько слов стоит сказать и об отношениях Каддафи с нашей страной. Несмотря на социалистическую ориентацию Ливии и богатую историю взаимоотношений с СССР, отношения России и Ливии едва ли можно охарактеризовать как союзнические, ибо даже в советский период М. Каддафи практически не советовался с советским руководством по политическим вопросам, ограничиваясь лишь закупкой вооружения [2, с. 14]. Более того, поддержка нашей страной санкций против Ливии в 1992 г. и огромный государственный долг Ливии России (оцениваемый Минфином РФ примерно в 4,5 млрд долл.) [33], который Каддафи категорически не желал возвращать, являлись теми факторами, которые в течение долгого времени тормозили развитие наших двусторонних отношений. И хотя в ходе визита В. Путина в Ливию в 2008 г. в них наметился явный прогресс — Россия обязалась аннулировать государственный долг в обмен на предоставление ливийской стороной крупных контрактов «РЖД» и «Газпрому», в 2011 г. Каддафи не сумел заручиться поддержкой России при голосовании в Совете Безопасности

по резолюции № 1973. Это было вызвано нежеланием президента Д. А. Медведева идти на конфликт со странами Запада во имя сохранения позитивного импульса «перезагрузки» российско-американских отношений, начавшейся в 2009 г.

Таким образом, на примере волюнтаристской внешней политики Каддафи и тех ошибок, к которым приводит подобный дипломатический стиль, следует сделать вывод, что любая внешняя политика должна строиться не на интересах, идеях или мировоззрении одного лишь главы государства, а исходя из долгосрочных национальных интересов. В противном случае двусторонние и многосторонние связи любого государства будут зависеть исключительно от характера межличностных отношений его главы с лидерами других стран, что не должно быть нормой для международных отношений в XXI в.

Литература

1. Егорин А. З. Неизвестный Каддафи: братский вождь. М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. 97 с.

2. Егорин А. З. Муаммар Каддафи. М.: Институт востоковедения РАН, 2009. 350 с.

3. Юрченко В. П. О снятии с Ливии международных санкций / Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/29-09-03.htm (дата обращения: 11.02.2016).

4. Егорин А. З. Каддафи: хроники убийства. М.: Алгоритм, 2013. 8 с.

5. Kandel M. Leading from behind, le nouvel interventionnisme américain? Barack Obama et la crise libyenne // Reflexions sur la crise libyenne / Étude de l'IRSEM. 2013. No.°27 / dir Pierre Razoux. P. 28. URL: http://www.defense.gouv.fr/irsem/page-d-accueil/vient-de-paraitre/etude-de-l-irsem-n-27-2013-reflexions-sur-la-crise-libyenne (дата обращения: 9.02.2016).

6. Берг И. С. Перспективы инвестиций в нефтяную отрасль Ливии на фоне прогнозов МЭА / Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/22-11-11a.htm (дата обращения: 11.02.2016).

7. Сенькович В. Свержение Каддафи и перспективы иностранных энергетических компаний в Ливии // РСМД. 2011. 14 сентября. URL: http://russiancouncil.ru/inner/id_4=38 top (дата обращения: 10.02.2016).

8. Бывший посол в Ливии назвал 4 вещи, которыми М. Каддафи не угодил Западу // РБК. 2011. 21 марта. URL: http://top.rbc.ru/politics/21/03/2011/563403.shtml (дата обращения: 10.02.2016).

9. Фененко А. Ливийская война и Европейский союз // Новая газета. 2011. 17 октября. URL: http://www.ng.ru/courier/2011-10-17/9_livia.html (дата обращения: 11.02.2016).

10. Игнатенко И. Берлускони, Саркози и другие европейские друзья Каддафи // Новая газета.

02.09.2011. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2011-09-02/1_kaddafi.html (дата обращения: 11.02.2016).

11. Трофимова О. Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от сотрудничества к интеграции. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 17 с.

12. Кузнецов. А. Укрощение строптивого // Однако. URL: http://www.odnako.org/magazine/ material/ukroshchenie-stroptivogo/ (дата обращения: 11.02.2016).

13. Обичкина Е. О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012). М.: Аспект-пресс, 2012. 357 с.

14. Davet G. Devant le juge, Ziad Takieddine détaille ses voyages d'»affaires» en Libye // Le Monde.

16.05.2012. URL: http://www.lemonde.fr/societe/article/2012/05/15/devant-le-juge-ziad-takieddine-detaille-ses-voyages-d-affaires-en-libye_1701630_3224.html (дата обращения: 11.02.2016).

15. Перед смертью Каддафи рассказал о финансировании кампании Саркози // РБК. 2014. 30 января. URL: http://top.rbc.ru/politics/21/03/2011/563403.shtml (дата обращения: 11.02.2016).

16. Каддафи, спектакль и полемика // ИноСМИ (LaRepublicca). 2010. 31 августа. URL: http://in-osmi.ru/europe/20100831/162581987.html (дата обращения: 11.02.2016).

17. Касаев Э. Состояние и тенденции развития нефтегазовой отрасли Ливии / Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/19-06-09a.htm (дата обращения: 11.02.2016).

18. ПНС: Италия поставит оружие ливийским повстанцам // Вести.ру. 2011. 7 мая. URL: http:// top.rbc.ru/politics/21/03/2011/563403.shtml (дата обращения: 11.02.2016).

19. Швейцария выплатит компенсацию сыну Каддафи // Лента.ру. 2010. 17 марта. URL: http:// lenta.ru/news/2010/03/17/gadhafi/ (дата обращения: 11.02.2016).

20. Швейцария лишена поставок за арест сына Каддафи // Коммерсант. 2008. 25 августа. URL: http://www.kommersant.ru/doc/915639 (дата обращения: 11.02.2016).

21. Ливия решила ввести эмбарго против Швейцарии // Лента.ру. 2010. 4 марта. URL: http://lenta. ru/news/2010/03/03/embargo/ (дата обращения: 11.02.2016).

22. Муаммар Каддафи призвал к джихаду против Швейцарии // Лента.ру. 2010. 25 февраля. URL: http://lenta.ru/news/2010/02/25/heat/ (дата обращения: 11.02.2016).

23. Швейцария заморозила счета Каддафи // Лента.ру. 2010. 24 февраля. URL: http://lenta.ru/ news/2011/02/24/assets/ (дата обращения: 11.02.2016).

24. Бартенев В. И. «Ливийская проблема» в международных отношениях 1969-2008. М.: Ленанд, 2009. 35 с.

25. Брегг Ф. Каддафи: «бешеный пес» или народный блюститель? М.: Эксмо, 2011. 89 с.

26. Лига арабских государств сдала Муаммара Каддафи // Коммерсант. 2011. 13 марта. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/1600318 (дата обращения: 11.02.2016).

27. Быстров А. А. Катар как новый региональный лидер / Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=13547 more-13547 (дата обращения: 11.02.2016).

28. Африка и мир в XXI веке. М.: Ин-т Африки РАН, 2010. 231 с.

29. Шубин В. Африка и война в Ливии // Азия и Африка сегодня. 2012. № 2. С. 11.

30. Африканский союз отказался признать ордер на арест Каддафи // Лента.ру. 2011. 2 июля. URL: http://lenta.ru/news/2011/07/02/union/ (дата обращения: 11.02.2016).

31. Мусевени Й. К. Большие ошибки Каддафи // Взгляд: деловая газета. 2011. 30 марта. URL: http://www.vz.ru/opinions/2011/3/30/479950.html (дата обращения: 11.02.2016).

32. African Union NonAggression Common Defence Pact (2005). URL: http://www.africaunion.org/ root/au/documents/treaties/text/Non%20Aggression%20Common%20Defence%20Pact.pdf (дата обращения: 11.02.2016).

33. Кому Россия прощала долги // Коммерсант.ру. 2013. 10 декабря. URL: http://www.kommersant. ru/doc/2364889 (дата обращения: 11.02.2016).

Для цитирования: Бобров А. К. Внешняя политика Каддафи как фактор «Арабской весны» в Ливии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2016. Вып. 3. С. 127-136. DOI: 10.21638/11701/spbu13.2016.310

References

1. Egorin A. Z. Neizvestnyi Kaddafi: bratskii vozhd' [The unknown Gaddafi]. Moscow, Algoritm Publ., 2011. 97 p. (In Russian)

2. Egorin A. Z. Muammar Kaddafi [Muammar Gaddafi]. Мoscow, Institute for Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2009. 350 p. (In Russian)

3. Yurchenko V. P. O sniatii s Livii mezhdunarodnykh sanktsii [On lifting sanctions against Libya]. Institut Blizhnego Vostoka [The Institute of the Middle East]. 2003. March 3. Available at: http://www.umes. ru/rus/stat/2003/29-09-03.htm (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

4. Egorin A. Z. Kaddafi: khroniki ubiistva [Gaddafi: the chronicles of the death]. Мoscow, Algoritm Publ., 2013, p. 8. (In Russian)

5. Maya Kandel. Leading from behind, le nouvel interventionnisme americain? Barack Obama et la crise libyenne. Reflexions sur la crise libyenne. Étude de l'IRSEM n°27-2013. Pierre Razoux (dir). Available at: http://www.defense.gouv.fr/irsem/page-d-accueil/vient-de-paraitre/etude-de-l-irsem-n-27-2013-re-flexions-sur-la-crise-libyenne (accessed: 9.02.2016).

6. Berg I. S. Perspektivy investitsii v neftianuiu otrasl' Livii na fone prognozov MEA [The prospects of investment in Libyan oil industry amid IEA prognosis]. Institut Blizhnego Vostoka [The Institute of the Middle East]. 2011. November 11th. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/22-11-11a.htm (accessed: 11.02.2016)]. (In Russian)

7. Senkovich V. Sverzhenie Kaddafi i perspektivy inostrannykh energeticheskikh kompanii v Livii [The overthrow of Gaddafi and the prospects of foreign oil and gaz companies in Libya]. RIAC (Russian International Affairs Council. 2011. September 14th. Available at: http://russiancouncil.ru/inner/id_4=38 top (accessed: 10.02.2016). (In Russian)

8. Byvshii posol v Livii nazval 4 veshchi, kotorymi M. Kaddafi ne ugodil Zapadu [The Russian former Ambassador to Libya named 4 aspects whereby M. Gaddafi displeased the West]. RBC (Ros Business Consulting). 2011. 21st March. Available at: http://top.rbc.ru/politics/21/03/2011/563403.shtml (accessed: 10.02.2016). (In Russian)

9. Fenenko A. Liviiskaia voina i Evropeiskii soiuz [The Libyan war and the European Union]. Novaia gazeta [TheNovayagazeta], 2011, October 17th. Available at: http://www.ng.ru/courier/2011-10-17/9_livia. html (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

10. Ignatenko I. Berluskoni, Sarkozi i drugie evropeiskie druz'ia Kaddafi [Berlusconi, Sarkozy and Gaddafi's European "friends"]. Novaia gazeta [The Novaya gazeta], 2011, September 2nd. Available at: http://nvo. ng.ru/wars/2011-09-02/1_kaddafi.html (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

11. Trofimova O. Evoliutsiia sredizemnomorskoi politiki Evrosoiuza: put' ot sotrudnichestva k integratsii [Evolution of EU Mediterranean policy: from cooperation to integration]. Moscow, IMEMO RAN, 2011. 17 p. (In Russian)

12. Kuznetsov A. Ukroshchenie stroptivogo [The Taming of the Scoundrel]. Odnako, 2011, 19th April. Available at: http://www.odnako.org/magazine/material/ukroshchenie-stroptivogo/ (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

13. Obichkina E. O. Vneshniaia politika Frantsii ot de Gollia do Sarkozi (1940-2012) [French foreign policy from de Gaulle to Sarkozy (1940-2012)]. Moscow, Aspekt Press, 2012. 357 p. (In Russian)

14. Gérard Davet. Devant le juge, Ziad Takieddine détaille ses voyages d'»affaires» en Libye. Le Monde, 2012, 16th May. Available at: http://www.lemonde.fr/societe/article/2012/05/15/devant-le-juge-ziad-takied-dine-detaille-ses-voyages-d-affaires-en-libye_1701630_3224.html (accessed: 11.02.2016).

15. Pered smert'iu Kaddafi rasskazal o finansirovanii kampanii Sarkozi [Before his death Gaddafi told about financing the Sarkozy's presidential campaign]. RBC (Rosbusiness Consulting), 2014, January 30th. Available at: http://top.rbc.ru/politics/21/03/2011/563403.shtml (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

16. Kaddafi, spektakl' i polemika [Gaddafi, performance and debate]. LaRepublicca. 2010, August 30th. Available at: http://inosmi.ru/europe/20100831/162581987.html (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

17. Kasaev E. Sostoianie i tendentsii razvitiia neftegazovoi otrasli Livii [The current state and tendencies of development of Libyan oil industry]. Institut Blizhnego Vostoka [The Institute of the Middle East], 2009, September 6th. Available at: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/19-06-09a.htm (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

18. PNS: Italiia postavit oruzhie liviiskim povstantsam [The National Transition Council: Italy will deliver armament to Libyan rebellion]. Vesti.ru, 2011, May 7th. Available at: http://top.rbc.ru/poli-tics/21/03/2011/563403.shtml (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

19. Shveitsariia vyplatit kompensatsiiu synu Kaddafi [Switzerland is to pay indemnity to Gaddafi's son]. Lenta.ru, 2010, March 17th. Available at: http://lenta.ru/news/2010/03/17/gadhafi/(accessed: 11.02.2016). (In Russian)

20. Shveitsariia lishena postavok za arest syna Kaddafi [Switzerland forfeited oil supplies as response to jailing Gaddafi's son]. Kommersant, 2008, August 25th. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/915639 (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

21. Liviia reshila vvesti embargo protiv Shveitsarii [Libya decided to impose an embargo against Switzerland]. Lenta.ru, 2010, March 4th. Available at: http://lenta.ru/news/2010/03/03/embargo/ (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

22. Muammar Kaddafi prizval k dzhikhadu protiv Shveitsarii [Muammar Gaddafi called on to launch a jihad on Switzerland]. Lenta.ru, 2010, February 25th. Available at: http://lenta.ru/news/2010/02/25/heat/ (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

23. Shveitsariia zamorozila scheta Kaddafi [Switzerland freezed Gaddafi's assets]. Lenta.ru, 2010, February 24th. Available at: http://lenta.ru/news/2011/02/24/assets/ (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

24. Bartenev V. I. "Liviiskaia problema" v mezhdunarodnykh otnosheniiakh 1969-2008 ["The Libyan dossier" in international relations 1969-2008]. Moscow, Lenand Publ., 2009. 35 p. (In Russian)

25. Bregg F. Kaddafi: "beshenyi pes" ili narodnyi bliustitel'? [Gaddafi: "the mad dog" or the national guardian?]. Moscow, Exmo Publ., 2011. 89 p. (In Russian)

26. Liga Arabskikh gosudarstv sdala Muammara Kaddafi [The League of Arab States grassed Gaddafi up]. Kommersant, 2011, March 13th. Available at: http://www.kommersant.ru/Doc/1600318 (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

27. Bystrov A. A. Katar kak novyi regional'nyi lider [Qatar as a new regional leader]. Institut Blizhnego Vostoka [The Institute of the Middle East], 2011, October 31st. Available at: http://www.umes. ru/?p=13547more-13547 (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

28. Afrika i mir v XXI veke [African Union and the world in the XXI century]. Moscow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 2010. 231 p. (In Russian)

29. Shubin V. Afrika i voina v Livii [Africa and Libyan war]. Aziia i Afrika segodnia [Asia and Africa today], 2012, no. 2, p. 11. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Afrikanskii soiuz otkazalsia priznat' order na arest Kaddafi [African Union refused to accept a warrant against Gaddafi]. Lenta.ru, 2011, July 2nd. Available at: http://lenta.ru/news/2011/07/02/union/ (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

31. Yoweri Museveni. Bol'shie oshibki Kaddafi [Gaddafi's great mistakes]. Vzgliad: delovaia gazeta, 2011, March 30th. Available at: http://www.vz.ru/opinions/2011/3/30/479950.html (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

32. African Union NonAggression Common Defence Pact (2005). Available at: http://www.africaunion. org/root/au/documents/treaties/text/Non%20Aggression%20Common%20Defence%20Pact.pdf (accessed: 11.02.2016).

33. Komu Rossiia proshchala dolgi [What countries did Russia forgive debts?]. Kommersant, 2013, December 10th. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2364889 (accessed: 11.02.2016). (In Russian)

For citation: Bobrov A. К. Gaddafi's Foreign Policy as a Driving Factor of "the Arab Spring" in Libya. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 13. Asian Studies. African Studies, 2016, issue 3, pp. 127-136. DOI: 10.21638/11701/spbu13.2016.310

Статья поступила в редакцию 21 апреля 2016 г.

Контактная информация

Бобров Александр Кириллович — магистр; [email protected]

Bobrov Alexander K. — Master in International Relations; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.