Научная статья на тему '2014. 01. 003. Мейер М. Ученые на выставке, или лаборатория в музее. Meyer M. researchers on display: moving the laboratory into the museum // museum management A. Curatorship. – Guildford, 2011. – Vol. 26, n 3. – p. 261–272'

2014. 01. 003. Мейер М. Ученые на выставке, или лаборатория в музее. Meyer M. researchers on display: moving the laboratory into the museum // museum management A. Curatorship. – Guildford, 2011. – Vol. 26, n 3. – p. 261–272 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО – ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 01. 003. Мейер М. Ученые на выставке, или лаборатория в музее. Meyer M. researchers on display: moving the laboratory into the museum // museum management A. Curatorship. – Guildford, 2011. – Vol. 26, n 3. – p. 261–272»

разрыв между проектами и действительностью, в которой взаимодействие науки и общества имеет еще очень небольшой вес, а наблюдаемые инициативы напоминают скорее лабораторный эксперимент1. Тем не менее трансдисциплинарность, внешняя экспертиза и диалог с общественностью становятся своего рода модой и могут обеспечить финансирование; в результате, начиная тот или иной исследовательский проект, ученые все чаще ориентируются на данные тенденции. Следовательно, наука должна быть доступной и привлекательной для окружающего общества. Новый тип исследователя - это, по словам автора, исследователь, который умеет находить общий язык с непрофессионалами. А. Богнер в этой связи приводит следующий любопытный пример. В 2008 г. журнал «Science» объявил в Интернете конкурс на лучшую танцевальную интерпретацию своей диссертации («Dance your PhD»). Поступившие на конкурс видеоролики доступны в YouTube. Таким образом, современный ученый должен уметь проявлять и демонстрировать миру не только интеллект, но и эмоции. Требуется не просто ученый, а целостный человек. Наука, в свою очередь, должна приносить удовольствие. По мере того как будут меняться отношения науки и общества, у исследователей науки будет появляться новый материал для изучения, подводит итог А. Богнер.

Я. В. Евсеева

2014.01.003. МЕЙЕР М. УЧЕНЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, ИЛИ ЛАБОРАТОРИЯ В МУЗЕЕ.

MEYER M. Researchers on display: Moving the laboratory into the museum // Museum management a. curatorship. - Guildford, 2011. -Vol. 26, N 3. - P. 261-272.

Статья Моргана Мейера (Центр социологии инноваций Парижского технологического института, Франция) посвящена практике «пространственного перемещения» научно-исследовательских лабораторий из университетов в музеи, получившей распространение в европейских странах в последнее десятилетие. Речь идет о совместном эксперименте организаторов науки и администрации крупных научных музеев, предполагающем коренное изменение

1 Bogner A. Partizipation als Laborexperiment: Paradoxien der Laiendeliberation in Technikfragen // Ztschr. für Soziologie. - Stuttgart, 2010. - Jg. 39, H. 2. - S. 87-105.

традиционного восприятия широкой публикой феномена науки, с одной стороны, и музейных экспозиций и выставок - с другой. Суть эксперимента по созданию «открытых лабораторий», стартовавшего в 2006 г. в Мюнхене при участии крупнейшего в мире музея естествознания и техники - Немецкого музея, состоит в том, чтобы сделать предметом музейной экспозиции не результат научного поиска (в виде артефакта или овеществленного знания), а сам процесс получения этого результата (практические манипуляции исследователя с предметами физического мира и научными приборами, обмен мнениями и обсуждение промежуточных данных, их компьютерная обработка, демонстрация на мониторе и т.п.). Приоритетным в этом случае становится не то, чего достигли естествоиспытатель или коллектив лаборатории в ходе решения той или иной научной задачи, а то, как именно это произошло, а точнее -происходит здесь и сейчас. В итоге не только наука приобретает для публики зримую процессуальность, но и сама публика, посещая музеи, включается в осмысление происходящего «прямо перед ее глазами» научного исследования. При этом меняется и фокус выставочной практики: вместо пассивного созерцания экспонатов посетителями музея на первый план выходит их интерактивное вовлечение в созидание предметного содержания музейной экспозиции, овеществленной и одушевленной за стеклами лаборатории-в-музее.

По мнению Мейера, инновации, наметившиеся сегодня в организации музейного пространства и пространства научного поиска, имеют ряд далеко идущих последствий, прежде всего - «трансформацию социальной и материальной архитектуры» научной лаборатории, изменение ее предметно-объектной сферы, расширение диапазона ролей, связанных с образом ученого-естествоиспытателя [с. 261]. Для анализа этих тенденций автор использует материалы международного симпозиума «Открытые исследования: Подходы, концепции, перспективы», который был организован Немецким институтом в Мюнхене в феврале 2010 г. Годом раньше этот музей принял на себя функции координатора крупного проекта под названием «Прикоснуться к нано» (НапоТоТоисИ), в котором принимают участие несколько стран Евросоюза. Как заметил один из сотрудников Немецкого музея Пауль Хикс, цель проекта -«создание инновационной среды для широкой публики, с тем что-

бы она могла получить представление и принять участие в обсуждении исследований в области нанотехнологий посредством вовлечения ее в профессиональную работу ученых. Эта задача будет осуществляться путем перемещения лабораторного оборудования и исследовательской практики из замкнутого пространства университетских кампусов в места массового скопления музейной публики»1. В реализации данного проекта, помимо Немецкого музея в Мюнхене, сегодня участвуют научные музеи Милана и Гетеборга; на повестке дня - создание «открытых лабораторий» в Неаполе, Мехелене (Бельгия) и Тарту (Эстония).

Далее автор предлагает краткий обзор выступлений участников симпозиума в Мюнхене. П. Хикс перечислил главные задачи открытой лаборатории, созданной в Немецком музее при участии сотрудников Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. Это презентация, объяснение, демонстрация и обсуждение нано-технологий наряду с проведением научных исследований в этой области. Немецкий музей достижений естественных наук и техники, располагающий богатейшей экспозицией и одновременно являющийся крупным естественнонаучным центром, представляется Хиксу идеальным пространством для просветительской деятельности нового образца. Он убежден, что современные музеи должны отвечать вызовам времени, важнейший из которых - открытость и публичность науки. Традиционные статичные собрания экспонатов и научных приборов не могут создать адекватного образа науки III-го тысячелетия; они не будоражат умы посетителей, не будят их воображение и не способствуют стремлению осмыслить увиденное. Ряд европейских университетов с недавних пор практикуют «дни открытых дверей», когда любой желающий получает возможность посетить научную лабораторию и посмотреть, «как делается наука». Музеи - как публичное выставочное пространство - имеют в этом отношении немало преимуществ, которые они должны использовать для активизации диалога между учеными и общественностью, заключает Хикс.

Коллега Хикса по проекту М. Восс поделилась опытом видеоконференций, которые с декабря 2009 г. регулярно проводят

1 Hix P. Professional guidelines for establishing an open nano lab // A nano researcher live area: Handbook. - Munich: Deutsches Museum, 2009. - P. 34.

сотрудники Университета Людвига-Максимилиана в Немецком музее. Эти конференции, вызывающие неизменный интерес у посетителей музея, адресованы в первую очередь школьникам; их цель -наладить плодотворный диалог между учеными и молодым поколением, за которым - будущее науки. Л. Фиттон, сотрудник Дарвиновского центра Лондонского музея естественной истории, рассказал о попытках своих коллег «вывернуть музей наизнанку» с тем, чтобы придать отношениям ученых и публики характер активного взаимодействия [с. 263]. В результате посетители Дарвиновского центра могут не только наблюдать за манипуляциями ученых, находящихся «за стеклом», но и задавать им вопросы с помощью системы микрофонов. В Музее древностей Ближнего Востока в Берлине на стене открытой лаборатории вывешен плакат: «Вопросы приветствуются!», заметил в своем выступлении сотрудник этого музея С. Симон. Берлинская лаборатория реставрации и консервации древностей может перемещаться внутри музея, так что посетители имеют возможность следить за работой ученых, занятых обработкой тех или иных экспонатов.

Обобщая материалы симпозиума, Мейер выделяет следующие инновации в организации и работе научных музеев. В первую очередь, это акцент на вовлечение публики в научный поиск, «движение от архитектуры конференции к архитектуре интеракции» [с. 263]. Данный аспект музейной жизни связан с совершенствованием коммуникации между наукой и публикой, с переходом «от публичного осмысления науки к публичному пониманию исследовательского процесса», что предполагает «обсуждение и демонстрацию незавершенной науки» [с. 264]. По мнению ряда исследователей, «современный музей может быть уподоблен агоре: это место публичных встреч, где граждане обсуждают научные исследования и технические новшества, а также получают представление об их спорных аспектах и связанных с ними сферах публичной политики»1. Изменения коснулись и музейных экспонатов, которые в глазах посетителей утрачивают сакральные свойства, приобретая осязаемые «земные» атрибуты. В итоге научный музей

1 Einsiedel A., Einsiedel E. Museums as agora: Diversifying approaches to engaging publics in research // Creating connections: Museums and the public understanding of current research / Ed. by D. Chittenden, G. Farmelo, B. Lewenstein. - Walnut Creek (CA): AltaMira press, 2004. - P. 73.

становится «местом, где наука в процессе ее осуществления важнее, чем уже сделанная наука», - заключает автор [с. 264]. Что же касается лаборатории-в-музее, то ее задача состоит не столько в демонстрации ответов, сколько в презентации исследований, стимулирующих вопросы, а также - в создании новых материальных форм и экспериментальной манипуляции с ними взамен привычной экспозиции уже существующего в природе.

В заключительной части статьи Мейер описывает устройство открытой исследовательской лаборатории в помещении Немецкого музея. Она выглядит как обычная университетская лаборатория с необходимым научным оборудованием; это комната размером 3^10 м, отделенная от музейного зала стеклянной стеной высотой 1,2 м. 2/3 помещения предназначены для практических исследований, 1/3 - для демонстрации результатов. Соответственно, часть сотрудников занята исследовательской работой, другие («экспериментаторы») осуществляют ее «показ» для публики. Состав сотрудников открытой лаборатории обновляется каждые 3-6 месяцев, предпочтение отдается молодым ученым, находящимся в начале карьеры. Лаборатория имеет отдельный вход для сотрудников и комнату отдыха, пригодную для чтения и дискуссий, которые скрыты от посторонних глаз. Дизайн лаборатории-в-музее разрабатывался таким образом, чтобы ее обитатели не чувствовали себя «как в вольере» и имели возможность перевести дух.

Изображения на лабораторных мониторах дублируются на больших экранах, обращенных к посетителям музея. В распоряжении последних - информационные стенды, брошюры, листовки и флайеры. Это предметы, назначение которых - привлекать и фокусировать внимание публики на нужных объектах. Кроме того, лаборатория оснащена предметами, представляющими исследовательскую работу (микроскопы) и демонстрирующими ее (демонстрационные модели). Публике постоянно напоминают, что перед ней реальное оборудование и реальный исследовательский процесс, а не их имитации. В ходе коммуникации с посетителями музея сотрудники лаборатории стремятся создать для них режим диалога, что делает проблематичным использование специальной терминологии и требует терпения и умения объяснять то, что специалисту ясно без слов. Работа по вовлечению публики в процесс созидания науки имеет немало подводных камней; исследователи

вынуждены работать в атмосфере публичности при повышенном уровне шума; кроме того, существенная часть научной работы (размышление, анализ, планирование и т.п.) в принципе не может быть перенесена в публичное пространство.

Нанотехнологии, пишет в заключение Мейер, это одна из тех областей научного поиска, которые доступны для демонстрации и соучастия публики, поскольку объекты создаются непосредственно в помещении лаборатории. Иначе обстоит дело с такими науками, где информация, подлежащая анализу, собирается «в поле» (археология, ботаника, социология). Перспективной с точки зрения открытых лабораторий автору представляется экология - как сплав естествознания и публичной политики. В конечном счете, лабора-тория-в-музее как новый тип научной и музейной деятельности -это «не просто представление и презентация особого физического пространства, но создание и воссоздание пространства диалога и дискуссий ученых и публики» [с. 268].

Е.В. Якимова

2014.01.004. БАНДЕЛЛИ А., КОНИЙН Э.А. НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ: МЕТОДЫ, СТРАТЕГИЯ И БАРЬЕРЫ.

BANDELLI A., KONIJN E.A. Science centers and public participation: Methods, strategies and barriers // Science communication. - L., 2013. -Vol. 35, N 4. - Р. 419-448.

Научные центры и музеи (далее - НЦМ) традиционно выполняют важные образовательные функции и рассматриваются в качестве значимых акторов в деле популяризации научных знаний. В последние десятилетия взаимоотношения между обществом, учеными и политиками стали ключевыми компонентами многих общественных программ и мероприятий. В настоящее время подобные программы проводятся в музее науки в Лондоне, научном центре НЕМО в Амстердаме, галерее науки в Дублине и других местах. Как отмечают авторы реферируемой статьи, сотрудники Амстердамского университета (Нидерланды) А. Банделли и Э. Ко-нийн, целью НЦМ является установление прямых связей между обществом и наукой. Кроме того, НЦМ выполняют и критическую функцию, побуждая исследователей думать о собственном имидже в глазах общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.