тоне (Федеральный округ Колумбия), наоборот, доля детей, не имеющих доступа к медицинскому обслуживанию, выросла с 2,3 до 3,9%, как и в штате Мэн (с 4 до 5,2%) (052, с. 4).
В абсолютных цифрах ситуация выглядят следующим образом. В 2010-2011 гг. число незастрахованных американцев сократилось на 832 тыс. Чемпионами по абсолютным показателям сокращения лиц без медицинской страховки за указанный период стали Калифорния (сокращение на 99 тыс. человек), Иллинойс (86 тыс.), Мичиган (57 тыс.), Нью-Йорк (82 тыс.) и Техас (85 тыс.). Численность детей без медицинской страховки в 2010-2011 гг. уменьшилась на 390 тыс. человек, в том числе в наибольшей степени в Калифорнии (на 87 тыс.) и Техасе (на 79 тыс.) (052, с. 5).
В 2010-2011 гг. наиболее эффективно положение закона о реформе здравоохранения, позволяющее молодым людям до 26 лет пользоваться страховым полисом родителей, работало в Индиане, где доля 18-24-летних граждан с полисами медицинского страхования возросла с 60,9 до 66,1%, Айове (с 68,1 до 75,1%), Канзасе (с 67,1 до 72,5%), Кентукки (с 55,7 до 61,4%), Мэриленде (с 65,3 до 71,8%), Мичигане (с 57,5 до 62,8%), Миссисипи (с 48,8 до 54,2%), Небраске (с 68,3 до 73,6%), Неваде (с 51 до 56%), Нью-Хэмпшире (с 71,5 до 77,7%), Южной Каролине (с 54,7 до 60%) и Вайоминге (с 63,1 до 68,9%).
В 2010-2011 гг. доля 25-64-летних граждан с корпоративными полисами медицинского страхования в наибольшей степени увеличилась в Род-Айленде (с 73,4 до 74,9%) и Вермонте (с 71 до 72,5%) (052, с. 6)
С. С. Костяев
2013.03.054. ГАНДОССИ П. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСТВА ВО ФРАНЦИИ.
GANDOSSI P. L'apprentissage en France // Futuribles. - P., 2012. -N 383. - P. 167-169.
Прошло 20 лет после того, как Э. Крессон, первая женщина премьер-министр Франции (1991-1992), предложила французам план развития начального профессионального образования моло-
дежи - ученичества1, указывает П. Гандосси. Планом предусматривалось, что в течение пяти лет численность учеников увеличится до 500 тыс., а за следующие десять лет удвоится. В настоящее время можно только сожалеть о том, что план Э. Крессон не был реализован, так как численность безработной и не имеющей никакой квалификации молодежи во Франции остается очень значительной. За истекшие годы разные правительства, возглавляемые как правыми, так и левыми партиями, принимали отдельные меры по поддержке ученичества, но не достигли видимых результатов. В 2010 г. численность учеников во Франции составляла 420 тыс. человек.
Причины такого положения дел автор видит, во-первых, в существующей во Франции образовательной системе, не принимающей никаких нововведений и отдающей предпочтение общему среднему образованию; во-вторых, в предпринимателях, которые не проявляют особой заинтересованности в развитии ученичества, и, в-третьих, в отсутствии социального, общественного диалога по этой проблеме.
Ученичество не имеет четкого места в структуре профессионального образования, поскольку обучение в этой системе происходит попеременно в центрах профессионального ученичества (centres de formation d'apprentis, CFA) и на предприятиях. Формально ученичество относится ко вторичному (среднему) уровню образования и предназначено для молодежи, не закончившей школы, или для молодых безработных, не имеющих квалификации. Данная ступень, по оценкам, повышает шансы безработного найти подходящую вакансию на 70%.
В последние годы происходит увеличение численности учащихся в системе ученичества. Это обстоятельство связано с тем, что крупные предприятия столкнулись с трудностями при найме рабочей силы, а также с тем, что с 2008 г. в соответствии с законом 2005 г. о социальной консолидации предприятия обязаны нанимать 3% своих работников посредством контрактов об ученичестве. Бо-
1 Ученичество - начальная ступень профессионального образования во Франции; готовит квалифицированных рабочих для ремесленных и промышлен-но-торговых предприятий (садовников, продавцов, поваров, булочников, фотографов, электриков и т.д.); практическая подготовка учеников осуществляется попеременно в центрах профессионального ученичества (centres de formation d'apprentis, CFA) и на предприятиях по контрактам об ученичестве. - Прим. ред.
лее того, правительство Ф. Фийона приняло решение с 1 марта 2011 г. довести эту квоту до 4% на предприятиях с численностью работающих более 250 человек, что позволит осуществить дополнительный наем предприятиями 135 тыс. учеников. Кроме этого, предусмотрена система поощрений и штрафов для предпринимателей, которые не будут соблюдать норму найма учеников. Эксперты рекомендуют также развивать систему ученичества во всех государственных учебных заведениях (лицеях и университетах), имеющих такую возможность. Однако преподаватели национальной системы образования опасаются, что введение ученичества может нанести ущерб основному учебному процессу.
Сравнение французской и немецкой систем ученичества, отмечает автор, показало, что в Германии для выполнения работы в рамках определенной профессии претенденту на вакансию необходимо пройти специальную подготовку, именуемую ученичеством; во Франции это не является обязательным условием.
Более того, в последние 15 лет во взаимоотношениях между системой образования и предпринимателями приоритет отдается стажировкам, а не ученичеству. Численность стажеров во Франции вдвое превышает численность учеников. Чтобы противостоять этой тенденции, правительство выпустило распоряжение, которое обязывает выплачивать молодым стажерам школьного возраста с третьего месяца их пребывания на предприятии около 400 евро в месяц (это небольшая по меркам ЕС сумма).
Автор с сожалением отмечает, что из 10 млрд. евро, собираемых с помощью налога на ученичество (taxe d'apprentisage), менее половины перечисляется в CFA, а основная часть направляется различным государственным и частным учебным заведениям, а также крупным школам, не проводящим такого обучения.
Власти регионов готовы осуществлять руководство профессиональной ориентацией и профессиональным обучением. Они также призывают правительство предоставить им право распоряжаться средствами от налога на ученичество. В заключение автор подчеркивает, что профессиональное обучение, востребованное в будущем, необязательно должно быть представлено в существующих отраслях производства. Экономика все время меняется, и поэтому схемы организации профессионального образования, частные или государственные, также не могут оставаться неизменными.
С.Н. Куликова