Научная статья на тему '2014.01.026. ФАБР Г., ГРЮМБАШ С. "НАСТОЯЩИЙ БОЛЬШОЙ СКАЧОК" В КИТАЕ: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ. FABRE G., GRUMBACH S. LE "VRAI GRAND BOND EN AVANT": LA POLITIQUE DE RECHERCHE ET D’INNOVATION EN CHINE // DéBAT. - P., 2013. - N 173. - P. 88-104'

2014.01.026. ФАБР Г., ГРЮМБАШ С. "НАСТОЯЩИЙ БОЛЬШОЙ СКАЧОК" В КИТАЕ: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ. FABRE G., GRUMBACH S. LE "VRAI GRAND BOND EN AVANT": LA POLITIQUE DE RECHERCHE ET D’INNOVATION EN CHINE // DéBAT. - P., 2013. - N 173. - P. 88-104 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.01.026. ФАБР Г., ГРЮМБАШ С. "НАСТОЯЩИЙ БОЛЬШОЙ СКАЧОК" В КИТАЕ: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ. FABRE G., GRUMBACH S. LE "VRAI GRAND BOND EN AVANT": LA POLITIQUE DE RECHERCHE ET D’INNOVATION EN CHINE // DéBAT. - P., 2013. - N 173. - P. 88-104»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

2014.01.026. ФАБР Г., ГРЮМБАШ С. «НАСТОЯЩИЙ БОЛЬШОЙ СКАЧОК» В КИТАЕ: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИЙ.

F ABRE G., GRUMBACH S. Le «vrai Grand Bond en avant»: La politique de recherche et d'innovation en Chine // Débat. - P., 2013. -N 173. - P. 88-104.

Французские специалисты Национального института исследований в области информатики и автоматики (Institut national de recherche en informatique et en automatique, INRIA) анализируют состояние и роль системы НИОКР и инноваций в современном Китае.

В 2010 г. Китай стал крупнейшей мировой промышленной державой (20% мирового промышленного производства), опередив США и положив конец их длительному лидерству по объему производства промышленной продукции (с. 88). Этот успех базировался на расширении инвестиций и экспорта, но основным фактором роста явились изобилие рабочей силы и ее низкая стоимость. Вместе с тем еще в 2004-2007 гг. наблюдался дефицит рабочей силы в зонах наибольшей концентрации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и экспорта, а в 2000-е годы значительно выросла реальная зарплата. Если данная тенденция сохранится, то, по мнению китайских экономистов, это приведет к потере конкурентоспособности страны. По оценке Всемирного банка, к 2030 г. Китай превратится в страну с высокими доходами. В 2000-е годы и особенно после кризиса 2008 г. значительно выросла стоимость земли. Земельное имущество использовалось для финансирования на местном уровне плана оживления экономики, что при отсутствии налога на землю привело к появлению пузыря на рынке недвижимости. Кроме того, существенно выросла стоимость энергии (с. 89). Эти факторы, особенно в сочетании с замедлением роста спроса в Европе и США, а

также переоценкой юаня по отношению к доллару, могут привести к потерям в конкурентоспособности. Китайская модель роста, по мнению авторов, изживает себя. В этих условиях Китай ориентируется на развитие НИОКР и инноваций в качестве инструментов обеспечения экономического роста.

Особенности научно-технологического прогресса в Китае в значительной мере определяются его историей. В XIX в. технологическое превосходство позволило западным странам превратить Китай в полуколониальное государство. Догоняющее технологическое развитие стало для Китая, который, как и Япония, стремился адаптироваться к современному обществу, жизненно важным. Основой модернизации начала ХХ в. была китайская культура, а ее инструментами - наука и западные технологии. В первой половине ХХ в. в стране были созданы университеты, а в 1928 г. - первый национальный исследовательский институт - Академия Синика (Academia Sinica).

После установления нового политического режима в 1949 г. сфера научных исследований была реорганизована по советскому образцу (Академия наук, университеты и технические институты при различных министерствах, в частности при министерстве обороны). СССР направил в Китай 10 тыс. научных и технических специалистов и обеспечил подготовку 40 тыс. китайских студентов в своих университетах. В этот период поддержка СССР играла ключевую роль, особенно в военных секторах. Однако в годы «большого скачка» (1958-1960) и культурной революции (1966-1976) развитие НИОКР продолжалось лишь в военной сфере, что привело к технологической отсталости Китая в начале 1980-х годов.

Догоняющее развитие становится одним из приоритетов Дэн Сяопина, вернувшегося во власть в 1978 г. Он организовал вторую национальную научно-технологическую конференцию (первая прошла в 1956 г.), были вновь открыты университеты и научно-исследовательские центры, сотни тысяч студентов направлены на учебу за границу. Такая политика была чрезвычайно дорогостоящей в краткосрочном плане, лишив Китай лучших студентов и не дав видимых результатов, но принесла свои плоды в долгосрочном плане. В 1978 г. были подписаны соглашения о научно-технологическом сотрудничестве с большинством промышленно развитых стран, сопровождавшиеся установлением прямых связей между

китайскими и зарубежными, а также международными научными институтами. В середине 1980-х годов были приняты многочисленные научно-исследовательские программы, основой которых стали различные зарубежные исследования, адаптированные к местным условиям.

В 1995 г. состоялась третья национальная научно-технологическая конференция, на которой были поставлены задачи переориентации исследовательских институтов и повышения качества исследований. Тогда же была проведена реформа Академии наук, предусматривавшая ликвидацию ряда институтов и создание новых, в частности ориентированных на развитие наук о жизни. Один из стратегических аспектов этой реформы состоит в реализации специальной программы «возвращения мозгов», адресованной научным работникам, которые уехали в основном в США и которые трудятся в качестве приглашенных специалистов в зарубежных научных учреждениях.

Наука и технология были основными элементами программы «четырех модернизаций», провозглашенной Дэн Сяопином в 1978— 1979 гг. Однако «действительный большой скачок» начался в новом тысячелетии. В 2000-2008 гг. доля молодежи, обучающейся в высшей школе, увеличилась с 11 до 35%; численность китайцев, получающих дипломы инженеров, достигла 700 тыс. человек в год против 80 тыс. в США. Доля экономически активного китайского населения, имеющего университетские дипломы, сегодня сравнима с аналогичным показателем для стран зоны евро (26%). Из 140 млн студентов в мире 25 млн приходится на китайских студентов (с. 92).

В 2000-2010 гг. доля расходов на НИОКР в ВВП Китая увеличилась с 0,8 до 1,75%, а численность занятых в этой сфере - с 1 млн до 2,8 млн человек. В конце 2000-х годов доля Китая в мировых расходах на НИОКР (по паритету покупательной способности) была эквивалентна аналогичному показателю Японии (12,3%). Доля США составляла 34,4%, Европы - 23,3% (с. 92).

Качество китайской образовательной системы значительно повысилось с созданием Лиги С9 (Ligue C9) - клуба, объединяющего лучшие университеты, и с принятием политики интернационализации обучения. В 1999-2011 гг. общее количество китайских студентов и научных работников в зарубежных университетах или

исследовательских институтах (340 тыс.) увеличилось в 15 раз. В конце 2010 г. количество китайских студентов, обучающихся за границей, достигло 1,27 млн человек, что является мировым рекордом. Кроме того, более 700 тыс. высококвалифицированных работников, проживающих в странах ОЭСР, родились в Китае (с. 92).

Этот «настоящий большой скачок», в отличие от катастрофического «большого скачка» 1958-1960 гг., является результатом осознания китайскими руководителями влияния технологических инноваций на конкурентоспособность и экономический рост в долгосрочной перспективе. Внимание властей к НТП в определенной степени определялось составом китайского руководства до его обновления в конце 2012 г. Поскольку восемь из девяти членов постоянного комитета Политбюро ЦК КПК имели инженерное образование, они рассматривали инновации и конкурентоспособность как две стороны одной медали.

В 2006 г. был принят «Национальный план развития науки и технологии на средне- и долгосрочную перспективу, 2006-2020» (далее - План-2020), который предусматривает экономический рост на уровне 60% за 10 лет за счет технологического прогресса. Кардинальное отличие Плана-2020 от предшествующих решений, касающихся научно-технологической сферы, состоит в ориентации на значительное сокращение зависимости страны от зарубежных технологий за счет развития эндогенных инноваций, т.е. за счет технологического развития по модели «импорт-ассимиляция-повторные инновации». Политика инноваций по-китайски, т.е. эндогенных инноваций, становится решающим элементом «второй фазы реформ и открытия экономики» (с. 93).

План-2020 предполагает увеличить долю НИОКР в ВВП до 2,5%, что в 3 раза превышает уровень 2010 г.; обеспечить 60% экономического роста за счет развития науки и технологий; снизить зависимость от зарубежных технологий, по крайней мере на 30%; выйти на пятое место в мире по количеству патентов и цитированию научных публикаций (с. 94).

Для достижения этих целей необходимо развивать технологии в ряде ключевых секторов (энергетика, защита окружающей среды, информационные и коммуникационные технологии, нано-технологии, сельское хозяйство, биотехнологии, космонавтика и т.д.). В ключевых секторах в 2006-2010 гг. уже было осуществ-

лено 16 крупных проектов, а в 12-м пятилетнем плане (2011-2015) акцент делается на науках о жизни, исследованиях в области инфекционных заболеваний и фармацевтических инновациях. Наряду с научными программами, служащими для предприятий ориентирами в плане приоритетов в наукоемких секторах (ИКТ, новые материалы, новые виды энергии и т.д.), государство стимулирует создание промышленных парков и экономико-технологических инкубаторов, которые способствуют развитию партнерства между научно-исследовательскими центрами и предприятиями, а также коммерциализации и интернационализации НИОКР.

Очень симптоматична в этом плане активность Китая в области интеллектуальной собственности (ИС). По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), количество китайских заявок на международные патенты в 2006-2011 гг. выросло в три раза, составив 9% всех заявок. В основном они касаются телекоммуникаций, информатики, химии, биотехнологий и лекарственных препаратов. В 2010 г. на Китай и США приходилось четыре пятых роста заявок на патенты (с. 93). За 2003-2008 гг. Китай опередил Японию по количеству научных публикаций.

В реализации Плана-2020 большая роль отводится государственным корпорациям, которые являются основой промышленной системы, управляемой сверху, и которые призваны играть роль движущей силы политики эндогенных инноваций, опираясь на государственные программы, налоговые льготы или финансовую помощь. На государственные научно-исследовательские институты, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования, приходится 20% расходов на НИОКР и 18% расходов на персонал, на университеты с преобладанием прикладных исследований - 10% расходов на НИОКР и 16% расходов на персонал, тогда как на основные государственные предприятия или холдинги - 71% таких расходов. Государственные предприятия являются основными проводниками стратегии инвестирования за границей. Они играют доминирующую роль в наукоемких секторах благодаря олигополи-стической структуре рынка; на них приходится большая часть биржевой капитализации (83% в 2007 г.) (с. 95-96).

Крупные государственные инвестиции уже позволили Китаю добиться серьезного прогресса в НИОКР в различных областях (геномика, нанотехнологии, экологически чистая энергетика и т.д.),

хотя следует учитывать такие способствовавшие успеху факторы, как размер потребительского рынка, масштабы инвестиций и государственных заказов, конкурентоспособность рынка рабочей силы. Кроме того, развитию инноваций и НИОКР способствовала передача Китаю западных технологий в обмен на доступ на внутренний рынок. Некоторые западные эксперты выступают против передачи технологий, поскольку они служат источниками потенциального роста для стран ОЭСР. Они не одобряют идею разделения НИОКР и производства, преобладавшую последние 25 лет, подчеркивая, что инновационный процесс нуждается в «возвратно-поступательном движении». Этот тезис подтверждается практикой: в большинстве случаев после вывода производственных мощностей в другую страну, НИОКР обычно перемещаются в том же направлении.

Особое положение в области НИОКР занимают транснациональные компании (ТНК). На их долю приходится почти половина общих расходов на НИОКР и, по меньшей мере, две трети расходов на НИОКР предприятий. Китай, где в 2005 г. уже насчитывалось 700 зарубежных центров НИОКР, упоминался большинством мировых ТНК как основное направление размещения будущих НИОКР. Интерес ТНК к Китаю обусловлен потребностью адаптировать продукты и производственные процессы к огромному местному рынку, а также стремлением сократить издержки на НИОКР и получить возможность привлекать на работу талантливых китайских специалистов. В 2004-2010 гг. ПИИ, связанные с НИОКР, выросли с 4 млрд до 12,8 млрд долл. В целом в 2000-е годы рост инвестиций в НИОКР в Китае составлял в среднем 20% в год против 3,2% в странах «восьмерки» (08) (с. 93).

Центры НИОКР, как правило, являющиеся 100-процентными филиалами зарубежных компаний, специализируются на проблемах адаптации к китайскому рынку в основном в электронной промышленности, информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), хотя в некоторых случаях они нацелены на развитие глобальных проектов. Крупнейшие ТНК используют тысячи научных специалистов в своих центрах НИОКР в Шанхае и Пекине и заключают партнерские соглашения с крупными университетами. По мнению авторов, в текущем десятилетии эта тенденция может усилиться. Зарплата в сфере НИОКР Китая, составлявшая в 2011 г.

40% от средней по промышленно развитым странам, в текущем десятилетии продолжит расти (с. 94).

Для большинства иностранных предприятий создание производства в Китае является единственным способом доступа на местный рынок. В 2007 г. иностранные компании производили 25% товаров, предназначенных для китайского рынка. В то же время Китай создает стимулы иностранным предприятиям и особенно ТНК для перевода в Китай высокотехнологичных производств, а также центров НИОКР, чтобы усилить инновационный потенциал китайских предприятий (с. 97). В условиях курса на эндогенные инновации перед большинством иностранных предприятий встает вопрос не столько о контроле над хищениями ИС в форме контрафактной продукции, сколько об организации передачи технологий при сохранении за собой прав на ноу-хау. При этом некоторые исследования показывают, что, чем выше технологичность китайского экспорта, тем выше добавленная стоимость его импортируемых компонентов (в электронной аппаратуре - 85,2%, телекоммуникационном оборудовании - 91,6, компьютерах - 91,1%). Отсюда часто делается вывод, что Китай остается «сборщиком», «экономикой верстака».

Авторы не разделяют эту точку зрения. Учитывая порог участия в капитале для иностранных предприятий, который определяется законодательством в 10%, часть иностранных предприятий контролируется китайскими государственными предприятиями, поэтому Китай можно считать основным центром производства высокотехнологичной продукции в азиатском регионе. Стоит напомнить, что крупнейшие мировые компании, такие как корейские «Samsung» или «LG», начинали как простые подрядчики крупных американских предприятий.

Опираясь на ряд конкретных примеров сотрудничества с зарубежными компаниями (строительство высокоскоростных железных дорог, разработка среднемагистрального самолета - проект С919 и др.), авторы приходят к выводу, что они наглядно иллюстрируют способность Китая использовать конкуренцию между ТНК, сокращая их долю в государственных заказах с помощью эндогенных инноваций или тендеров, на которых предпочтение отдается государственным предприятиям.

Китайская политика догоняющего развития в области НИОКР и инноваций часто сравнивается с политикой Японии и «азиатских драконов». Однако при таком подходе недооценивается масштаб страны, который влияет не только на ее научно-технологическое развитие, но и на производственные мощности, а также размер внутреннего рынка и рост присутствия китайских предприятий в странах с формирующейся рыночной экономикой. Если учитывать и такой дополнительный фактор, как национальный суверенитет, который играет ключевую роль в оборонной отрасли и секторах, чувствительных к информационным технологиям, становится ясно, что стратегия НИОКР и инноваций в Китае постепенно меняет границы и общую картину развития науки и технологий.

Хотя желание Китая снизить технологическую зависимость от стран Запада совершенно законно, многие ТНК рассматривают политику эндогенных инноваций как «план хищения технологий неслыханных масштабов на мировом уровне». Некоторые аналитики пессимистично оценивают последствия такого нового «технона-ционализма», ассоциирующегося с сокращением доступа на китайский внутренний рынок. Вертикальная модель НИОКР и инноваций подвергалась серьезной критике со стороны известных китайских ученых, поскольку в этой схеме политические соображения превалируют над научными. Пределы нового «технонацио-нализма» иллюстрирует замедление программы строительства высокоскоростных железных дорог после трагического инцидента 2011 г.

Тем не менее, считают авторы, было бы ошибкой сосредоточиваться на эндогенных инновациях без учета всей картины развития сферы НИОКР, гораздо более открытой, чем представляется на первый взгляд. Эта политика не сводится к игре между правительством, побуждающим ТНК к передаче технологий, и стремлением иностранных предприятий сохранить права на свои ноу-хау. В ряде секторов (химия, ИКТ, нанотехнологии и др.) отношения представляются более открытыми, и постоянное присутствие иностранных ученых может создать условия для формирования модели отношений, близкой к уже существующей с другими странами Восточной Азии. С помощью политики эндогенных инноваций и привлечения из-за рубежа высококвалифицированных профессионалов китайские руководители рассчитывают осуществить переход от модели

«Сделано в Китае» к модели «Разработано в Китае» (Created by China). Результат зависит от прагматизма китайского руководства и способности зарубежных компаний адаптироваться к Китаю и конструктивно взаимодействовать с новым партнером (с. 104).

И.Ю. Жилина

2014.01.027. ПАРЬЯНТИ А. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

PARIENTY A. Où en est le progrès technique? // Alternatives ècon. -P., 2013. - N 323. - P. 66-69.

Профессор экономических и социальных наук лицея Курбе-вуа (Франция) рассматривает потенциал воздействия технического прогресса (ТП) на долгосрочный экономический рост. Экономисты придают понятиям ТП и инноваций широкий смысл, отмечает автор, включая в него различные новые идеи, способствующие росту. ТП рассматривается как двигатель экономического роста, поскольку повышает эффективность факторов производства. Это очевидно, когда речь идет о новой производственной технике или новых формах организации труда.

Ситуация усложняется в случае продуктовых инноваций. Предприятие выводит на рынок новый продукт в целях снижения конкурентного давления, увеличения доли на рынке и прибыли. Создание нового продукта, таким образом, повышает эффективность работы конкретного предприятия, а также, вероятно, производительность на макроэкономическом уровне, но последнее определенно доказать невозможно.

Экономисты решили проблему, включив в понятие ТП все, что повышает общую производительность факторов производства. В рамках такого определения инновации не сводятся к техническим изменениям, а распространяются на новые способы организации труда и производства, методы коммерциализации или финансирования. Например, модель продаж цифровых книг через Интернет, позволяющую экономить на содержании магазинов, можно рассматривать как ТП. Й. Шумпетер в свое время рассматривал реорганизацию структур рынка, в частности изменение уровня конкуренции, как одну из форм инноваций.

Сегодня основой ТП считаются НИОКР, т.е. главным образом инвестиции предприятий в превращение научных открытий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.