Научная статья на тему '2013. 03. 032. Ли Чжитин. Возвышение маньчжуров и изменения в китайском обществе. Ли Чжитин. Циндай Мань (Чжоу) цзу дэ цзюйцзи юй Чжунго шэхуй дэ бяньцзянь // Ляонин дасюэ сюэбао. – Шэньян, 2012. – № 5. – С. 1–12. – кит. Яз'

2013. 03. 032. Ли Чжитин. Возвышение маньчжуров и изменения в китайском обществе. Ли Чжитин. Циндай Мань (Чжоу) цзу дэ цзюйцзи юй Чжунго шэхуй дэ бяньцзянь // Ляонин дасюэ сюэбао. – Шэньян, 2012. – № 5. – С. 1–12. – кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 032. Ли Чжитин. Возвышение маньчжуров и изменения в китайском обществе. Ли Чжитин. Циндай Мань (Чжоу) цзу дэ цзюйцзи юй Чжунго шэхуй дэ бяньцзянь // Ляонин дасюэ сюэбао. – Шэньян, 2012. – № 5. – С. 1–12. – кит. Яз»

во по изучению «варварских» документов, с деятельностью которого связаны начальные этапы карьеры многих мыслителей и политиков Мэйдзи.

Еще до начала работы в академии Хаяси Кога Сэйри в 1778 г. сочинил трактат «Кёкурондзидзифу: дзи» («Секретная докладная о неотложных делах государства»), в котором он предупреждал об угрозе военного вторжения, в первую очередь со стороны России, и предлагал заимствовать западную технику, чтобы с ее помощью обороняться от «варваров».

Трактат получил известность, в нем прослеживаются идеи внешней экспансии с целью освоения Хоккайдо, Курильских островов и Сахалина. При этом идеи внешней политики находят определенное сходство с идеологией Цинской империи времени ее становления и расширения границ. Сын Кога, Тоан, возглавил впоследствии академию Хаяси и одновременно был одним из ведущих авторов сочинений о «береговой обороне»1, а внук - первым директором Бансёсирабэсё и ведущим исследователем «голландской» науки.

А.А. Новикова

2013.03.032. ЛИ ЧЖИТИН. ВОЗВЫШЕНИЕ МАНЬЧЖУРОВ И ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

ЛИ ЧЖИТИН. Циндай мань (чжоу) цзу дэ цзюйцзи юй чжунго шэхуй дэ бяньцзянь // Ляонин дасюэ сюэбао. - Шэньян, 2012. -№ 5. - С. 1-12. - Кит. яз.

Автор, научный сотрудник Института истории Цзилиньской АОН (г. Чанчунь пров. Цзилинь), пишет, что в истории Китая маньчжуры занимают особое место. Маньчжурская династия Цин (1644-1911) правила в Китае 268 лет, распоряжалась исторической судьбой Китая, оказала решающее влияние на развитие китайского общества.

Вопрос о том, как осознать и оценить место маньчжуров в истории Китая, до сих пор остается серьезной проблемой, имеющей важное значение не только для научных исследований, но и для нового этапа межнациональных отношений в Китае.

1 Серия трактатов конца периода Токугава, посвященных внешней угрозе. -Прим. реф.

Династия Цин была основана маньчжурами, начиная с первого императора трон передавался по наследству маньчжурам. Ядром правящей верхушки были члены императорской фамилии, маньчжурские ваны (князья) и аристократия. После отречения от престола в январе 1912 г. последнего цинского императора, ознаменовавшего падение династии Цин, маньчжуры постепенно стали в ряд с другими национальностями Китая.

Синьхайская революциия 1911-1912 гг. изначально была направлена против деспотии династии Цин и в то же время против всего маньчжурского народа, почти без различия между ними. В 1894 г. Сунь Ятсен образовал Синчжунхуй (Союз возрождения Китая) и прямо указал на политическую цель организуемой им борьбы - «изгнание маньчжуров, восстановление Китая». Развернувшаяся в стране антиманьчжурская пропаганда подняла волну ненависти к маньчжурам. В газетах печатались многочисленные статьи, вдохновлявшие китайцев подниматься на борьбу с маньчжурами. «Позиция гэминдановцев в борьбе с деспотизмом, за свержение правящей династии Цин безусловно была правильной, но то, что они не делали различия и направили острие борьбы против всех маньчжуров, было безусловной ошибкой» (с. 2). В их действиях нашел отражение существовавший в Китае на протяжении веков антагонизм между китайцами (хань) и иноземцами (и), «варварами».

После одержанных Синьхайской революцией успехов призывы к изгнанию маньчжуров сменились лозунгом создания «республики пяти национальностей» (китайцев, маньчжуров, монголов, уйгуров, тибетцев). Однако проводившаяся во время революции антиманьчжурская пропаганда оставила глубокий след в сердцах людей, оказывала сильное влияние на жизнь китайского общества, что находило отражение в литературе и в других видах искусства. В письменных источниках того времени существует множество свидетельств того, что образованные люди по-прежнему продолжали придерживаться идеи «национальной революции».

В период Китайской республики (1911-1949) в адрес маньчжуров продолжали звучать негативные оценки.

В первые 30 лет КНР изучение маньчжуров замерло, в выходивших статьях в адрес маньчжуров в большинстве своем высказывались критические мнения. До начала современных реформ мо-

нографий, посвященных маньчжурам, не было, в немногочисленных статьях рассматривались изменения в культуре и обычаях маньчжуров либо истоки их национального формирования. Авторы обычно объединяли маньчжуров с династией Цин или с цинским правительством, критика цинской династии переносилась на всех маньчжуров. Ученые не давали правильной оценки маньчжурам в эпоху Цин, почти никто не занимался изучением их деятельности в этот период, их места в истории Китая. Они как будто бы были преданы полному забвению. В то же время в некоторых напечатанных в конце 1950-х годов статьях можно было увидеть фразы «маньчжуры вторглись в Китай и провели в нем 260 с лишним лет» либо даже заявления, что «вторжение маньчжуров было самым большим несчастьем в истории Китая» (с. 4). Такой взгляд на «маньчжуров как на завоевателей, это - огромная, умышленная ошибка» (с. 9).

Изменения в исторической судьбе маньчжуров впервые стали происходить с началом современных реформ в Китае. Государство проводит регулирование политики в отношении маньчжуров. Среди государственных мер очень важным является создание в местах компактного проживания маньчжуров автономных уездов и волостей. Они концентрируются главным образом в районе Северо-Востока Китая, особенно много их в провинции Ляонин. Во времена Синьхайской революции и Китайской республики маньчжуры скрывали свою национальную принадлежность и объявляли себя китайцами, сейчас они восстанавливают свою идентичность.

В результате роста населения численность маньчжуров уже перевалила за 10 млн. человек, и они являются сейчас второй по численности национальностью в Китае. Нынешнее положение маньчжуров контрастирует со временем Синьхайской революции, когда они испытывали унижения, подвергались изгнанию, даже побоям и притеснениям.

В настоящее время в кругах историков, изучающих эпоху Цин, возник подъем интереса к истории и культуре маньчжуров, создается соответствующая научная структура, открываются научные центры, музеи маньчжурской культуры, выходят различные специализированные издания. В Пекине и в северо-восточном районе Китая созданы научные ассоциации маньчжуроведов, регулярно проводятся научные конференции, возрождается почти утерян-

ный маньчжурский язык, переводятся архивные материалы на маньчжурском языке.

Не подлежит сомнению, что за последние 30 лет в китайской научной среде стала доминировать положительная оценка исторического значения маньчжуров в истории Китая, и это является отражением больших перемен в представлениях людей и прогресса в развитии китайского общества.

В то же время высказываются и оценки, в корне расходящиеся с мнением большинства ученых. При анализе содержания таких оценок можно выделить ряд общих для них мест.

1. Утверждение, что до вхождения на территорию Китая маньчжуры не принадлежали к китайской нации, процесс слияния национальностей начался лишь после их проникновения на китайскую территорию внутри Великой стены. В последние годы правления династии Мин провозглашенный в 1643 г. императором вождь крестьянского восстания Ли Цзычэн и вождь повстанцев Чжан Сяньчжун были китайцами, поэтому установленная ими власть не нарушала целостности китайского государства, тогда как утверждение на императорском троне после вторжения маньчжуров на территорию Китая правителя не принадлежавшего Китаю маньчжурского государства Цин означало ее потерю.

2. Оценка вторжения маньчжурских войск на территорию Китая как военного завоевания китайского народа, результатом чего для китайцев были «утрата государственной независимости и своей расы» (с. 4).

3. Утверждение, что правление маньчжурской династии Цин стало основной причиной отсталости Китая.

По существу, такие оценки являются повторением бытовавшего на протяжении последних 100 лет мнения, что маньчжуры не являются членами большой семьи национальностей Китая. Они -пришедший извне народ другой национальности, иноземцы, вторжение которых на китайскую территорию было агрессией против Китая, в результате которой китайцы стали «рабами в утерянном ими государстве» (с. 4), и было причиной превращения Китая в отсталую страну.

Научная оценка маньчжуров должна учитывать прежде всего, что маньчжуры, опираясь на свое особое положение и государственную власть, во многих областях жизни страны изменили дос-

тавшийся им от династии Мин облик Китая. Маньчжуры были вторым после монголов малочисленным народом, под властью правителей которого произошло объединение всей страны. Утверждение на императорском троне маньчжура прервало монополию китайцев на высшую власть в государстве, изменило существовавшее с древних времен отношение китайцев к окружавшим их народам как к «иноземцам, варварам».

Происхождение названия «Чжунго» (Серединное государство) относится к эпохе Шан (II тыс. до н.э.), когда место, где находился дворец правителя шанцев вана, называлось «Чжунго», и по представлениям древних китайцев, оно находилось в центре Тянься (Поднебесной). Жители Поднебесной были «хуася» (древнее название китайцев), а все те, кто жил за пределами Поднебесной и имел другие обычаи, назывались «и ди» («иноземцы, варвары»). На протяжении веков в сознании китайцев сохранялась идея различия между китайцами и «варварами», к которым относили всех некитайцев.

Построенная императором Цинь Шихуанди (221-207 гг. до н. э.) Великая стена для защиты от постоянных набегов занимавшихся кочевым скотоводством, охотой, рыбной ловлей северных народов на китайские земли, была не только военным укреплением, но и рубежом, отделившим на два тысячелетия китайцев от «варваров». На протяжении этого времени контакты между китайцами и их северными соседями сводились лишь к принесению местными правителями дани в установленном количестве и в установленные сроки ко двору китайского императора, а также к приграничной торговле в разрешенных китайскими властями местах у проходов в Великой стене.

Взаимные обвинения между китайцами и их северными соседями вели к непрекращавшимся конфликтам, перерастанию вооруженных конфликтов в большие войны, которые часто приводили к расцвету или гибели правивших в Китае династий.

Данническая система отношений поддерживала формальное объединение между китайской империей и ее северными соседями, но в реальности она часто нарушалась отказами местных правителей приносить дань, возникавшими конфликтами и войнами. Эта проблема была в основном разрешена только после того, как маньчжуры овладели Китаем. При императоре Канси (1662-1723) после

полного подчинения Халхи (Внутренней Монголии) Великая стена потеряла свое значение оборонительного сооружения, но продолжала препятствовать осуществлению контактов между народами. В 1691 г. Канси объявил об отказе от сохранения Великой стены, от ее ремонта и охраны. Смысл этого решения заключался в том, что территория Китая расширялась за пределы Великой стены, и это событие имело эпохальное значение - правители Цинской империи таким образом создали основу современного Китая.

Император Юнчжэн (1723-1736), вступив на трон, отверг бессмысленную модель разделения народов на китайцев и «варваров» и теоретически обосновал идею «великого объединения». Маньчжуры, вступив в Китай, своими действиями вызвали большие перемены в жизни всех народов Китая, возник союз трех народов - маньчжуров, монголов, китайцев, ставший ядром китайской нации (чжунхуа миньцзу). Созданная цинскими правителями система маньчжурских, монгольских, китайских «восьми знамен» стала главной военной и политической силой в стране, опорой политической власти Цинов.

Принесенная маньчжурами национальная культура изменила тысячелетнюю китайскую культурную традицию. Так, все китайцы, независимо от их социального статуса, должны были носить маньчжурское платье, брить часть волос на голове и носить косы. Одетых в одинаковое платье и с одинаковой прической маньчжуров, китайцев, монголов нельзя было различать по национальному признаку. Влияние маньчжурской культуры проявлялось во всех областях жизни китайского общества, включая приготовление еды, развлечения, запреты, музыку, верования, названия официальных должностей в системе «восьми знамен». Следует отметить, что маньчжуры заставляли китайцев переодеваться в маньчжурское платье и сбривать волосы насильственными методами. Многие китайцы, главным образом образованные люди в Южном Китае, жестоко поплатились за отстаивание традиций и обычаев китайской культуры. Однако спустя столетие новые поколения китайцев уже утратили память о прежней китайской традиции, обычай брить волосы на голове и носить маньчжурское платье стал привычным, и даже когда во время Синьхайской революции 1911-1912 гг. китайцы обрезали косы, встречались люди, которые отказывались делать это. «Очевидно, что обычаи, присущие маньчжурской культуре,

уже полностью стали и обычаям китайской культуры» (с. 6). Маньчжурская культура также менялась под влиянием китайской культуры, и это можно рассматривать как успешный пример слияния разных национальных культур.

В Китае до утверждения Цинской династии отсутствовало четкое представление о его территориальных пределах, за исключением отдельных районов он был «государством без границ». Самой большой территория Китая была при монгольской династии Юань (1280-1367 гг. н.э.), монголы объединили под своей властью северные народы, но на деле это объединение было формальным. Система государственного управления при династии Юань имела множество недостатков, особенно в приграничных районах, где она очень слабо реализовывалась.

Отношение маньчжурских правителей к приграничным районам Китая диктовалось четким осознанием необходимости защиты территориального суверенитета, что они продемонстрировали в отношениях с Россией в течение XVII в. Тогда Китаем впервые был подписан договор с иностранным государством о разграничении территории.

На Северо-Западе, в районе Синьцзяна, джунгары беспрерывно поднимали мятежи, требовали отделения от Китая, поэтому при императоре Канси начиная с 1689 г. цинские войска вели военные действия против раскольнических сил в этом районе. После продолжавшихся в течение 70 лет военных действий эти силы были разбиты, и в правление императора Цяньлуна (1736-1795) было завершено реальное объединение Синьцзяна с Китаем. Цинские императоры овладели приграничной территорией площадью 13 млн. кв. км (с. 6). Ранее в разное время в территорию Китая были включены приграничные районы Юньнань, Гуйчжоу, Тибет. Маньчжуры распространили на присоединенные земли созданную еще Цинь Шихуанди систему государственного управления путем учреждения областей (цзюнь) и уездов (сянь).

Установленные в то время маньчжурами территориальные пределы Китая и обозначающая их пограничная линия остаются с тех пор неизменными, и в этом состоит большой вклад маньчжуров в развитие Китая, как и в том, что с тех пор название «Чжунго» перестало быть синонимом названий «хуася», «хань минь» (китайский народ) и «нэй ди» (внутренние земли). «Чжунго» стало назва-

нием великой многонациональной общности и многонационального государства. «Можно сказать, что современный Китай это - самое большое наследие, которое они (маньчжуры) оставили китайской нации» (с. 7).

В государственном управлении маньчжуры отводили особую роль культуре. Среди образованных людей всегда бытовало мнение о культуре маньчжуров как об отсталой, которую просто невозможно сравнивать с передовой китайской культурой. Действительно, в письменности и в некоторых других областях культуры маньчжуры отставали от китайцев, но по своим взглядам, духу, характеру, верованиям, эстетике, шкале ценностей китайцы не были выше их.

За все 260 с лишним лет правления в Китае маньчжурская правящая верхушка непрерывно занималась развитием культуры, обращала на нее особое внимание, училась китайской культуре, и благодаря этому Цинская империя очень быстро обрела свою мощь.

У маньчжуров в период создания своего государства не было собственной национальной идеологии государственного управления. В этот период у них возникли тесные связи с китайской культурой, проводниками которых были находившиеся на службе у маньчжуров образованные китайцы. После вторжения в Китай маньчжурские правители обратили внимание на конфуцианство, осознав, что оно поможет добиться подчинения китайского народа. В июне 1644 г., спустя месяц с небольшим после вступления маньчжуров на территорию Китая, были посланы чиновники принести жертву на могиле «великого учителя» Конфуция.

Совершение маньчжурами этого обряда означало возведение Конфуция в разряд почитаемых предков. Учение Конфуция было официально определено цинскими правителями как идеологическая основа государственного управления, конфуцианство и Конфуций заняли в Цинской империи место святынь, на которые нельзя было посягать. Тем самым они «ухватили» основу китайской традиционной культуры и смогли изменить происходившую в конце правления династии Мин сумятицу в идейной и культурной сферах жизни китайского общества. Тем самым менялись общественные нравы и обычаи.

На первое место в управлении государством маньчжурские императоры всегда ставили обучение народа, для чего в широких

масштабах создавались учебные заведения разного уровня, от столичных до уездных, в деревнях устраивались общинные школы, в «восьми знаменах» создавались школы, где обучение шло на маньчжурском и китайском языках. При правлении Канси (1662-1721) было построено 537 новых школ и восстановлено 248 школ, существовавших при династии Мин (с. 8). При Цяньлуне (1736-1795) образование получило самое большое развитие, было построено 1139 новых учебных заведений, отремонтировано и перестроено 159 (с. 8).

Выбрав в качестве определяющего содержание обучения конфуцианство, маньчжуры обратили также серьезное внимание на буддизм и даосизм, органически объединили их и принимали меры к распространению их в обществе, к тому, чтобы у подданных маньчжуров и китайцев появились общие верования.

История Цинской империи ясно показала, что важной причиной длительного сохранения стабильных отношений между маньчжурами, монголами и китайцами и сохранения спокойствия в государстве было именно идеологическое объединение народа идеями конфуцианства.

Серьезное влияние на развитие китайской культуры оказало исключительное внимание цинской власти к истории своей династии, для чего под эгидой государства создавалась специальная структура. Собирались в большом количестве ученые люди, мобилизовались государственные учреждения (ямыни). По масштабам и результатам этой работы в истории Китая не было ничего подобного. Цель такой деятельности состояла в непрерывном обобщении исторического опыта и своевременном использовании его властью на практике.

После вхождения маньчжуров на территорию Китая произошло слияние маньчжуров и китайцев и их культур. В поэзии, литературе маньчжуры не могли соперничать с китайцами, но во взглядах на культуру, в их убеждениях, что культура служит управлению государством, они превзошли китайцев и сумели создать Китай с культурой, несомненно несущей на себе глубокий отпечаток национальной маньчжурской культуры. В этом процессе участвовали все народы страны. «Изменение китайского общества в период правления династии Цин поистине неизбежный результат

совместных усилий народов Китая под руководством маньчжуров» (с. 10).

Ни одна великая личность, ни один народ не в силах творить историю не будучи ограниченным в своих действиях теми историческими условиями, в которых он это делает. Маньчжуры не могли преодолеть противоречия, существовавшие между их национальным сознанием и сознанием китайцев, китайской культурой. До вступления в Китай маньчжурский правитель выдвинул новые идеи национальной политики: «соединение маньчжуров и китайцев», «соединение маньчжуров, монголов и китайцев». После вхождения в Китай императоры Шуньчжи, Канси, Цяньлун, Юнчжэн продолжали выдвигать национальную идею великого Китая «без различия на китайцев и иноземцев» (с. 10).

В то же время маньчжурские императоры всегда ставили маньчжуров и их интересы на первое место среди остальных народов Китая. Такая политика не могла не влиять на настроения китайцев и других народов. Маньчжуры учились китайской культуре, но в то же время сохраняли чувство настороженности по отношению к китайцам. Для сохранения культурных традиций своего народа императоры пресекали соединение обеих культур, запрещали маньчжурским ванам и аристократии, включая и чиновников всех рангов, увлекаться китайской культурой, требовали сохранять государственный маньчжурский язык, ездить верхом и стрелять из лука, носить маньчжурскую одежду и украшения. Ту же цель преследовал и запрет стихийного переселения на Северо-Восток, родину маньчжуров, китайцев из внутренних районов страны, главным образом из Шаньдуна и Хэбэя, начавшийся в годы Шуньчжи и Канси. Переселенцы поднимали там целину, возделывали земли, при этом неизбежно возникал конфликт интересов с местными жителями - маньчжурами. Массовое переселение китайцев неизбежно приводило к проникновению элементов китайской культуры в местную маньчжурскую.

В 1740 г. император Цяньлун издал указ, запрещавший китайцам въезжать в северо-восточный район, который был отменен лишь спустя 160 лет императором Гуансюем. Последствиями действия этого указа было серьезное замедление экономического освоения и развития Северо-Востока. Из-за малочисленности населения возникали бреши в охране его территории, под постепенным

натиском царской России происходил захват ею территории Северо-Востока.

Маньчжуры принимали меры предосторожности не только против китайцев. Так, во времена Юнчжэна из Китая были изгнаны западные миссионеры, при Цяньлуне закрыты порты, через которые шла торговля с иностранцами. Смысл этих мероприятий заключался в том, чтобы исключить возможность возникновения связей между китайцами и иностранцами, которые могли бы угрожать правлению Цинской династии.

Проводившаяся в 70-е годы XVII в. «Великая литературная инквизиция»1 была направлена главным образом против «ученых мужей» - китайцев, в ней еще более глубоко отразилась «необъективность национальной психологии маньчжуров» (с. 10).

Ограниченность исторического сознания маньчжуров отражалась в противоречии между их культурными традициями и современностью, что проявилось в отказе маньчжурских императоров и правящей верхушки от западной научно-технической цивилизации, когда западная наука и техника начали проникать в Китай. Так, император Канси лично интересовался и изучал естественные науки, но не хотел, чтобы они применялись на практике. Во времена Цяньлуна, когда Цинская династия уже достигла расцвета своего могущества, проводилась политика «закрытых дверей», строго ограничивался импорт и экспорт, был оставлен открытым для торговли с иностранцами единственный порт в Гуанчжоу, что вызвало остановку в развитии производительных сил китайского общества. Причина была в том, что при Канси и, главным образом, при Юнчжэне маньчжурские правители отказались учиться у Запада. Они всеми силами старались сохранить национальную маньчжурскую культуру, которую считали во всем передовой и всячески стремились сохранить ее подлинное лицо.

Изначально присущий маньчжурам дух творчества постепенно перерождался в консерватизм, в удовлетворение существующим положением. При Цяньлуне, когда в стране воцарилось

1 «Литературная инквизиция» - проводившиеся в 70-е годы XVII в. гонения на современных китайских авторов и авторов прошлого, в трудах которых освещалась история завоевания маньчжурами Китая, или произведений, в которых воспевалась борьба против завоевателей или против «невежественных варваров». -Прим. реф.

спокойствие, процветала экономика, расцветала культура, император объявил новую стратегию государственного управления: сохранять существующую обстановку, не продвигаться вперед и не отступать, и тогда в Китае навечно воцарится спокойствие. Последствиями такого управления в конце правления Цяньлуна были леность чиновников, представление сановниками императору докладов о малозначимых делах, запустение в ведении государственных дел, разложение в среде чиновников, падение нравов в обществе.

Историческая ограниченность маньчжуров проявилась в их выборе феодальной деспотии как формы государственного устройства, которую они довели до совершенства.

Когда западный капитализм пришел в Китай и постучался в его двери, у маньчжурских правителей и правящей верхушки не было передовых идей и теории, они не создали новую форму государственного управления. Маньчжуры могли только упорно сохранять феодальную систему, настойчиво охранять культурные традиции своего народа, отказываться от реформ, отвергать все новые вещи, приходившие извне. Упадок маньчжуров и их окончательное поражение были неизбежными.

И.С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.