Научная статья на тему 'Нетарифное регулирование внешней торговли в рамках ВТО'

Нетарифное регулирование внешней торговли в рамках ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6475
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетарифное регулирование внешней торговли в рамках ВТО»

4 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001. С. 54.

5 См: Матузов, Н.И., Малько, А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1; Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.

6 См.: Белоусова Е.В. Государственно-правовое регулирование национальных отношений в Канаде // Правоведение. 1992. № 6.

7 См.: Васильева Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы // Государство и право. 1992. № 8.

8 См.: Кряжков В.П. Участие коренных, малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 1998. № 12.

9 Цит. по: Там же.

10 Цит. по: Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориториальная целостность - главные принципы современной государственности // Государство и право. 2004. № 4.

11 См.: Кряжков В.П. Указ. статья.

12 См.: Першиц Н.И. Обычное право народов Сибири (бурятов, якутов, эвенков, алтайцев, шорцев) // Государство и право. 1996. № 12.

13 См.: КинберДж.М. Равенство или самоопределение? Право быть человеком // Международные права человека в контексте права, политики, морали. М., 2000. С. 174.

14 См.: Вишневский А.А. Правовой режим церковной собственности по каноническому праву Римско-католической церкви // Правоведение. 2000. № 1.

15 Цит. по: Научные конференции в Санкт-Петербургской академии МВД России // Правоведение. 1998. № 1. С. 227 - 235.

16 См.: Колесников Е.В. Верховенство закона и институт альтернативной (невоенной) службы // Правоведение. 1998. № 1.

17 См.: Хачим Ф.И. Вопросы государства и права в идеологии исламского фундаментализма // Правоведение. 2000. № 1.

18 Цит. по: Сюкеяйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 8.

19 Цит по: Фомин С.В. О государственной религиоведческой экспертизе // Государство и право. 1998. № 8.

20 Цит. по: Морозова Л.А. Юридическая конфликтология - новое направление в науке // Государство и право. 1994. № 4.

21 Проект реализован в период сентября 2001 - ав -густа 2002 гг. содружеством четырех организаций: Информационно-исследовательским центром «Панорама», Московской Хельсинкской группой, Центром развития демократии и прав человека, Фондом защиты гласности. Сборник составлен по результатам пилотного этапа проекта http://tolerance.ngo.ru/hs/.

22 Цит. по: Там же.

23 Цит. по: Жаркин А.Н. Нас материнские хранят молитвы // Милиция. 2000. № 8.

24 См.: Щедрина О. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 70.

УДК 341.241.8

НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ВТО

Практика мировой торговли свидетельствует о том, что глобали -зация мирохозяйственных связей приводит к усилению взаимосвязи и взаимообусловленности развития внутренних рынков разных стран. Основной задачей государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение согласованности глобальных, национальных и региональных процессов. Необходимость государственного вмешательства в регулирование внешнеторговых процессов обусловлена также устранением возможности появления анархии в области внешнеторгового оборота, важностью защиты интересов национального производителя, и здесь важным инструментом выступают меры нетарифного регулирования (запреты, ограничения и стимулы). Как показывает практика, государства пока чаще всего используют запреты и ограничения (барьеры), поэтому за данными мерами прочно закрепилось название нетарифных ограничений.

Особое значение в правовой регламентации применения нетарифных ограничений, унификации их применения принадлежит Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1994 г. во Всемирную торговую организацию. Классификационные схемы нетарифных ограничений разрабатывались на

О.Ю. Бакаева,

доктор юридических наук, доцент, завкафедрой публичного права, СГСЭУ

Н.В. Галицкая,

кандидат юридических наук кафедры публичного права, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

самом высоком международном уровне. Рассмотрим основные виды.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 1970-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в пять основных категорий, таких как:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, система размещения государственных заказов, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков, и пр.);

2) таможенные и иные административные формальности (усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации);

3) технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара; правила и порядок сертификации продукции);

4) количественные и сходные с ними административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения);

5) ограничения экономического характера (налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение)1.

На базе указанной классификации составлен каталог нетарифных ограничений, который нашел широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужил теоретической базой для формирования классификационных схем другими международными организациями.

Проблемам нетарифного регулирования было посвящено несколько раундов переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Так, на Кеннеди-раунде в г. Женеве в 1964 - 1967 гг. разрабатывался Антидемпинговый кодекс, представляющий собой своеобразное толкование ст. VII «Соглашения » (в окончательном варианте он был принят на Токийском раунде переговоров). Ключевым вопросом стало определение понятия «демпинг», критериев установления ущерба отрасли национальной экономики в результате демпингового импорта. В Кодексе четко расписаны процедура антидемпингового расследования, порядок назначения антидемпинговых мер,права и обязанности участников процесса, порядок разрешения споров между ними. Истории возникновения такого явления,

как демпинг (продажа импортного товара на территории государства по цене более низкой, чем в стране-производителе), посвящено немало исследований2. В рамках ВТО в настоящее время действует специализированный Комитет по антидемпинговой практике, куда предоставляется вся информация в виде отчетов об антидемпинговых мерах, применяемых странами Всемирной торговой организации. Большинство положений кодекса нашло свое отражение и в российском законодательстве3.

Многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда продолжались 6 лет (1973 - 1979 гг.). В них приняли участие 99 государств, 26 из которых не являлись на тот момент членами данной организации. Между тем переговоры носили открытый характер для всех стран, желающих принять в них участие. В числе переговорных групп была создана и группа по нетарифным мерам. Таким образом, серьезно была расширена сфера деятельности ГАТТ, которая ранее ограничивалась лишь проблемами тарифного регулирования. В ходе Токийского раунда было принято 12 соглашений и договоренностей, которые вступили в силу в 1980 и 1981 гг., в том числе Кодекс таможенной стоимости (соглашение о применении ст. VII ГАТТ), Антидемпинговый кодекс, Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, Кодекс импортного лицензирования, Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам).

Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам регулирует правила применения мер в процессе регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливает правила использования субсидий. Соглашение разграничивает понятие экспортных субсидий и внутренних, используемых как инструмент социальной политики государства. Страны - участницы ГАТТ/ВТО в принципе отказываются применять экспортные субсидии на все товары, за исключением отдельных видов сельскохозяйственных, лесных, продуктов рыболовства. Кодекс также запрещает применять прямые налоговые льготы экспортерам.

Кодекс импортного лицензирования - рамочный документ, направленный на упрощение формальностей при выдаче импортных лицензий. Данный документ указывает на необходимость опубликования требований при выдаче импортных лицензий, их выдачи одним органом государственной власти в стране, призывает упростить и унифицировать данную процедуру в национальных нормах государств - участниц ГАТТ/ВТО. Установленные требования должны быть нейтральными и применяться справедливо ко всем странам, процедуры распределения таких лицензий не должны создавать дополнительных, установленным контингентом

препятствий в торговле. При выдаче лицензий в стране все национальные получатели лицензий, включая новых экспортеров, должны быть поставлены в одинаковые условия.

Порядок применения нетарифных ограничений, основанный на контроле качества, безопасности или характеристики товара, регулируется Соглаше -нием по техническим барьерам в торговле (Кодексом по стандартам). Процедурные и административные правила, которыми руководствуются правительства стран - участниц ГАТ/ВТО при размещении государственных заказов, предоставлении ин -формации и порядке рассмотрения споров в данной сфере, регламентируются Кодексом о государ -ственных заказах.

В результате многосторонних торговых переговоров были разработаны новые принципы и нормы международной торговли, а все страны, подписавшие соглашения, должны были привести свое внут -реннее законодательство в соответствии с принятыми стандартами. Принятые в ходе раунда переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима в торговле»: для стран - участниц ГАТТ, их подписавших, для стран - участниц ГАТТ, их не подписавших, а также для всех остальных госу -дарств.

В ходе Уругвайского раунда переговоров (1986 - 1994 гг.), в котором приняли участие 108 госу -дарств, особое внимание было уделено количественным ограничениям внешней торговли. На сессии министров стран ГАТТ была выработана программа действий по вопросу нетарифных ограничений, которая предусматривала ликвидацию всех несовместимых с нормами ГАТТ ограничений импорта, ослабление тех барьеров, которые препятствуют экспорту товаров из развивающихся стран. Не остались незамеченными проблемы торговли отдельными «особо» чувствительными товарами (текстилем и одеждой), в результате чего было разработано и подписано соглашение о ликвидации большинства тарифов и квот в течение 10 лет, начиная с 1996 г.

Одной из основных проблем применения нетарифных ограничений является возможность выражения их воздействия на внешнеэкономические процессы посредством тарифа. Для количественного измерения нетарифных ограничений внешней торговли странами Всемирной торговой организации используются следующие индексы:

- индекс частности, отражающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями (используется для определения уровня нетарифных ограничений);

- индекс покрытия торговли, отражающий долю импорта и экспорта, покрытую нетарифными барьерами.

В целях сравнения нетарифных ограничений с тарифами нетарифные барьеры обычно рассчитывают с помощью одного из индексов в виде адвалорной пошлины, т.е. процента от таможенной стоимости товара4.

Проблемы регламентации и унификации применения нетарифных ограничений решает также Всемирная таможенная организация. Так, в 1973 г. Советом таможенного сотрудничества была принята Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных формальностей (Киотская конвенция), которая действует в редакции 1999 г. Положения данной конвенции в значительной степени содействуют ликвидации «нежелательных» протекционистских барьеров.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко «всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю»5. В рамках данной конференции была разработана система классификации, предполагающая деление всех нетарифных ограничений на три группы на основании их целевого назначения, такие как:

1) торгово-политические средства, предназначенные для поддержки национального производителя;

2) средства неторгово-политического характера, применяемые в отдельные периоды в целях регулирования внешней торговли (видимо, к ним следует отнести таможенную блокаду, эмбарго);

3) средства, не имеющие отношения к внешней торговле, но оказывающие на нее косвенное воздействие.

Изучив информацию о применении нетарифных барьеров и степени их воздействия на мировую торговлю, в начале 1980-х гг. Секретариат ЮНКТАД создал базу данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было положено разграничение всех мер такого рода на две классификационные схемы. Первая учитывала нетарифные ограничения, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая - нетарифные барьеры общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Все меры государственного регулирования, применяемые в отношении конкретных товаров, были классифицированы по пяти категориям, таким как:

1) фискальные меры (различного рода тарифы, пошлины, налоги);

2) меры по ограничению объема (запрещения, квоты, «добровольные» ограничения экспорта, а также государственная монополия на внешнюю торговлю);

3) разрешения на импорт: неавтоматические (дискреционные разрешения - лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям); условные (разрешения в зависимости от экспорта, возможности осуществления национальных поставок, закупки национальной продукции и т.п.); автоматические (лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения);

4) контроль над ценами (системы минимальных цен, антидемпинговое и компенсационное расследование, надзор за ценами);

5) прочие меры (технические барьеры: санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом:субсидирование товаров,рабочей силы, капитала, налоговые льготы; импортные депозиты и др.) 6.

Современная классификация нетарифных ограничений ЮНКТАД выглядит следующим образом: паратарифные ограничения; меры контроля над ценами; финансовые; меры автоматического лицензирования ; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры.

К паратарифным мерам относятся платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу. Они увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину, помимо таможенной пошлины (например, сбор за импортную лицензию, портовые сборы).

Меры контроля над ценами применяются с целью поддержания внутренних цен, их стабилизации. Нетарифные барьеры такого вида предотвращают ущерб национального производителя, например административное фиксирование цен (минимальных, максимальных, базовых цен импорта и пр.); антидемпинговые, компенсационные меры; скользящие сборы, предназначенные для выравнивания цен импортируемого товара, сближения с внутренними ценами.

Финансовыми мерами ЮНКТАД признает мероприятия, регулирующие доступ импортеров на валютный рынок государства. К ним относятся, например, обязанность предварительной уплаты таможенных платежей, практика регулирования валютных курсов (в том числе установление фиксированного курса на отдельные виды товаров), обязанность импортера открыть валютный счет на территории государства и производить расчеты посредством уполномоченного банка и пр. Меры автоматического лицензирования, по сути дела, не являются барьерами на пути внешней торговли. Между тем, представляется необходимым разработать единую для всех государств схему автоматического получения разрешения на импорт конкретных товаров.

К мерам количественного контроля относятся квотирование и лицензирование. Среди монополистических мер государства практикуют предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам на экспорт (импорт) продукции.

Технические барьеры предполагают не только применение сертификации иностранной продукции, но и использование иных барьеров: предотгрузоч-ной инспекции7 и специальных таможенных формальностей. Следует отметить, что законодательные акты других стран включают в себя большое количество санитарных, технических и иных норм. Например, в странах Евросоюза с 1990 г. действуют нормы токсичности выхлопов легковых автомобилей8.

Классификационные схемы нетарифных ограничений разработаны также Международной торговой палатой, Международным банком реконструкции и развития, Тарифной комиссией США, отдельными экономистами-международниками. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.

Британские ученые-экономисты Р.К. Маккон-нелл, Л.С. Брю среди торговых барьеров, помимо таможенных пошлин, предлагают выделять импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. К нетарифным барьерам авторы относят лицензирование, «неоправданные стандарты качества продукции или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах». В случае добровольного ограничения экспорта иностранные фирмы дают согласие на ограничение ввоза своей продукции в государство в целях избежания более жестких торговых барьеров9. Таким образом, названные исследователи относят к нетарифным барьерам лишь административные и технические запреты и ограничения (кроме квотирования).

Иной позиции по поводу нетарифных ограничений придерживается российский исследователь в области мировой экономики профессор И.И. Дю-мулен. Нетарифные ограничения, по его мнению, - это «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров

разных стран»10. Думается, что такая формулировка вполне отвечает сути и задачам нетарифного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.

Развернутую классификацию нетарифных ограничений, различные основания такой классификации и их подробный анализ предлагает в своем диссертационном исследовании В.Н. Ре-вин. Анализируя деление нетарифных ограничений по форме воздействия на внешнюю торгов -лю на экономические и административные барьеры, автор указывает: «Меры первой подгруппы, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют на внешнюю торговлю опосредованно, через механизм спроса и предложения, что, как правило, имеет своим последствием удорожание экспортных и импортных товаров»11. К таким мерам, видимо, следует относить антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, оценку таможенной стоимости и т.п.

Посредством административных нетарифных барьеров регулирующее воздействие государства на внешнюю торговлю производится императивно, напрямую (лицензированием, квотированием, запретами на перемещение, разрешительной системой, предоставлением исключительного права на экспорт и импорт товаров и пр.). Очевидно, что дифференциация нетарифных мер по указан -ному критерию весьма условна. Так, для введения антидемпинговой пошлины в отношении им -портного товара на территории России Министерством экономического развития и торговли РФ принимается решение о проведении антидемпин -гового расследования. Только по его результатам Правительство РФ может применить в отношении экспортеров антидемпинговые меры (например, пошлину). Таким образом, экономический барь -ер применяется на основании директивного решения.

Взаимное влияние административных и экономических регуляторов друг на друга очевидно. Так, Правительство РФ устанавливает ограничения на ввоз определенного продукта, тем самым «подталкивая» отечественных производителей повысить цену (в случае роста спроса на товар).

По степени воздействия на внешнеэкономическую деятельность В.Н. Ревин предлагает делить нетарифные ограничения на четыре группы: жест -кие средства (hard care measures); умеренные средства (mild measures); «надоедливые» средства (niusance measures); средства, степень воздействия которых установить невозможно. В настоящее вре -мя к жестким средствам можно, на наш взгляд, от -нести все барьеры, олицетворяющие таможенную войну (эмбарго, таможенную блокаду). Среди мер умеренного характера, очевидно, следует выделить

те, применение которых подвергается деятельной правовой регламентации (такие как лицензирование, квотирование, сертификация, меры нетарифного регулирования экономического характера). К «надоедливым» мерам, по нашему мнению, вполне можно причислить завышенные требования к документам, бюрократические проволочки на границе. Средства, оценить степень влияния которых невозможно, - это те ограничения, которые установлены законодательством, но на практике не применяются (или механизм их использования не регламентирован; в России, например, это предотгру-зочная инспекция).

По месту действия меры нетарифного регулирования делятся на барьеры пограничного и внутреннего регулирования. Первые - такие, например, как пограничные налоги и сборы, акцизы, пограничный ветеринарный и карантинный контроль, сертификация и прочее - применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами. Вторые «сопровождают» товары иностранного происхождения внутри страны во время их продажи и потребления. К таким мерам можно отнести административные, технические и иные нормы и стандарты, ограничивающие использование иностранных товаров и содействующие приобретению покупателем национальных товаров.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на прямые и скрытые. Первые обычно регулируются торговыми договорами и международными соглашениями. Они регламентированы нормами национальных законодательств, разработанными в соответствии с международными правилами, носят общедоступный характер (так как публикуются в официальных изданиях), имеют соответствующий механизм применения и потому обладают «прозрачностью» (т.е. процедуры их введения, механизма их влияния всем сторонам хорошо известны). К ним относятся, например, эмбарго, таможенные формальности, квотирование и пр. Во вторую группу включены меры, обычно формально направленные не на ограничение торговли, а на решение других экономических и социальных задач. Влияние таких мер на внешнеторговые отношения является косвенным, опосредованным. К таким мерам можно отнести систему кредитования и дотирования национальных производителей, установление технических стандартов (с завышенными требованиями).

Нетарифные ограничения классифицируются также по охвату стран или товаров, на которые они распространяются. Нетарифные меры могут применяться выборочно в отношении «...отечественных и иностранных товаров, продукции от-

дельных производителей (объединений производителей), иностранных товаров, импортируемых из отдельных стран (союзов государств). В связи с этим все меры нетарифного характера можно разделить на:

1) глобальные;

2) индивидуальные»12.

Ограничения первой группы применяются к любым товарам независимо от страны происхождения товара. В данном случае действуют общепринятые принципы международной торговли: режим наибольшего благоприятствования наций, национальный режимы, принцип недискриминации. Нетарифные меры второй группы применяются, как правило, на основе двусторонних договоров и соглашений в отношении отдельно взятого участника внешнеэкономической деятельности. Они предусматривают какие-либо льготы для субъектов (например, индивидуальные импортные квоты) или, напротив, создают режим дискриминации в отношении иностранного производителя в случае угрозы национальной отрасли экономики, которая возникает вследствие импорта такого товара на условиях недобросовестной конкуренции (например, введение антидемпинговых, компенсационных, специальных мер).

С точки зрения действия во времени нетарифные меры можно разделить на временные и постоянные. Для временных мер характерно указание срока их применения, иногда норма предусматривает также наступление какого-либо события для окончания ее действия. Так, к временным мерам можно отнести антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры. Временные меры, в свою очередь, делятся на кратко-, средне- и долгосрочные (в данную группу входят также циклические, к примеру, сезонные ограничения).

Таковы основные классификации нетарифных ограничений, представленные в науке и практике. Очевидно, что каждая из рассмотренных классификаций обладает достоинствами и недостатками.

Таким образом, исследование международно-правовых основ нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет нам дифференцировать меры нетарифного регулирования исходя из задач государственного воздействия на внешнюю торговлю, запреты, ограничения (барьеры), а также стимулы, используемые в ходе регулирования внешней торговли товарами,

услугами и объектами интеллектуальной собственности.

1 См.: Щербина Г.П., Свинухов В.Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. № 8.

2 См. например: Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999; Шишаев А.И. Правовые проблемы государственного регулирования внешней торговли (международно-правовой аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998; Шумилов В.М. Право ВТО и антидемпинговый процесс по законодательству России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 12. С. 65 -73; 2004. № 1. С. 75 - 79; № 3. С. 71 - 77; № 4. С. 64 - 69; № 5. С.76 - 79.

3 См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4851.

4 См.: Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. М, 2004. С. 70 - 71.

5 ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию. ЮНКТАД призвана содействовать развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, проведения согласованной политики стран-членов по широкому кругу вопросов международных экономических отношений.

6 См.: РевинВ.Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12 - 13.

7 Пред отгрузочная инспекция - принудительный контроль качества, количества и цены товаров до их отгрузки и страны-экспортера, осуществляемый фирмой-инспектором по поручению страны-импортера. Применяется с целью предотвращения занижения таможенной стоимости ввозимого товара, а следовательно, уклонения от уплаты таможенных платежей.

8 См.: Галумов Э.А. Проблемы согласования торго-во-политического режима Российской Федерации с Европейским союзом // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. № 4. С. 9.

9 См.: Макконнелл Р.К., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-е изд. Т. 2. М., 1993. С. 328 - 329.

10 Цит. по: Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., 1997. С. 4.

11 Цит. по: Ревин В.Н. Указ. соч. С. 15 - 16.

12 Цит. по: Ревин В.Н. Указ соч. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.