Научная статья на тему '2014.01.018. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И КОСМОС: КОСМИЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ. SOVIET SPACE CULTURE: COSMIC ENTHUSIASM IN SOCIALIST SOCIETIES / ED. BY MAURER E., RICHERS J., RüTHERS M., SCHEIDE C. - BASINGSTOKE; N. Y.: PALGRAVE MACMILLAN, 2011. - XV, 323 P'

2014.01.018. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И КОСМОС: КОСМИЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ. SOVIET SPACE CULTURE: COSMIC ENTHUSIASM IN SOCIALIST SOCIETIES / ED. BY MAURER E., RICHERS J., RüTHERS M., SCHEIDE C. - BASINGSTOKE; N. Y.: PALGRAVE MACMILLAN, 2011. - XV, 323 P Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
737
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ КОСМОСА В СССР / КОСМОНАВТИКА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВЕТСКОЕ МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Минц М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.01.018. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И КОСМОС: КОСМИЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ. SOVIET SPACE CULTURE: COSMIC ENTHUSIASM IN SOCIALIST SOCIETIES / ED. BY MAURER E., RICHERS J., RüTHERS M., SCHEIDE C. - BASINGSTOKE; N. Y.: PALGRAVE MACMILLAN, 2011. - XV, 323 P»

2014.01.018. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И КОСМОС: КОСМИЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ. Soviet space culture: Cosmic enthusiasm in socialist societies / Ed. by Maurer E., Richers J., Rüthers M., Scheide C. - Basingstoke; N. Y.: Palgrave Macmillan, 2011. - XV, 323 p.

Ключевые слова: освоение космоса в СССР; космонавтика как культурный феномен; советская массовая культура; советское массовое сознание.

Реферируемый сборник статей под редакцией Евы Маурер (университет Фрибура, Швейцария, и университет Мюнстера), Юлии Рихерс (Базельский университет), Моники Рютерс (Гамбургский университет) и Кармен Шайде (университет Констанца) посвящен отражению в советской массовой культуре и массовом сознании 1950-1960-х годов начала космической эры, первых успехов СССР в покорении космоса и гонки с Соединенными Штатами за первенство в космических исследованиях. Издание подготовлено на основе материалов конференции «Космический энтузиазм: Культурное влияние советских исследований космоса начиная с 1950-х годов», состоявшейся в январе 2009 г. в Базеле. Авторы рассматривают первый период космической эры, когда первенство в этой области принадлежало Советскому Союзу. В своих работах они попытались исследовать космонавтику прежде всего как культурный феномен, значение которого для советского общества определялось отнюдь не только реалиями «холодной войны». Покорение космоса стало в определенном смысле новой утопией, символом не только научных, технических и экономических успехов СССР, но и хрущёвской «оттепели» и связанных с нею перемен -начиная с ослабления идеологического прессинга и заканчивая улучшением бытовых условий. В статьях сборника рассматриваются различные аспекты советского «космического энтузиазма» и «космической культуры».

За вводной статьей редакторов следует материал Ю. Рихерс с кратким обзором российской и западной историографии советской космонавтики. Автор выделяет три основных направления исследований: история науки и технологий, политическая история (космонавтика как составная часть советско-американского противоборства) и изучение космонавтики в рамках социальной и

культурной истории СССР. Первые два направления представлены уже довольно значительным числом публикаций, однако до сих пор остаются почти неизученными такие вопросы, как советские и американские исследования в области ракетостроения в период до 1957 г., советско-американское сотрудничество в космической области и некоторые другие. Последнее - социокультурное - направление зародилось относительно недавно, эту проблематику во многом еще только предстоит исследовать.

Последующие статьи сгруппированы в четыре части. Часть первая «Духовность, трансцендентность и советский утопизм» посвящена философским истокам советской «космической лихорадки». Идея покорения космоса была необычайно популярна в 1920-е годы, став по сути продолжением идей о мировой революции и построении нового общества. Позже, уже при Хрущёве, успехи в освоении космоса официально преподносились как составная часть продвижения к коммунизму, а также как торжество науки над религией, своеобразная десекуляризация неба. На неофициальном уровне выход человечества за пределы земной «колыбели» также располагал к серьезным размышлениям о месте техники и технологий в нашей жизни и о природе трансцендентного.

В статье Михаэля Хагемайстера (Европейский университет Виадрина, Франкфурт-на-Одере) «Завоевание космоса и блаженство атомов» анализируется творчество К.Э. Циолковского (18571935), объявленного в СССР прародителем космонавтики, в том числе и его философские взгляды, которые долгое время оставались вне поля зрения исследователей. Автор показывает взаимосвязь между сугубо научными разработками Циолковского (такими как концепция многоступенчатой жидкостной ракеты) и его представлениями об освоении космоса как об освобождении человечества, дороге к его дальнейшему совершенствованию и в конечном итоге к бессмертию.

Философские поиски в художественной культуре, связанные с космической тематикой, описываются в статье Томаса Гроба (Ба-зельский университет) «В пустоту» на материале творчества С. Лема и братьев Стругацких. Попыткам советского руководства использовать достижения отечественной космонавтики в антирелигиозной пропаганде посвящена статья Виктории Смолкин-Ротрок

(Уэслианский университет, Мидлтаун, Коннектикут) «Спор за небеса: Битва науки и религии в советском планетарии».

Во второй части сборника рассматриваются социальные и культурные практики, направленные на увековечивание памяти о достижениях СССР в освоении космоса. Первая из представленных здесь статей принадлежит перу Славы Геровича (Массачусетский технологический институт) и посвящена фигуре С.П. Королёва, знаменитого главного конструктора первых советских межконтинентальных и космических ракет, чье имя оставалось в секрете вплоть до его смерти в 1966 г. Автор прослеживает различные этапы мифологизации его образа, роль самого Королёва в конструировании определенных интерпретаций его биографии, возрождение мифа о нем в постсоветский период. На примере Королёва в статье показано, что диктат государственной пропаганды в формировании коллективной памяти был отнюдь не абсолютным; к примеру, в профессиональных сообществах инженеров-ракетчиков и космонавтов существовали свои специфические легенды о Королёве, отличавшиеся от его «канонического» образа.

Ийна Кохонен (университет Аалто, Хельсинки) в статье «Героическое и обыкновенное» анализирует образы космонавтов в советских фотографиях 1960-х годов. Она приходит к выводу, что содержавшийся в этих изображениях идеологический посыл заключался не только в том, чтобы показать людей из будущего, истинных строителей коммунистического рая, но и подчеркнуть, что космонавты - это обычные люди, живущие обычной жизнью, что герои выходят из простых людей. Этот мотив был утрачен уже к концу 1960-х годов на фоне нарастающего разочарования в коммунистической утопии, в том числе и в космической ее составляющей.

В статье Рошанны Силвестер (университет Де Поля, Чикаго) рассматривается увлечение советских школьниц «жесткими» науками (естественными, точными и техническими) в 1960-е годы, в том числе под влиянием полета Терешковой и других успехов СССР в освоении космоса. Статья Анны Еремеевой (Краснодарский государственный университет) посвящена региональным аспектам советской «космической» пропаганды на примере Краснодарского края середины 1950-х - середины 1980-х годов. Владимир Садом (Кубанская федерация космонавтики) в своей статье описы-

вает деятельность советских и современных российских общественных организаций (главным образом также на Кубани) по популяризации исторического и культурного наследия отечественной космонавтики.

Попытки советского руководства использовать космические достижения в пропагандистских целях обсуждаются в части третьей «Представляя космос в мировой политике». Статья Льюиса Сигел-баума (Мичиганский университет) «Спутник отправляется в Брюссель» посвящена участию СССР во Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе, где реплика первого спутника стала главным экспонатом в советском павильоне. Советская пропаганда активно использовала это событие и за рубежом, и внутри страны, причем, как показывает автор, в обоих случаях ставилась задача продемонстрировать не столько действительное положение дел (уровень жизни в СССР или восприятие советской экспозиции западной аудиторией), сколько некую идеальную картинку, «то, как должно быть». Вопрос о том, как такая пропаганда воспринималась советскими гражданами, остается открытым.

Радина Вучетич (Белградский университет) в своей статье описывает визит экипажа «Аполлона-11» в Югославию в 1969 г. и предшествующие ему поездки советских космонавтов в эту страну и внимательно сравнивает оказанный им прием в общем международном контексте того времени. Хотя при Хрущёве советско-югославские отношения вступили в период относительной нормализации, Тито продолжал политику балансирования между Востоком и Западом, причем приоритетным по-прежнему оставалось сотрудничество с Вашингтоном, а не с Москвой. Прохладное отношение югославских руководителей к советским успехам в космической гонке, как и к самим советским космонавтам, посещавшим Югославию, а также ажиотаж, которым сопровождался приезд американских астронавтов после их успешной высадки на Луне, вполне соответствовали политическим предпочтениям Белграда.

Завершается раздел статьей Моники Рютерс, посвященной популяризации космонавтики среди детей не только в СССР, но и в других социалистических странах (на примере ГДР); автор прослеживает, как космические успехи Советского Союза увязывались пропагандой с образами счастливого детства и счастливого будущего. Она приходит к выводу, что одной из целей этой пропаганды

было восстановить лояльность молодого поколения по отношению к советскому режиму.

В четвертой части сборника анализируются образы космоса и космонавтики в отечественной массовой культуре, где данная тематика стала с конца 1950-х годов одной из доминирующих. Мат-тиас Шварц (Свободный университет Берлина) в статье «Мечта, ставшая правдой» рассматривает публикации по космической тематике в советских научно-популярных журналах, тиражи которых скачкообразно выросли на рубеже 1950-1960-х годов. По его мнению, такой высокий интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике был обусловлен не только официально культивируемым энтузиазмом по поводу успехов СССР в освоении космоса, но и тем, что произведения писателей-фантастов зачастую содержали неочевидный подтекст, включавший такие идеи, как эскапизм, переосмысление положения человека во Вселенной, перенос на другие миры отрицательных черт, присущих привычной советским читателям земной реальности.

Тему продолжает статья Андрея Рогачевского (университет Глазго) «Исследования космоса в российской и западной популярной культуре», посвященная советским и американским эстрадным песням и фильмам о космических путешествиях начиная с 1960-х годов. Такой подход позволяет не только провести сравнительный анализ исследуемых произведений и выявить специфику советской «космической лихорадки», но и проследить, как первоначальный энтузиазм постепенно сменялся скептицизмом по отношению к официальным концепциям. Рассматривается в статье и влияние на искусство той чрезмерной секретности, которая окружала космонавтику; это могло приводить к самым неожиданным результатам вплоть до появления разнообразных конспирологических теорий.

В статье Аннели Порри (Эстония) «Два образа космического человека в эстонском искусстве» описывается использование образа космонавта в изобразительном искусстве Эстонии в советские и постсоветские годы. Хотя эстонские специалисты и предприятия принимали участие в реализации советских космических программ, в целом космонавтика для республики осталась чем-то внешним, почти чужим, что обусловило менее пафосное к ней отношение. В работах на темы космоса эстонские художники могли себе позволить эксперименты с техникой и стилем, которые в СССР обычно не поощрялись. После обретения независимости образ космонавта

стал скорее объектом иронии, но этот период, по мнению автора, уже закончился. Вопрос о дальнейших тенденциях в искусстве остается открытым.

Завершает сборник статья Асифа Сиддики (Фордхемский университет, Нью-Йорк) «От космического энтузиазма к ностальгии по будущему». Как показывает автор, культивируемый в СССР в конце 1950-х и в 1960-е годы «космический энтузиазм» основывался не только на утопическом видении будущего, но и на попытках выстроить «удобное прошлое», которое могло бы вписать успехи в освоении космоса в общий ряд побед большевиков. Поскольку настоящее и ближайшее прошлое, т.е. собственно развитие ракетостроения, как и подготовка и осуществление космических экспедиций, было тесно связано с военной сферой и покрыто завесой секретности, основу этого «удобного прошлого» составили события довоенных лет - отсюда, к примеру, такое большое внимание к фигуре Циолковского. На рубеже 1960-1970-х годов свертывание «оттепели», начало застоя, а также ряд утрат (гибель Королёва в 1966 и Гагарина в 1968 гг.) и неудач (отставание от американцев после их высадки на Луне в 1969 г.) советской космонавтики привели к угасанию «космической лихорадки», энтузиазм сменился ностальгией по прежним успехам, к которой вскоре добавилась ностальгия по упущенным возможностям («ностальгия по будущему»).

М.М. Минц

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2014.01.019. РОГИНСКИЙ ВВ. БОРЬБА ЗА СКАНДИНАВИЮ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН, 1805-1815 / РАН. Ин-т всеобщ. истории, Междунар. ассоц. «Янтар. мост». - М.: Весь мир, 2012. - 516 с.

Ключевые слова: страны Северной Европы; Наполеоновские войны; геополитические изменения.

Монография ведущ. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН, д-ра ист. наук В.В. Рогинского, состоящая из введения, пяти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.