Научная статья на тему '2014.01.007. ТОРГОВЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ОБЗОР НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ XXI в. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ – 2012. Commerce et politiques publiques: Gros plan sur les mesures non tarifaires au XXIe siècle: Rapport sur le commerce mondial, 2012. – OMC. – 252 p.'

2014.01.007. ТОРГОВЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ОБЗОР НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ XXI в. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ – 2012. Commerce et politiques publiques: Gros plan sur les mesures non tarifaires au XXIe siècle: Rapport sur le commerce mondial, 2012. – OMC. – 252 p. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.01.007. ТОРГОВЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ОБЗОР НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ XXI в. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ – 2012. Commerce et politiques publiques: Gros plan sur les mesures non tarifaires au XXIe siècle: Rapport sur le commerce mondial, 2012. – OMC. – 252 p.»

Третье направление связано с глобальным окружением предприятий и с экосистемами инноваций и качества. Большое влияние на производственные издержки и конкурентоспособность оказывают цены на недвижимость. Их рост (с 2002 г. во Франции цены на недвижимость выросли на 80%) ставит французские предприятия в невыгодное положение по сравнению с конкурентами. Например, в Германии цены на недвижимость оставались практически стабильными, в США и Великобритании они, хотя значительно повысились в начале 2000-х годов, с 2008 г. снизились (с. 46). Наряду с этим встает проблема потребления энергии в расчете на единицу произведенной продукции. Цены на энергию, как ожидается, будут расти, что будет оказывать серьезное влияние на различия в конкурентоспособности отдельных стран. Следовательно, необходимо внедрять менее энергоемкие производственные процессы и стимулировать использование более долговечных и дешевых источников энергии. Экосистемы инноваций и качества включают в себя кооперацию между предприятиями, повышение качества производственного обучения, распространение успешного практического опыта, укрепление связей между университетами и предприятиями, а также снижение стоимости патентов.

Указывая на высокую вероятность новых системных кризисов, связанных с МРТ, автор призывает правительства развивать системы социального обеспечения. Обосновывая свою позицию, он ссылается на данные о корреляции между качеством социальных систем и отношением общественного мнения к либерализации МТ. За некоторым исключением (в частности, Франции) наиболее позитивно к этому относится население стран с наиболее развитой социальной системой. По мнению автора, социальное обеспечение защищает лучше, чем протекционизм.

В заключение автор отмечает, что адаптация к современной ситуации требует сильной политической воли.

И.Ю. Жилина

2014.01.007. ТОРГОВЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ОБЗОР НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ XXI в. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ - 2012.

Commerce et politiques publiques: Gros plan sur les mesures non tarifaires au XXIe siècle: Rapport sur le commerce mondial, 2012. - OMC. -

252 p. - Mode of access: http://www.wto.org/french/res_f/booksp_f/ anrep_f/world_trade_report12_f.pdf#page=1&zoom=auto,629,812

Доклад Всемирной торговой организации (ВТО) посвящен нетарифным мерам регулирования внешней торговли товарами и услугами (НТМР). Определяя причины, обусловливающие актуальность рассматриваемой проблемы, Генеральный директор ВТО П. Лами (P. Lamy) отмечает усиление значения НТМР по мере сокращения таможенных пошлин; повышение их роли как инструмента достижения целей государственной политики, влияние которой на международные экономические отношения постоянно возрастает, что влечет за собой усложнение и разнообразие НТМР. Он также предполагает, что, в отличие от таможенных пошлин, роль НТМР в торговле снижаться не будет (с. 3).

Доклад состоит из введения, четырех разделов и заключения.

Во введении (раздел «А») представлена история выработки определения НТМР в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе ВТО. Первоначальная идея отмены НТМР, являющихся в определенной мере заменителями таможенных пошлин, уступила место более сложному подходу, учитывающему влияние государственной политики на внешнеторговые отношения.

В разделе «В» НТМР анализируются как элемент национальной государственной политики, направленной на достижение определенных целей, проблема выбора и использование НТМР в определенных условиях (борьба с климатическими изменениями, обеспечение безопасности продуктов питания). Подчеркивается, что эти цели с течением времени меняются под воздействием ряда факторов, в частности роста взаимозависимости экономики отдельных стран в процессе глобализации, эволюции общественного сознания и растущей озабоченности состоянием здоровья населения, безопасности и качества окружающей среды (ОС).

НТМР используются для достижения неэкономических целей государственной политики (например, обеспечение защиты здоровья населения), повышения национального благосостояния. Кроме того, правительства часто прибегают к НТМР под давлением влиятельных предприятий или необходимости международной делока-лизации тех или иных секторов (с. 50). Применение НТМР, в частности технических и санитарных мер (ТСМ), включающих

национальные стандарты, системы сертификации, санитарные нормы, экологические требования и т.д., может быть обусловлено также различными политическими обстоятельствами (электоральные циклы или межминистерские конфликты).

При этом отмечается, что, во-первых, для достижения одной цели часто используются несколько НТМР, хотя с точки зрения экономической эффективности следовало бы выбирать оптимальный инструмент; во-вторых, НТМР, вводимые для достижения «легитимных целей», могут носить и протекционистский характер. Это затрудняет определение истинных целей правительств и мешает выявлению случаев превращения НТМР в источник дополнительных внешнеторговых издержек (с. 53).

Оптимальными инструментами для достижения поставленных правительством целей, обеспечивающих корректировку таких недостатков рынка, как асимметрия информации и несовершенная конкуренция, а также для достижения неэкономических целей, являются ТСМ, налоги и субсидии. Например, недостаток информации о товарах широкого потребления (продовольственные продукты, медикаменты, бытовые электроприборы и т.д.) может нанести серьезный вред здоровью потребителей. В такой ситуации введение требований, касающихся состава продуктов, производственных процессов и других параметров продукции, вполне оправдано. Считается, что эти меры вытеснят с рынка продукцию, опасную для здоровья (с. 54). Обеспечивая защиту здоровья, безопасности и благосостояния потребителей, ТСМ в то же время могут препятствовать развитию торговли, создавая ряд специфических проблем для правительств и предприятий развивающихся стран (РС).

Экспортные субсидии и налоги повышают национальный доход, расширяя торговые возможности страны на международных рынках. По мнению авторов, экспортные субсидии также могут изменить условия торговли в пользу страны-экспортера при наличии у нее других экспортных товаров и различиях в способах потребления в стране-импортере и стране-экспортере. Однако в современном мире, характеризующемся интенсивной делокализацией производства и доминированием промежуточных товаров в международном обмене, это утверждение не всегда подтверждается (с. 57).

НТМР оказывают различное влияние на торговлю: в некоторых случаях они стимулируют обмен, в других, напротив, ограни-

чивают его. Все зависит от мотивов их введения и способов применения. Воздействие на торговлю НТМР, корректирующих недостатки рынка, практически непредсказуемо, тогда как их использование для манипулирования условиями торговли или для защиты национальных производителей обеспечивает привилегии отдельным производителям.

Некоторые НТМР (квоты, экспортные пошлины и субсидии) заведомо нарушают торговый обмен, хотя оптимальными для достижения целей государственной политики является недискриминационные НТМР (нормативные меры или налоги на продукты). Однако иногда нейтральные по сути НТМР фактически дискриминируют иностранных производителей и ограничивают торговлю гораздо серьезнее, чем требуется для достижения поставленной цели.

Одним из несовершенств рынка, оправдывающим вмешательство государства, является негативное воздействие на климат. Хотя в экономической литературе широко обсуждается вопрос об использовании налогов для корректировки негативных последствий потепления климата, многие страны со строгим экологическим законодательством прибегают к НТМР (установление норм выработки, квот на выбросы и технологических предписаний) для управления торговыми и экологическими последствиями проводимой ими климатической политики. В результате сокращение выбросов парникового газа в стране со строгой регламентацией перекрывается увеличением выбросов в стране с менее жесткой регламентацией. При этом конкурентоспособность предприятий в странах с жестким экологическим законодательством снижается. Хотя экологические соображения могут стимулировать введение НТМР, они также помогают национальным производителям, подвергающимся жесткой конкуренции, что порождает риск злоупотреблений нормативными мерами.

Наиболее сложными и противоречивыми являются проблемы трансграничных загрязнений, когда экономическая деятельность на одной территории неблагоприятно отражается на другой. Но поскольку применение производственных технологий, учитывающих требования защиты ОС, часто влечет за собой повышение издержек, далеко не все страны соглашаются на распределение затрат и выгод, связанных с корректировкой экстреналий (с. 56). Для решения проблемы трансграничных загрязнений правительства прибе-

гают к различным НТМР, начиная с полного запрета импорта из «грязных» стран и кончая обязательным снабжением товара этикеткой, что укрепляет доверие потребителей к продукции, поступающей в продажу.

Серьезным недостатком НТМР является непрозрачность некоторых из них по сравнению с таможенными пошлинами и другими инструментами внешнеторговой политики. Непрозрачность позволяет правительствам, руководствуясь политическими соображениями, утаивать издержки и выгоды, что дает возможность, с одной стороны, удовлетворять требования групп, заинтересованных в реализации определенной внешнеторговой политики, с другой - создавать впечатление проведения политики в интересах общества. В этом случае внешнеторговая защита «продается» тому, кто больше заплатит.

В разделе «С» рассматриваются источники данных о НТМР, оцениваются достоинства и недостатки нетарифных барьеров. Подчеркивается, что, несмотря на предпринятые ВТО и другими международными организациями усилия по сбору и классификации данных о НТМР, информация о них остается фрагментарной. Как большинство внутренних источников, которыми располагает ВТО (обязательства членов, уведомления, исследования внешнеторговой политики и т.д.), так и внешние базы данных не обеспечивают полноты и желаемого уровня прозрачности информации о НТМР.

Тем не менее имеющиеся данные позволяют сделать некоторые выводы. Несмотря на распространенное мнение об усилении использования НТМР, убедительные подтверждения этой тенденции не просматриваются. Применение НТМР расширялось в середине 1990-х годов, стагнировало в 2000-2008 гг. и усилилось в результате финансового кризиса, хотя большинству стран в 20092010 гг. удалось избежать худших форм протекционизма.

Правительства отдельных стран все чаще прибегают к ТСМ, например, вводят более жесткие технические регламенты, если национальным предприятиям какого-либо сектора, конкурирующего с импортом, легче, чем зарубежным конкурентам, обеспечить их соблюдение. Предприятия считают ТСМ основным инструментом сдерживания экспорта. Данные опроса предприятий из 11 РС свидетельствуют о том, что ТСМ наиболее жестко ограничивают экспор-

теров. В 2010 г. 48% ТСМ, введенных в рамках НТМР, предприятия-экспортеры считали жесткими (с. 111). Как показывают эмпирические исследования, правительства чаще прибегают к НТМР, если таможенные пошлины ограничены международными соглашениями.

В 2011 г. наметилось усиление торговых противоречий и нарастание ограничений, в основном за счет НТМР, количество которых возросло с 30 в 2010 г. до 81 в 2011 г. (в основном в результате ужесточения импортного контроля, лицензионных предписаний и введения запретительных налогов на импорт некоторых японских товаров после катастрофы в Фукусиме). Новые внешнеторговые ограничения ввели Индонезия, Индия и Аргентина (с. 119-120).

В разделе «D» анализируется влияние на международную торговлю НТМР, в том числе ТСМ, а также внутреннего законодательства, касающегося сферы услуг.

НТМР очень многообразны, а потому их очень трудно сравнивать по странам и отраслям. Воздействие НТМР на международную торговлю в количественном плане часто оценивается с помощью тарифного эквивалента (equivalent tarifaire ad valorem, EAV), т.е. ставки таможенной пошлины, эквивалентной по своему протекционистскому значению нетарифной мере. Исследования показывают, что в среднем тарифный эквивалент нетарифной меры возрастает с ростом размера ВВП на душу населения (с. 136).

Так, в результате введения НТМР в швейной промышленности США, ЕС и Канады цены на соответствующие товары выросли на 15, 66 и 25% соответственно. По той же причине в Юго-Восточной Азии, Южной Азии и Японии изделия из бумаги подорожали соответственно на 67, 119 и 199%. Введение НТМР в отношении растительных масел и жиров привело к удорожанию этих продуктов в Мексике на 30%, в Юго-Восточной Азии - на 49 и в Южной Африке - на 90% (с. 137). В среднем EAV для сельскохозяйственных продуктов намного выше, чем для промышленной продукции (27 против 10%). По некоторым данным, в среднем степень влияния НТМР на ограничение торговли почти в два раза превышает воздействие таможенных пошлин (с. 138).

Что касается влияния НТМР на торговлю услугами, то их ограничивающее воздействие выше в РС, чем в странах ОЭСР. Однако систематическая связь между ограничительным характером НТМР и уровнем развития страны не просматривается. По некото-

рым данным, в ряде стран ОЭСР ограничительное воздействие НТМР сравнимо со средним уровнем этого показателя в крупных странах с формирующейся рыночной экономикой (с. 140).

Большое влияние на международное сотрудничество в настоящее время оказывает национальное законодательство, регулирующее сферу услуг. Основная трудность состоит в том, что разграничение положений этого законодательства, направленных на достижение целей государственной политики и ограничивающих внешнеторговый обмен, сопряжено с определенными проблемами. В то же время из-за специфики торговли услугами, в частности их нематериального характера и различий в способах торговли, нормативные меры, применяемые «внутри границ», часто являются единственной формой защиты торговли услугами. Хотя некоторые нормативные меры в сфере услуг (МСУ) могут использоваться в протекционистских целях, в целом они соответствуют целям государственной политики. Поскольку торговля услугами играет важную роль в развитии международных производственных сетей, МСУ могут отразиться на других секторах, особенно если речь идет об инфраструктурных услугах.

Ограничивающее влияние МСУ на международную торговлю в РС в целом выше, чем в промышленно развитых странах, хотя системная связь между их ограничительной способностью и доходом на душу населения не прослеживается, поскольку МСУ внутри группы РС сильно варьируются. Кроме того, различия между странами зависят от сектора услуг.

Методы измерения внешнеторговых барьеров, вызванных введением НТМР и МСУ, подчеркивается в докладе, имеют определенные методологические ограничения, связанные с непрозрачностью их применения, недостатком данных о ценах, зависимостью результатов от используемых эконометрических методов, игнорированием факта многократного пересечения границ полуфабрикатами, участвующими в мировой цепочке создания стоимости и т.д.

Кроме того, при оценке влияния МСУ не учитывается их воздействие на торговлю товарами. Так, внешнеторговые барьеры в таких отраслях, как транспорт и логистика, отрицательно влияют не только на торговлю соответствующими услугами, но и на общий внешнеторговый обмен любой страны. В частности, нормативные ограничения, препятствующие прямым иностранным инвестициям

и оказанию иностранными предприятиям услуг национальным фирмам, отражаются на результатах экспорта таких секторов, как станкостроение, химическая и электронная промышленность. Особенно отчетливо проявляется взаимодополняемость торговли товарами и услугами и последствия МСУ для торговли товарами в мировых цепочках создания стоимости.

Несмотря на отсутствие работ по сравнительному анализу влияния отдельных НТМР на глобальные торговые потоки, оно далеко не всегда носит ограничивающий характер. Так, введение ТСМ не приводит к явно выраженному росту или сокращению внешней торговли. Однако, оказывая в целом положительное воздействие на наиболее передовые в технологическом отношении секторы, ТСМ тормозят торговлю свежими и переработанными продуктами. Чаще всего от этого страдает экспорт РС, особенно небольших. МСУ, снижающие конкурентное давление, отрицательно воздействуют на двустороннюю торговлю, в то время как в финансовом секторе внутреннее регулирование, направленное на внедрение адекватных норм, оказывает положительный эффект.

ТСМ и МСУ отражаются не только на объеме торговли между двумя странами, но и на количестве стран-партнеров. ТСМ требуют постоянных затрат для проникновения на новый рынок: предприятие должно вложить определенные средства для адаптации к действующей на зарубежном рынке норме. Но эти затраты не влияют на объем продаж предприятия, поэтому небольшие компании оказываются в менее выгодном положении, чем крупные.

В разделе «Е», посвященном международному сотрудничеству в области НТМР и МСУ, рассматриваются его экономические основы, развитие многостороннего сотрудничества в области ТСМ и МСУ, юридические аспекты трактовок НТМР в системе урегулирования споров в рамках ГАТТ/ВТО.

Существуют три формы интеграции в области НТМР: взаимное признание правил, определение соотношения между тарифными и нетарифными мерами регулирования в ходе переговоров и гармонизация НТМР. Выбор подхода зависит от глубины внешнеторговой интеграции, политических предпочтений тех или иных стран. Отмечается значительный прогресс в управлении политикой, касающейся ТСМ и МСУ, хотя переговоры в этой области сталкиваются с определенными трудностями.

Нормы ГАТТ/ВТО, относящиеся к НТМР, не ограничивают нормативную автономию стран, за исключением случаев менее благоприятного отношения к импортируемым товарам по сравнению с аналогичными национальными. Однако эксперты ГАТТ/ВТО разработали ряд рекомендаций, позволяющих определить случаи, когда НТМР, направленные на достижение легитимных нормативных целей, могут считаться дискриминационными.

Нормы ГАТТ создавались для мира, торговавшего готовыми продуктами, но развитие трансграничных производственных сетей изменило природу международной торговли и, соответственно, восприятие НТМР, а также и структуру мотивов, побуждающих правительства к применению этих мер в протекционистских целях. Проблемы, возникающие в современных условиях, требуют пересмотра действующей системы многосторонней торговли, в которой доступ на рынок играет основную роль. Кроме того, в будущем при использовании НТМР необходимо учитывать способы производства и потребления продовольственных продуктов, роль финансового сектора в экономике и возникновении экономических кризисов, а также и климатические вызовы.

Для ограничения протекционистской направленности НТМР необходима более тесная интеграция экономического и правового анализа. Экономическая теория может помочь выявлять ситуации, в которых правительства руководствуются при введении НТМР не столько провозглашенными целями государственной политики, сколько конкурентными соображениями. Большое значение имеет также выявление областей, в которых можно использовать торговые инструменты, обеспечивающие проконкурентное регулирование услуг.

И.Ю. Жилина

2014.01.008. ФЕЛБЕРМЕЙЕР Г., ЛАРШ М. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО. FELBERMEIER G., LARCH M. Transatlantische Handels- und Investitionspartnerschaft: Welche effekte sind zu erwarten? // IFO-Schnell-dienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 6. - S. 3-6.

В статье рассматриваются потенциальные последствия проекта создания трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ) между США и ЕС для международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.