Научная статья на тему '2013. 04. 006. Лохлин М. Что означает конституционализация? Loughlin M. What is constitutionalisation? // The twilight of constitutionalism? / Ed. By Petra Dobner, Martin Loughlin. – Oxford: Oxford univ.. Press, 2010. – p. 48–73'

2013. 04. 006. Лохлин М. Что означает конституционализация? Loughlin M. What is constitutionalisation? // The twilight of constitutionalism? / Ed. By Petra Dobner, Martin Loughlin. – Oxford: Oxford univ.. Press, 2010. – p. 48–73 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Умнова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 006. Лохлин М. Что означает конституционализация? Loughlin M. What is constitutionalisation? // The twilight of constitutionalism? / Ed. By Petra Dobner, Martin Loughlin. – Oxford: Oxford univ.. Press, 2010. – p. 48–73»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2013.04.006. ЛОХЛИН М. ЧТО ОЗНАЧАЕТ КОНСТИТУЦИОНА-ЛИЗАЦИЯ?

LOUGHLIN M. What is constitutionalisation? // The twilight of constitutionalism? / Ed. by Petra Dobner, Martin Loughlin. - Oxford: Oxford univ. press, 2010. - P. 48-73.

В последние годы в политическом словаре появился новый термин - «конституционализация», пишет профессор Мартин Лох-лин. Этот термин означает процесс правотворчества на всех уровнях публичной власти - местном, региональном, национальном, транснациональном, международном - и подразумевает подчинение деятельности органов публичной власти структурам, процессам, принципам и ценностям конституции.

Конституционализация лучше понимается, если ее рассматривать во взаимосвязи с концепциями конституции и конституционализма. Анализируя конституционализацию в этом контексте, автор стремится дать ответ на вопрос: является ли конституционализация сигналом к глобализации конституционализма, формированию ее новой модели или это только процесс преобразований?

Современная концепция конституции исходит из договорной теории народовластия и народного контроля за государственной властью. Таким образом, сущность конституции состоит во взаимодействии народа и правительств во благо народа. Эти идеи получили развитие под влиянием Американской и Французской революций XVIII в.

Договорная теория народовластия закреплена в современных теориях социального контракта. Современные конституции представляют собой писаные документы, детально регламентирующие структуры власти, отношения между ними, механизмы сдержек и противовесов злоупотреблениям властью, демократические формы

правления и, таким образом, создающие модель ограниченной, подотчетной и ответственной государственной власти.

Конституционализм как теория, воплощаемая в конституциях, имеет следующие признаки: договорный характер власти, плюрализм властей, институционализация системы сдержек и противовесов, защита основных фундаментальных прав человека, ограниченность власти.

В современном понимании не только нормы конституции рассматриваются как фундаментальное право, но и само по себе фундаментальное право становится категорией позитивного права как такового. Конституции не только определяют основы правопорядка, не только учреждают институты власти, но и предопределяют сущность всего законотворчества. Они становятся базисом легитимности и легальности. Народ, предопределяя содержание конституции, сам ей непосредственно подчиняется.

Еще один аспект, связанный с пониманием конституции и конституционализма, - конституционные отношения, отражающие современную социальную жизнь. Ряд современных исследователей полагают, что придание конституции главной роли в защите прав человека ведет к принижению роли конституции как инструмента власти. Конституция должна регулировать работу правительств, их роль в социальной жизни.

Конституционализм - это теория ограничения публичной власти. Однако в современном понимании нормы конституции, отражающие идею конституционализма, это ограничение власти не только с точки зрения ее полномочий, но и в контексте формирования необходимых правовых процедур. Конституционализм - это принципы разделения властей, независимости судебной власти, уважения прав человека, гарантии соблюдения норм конституции.

Сегодня время триумфа конституционализма, воплощаемого в конституциях, однако данное утверждение иногда звучит двусмысленно. Поясняя свою позицию, М. Лохлин пишет о важности рассмотрения инструментальной и символической роли конституции и конституционализма.

Инструментальная роль конституции выражается в выборе моделей конституционализма из двух основных: республиканского и либерального (легалистского).

Проповедником республиканского конституционализма Лох-лин считает одного из основателей Конституции США Мэдисона, который наибольшее внимание уделял институциональным аспектам власти - разделению властей, механизму сдержек и противовесов, независимости судебной власти, федерализации власти.

Либеральный (легалистский) конституционализм был предложен другим автором американской Конституции - Гамильтоном, который отводил значительную роль в обеспечении политической власти и конституционной стабильности социальным группам -элитам. По Гамильтону, конституция - тип позитивного права и правосудия, она неразрывно связана с тем, как обеспечить ее выполнение и доведение до всех структур власти. Исключительное право определения неконституционности тех или иных действий Гамильтон отдавал суду.

Дальнейшая история свидетельствует о тесном взаимодействии этих идей, но генеральная траектория движения, по мнению М. Лохлина, очевидна. Конституционное развитие США демонстрирует триумф либерально-легалистского подхода, подчиняющего себе республиканско-политический конституционализм. Легализация осуществлялась путем судебного права. Утверждение Гамильтона о том, что «конституция - это то, что о ней скажут судьи», исторически подтвердил Верховный суд США.

Сегодня конституционализм, подчеркивает автор, не является строгой теорией ограниченной, ответственной и подотчетной власти. В современной интерпретации это метатеория по легализации порядка осуществления публичной власти в территориальных пределах ее функционирования. М. Лохлин считает такую трансформацию логическим завершением теории либерально-легалистского конституционализма: статус фундаментального закона является таковым не потому, что его уполномочил на это народ, а потому, что это было рационализировано процедурными требованиями.

В соответствии с данной теорией тенденцией конституцио-нализации становится не децентрализация, а развитие философии централизма. Конституционализм может жить не только как символ, но и как эффективный инструмент правопорядка, организации публичной власти на основе рациональности и пропорциональности, создания механизмов ограничения вмешательства в фундаментальные права индивидов.

М. Лохлин разграничивает два вида конституционализации: внутригосударственную и международную (наднациональную). Внутригосударственная конституционализация достигла зрелости лишь в последние годы и связана с идеей расширения конституционного регулирования прав человека (революция прав). Международная конституционализация есть следствие всеобщей и региональной глобализации. В таких сферах, как финансовое регулирование, политика разграничения компетенции, энергетическая и торговая политика, охрана окружающей среды, преступность и безопасность, управленческое регулирование охватывает наднациональный уровень.

Наднациональный уровень конституционализации проявляется в двух основных формах. Первая - формирование наднациональных органов, вторая - разграничение компетенции. Такой тип реконфигурации обозначается как многоуровневый конституционализм. Примером наднациональной конституционализации является международное право ВТО, ООН и Европейского союза.

Регулирование, осуществляемое в рамках ВТО, - пример международной конституционной специализации. Международное право ООН связано со всеобщей глобализацией конституционной материи: с формированием понятия «международное сообщество» как субъект, учреждающий мировую конституцию. Международное сообщество - это, однако, не суррогат, подменяющий понятие «народ», а другой тип общности, конституционный характер которой - вопрос, открытый для обсуждения.

Наиболее оживленная дискуссия о наднациональной конституционализации ведется вокруг права ЕС. Один из важнейших индикаторов европейской конституционализации касается распределения компетенции, определения прав и обязанностей государств, входящих в ЕС, и по сути формирования вертикального интеграционного правопорядка, связывающего государства в пространстве ЕС. Конституционализация в праве ЕС происходит на основе либерально-легалистского конституционализма.

Оценивая в целом тенденции наднациональной конституцио-нализации, автор считает, что современная эпоха конституционализма, основанного на формуле «государство-нация», заменяется конституционализмом XXI в., развивающимся под знаменем многоуровневого конституционализма в условиях глобализации. Клю-

чевые показатели такого конституционализма - международный конституционный правопорядок, адресованный международному сообществу, определение всеобщих ценностей и устойчивых механизмов их воплощения. Многоуровневый конституционализм охватывает национальный, региональный, международный функциональный и специализированный конституционный режимы, которые развиваются до уровня конституционализма международного сообщества. Но это уже не тот классический конституционализм, который присущ государству-нации, это глобалистская нор-мативистская теория правопорядка.

И.А. Умнова

2013.04.007. ПРЕЙС УК. ОТДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ОТ ГОСУДАРСТВА: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ -ЖИЗНЕСПОСОБНАЯ КОНЦЕПЦИЯ?

PREUSS U.K. Disconnecting constitutions from statehood: Is global constitutionalism a viable concept? // The twilight of constitutionalism? / Ed. by Petra Dobner, Martin Loughlin. - Oxford: Oxford univ. press, 2010. - P. 23-46

Профессор Ульрих К. Прейс анализирует жизнеспособность новой концепции глобального конституционализма сквозь призму традиционных взглядов на взаимосвязь государственности и конституции.

Не подлежит сомнению, что современные конституции развивались как атрибут суверенного государства, по крайней мере, в Западном полушарии. При этом тесная связь конституционализма и государственности относится только к внутреннему устройству государств и отсутствует в сфере их внешних отношений. Независимость является синонимом суверенитета, и, как известно, суверенное равенство - один из основных принципов Устава ООН (п. 1 ст. 2). Независимость и интеграция в конституционной системе -понятия взаимоисключающие, поэтому идея конституционализма как модели порядка имеет смысл только в рамках одного государства. Наличие любой концепции конституционного порядка за пределами внутренней сферы государств, не говоря уже о глобальной конституции, бесполезно с самого начала.

Аргументируя такую позицию, автор статьи задает вопросы: как можно объяснить тесную связь между государственностью и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.