Научная статья на тему '2013. 03. 047. Маккуигг Р. Насколько эффективен Комитет ООН против пыток. Mаcquigg R. How effective is the United National Committee against torture // European J. of Intern. Law. – Oxford, 2011. – Vol. 22, n 3. – p. 813–828'

2013. 03. 047. Маккуигг Р. Насколько эффективен Комитет ООН против пыток. Mаcquigg R. How effective is the United National Committee against torture // European J. of Intern. Law. – Oxford, 2011. – Vol. 22, n 3. – p. 813–828 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 047. Маккуигг Р. Насколько эффективен Комитет ООН против пыток. Mаcquigg R. How effective is the United National Committee against torture // European J. of Intern. Law. – Oxford, 2011. – Vol. 22, n 3. – p. 813–828»

собственной конституции. Тем не менее прогресс может быть отмечен и в данной ситуации и описан с помощью терминов «компаративизм» или «сравнительный конституционализм».

Автор рассматривает современную интерпретацию принципа Гуго Гроция: основным правом людей и народов является право на обладание правом. В последней главе Рути Тейтел отмечает, что ее книга может рассматриваться как попытка продемонстрировать с точки зрения международного права и теории государства и права процесс формирования универсальной этики.

В. Т. Калиниченко

2013.03.047. МАККУИГГ Р. НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВЕН КОМИТЕТ ООН ПРОТИВ ПЫТОК.

МАСриЮО R. How effective is the United National Committee against torture // European j. of intern. law. - Oxford, 2011. - Vol. 22, N 3. - P. 813-828.

Статья Р. Маккуигг, доктора философии, преподавателя юридического факультета Университета Королевы (Queens University) в Белфасте (Северная Ирландия), посвящена оценке деятельности Комитета ООН против пыток. Согласно Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитет обязан отслеживать ее исполнение странами - участницами данного международного договора.

Контроль за исполнением указанной Конвенции осуществляется на основе отчетов государств-участников. Они обязаны направить первый отчет через год после присоединения к Конвенции, в дальнейшем представлять отчеты каждые четыре года. Комитет вправе рассматривать индивидуальные сообщения из стран - участниц Конвенции, если соблюдены процедуры, предусмотренные ст. 20, 22 Конвенции; он уполномочен давать рекомендации государствам на основе оценки полученной информации.

Автор анализирует деятельность Комитета, опираясь на отчеты из восьми западноевропейских стран (Норвегии, Нидерландов, Португалии, Швеции, Дании, Чехии, Исландии и Люксембурга) за 2000-2008 гг. Рекомендации Комитета оказали существенное влияние на исполнение требований Конвенции в Норвегии, Нидерландах, Португалии и Швеции и ограниченное влияние в Дании и Че-

хии; в Исландии и Люксембурге рекомендации Комитета практически не учитывались.

Норвегия: отчеты 2002 и 2007 гг. В 2002 г. Комитет отметил высокий уровень уважения прав человека по стране в целом, положительно оценил План действий по реализации требований Конвенции, в частности издание инструкций, предусматривающих предоставление медицинской помощи лицам, задержанным полицией, а также информации родственникам и адвокатам о произведенном аресте. Комитет рекомендовал включить в Уголовный кодекс Норвегии нормы, запрещающие пытки и предусматривающие наказание за нарушение запрета. Он выразил озабоченность в связи с использованием одиночного заключения до судебного разбирательства, рекомендовал предусмотреть в Уголовно- процессуальном кодексе Норвегии ограничение применения одиночного заключения, а также усиление судебного контроля за этой мерой пресечения. Оценивая отчет 2007 г., Комитет с удовлетворением отметил изменения, внесенные в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Норвегии в соответствии с его рекомендациями, одобрил создание специального органа по рассмотрению жалоб на действия офицеров полиции. Рекомендации 2007 г. носили более частный характер. Они, например, касались статистики применения одиночного заключения, эффективности программ обучения служащих полиции и сотрудников пенитенциарных учреждений в области прав человека.

Нидерланды: отчеты за 2000 и 2007 гг. Отчеты касались европейской части страны, а также самоуправляемых государств: Нидерландские Антильские острова и Араба, входящих в состав Королевства Нидерландов.

В 2000 г., согласно данным Комитета, жалоб на применение пыток не поступало. В стране была создана Национальная следственная группа по военным и связанным с применением пыток преступлениям (National war criminal investigation team). Одобрение Комитета получило законодательное признание на Нидерландских Антильских островах и Арабу пыток наказуемым преступлением. Кроме того, на Нидерландских Антильских островах был создан Комитет по рассмотрению жалоб на жестокое обращение со стороны полиции, а также Следственный департамент по вопросам правонарушений государственными служащими. Согласно данным

отчета, в стране были приняты меры по улучшению условий содержания в тюрьмах. Вместе с тем Комитет выразил озабоченность в связи с жалобами на жестокое обращение полиции Аруба. Он рекомендовал европейской части Нидерландов включить в национальное законодательство все положения Конвенции, в том числе касающиеся пыток и предусмотренные ст. 1 Конвенции. В 2007 г. Комитет выразил удовлетворение в связи с тем, что Королевство Нидерландов выполнило его рекомендации.

Португалия: отчеты 2000 и 2007 гг. В 2000 г. Комитет одобрил приведение национального законодательства в соответствии с требованиями Конвенции, а именно - принятые меры против насилия в тюрьмах и учреждение Инспекции по тюрьмам; создание базы данных по злоупотреблениям властными полномочиями; введение в действие норм, регулирующих применение оружия полицией, а также условия содержания в полицейских изоляторах. Вместе с тем Комитет выразил озабоченность по поводу имевших место смертей и жестокого обращения при столкновении полиции с населением, а также насилия между заключенными в тюрьмах. Было рекомендовано применение дисциплинарных мер, повышение уровня образования, профессиональной культуры сотрудников полиции по соблюдению прав человека.

В 2007 г. Комитет отметил прогресс в области защиты прав человека, в том числе принятие новых кодексов: Уголовного и Уголовно-процессуального, а также Кодекса полицейской этики Португалии, учреждение Генеральной инспекции органов правосудия и реформирования законодательства о тюрьмах, а также законодательства, запрещающего депортацию иностранцев в страну, где они могут подвергнуться пыткам или другим формам жестокого или унижающего достоинства обращения. Однако по-прежнему фиксировалось насилие между узниками тюрем и в семье. Было рекомендовано продолжить борьбу с такого рода нарушениями прав человека.

Швеция: отчеты 1997, 2002 и 2009 гг. В 2002 г. Комитет выразил удовлетворение твердой и неизменной приверженностью правам человека в стране, а также положительной реакцией на рекомендации Комитета, данные в 1997 г. и касающиеся мер, применяемых полицией в отношении массовых демонстраций. Было рекомендовано пересмотреть методы поддержания общественного

порядка полицией во время массовых шествий, с тем чтобы не нарушать права на демонстрацию. Кроме того, в 2000 г. был создан парламентский Комитет для выяснения того, насколько удовлетворительным является существующий порядок обращения полиции с подозреваемыми в уголовных преступлениях; принят Национальный план действий по защите прав человека. Планировался пересмотр законодательства о депортации с целью недопущения нарушений прав человека и законодательства о предоставлении политического убежища. Рекомендации Комитета предусматривали усиление контроля за действиями иммиграционных властей по защите прав человека.

Положительную оценку получил Закон об иностранцах, предусматривающий необходимость соблюдения иммиграционными службами международных норм. В 1997 г. Комитет выразил озабоченность в связи с тем, что Швеция избирательно подходит к внесению в национальное законодательство положений международных конвенций, и в частности - Конвенции ООН против пыток.

В 2009 г. Комитет одобрил усилия Швеции по реформированию законодательства, политики и процедур для защиты прав человека. В их числе - поправки к Закону об иностранцах, касающиеся новой процедуры подачи апелляции и предоставления политического убежища лицам, страдающим от дискриминации по признаку пола и сексуальной ориентации; новое законодательство, касающееся фундаментальных прав лиц, задержанных полицией. В частности, особо были отмечены положения о праве доступа к адвокату и передачи информации о задержании, а также ряд новшеств, регулирующих условия содержания в тюрьмах.

Вместе с тем Комитет выразил сожаление о том, что несмотря на неоднократные рекомендации в национальное законодательство Швеции не внесено положение о признании преступлением пыток, предусмотренных ст. 1 Конвенции.

Дания: отчеты 1997, 2002 и 2007 гг. В 2002 г. специальный отдел отчета был посвящен исполнению рекомендаций, данных Комитетом в 1997 г. В частности, был внесен законопроект об инкорпорации в национальное законодательство положений Конвенции, принято законодательство, повышающее степень защиты лиц, которым предоставляется политическое убежище. Кроме того, в программы обучения полиции был включен раздел, касающийся

защиты прав человека. Однако, несмотря на рекомендацию 1997 г., в национальное законодательство не было инкорпорировано положение, оценивающее пытки как уголовное преступление. Комитет вновь подтвердил эту рекомендацию.

В 2002 г. Комитет с удовлетворением отметил, что во исполнение рекомендации об упразднении практики одиночного заключения при аресте или ограниченном ее применении в соответствии со строгими законодательными правилами и под контролем судебной власти было рекомендовано не ослаблять контроль за применением одиночного заключения.

В 2007 г Комитет положительно оценил усилия по улучшению условий содержания в тюрьмах и применению альтернативных мер предупреждения преступлений, таких как электронный мониторинг, а также мер, улучшающих условия проживания в убежищах для перемещенных лиц.

Был отмечен прогресс в решении проблемы одиночного заключения: предельный срок такого заключения для лиц до 18 лет был сокращен с восьми до четырех недель, однако Комитет выразил неудовлетворение по поводу продолжающейся практики длительного одиночного заключения до начала судебного разбирательства (особенно это касается лиц, подозреваемых в преступлениях против независимости и безопасности государства). Положительно был отмечен факт существования судебного надзора и решение о продлении одиночного заключения судом.

Комитет одобрил установление в Дании контроля за исполнением Конвенции и принятием мер, направленных против пыток и бесчеловечного, унижающего достоинство обращения, отметив, что, несмотря на повторяющиеся рекомендации, в Дании не решены три наиболее острых вопроса: не инкорпорированы положения Конвенции в национальное законодательство; пытки не были отнесены к разряду уголовных преступлений в соответствии со ст. 1 Конвенции; не снята острота проблемы одиночного заключения.

Чешская Республика: отчеты 2001 и 2004 гг. В 2001 г. Комитет одобрил принятие в Чехии нового Закона об иностранцах и нового Закона о предоставлении права на убежище, поправок к Закону о гражданстве, решающих проблему лиц без гражданства (особенно это касалось цыганского меньшинства).

Вместе с тем была высказана озабоченность случаями проявления расизма и ксенофобии, вспышками насилия в отношении национальных меньшинств, дискриминации цыган, действиями полиции в отношении представителей национальных меньшинств, унижающими человеческое достоинство, насилия со стороны правоохранительных органов как во время манифестаций, так и в период следственных действий. Комитет рекомендовал провести независимое расследование в связи с бесчеловечным и уничтожающим достоинство обращением во время демонстраций, которые проходили в Праге в сентябре 2000 г., создать механизм контроля за действиями полиции.

Среди недостатков в сфере защиты прав человека Комитет отметил отсутствие необходимых гарантий получения медицинской помощи арестованными и передачи третьей стороне по выбору задержанного информации об аресте; отсутствие акта о внешнем контроле за тюремной системой и рассмотрении жалоб заключенных.

В 2004 г. Комитет одобрил принятие поправок к Закону о постоянном проживании иностранцев, которые предусматривают учреждение суда второй инстанции для пересмотра дел о предоставлении убежища; к Закону об условиях содержания в тюрьмах, направленных на предоставление более высокого уровня защиты прав заключенных. Внесенные в Уголовный кодекс Чешской Республики поправки предусматривают рассмотрение государственным судебным следователем, а не полицейским следователем жалоб на правонарушения служащих полиции. С удовлетворением была отмечена стратегия борьбы с незаконной торговлей людьми.

Однако, несмотря на высказанные в 2001 г. замечания и рекомендации, продолжались акты насилия в отношении цыган, сопровождавшиеся нежеланием полиции противодействовать подобным преступлениям; не были реализованы рекомендации Комитета 2001 г., касающиеся гарантии прав арестованных и борьбы с насилием в отношениях между заключенными.

Как и в случае с Данией, рекомендации Комитета не оказали должного влияния на действия Чешской Республики по исполнению требований Конвенции.

Исландия: отчеты в 1998, 2003 и 2008 гг. В докладе Комитета, оценивающем отчет 2003 г., было отмечено отсутствие жалоб о пытках в этой стране, а также позитивные изменения Закона о по-

лиции, согласно которым впредь жалобы в отношении действий полицейских будут рассматриваться генеральным прокурором, а применение одиночного заключения до судебного разбирательства может быть оспорено в суде.

Комитет с сожалением отметил, что в национальном законодательстве Исландии отсутствуют положения, согласно которым любые показания, полученные с применением пыток, не могут использоваться в качестве доказательств в судебном разбирательстве. К числу нерешенных проблем было отнесено отсутствие в Уголовном кодексе страны определения пыток как специфических преступлений, хотя еще в 1998 г. Комитет предложил подобную трактовку.

В 2008 г. Комитет выразил озабоченность тем, что его рекомендации, несмотря на то что они были неоднократными, не были реализованы. Комитет также отметил частое применение одиночного заключения на длительные сроки и рекомендовал ограничить применение этой меры пресечения.

Рекомендации Комитета в очень малой степени повлияли на законодательство, политику и практику применения Конвенции в Исландии.

Люксембург: отчеты 2002 и 2007 гг. В 2002 г. Комитет одобрил включение в Уголовный кодекс Люксембурга положения о пытках как о преступлении и отягчающем обстоятельстве других преступлений. Были положительно оценены создание консультативной Комиссии по правам человека и ратификация Люксембургом Римского статута Международного уголовного суда. Комитет с сожалением заметил, что несовершеннолетние преступники, приговоренные судом к заключению в дисциплинарные центры, помещались в тюрьмы вместе со взрослыми преступниками, и рекомендовал воздержаться от подобной практики. Озабоченность Комитета вызвало использование одиночного заключения, особенно в качестве превентивной меры до судебного разбирательства.

В 2007 г. Комитет констатировал, что его рекомендации 2002 г. не были исполнены.

В заключение автор выразил сомнение в эффективности воздействия Комитета на практическую реализацию положений Конвенции в менее благополучных странах. Необходимо международное давление со стороны стран, присоединившихся к Конвенции,

на их правительства, которые не выполняют рекомендаций международных контрольных органов. _

Е.В. Клинова

2013.03.048. ШУЛЬТЕ Б. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

SCHULTE B. Die UN-Behindertenkonvention und der Ausschuss von Menschen mit Behinderung vom Wahlrecht. - München, 2012. - N 1. -S. 16-20.

Статья Берндта Шульте - доклад, прочитанный автором в баварском Ландтаге. По мнению автора, § 13 № 2 Закона «О федеральных выборах» Германии нарушает право лиц, подлежащих полной опеке, на участие в выборах, гарантированное Конвенцией ООН от 6 декабря 2006 г. и с 26 марта 2009 г., распространившей свое действие на Германию и гарантирующей инвалидам право на участие в публичной и политической жизни.

Конвенция нацелена на полное включение всех инвалидов в политическую и общественную жизнь и поэтому особо обращает внимание на их защиту от дискриминации. Согласно ст. 4 Конвенции Германия, как и все другие ратифицировавшие ее государства, обязана принять все возможные законодательные, управленческие и иные меры, чтобы воплотить предусмотренные Конвенцией права в жизнь.

Параграф 13 закона «О федеральных выборах» исключает людей, находящихся под полной опекой, из круга лиц, обладающих избирательным правом. В начале 2010 г. Ульрих Херман, руководитель Федерального союза помощи людям с психическими расстройствами, рассмотрел соответствие данной нормы Конвенции ООН и нашел, что оно «проблематично» и должно быть проверено. Он также выступил за то, что исключение из круга лиц, обладающих избирательным правом, не должно происходить автоматически при назначении полной опеки; оно должно назначаться судьей в каждом отдельном случае после правовой и индивидуализированной оценки ситуации.

Для соответствующего мнения причин много. В их число входит и Международный пакт о гражданских и политических правах, в ст. 25 которого за всеми признается право на участие в выбо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.