МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
ФРИТРЕДЕРСТВО - ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ
Д.М. МИРЗОЕВ, кандидат экономических наук
Под внешнеэкономической политикой обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Осуществление внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом, с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов. Другими словами внешнеэкономическую политику можно представить как совокупность мероприятий разных групп собственников конкретной страны, направленных на достижение определенных социально-экономических преимуществ на мировом рынке при условии защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.
По мнению автора, исходя из предметной сущности настоящей статьи, среди актуальных задач современной внешнеэкономической политики государств особо следует выделить достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с другими странами и ихторгово-эконо-мическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений;
В качестве основной составляющей внешнеэкономической политики, через которую можно добиться решения упомянутой выше задачи, следует отметить внешнеторговую политику государства, представляющую собой систему мероприятий государственного воздействия, направленных на регулирование экспортно-импортных операций, с целью повышения их экономической эффективности в рамках выработанной государством стратегии хозяйственного развития.
Как свидетельствует мировой опыт, активная внешнеторговая политика служит действенным инструментом структурной перестройки, повышения эффективности конкурентоспособности наци-
онального производства и роста благосостояния нации. Она способствует увеличению объемов экспорта, а его товарная и географическая диверсификация стимулирует расширение внутреннего производства товаров и услуг, содействует развитию высокотехнологичных отраслей экономики и освоению новых производственных мощностей, повышению уровня занятости населения и увеличению потребительского спроса, а также способствует снижению бремени внешней задолженности государства. В свою очередь рост объемов импорта способствует как модернизации отечественных отраслей производства через внедрение мировых достижений научно-технического прогресса, так и повышению конкурентоспособности отечественных производителей, а также более быстрому удовлетворению национального платежеспособного спроса на продукцию, или не производимую в стране, или неэффективную для налаживания ее внутреннего производства.
В истории мирового хозяйства известны два направления внешнеэкономической политики -фритредерство и автаркия. В основу последней заложены преимущественно инструменты государства по защите внутренней экономики. Автаркия являет собой такую внешнеэкономическую политику, которая характеризуется расчетом исключительно на собственные силы. Для автаркии протекционистские меры носят приоритетный характер и характеризуются длительностью их действия по времени, и, как правило, их радикальной формой выступает государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. При проведении такой политики государство стремится не допускать отрицательного сальдо внешней торговли, но при этом доминантой выступают потребности в импорте, а экспорт рассматривается лишь как источник необходимой валютной выручки для покупки товаров и услуг по импорту. Государство осуществляет жесткий контроль за движением товаров, услуг, капиталов при пересечении национальной тамо-
• </>. ? > •• ■ « '«я - г»»
женной границы. Такого рода политика, как правило, имманентна тоталитарным государствам. Идеология данной политики опирается на воспитание в нации страха потери национальной независимости, превращения в сырьевой придаток, зависимый от экономически более развитых государств, при этом пропагандируется и реализуется самоограничение, базирующееся на внутренних ресурсах. Такая политика часто ориентирована на дефицит товаров и продуктов широкого потребления на внутреннем рынке при увеличении бюджетных затрат на военно-промышленную сферу, что объясняется необходимостью поддержания высокой обороноспособности страны при постоянном возрастании угрозы из-за границы. В XX в. такая политика проводилась в Советском Союзе, на Кубе и ряде других государств.
Альтернативной концепцией внешнеэкономической политики является фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Целью политики фритредерства является максимальная либерализация внешнеторговой сферы, т.е. обеспечение свободы передвижения товаров, услуг и капиталов N— всех факторов производства, впоследствии включая движение рабочей силы.
Характерным является то обстоятельство, что средствами реализации этих диаметрально противоположных политик служат как протекционизм (как система мер защиты внутреннего рынка), так к либерализация — ориентированная на свободу добросовестной конкуренции и приоритет прав потребителя в угоду потребителю.
В экономической сфере отличительной особенностью классического, либерального государства являются либералистские постулаты. В центре этой экономической доктрины лежат принципы свободной экономической инициативы и свободной торговли, а также вера в неограниченные возможности стихии свободного саморегулируемого рынка. В сформулированных постулатах либерализма laissez faire, laissez passer (не мешайте действовать, дайте дорогу) было обосновано положение о невмешательстве государства, которое играет пассивную роль в экономической сфере, экономической игре. При этом необходимым условием являлось устранение государством каких бы то ни было препятствий для развития любой свободной инициативы и ее поощрение независимо оттого, является ли она инициативой отдельного человека или отдельной группы граждан.
Экономическая доктрина либерализма, наибольшей популярностью пользовалась в Великобритании XIX в. В то время эта страна являлась самой крупной колониальной империей и черпала из своих колоний необходимые ресурсы. Промышлен-
ная модернизация и колониальная политика Великобритании сделали ее великой державой с развитой экономикой, а также со стабильной государственной системой управления. Страна, которая снискала себе славу «мастерской мира» и имела в наличии всевозможные приоритеты (экономический, торговый, финансовый, морской, колониальный) не могла не стать центром европейского либерализма. В тот период времени в области внешнеэкономической деятельности правительства либеральных стран все чаще использовали возможности, связанные с free trade. Однако лишь Великобритания могла себе позволить в течение длительного времени придерживаться этого курса, вследствие своего экономического могущества и приоритета в качестве крупнейшей колониальной империи в мире, своего положения мирового лидера. И, как нам кажется, именно по этой причине в 1930 - 1940-е гг., годы промышленной модернизации, широкое распространение получили теории свободной торговли Адама Смита и Давида Рикардо, идеи Дж. С. Милля, теория утилитаризма Дж.Бентама, а затем представителей так называемой «манчестерской школы» Ричарда Кобдена и Джона Брайта.
Центральное место в теории А. Смита занимает концепция либерального экономического учения, в основу которой он положил идею «естественного порядка», т.е. рыночных экономических отношений. Так, в соответствии с воззрениями А. Смита можно выделить следующие позиции:
• правительствам не следует вмешиваться во внешнюю торговлю, следует поддерживать режим свободы рынков и свободы торговли;
• нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществами в производстве которых обладают другие нации;
• внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ. Однако здесь необходимо отметить, что А. Смит
допускал возможность вмешательства государства в экономику, в том числе и во внешнюю торговлю, в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
Исходной позицией в теории сравнительных преимуществ Давида Рикардо стала свойственная авторам классической политической экономии приверженность концепции экономического либерализма, не допускающей никакого государственного вмешательства в экономику и предполагаю-
" f fО ¿ir -i i ^;:'
щей свободное предпринимательство, свободную тами теории свободной торговли создавало опре-торговлю и т.д. В своей работе «Принципы поли- деленный базис и стимулировало ее практическое тической экономии и налогообложения» (1817 г.) применение во внешнеэкономической политике Д. Рикардо развил идею А.Смита о том, что меж- ведущих промышленных стран. Как отмечает из-дународный обмен возможен и желателен в инте- вестный американский ученый П.Х. Линдерт, воз-ресах всех стран. В частности, он определил ту це- растающая поддержка учеными идеи невмешатель-новую зону, внутри которой обмен выгоден для ства государства в рыночные отношения явилась каждого. ЯвляясьпЬследователем Рикардо, Дж. С. важнейшим фактором, ознаменовавшим «день Милль (1806-1877) показал, при какой цене целе- триумфа» политики фритредерства в XIX в.3. сообразно осуществлять обмен между странами. В В XX в. внешнеэкономическая политика стран своем классическом труде «Принципы политичес- существенно изменилась. Мировой экономической экономии» Милль указывал на то, что в уело- кий кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг. («ве-виях свободной торговли товары будут обменивать- ликая депрессия») обусловил возникновение тен-ся при таком соотношении цен, которое установит- денций к автаркии, привел к общему снижению ся где-то в промежутке между существующими роли экспорта товаров и капитала в мировом хо-внутри каждой из страны относительными ценами зяйстве, усилил значение национальных монополий на товары, которыми они торгуют1. То есть, други- на внутренних рынках. Протекционизм в тот пери-ми словами, Милль показал, что существует цена, од носил не «защитительный», а агрессивныйхарак-которая оптимизирует обмен между странами. Эта тер. Товары облагались высокими пошлинами не рыночная цена зависит от спроса и предложения. потому, что их производство в данной стране было Определенный интерес, на взгляд автора, пред- слабо развито, а с целью воспрепятствования доставляет собой творчество Ж. Б. Сэя (1767-1832), тупу иностранных товаров на внутренний рынок и который снискал себе несомненный авторитетсми- обеспечения поддержки своей промышленности, тианца. В своих трудах он безоговорочно принял формирования монопольно высоких цен. принципы свободы рынков, свободы внутренней и Во внешнеторговой политике большинства внешней торговли и недопустимости никаких про- стран доминировала сверхпротекционистская появлений протекционизма. Характерно то, что литика. Так, в частности, в США после принятия Ж. Б. Сэй возвел эти принципы в ранг абсолюта. закона Hawley-Smoot Гяп^уровень пошлин для за-Близка концепции фритредерства теория ути- щиты от импорта был поднят до 44,7%, а в 1932 г. литаризма. Так, один из ее основателей Дж. Бентам достиг 59,1 %, что в свою очередь повлекло за собой уверял, что недостатки общества (экономики) рань- лавинообразное повышение ставок в тарифах больше или позже сами собой сойдут на нет, потому как шинства западных стран, что в итоге пагубно отра-«спокойствие», «порядок» и «всеобщая польза» до- зилось на всем товарообороте. В Великобритании в стигаются путем элементарного и неистребимого 1931 г. правительство приняло British Emergency Act, стремления индивидуума к собственной пользе и допускающий 100%-е таможенные пошлины; в счастью, в условиях полной свободы. Эти естествен- 1932 г. Import Duties Act еще более укрепил этот под-ные частные стремления, взятые в их совокупное- ход. Так, в период с 1929 по 1932 г. объем междуна-ти, и обусловят всеобщее благоденствие2. Отсюда те- родной торговли упал на 60%. Экспортная квота зис: выгодное фирме, компании выгодно и стране. ведущих стран в их ВВП в 1930-е гг. была в 1,5 - 2 Таким образом, основной аргумент, которым one- раза ниже по сравнению с 1920-ми гг. Так, в США рируюгтеоретические сторонники политики фритре- за 1913 - 1938 гг. она сократилась с 6,1 до 3,6%; в дерства, состоит в том, что благодаря свободной тор- Дании - с 29,1 до 21,3%4.
говле, базирующейся на принципе сравнительных Глубокое расстройство мирохозяйственных
преимуществ, мировая экономика может достигнуть связей в результате «великой депрессии» и порожден-
более эффективного размещения ресурсов и более ных ею торговых войн в 1930-е гг., побудило веду-
высокого уровня материального благосостояния ее щие промышленно развитые страны координиро-
участников. При этом положительным эффектом яв- вать свои усилия по предотвращению подобных
ляется то, что именно свободная торговля стимулиру- нежелательных рецидивов. В этой связи, в 1941-
ет конкуренцию и ограничивает монополию. 1945 гг. в США и Великобритании были созданы и
По мнению автора, несомненно, то, что про- работали группы ученых над созданием проекта си-
грессивное развитие в XIX в. учеными-экономис- стемы будущих экономических отношений. Так,
1 Милль Дж. С. Основы политической экономии. - М.: 1980.-Т. 1. - С. 7.
2Денисов Б. Фритредерство и протекционизм // Российский экономический журнал. 1997. № 2. С. 97.
3 Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс, 1992. С. 269.
4 Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономичес-
кие отношения на современном этапе. - М.: Новый Юрист, 1998. С. 8.
США представили доклад Лиге Наций о будущей внешнеторговой политике, в котором необходимость либерализации мотивировалась тесной взаимосвязью, существующей между свободой торговли и достижением полного и стабильного использования ресурсов. На конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) й мае 1943 г. был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устранить все формы дискриминационных ограничений».
Несомненен тот факт, что во многом либерализации международной торговли в послевоенный период способствовало резкое изменение баланса сил в пользу США. На их долю в то время приходилось около 40% мировой торговли и, естественно, что они страдали более всего от нарушений нормального хода внешнеторговых сделок.
Координационная деятельность стран союзников и, прежде всего США, по либерализации международной торговли в послевоенный период, сводилась к следующему: создать согласованные рам-х ки для обеспечения международных торговых отношений; выработать кодекс норм поведения, удерживающих от односторонних акций по ограничению обменов; образовать структуру для постепенного устранения торговых барьеров. И, как автору кажется, закономерным результатом этой деятельности явилось образование Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее — ГАТТ) - многостороннего межправительственного соглашения о режиме торговле и внешнеторговой политике, подписанное в Женеве 30 октября 1947 г. 23 странами5.
Исходной посылкой, на которой строится до-говорно-правовой механизм ГАТТ/ВТО, является стремление стран-участниц развивать международную торговлю, обеспечить экономическое развитие путем либерализации взаимного доступа на рынки, регламентации действий правительств-стран по регулированию внешнеэкономической деятельности, обеспечение равных условий для деятельности иностранных предпринимателей на зарубежных рынках. Для достижения этих целей требуется соблюдение ряда принципов и норм, положенных в основу Генерального соглашения по тарифам и торговле, среди которых можно выделить следующие:
5 Генеральное соглашение начало действовать в 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении. 1 января 1995 г. ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). Уже к середине 2000 г. членами ГАТТ/ ВТО стали 140 государств. В настоящее время примерно 30 стран, включая Россию, находятся в стадии переговоров присоединения к ВТО. На долю стран-членов ВТО приходится около 90% объема мировой торговли.
• недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национальным режимом, то есть уравниванием в правах товаров иностранного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне;
• взаимность в предоставлении торгово-полити-ческих уступок;
• разрешение торговых споров путем проведения консультаций, переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - посредством рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, которые обязательны для договаривающихся стран-членов ГАТТ.
На взгляд автора, именно в период образования ГАТТ «зародился» следующий исторический этап эволюции политики фритредерства в мире.
Безусловно, что в послевоенный период явно доминировала фаза либерализации торговли, проходившая при давлении США и под эгидой ГАТТ. Эта либерализация совпала с небывалым увеличением мировой торговли, а также экономическим ростом во многих странах. Доминанту фритредерства в условиях ГАТТ подчеркивает то, что в 1950-1960-е гг. наблюдался беспрецедентный рост международной торговли, в особенности росла торговля между про-мышленно развитыми странами. В истории развития международной торговли этот период в зарубежной научной литературе называют «золотым веком» процветания и стабильности6. Торговля товарами в этих странах в среднем росла на 8% в год, что подпитывало рост ВНП более чем на 4% ежегодно.
В числе других немаловажных факторов, оказавших значительное влияние на устойчивый рост международной торговли, особо можно выделить: углубление международного разделения труда (далее - МРТ) и интернационализации производства и капитала; научно-техническая революция, способствующая углублению международной специализации и кооперации производства; активная деятель-
6 Salvatore D. Protectionism and world welfare. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1993. P. 2.
* iv.
ДАЙДЖЕСТ1ЯНА1СЫ
ность транснациональных корпораций (далее -ТНК) на мировом рынке, которые обладая значительным научно-техническим и финансовым потенциалом, стали локомотивом внешней торговли во многих промышленно развитых странах и обусловили развитие процессов торгово-экономической интеграции многих стран. Так, к середине 1980-х гг. в США на долю ТНК приходилось более 70% экспорта, а в Великобритании - более 80%; другими словами, послевоенная эволюция внешнеторговой политики происходила на базе углубления МРТ под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции и повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.
Однако, как утверждают эксперты ОЭСР, именно деятельность ГАТТ, направленная на либерализацию торговли, явилась главной причиной быстрого экономического роста, отмеченного в большинстве промышленно развитых стран. То есть либерализация международного обмена в условиях функционирования ГАТТ облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в систему МРТ.
Основных успехов политика, направленная на либерализацию внешней торговли, достигла в области таможенных пошлин.
Сосредоточение международных усилий на этом участке объясняется следующими причинами. Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворяют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, а их уровень является главным критерием внешнеторгового режима. Во-вторых, таможенные пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров. В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.
Раунды и результаты многосторонних тарифных переговор
Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. За годы существования ГАТТ было проведено несколько раундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-50 до 5% в настоящее время, что, естественно, повлекло за собой значительное увеличение объемов международной торговли в целом (см. таблицу).
Таким образом, переговорный процесс ГАТТ был направлен на последовательную либерализацию внешнеторговой деятельности стран-участниц, что обусловило уже 12%-й рост объема международной торговли в 2000 г. до 6,3 трлн дол. США8.
С середины 1970-х гг. наряду с прогрессирующим снижением таможенных тарифов в результате раундов-переговоров ГАТТ (в тот период тарифы были понижены на 35% и составляли 8-10%), по мере укрепления западноевропейского и японского «центров силы» и соответствующего ослабления внешнеэкономических позиций США {так, если в 1950г. на долю США приходилось 1/3 мирового экспорта, то в 1980-х всего около - 10%, что равнялось экспорту Германии; в 1983 г. на долю США приходится 1/3 японского экспорта автомобилей. Дефицит США в торговле с Японией составляет около 50 млрд дол. США в год), а также в связи с усилением конкурентных позиций ряда развивающихся стран, в особенности НИС (в 1980-е гг. доля стран в мировом товарообороте повысилась до 38%), все более заметную роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, то есть различного рода административные барьеры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.
В научной литературе западные ученые этот период связывают с новым для того периода термином - «неопротекционизм» - тенденция к автаркии9, возникновение которого, как кажется, можно связать лишь с эволюцией защитных мер во
Таблица
по либерализации внешней торговли стран-участниц ГАТТ
Год Место переговоров Количество стран-участниц Объемы соглашений о дополнительной торговле в ходе переговоров (млрд дол. США)
1947 Женева 23 10,0
1949 Аннеси (Франция) 13
1950-1951 Торкве (Великобритания) 33
1956 Женева 26 2^5
1960-1961 Женева (Диллон-раунд) 26 4,9
1964-1967 Женева (Кеннеди-Раунд) 62 40,0
1973-1979 Женева (Токио-раунд) 102 155,0
1986-1993 Женева (Уругвайскийраунд) 123 3 700,07
7 По оценке американских экспертов, 2 700 млрд дол. США приходилось на тарифные уступки в торговле товарами и 1 000 млрд дол. США - на уступки в торговле услугами.
8WTO Annual Report 2002 Geneva. International Trade Statistics, WTO, 5 May 2002. 9См: указ. Соч. Salvatore D. Protectionism and world welfare. P. 4.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ШИШЩ*.^**^. " ^ .*
внешней торговле стран. Здесь можно отметить, в особенности промышленно развитых, через ак-
что инструменты, с помощью которых имело ме- тивное использование нетарифных инструментов
сто ограничение импорта, отличались и были ме- был обусловлен стремлением этих стран решить
нее прозрачны, нежели традиционный импорт- внутренние проблемы национального экономичес-
ный тариф. К таковым можно отнести доброволь- кого развития, в том числе снижения темпов эко-
ные экспортные ограничения (далее - ДЭО), ан- номического роста, защиты национальных некон-
тидемпинговые меры, различные технические ба- курентоспособных отраслей вследствие болезнен-
рьеры, стандарты! и др. ной адаптации к растущей извне конкуренции,
Именно по этой причине в ходе так называемо- снижения уровня безработицы12. В результате бо-
го «токийского» раунда (седьмого по счету 1973- лее 50% мировой торговли оказалось под воздей-
1979 гг.) сфера регулирования ГАТТ была значи- ствием применения нетарифных ограничений или
тельно расширена и уточнена в результате заклю- «неопротекционизма». При этом 18,6% рынка раз-
чения отдельных соглашений, регламентирующих витых стран затронуто нетарифными барьерами,
вопросы правил таможенной оценки, технических что составляет более 100 млрд дол. международных
барьеров в торговле, лицензирования импорта, при- обменов аграрной и промышленной продукцией13,
менения антидемпинговых и компенсационных В 1970-е гг. мировой экспорт сократился до 5%.
пошлин и т.д. В ходе «токийского» раунда перего- В опубликованном в 1987 г. в «Journal of
воров, средневзвешенная ставка таможенных тари- economic perspectives» заявлении американский
фов развитых стран была еще раз понижена и со- ученый Пол Кругман замечает, что «начиная со вре-
ставила 4-5%. Но и после проведения «токийско- мен выхода в свет публикации «Принципы полити-
го» раунда сохранилось значительное число нере- ческой экономии» Давида Рикардо (1817 г.), фрит-
шенньк вопросов. Так, несмотря на существенное редерство еще никогда не оказывалось под таким
снижение средневзвешенной тарифной ставки та- давлением, как за последние десять лет. Вмешатель-
моженного тарифа, средние показатели далеко не ство правительств государств во внешнюю торгов-
полно отражали реальный уровень таможенно-та- лю при обстоятельствах преследования чисто на-
рифного обложения. К примеру, в начале 1990-х гг. циональных интересов через ограничение импор-
в ЕС, Японии и США на ставки таможенного та- та, субсидирование экспорта и т.д. привело к тому,
рифа, превышающие 10%, приходилось соответ- что «free trade» {свободная торговля) потеряла свою
ственно 21,5, 17,1, 18,0% общего числа тарифных теоретическую первозданность»14.
позиций10. По мнению автора, возникновение «неопро-
К наиболее показательному проявлению «нео- текционизма» не является отражением его абсо-протекционизма» можно отнести подписанное в лютного доминирования во внешнеэкономичес-1981 г. японо-американское соглашение о ДЭО, кой политике стран. Несомненно, что в послево-которое возникло в результате ограничения им- енные годы процесс либерализации международ-порта в США японских автомобилей (в 1980 г. ной торговли был первичен, и чем сильнее разви-японские фирмы экспортировали около 1,82 млн вался этот процесс, тем больше терпели убытки автомобилей в США, заняв, таким образом, 1/5 от иностранной конкуренции отрасли, которые не часть всего американского рынка)11. Данное со- могли быстро приспособиться к новым условиям глашение является нарушением принципов ГАТТ производства, его технологического производства по причине введенных квот. Хотя эти протекцио- и международной торговли, а отсюда и следует то, нистские соглашения и называются добровольны- что как бы сама либерализация внешнеторговых ми, их последствия для потребителей вряд ли от- режимов под давлением ГАТТ стимулировала различаются от результатов введения традиционных витие протекционистских тенденций в стремле-тарифов или квот, с последующим их увеличи- нии государств защитить национальное производ-тельным воздействием на цену импортной про- ство: чем ниже фактический уровень таможенной дукции. Таким образом, в рамках ГАТТ негласно защиты, тем больше протекционистских требова-присутствует тезис: чем ниже фактический уровень ний. Именно этим можно объяснить возникнове-тарифной таможенной защиты, тем больше про- ние «неопротекционизма» {возможность которого текционистских требований.
Следует отметить, ЧТО поворот К протекцио- 12 Grille к> Sassoon к Contemporary protectionism: what have we
низму ВО внешнеэкономической политике стран, learned?. - The Royal Institute of International Affairs, London,
1990. P. -89.
--13 The Revival of Protectionism and its Consequences for Europe. //
10 Батанин B.B. Деятельность ГАТТ и проблемы присоединения Journal of Common Market Studies Sept. 1981. P. 22.
России к генеральному соглашению - М.: Прогресс, 1992. С. 19. 14Bhagwati Jagdish N. Fair trade, reciprocity and harmonization: the
11 Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэвид Е. Рынок: микроэкономичес- novel Challenge to the theory and policy of free trade. - Cambridge: кая модель. - M.: Туран, 1996. С. 483. Cambridge univ. press, 1993, P. 17.
' , .. v-^ -Г ' ' '' 'V . • • ДАЙЩСТ-ФШНСЫ ■
не отрицал А.Смит) - временной политики, связанной с усилением защитной роли государств в отношении национальных производств, при сохранении дальнейшего курса на свободу торговли. Таким образом, здесь можно сделать вывод, что формирование внешнеэкономической политики, основанной Н{а принципах фритредерства, являет собой гибкое сочетание мер как либерализма, так и протекционизма, приоритет применения которых определяется на национальном уровне, исходя из задач национального экономического строительства и обеспечения в первую очередь национальных экономических интересов в глобализирующемся мировом хозяйстве.
Об этом свидетельствует и то, что усиление в 1970-1980-е гг. протекционистских тенденций в международной торговле, связанных с усилением роли нетарифных ограничений, послужило главной причиной, побудившей, в первую очередь ведущие промышленно развитые страны, скоординировать свои усилия для ее дальнейшей либерализации.
В этой связи принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ стал «уругвайский» раунд многосторонних торговых переговоров (1986-1994). Список обсуждавшихся на нем вопросов вышел далеко за рамки традиционных проблем торговли товарами, охватив такие области, как национальная практика стран-членов в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций, а также перечень нерешенных в ходе эволюции ГАТТ вопросов, требовавших своего решения, среди которых: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, экспортных субсидий и т.д. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Как уже упоминалось выше, главным решением, принятым в ходе «уругвайского» раунда явилось создание Всемирной торговой организации (ВТО). По мнению многих специалистов, преобразование ГАТТ в ВТО свидетельствует о дальнейшей либерализации внешнеторговых режимов, так как главной задачей данной организации остается дальнейшая либерализация международных торговых обменов, а также их законное и равноправное обеспечение15.
Важным результатом данного раунда является сокращение на 38% таможенных пошлин на товары, импортируемые развитыми странами (потреб-
15 Перская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. - М.: Петровский двор, 1998. С. 46.
ляющими 2/3 мирового импорта, кроме нефти). В среднем они снижены с 6,3 до 3,9%. В развивающихся странах во время уругвайского раунда средний уровень импортных таможенных пошлин снизился с 60 до 45% - страны Юго-Восточной Азии и с 27 до 15% в странах Латинской Америки16.
Для конца 1980-х гг. характерно заметное оживление мирового экспорта и его рост с 5% в 1970-е гг. - до 8,5% в 1988 г. В середине 1990-х гг. отмечены высокие устойчивые темпы его роста - в среднем 6% в год и уже в конце 1990-х гг. мировой экспорт товаров превысил 6 трлн дол. США, а экспорт услуг составил 1,7 трлн дол. США17.
Доминирование фритредерских принципов во внешнеэкономической политике большинства государств позволяло активно развивать и использовать экспортный потенциал стран-участниц ГАТТ. Экспортная квота в мире за 1960-1998 гг. выросла почти в 2 раза и достигла 20% ВВП практически, всех промышленно развитых государствах, о чем свидетельствует следующая диаграмма:
Экспортные квоты в ВВП крупнейших мировых экспортеров (%)18
В целом, за период 1950-1998 гг. объем мирового производства возрос в 6,5 раза, при возрастании мирового экспорта в 18 раз.
Так, по прогнозу Всемирной торговой организации, выполнение соглашений «уругвайского» раунда, который стал важным этапом в процессе либерализации международной торговли, приведет в 2005 г. к увеличению совокупного мирового дохода на сумму свыше 500 млрд дол. США. Дополнительный рост объема торговли 24 промышленно развитых стран, обусловленный действием согла-
16 Global Economic Prospects and the developing countries. - The World Bank, Washington, D. C. 1996. P. 41.
17 WTO Annual Report 1999, International Trade Statistics. WTO, 1999. P. 9.
18 WTO Annual Report 1999 Geneva. International Trade Statistics, WTO, 1999. P. 17.
ii.-: - si
шений, составит 7-8%, а для развивающихся стран этот показатель может превысить 14%19.
В целом можно отметить, что в результате деятельности ГАТТ внешнеэкономическая политика государств по либерализации внешней торговли приобрела ряд существенных отличий от либерально ориентированной политики предвоенного периода.
Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни. На современном этапе регулированием ГАТТ/ВТО охвачена торговля товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и ТРИМС). Также уже сейчас обозначились некоторые другие направления: торговля и экология, прямые иностранные инвестиции, ограничительная деловая практика и режим конкуренции, информационные технологии. Таким образом, сложнее и разветвленнее стал механизм этой политики.
Во-вторых, значительно возросла роль согла-N сованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.
В-третьих, если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения барьеров, препятствующих развитию международной торговли.
Однако, при общей позитивности перечисленных отличий, следует упомянуть и, в частности, о негативной стороне присоединения развивающихся стран к ГАТТ/ВТО. Как известно, результаты «уругвайского» раунда были представлены как единый пакет правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Такой принцип, как показали первые годы деятельности ВТО, существенно ущемил интересы многих развивающихся стран, не готовых в полном объеме реализовать многие правовые положения ВТО. Доказательным в этой связи может выступить доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) Кофи Аннана, который, выступая на третьей Министерской конференции ООН в Сиэтле в 1999 г., отметил, что в результате либерализации торговли в ходе уругвайского раунда развитые страны снизили свои таможенные тарифы в
19 WTO Annual Report 1999, International Trade Statistics. WTO, 1999. P. 11.
меньшей степени, чем развивающиеся государства. Более того, «средний уровень таможенного тарифа на готовые продукты, которые развитые страны импортируют из развивающихся стран, сейчас в 4 раза выше, чем ставки пошлин, которые используются в отношении товаров, поступающих главным образом из других развитых стран. Особо изощренные методы были использованы для того, чтобы затруднить импорт товаров из развивающихся стран в таких областях, где эти страны особенно конкурентоспособны: текстиль и одежда, обувь, сельскохозяйственная продукция и т.д. Именно развитые страны сегодня сбрасывают по демпинговым ценам продовольственные товары на мировые рынки, излишек которых в развитых странах создан субсидиями на ежегодную сумму 250 млрд дол. США». Другими словами, данное высказывание свидетельствует о том, что имеет место нарушение (в большей степени нетарифными методами) одного из основных принципов ГАТТ - режима наибольшего благоприятствования (РНБ), то есть неравноправность конкуренции и торговая дискриминация присоединившихся или находящихся на стадии переговоров о присоединении к ВТО стран.
И, тем не менее, наряду с указанным заявлением, в ходе десятой сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД-Х, Бангкок, 12-19 февраля 2000 г.) также отмечалось, что либерализация мировой торговли в рамках ГАТТ/ВТО и на основе правил ВТО представляет собой «мощную силу» ускорения экономического роста и развития стран-членов этой организации. Подтверждением тому, возможно, является тот факт, что в октябре 2001 г. в Шанхае на саммите лидеров 20 стран Ази-атско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), на долю которого приходится 60% мирового производства, в заявлении министров стран-участниц отмечалось, что последствия атак террористов на США 11 сентября 2001 г. увеличили опасность рисков, грозящих мировой экономике, и высветили необходимость проведения новых раундов переговоров по дальнейшему устранению барьеров в торговле. При этом, в частности, министры стран-участниц отмечали необходимость проведения новых переговоров о рыночной либерализации под эгидой Всемирной торговой организации, что, на взгляд автора, несомненно, еще больше увеличивает функциональную значимость данной организации на современном этапе развития международных торгово-экономических отношений.
В качестве вывода хотелось бы отметить, что, безусловно, доктрина ГАТТ/ВТО основана на теории свободной торговли, считающейся, согласно Д. Рикардо, самым надежным средством исполь-
зования странами своих сравнительных преимуществ. Таким образом, либерализация международной торговли в условиях эволюции ГАТТ/ВТО - новая фаза фритредерства или же эпоха неофритредерства. Именно эта организация была определена мировым сообществом для выработки инструментария, способствующего внедрению принципов теории свободной торговли во внешнеэкономическую политику большинства государств. Международно-либерализированная торговля и ее развитие в условиях ГАТТ, особенно в послевоенный период, свидетельствует о доминировании принципов фритредерства во внешнеэкономической политике большинства государств, а также являет собой фактор стабильной динамики развития внешней торговли большинства государств мира.
Изложенное выше позволяет утверждать, что доминирующей концепцией построения внешнеэкономической политики государств в рамках мирового хозяйства в современных условиях является фритредерство, открывающее более широкие горизонты для взаимовыгодного внешнеторгового взаимодействия и обусловливающее предпосылки динамичного развития национальных экономик.
На основе изложенного можно также отметить, что тенденции развития международной торговли во второй половине XX в. ясно показывают, что сосуществование двух направлений -фритредерства и автаркии во внешнеэкономической политике стран в настоящее время не является чем-то уникальным. В наше время оба направления внешнеэкономической политики взаимо-
связаны и переплетаются, но при этом принципы политики фритредерства рассматриваются как основополагающие, при этом имеется в виду то, что использование автаркических принципов во внешнеэкономической политике, в условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни, под воздействием научно-технической революции, ведет кторгово-политической изоляции страны, а также ограничивает обмен между странами товарами и услугами.
Развитие международной торговли в XX в. на основе углубления международного разделения труда создает общую для всех стран заинтересованность в развитии внешнеэкономических связей, их либерализации с целью получения максимальных выгод от своего участия в этом процессе. В частности, это дает возможность доступа к последним достижениям мирового научно-технического прогресса, снижение доли первичного сектора экономики (топлива, сырья, продовольствия) и роста удельного веса продукции обрабатывающей промышленности, особенно представленной наукоемкими производствами, использующими квалифицированную рабочую силу. Отсюда каждая страна заинтересована в создании условий, которые обеспечивали бы ей возможность свободно экспортировать товары и услуги в другие страны в обмен на товары и услуги, в которых она нуждается. Именно глобальная взаимная заинтересованность во внешней торговле подтверждает доминанту фритредерства во внешнеэкономической политике государств в условиях нарастающего процесса глобализации.