Научная статья на тему '2013.03.019. ФЕДОРОВИЧ К. ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ В 1989–2010 ГГ. FEDOROWICZ K. POLITYKA POLSKI WOBEC ROSJI, UKRAINY I BIAłORUSI W LATACH 1989–2010. – POZNAń: WYDAW. NAUK. UAM, 2011. – 343 S'

2013.03.019. ФЕДОРОВИЧ К. ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ В 1989–2010 ГГ. FEDOROWICZ K. POLITYKA POLSKI WOBEC ROSJI, UKRAINY I BIAłORUSI W LATACH 1989–2010. – POZNAń: WYDAW. NAUK. UAM, 2011. – 343 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ПОЛЬША И РОССИЯ / ПОЛЬША И УКРАИНА / ПОЛЬША И БЕЛОРУССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.03.019. ФЕДОРОВИЧ К. ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ В 1989–2010 ГГ. FEDOROWICZ K. POLITYKA POLSKI WOBEC ROSJI, UKRAINY I BIAłORUSI W LATACH 1989–2010. – POZNAń: WYDAW. NAUK. UAM, 2011. – 343 S»

2013.03.019. ФЕДОРОВИЧ К. ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ В 1989-2010 гг. FEDOROWICZ K. Polityka Polski wobec Rosji, Ukrainy i Bialorusi w latach 1989-2010. - Poznan: Wydaw. nauk. UAM, 2011. - 343 s.

Ключевые слова: постсоветский период; внешняя политика; Польша и Россия; Польша и Украина; Польша и Белоруссия.

В монографии адъюнкта Познанского университета им. А. Мицкевича К. Федоровича исследуется восточная политика Польши 1989-2010 гг., а именно - двусторонние отношения Варшавы с Москвой, Киевом и Минском. В книге, написанной на основе опубликованных официальных документов, интернет-источников и разноязычной историографии, представлен политический аспект проблемы.

Монография состоит из введения, пяти частей, заключения и библиографии. Первая часть посвящена формированию концепции восточной политики Польши в новых геополитических реалиях. Серьезные перемены в Европе и мире конца 1980-х годов стали вызовом для польских властей. Элите страны необходимо было прежде всего «порвать с наследием тоталитарного строя» (с. 39). Кроме того, изменение уклада сил в Центральной Европе и центробежные тенденции в СССР помогли полякам перестроить внешнюю политику. В сентябре 1989 г. польское правительство сформулировало программу всестороннего сотрудничества с западными государствами с целью «вернуть Польшу в Европу» (там же). Позднее предпринимались попытки войти в ЕС и НАТО. Это было западное направление польской внешней политики.

Другим направлением была восточная политика. Она отличалась наличием серьезных проблем, сложившихся исторически, а также вытекавших из распада СССР. После 1989 г. главной целью Польши был выход из сферы влияния Москвы и построение отношений с бывшими советскими республиками на новых принципах. Первостепенными считались отношения с Россией, Украиной и Беларусью. При этом Россия изначально рассматривалась как потенциальный враг Польши на Востоке, поэтому поддержка независимых Беларуси и Украины трактовалась как обеспечение безопасности от «агрессивной России» (с. 40).

Первые попытки создания основ польской восточной политики относятся к межвоенному периоду. В то время существовали две основные внешнеполитические концепции. Так, польские национальные демократы держали курс на поддержание добрососедских отношений с Россией в ущерб отношениям с другими государствами региона. Попытки реализации этого курса, по мнению автора, прослеживаются на примере польско-украинской борьбы за Львов в 1918 г. и польско-литовского конфликта (с. 40). В тот же период сформировалась и другая концепция восточной политики -антироссийская - связанная с именем Ю. Пилсудского. Сторонники последнего поддерживали сепаратистские настроения белорусов, литовцев и украинцев. Особое место в концепции пилсудчиков занимала Украина, о чем свидетельствует заключенный в 1920 г. союз Пилсудского с Петлюрой против России. Впоследствии эти идеи стали достоянием польской эмиграции, а в Народной Польше проводилась политика дружбы и сотрудничества с СССР. Кроме того, в социалистический период Варшава вынуждена была отказаться от всех территориальных претензий к восточным соседям. Польша вернулась к ним лишь после распада Советского Союза и образования независимых Беларуси, Литвы и Украины.

В 1992 г. правительство Т. Мазовецкого подписало договоры с Россией, Украиной и Беларусью, урегулировавшие взаимные политические отношения. Автор отмечает, что «это было непростое время для создания основ политики в отношении восточных соседей по причине распада СССР и невозможности предвидеть последствия этого факта» (с. 43). Поэтому современная концепция восточной политики создавалась поляками с большой осторожностью. Они считали, что в отношении республик бывшего СССР нужно придерживаться линии, близкой к политике Запада. Однако в 1993 г. польские власти еще не могли выбрать между двумя вышеуказанными идеями межвоенного периода - концепцией национальных демократов и концепцией пилсудчиков (с. 51).

Уже в 1994-1996 гг. наметился выход из кризиса в восточной политике, и поляки начали планировать расширение экономического сотрудничества с восточными соседями. В этот же период выявились геополитические расхождения между Польшей и другими государствами Восточной Европы, что проявилось в стремлении Варшавы вступить в НАТО и ЕС (там же). Во второй половине

1990-х годов были сформулированы следующие задачи польской восточной политики: поддержка балтийских государств в их желании войти в европейские и евроатлантические структуры, всесторонняя поддержка Беларуси и Украины, формирование добрососедских отношений с Россией и другими республиками бывшего СССР. К. Федорович пишет, что «дружественные отношения с восточными соседями, а также членство в западных структурах должны были стать двумя дополняющими и усиливающими друг друга элементами единой стратегии, цель которой - обеспечение гарантии безопасности Польши» (с. 67).

Во второй части книги анализируется реализация восточной политики Польши в отношении Российской Федерации. Автор выделяет четыре этапа в польско-российских отношениях: 1) 19901992 гг. - формирование юридических основ двусторонних отношений, определение главных проблем и целей; 2) 1993-1999 гг. -подтверждение противоположных геополитических целей сторон, стремление Польши стать членом НАТО при решительном противодействии России; 3) 2000-2007 гг. - доминирование исторических проблем в двусторонних отношениях, постепенное ухудшение последних; 4) 2008-2011 гг. - начало изменения политики Польши в отношении России вследствие более прагматичного подхода польской стороны к двусторонним отношениям (с. 85-86).

До конца 1991 г. в Москве существовало два центра власти -советский и российский, с каждым из которых поляки поддерживали двусторонние отношения. Автор отмечает, что в тот период времени для Варшавы приоритетными были отношения с советскими властями (с. 86). Роль укрепляющейся России и ее главы Б. Ельцина поляки тогда недооценивали. Тем не менее в ноябре 1990 г. Польша подписала Декларацию о дружбе и добрососедском сотрудничестве с РСФСР. Препятствием к установлению более тесных контактов служили неурегулированные вопросы, например, вывод советских войск из Польши, подписание дипломатического соглашения, гарантирование поставок стратегического сырья в Польшу и т.д. (с. 88). В 1992 г. был подписан двусторонний политический договор, а на рубеже 1992-1993 гг. в польско-российских отношениях наступил этап «некоторой нормализации» (с. 101). Однако старания Варшавы вступить в НАТО и ЕС ухудшили ее отношения с Москвой. Еще одной трудностью была проблема сво-

бодного перемещения российских граждан между Калининградской областью и остальной Россией. Вторая половина 1990-х годов прошла под знаком противодействия России расширению НАТО, что не помешало Польше стать членом этой организации в 1999 г.

В 2000-х годах польско-российские противоречия еще больше углубились. На первый план вышли исторические проблемы, такие как Катынь, а также современные вопросы, например, размещение в Польше элементов американской противоракетной обороны. О последнем польская сторона говорила, что это - «двусторонняя проблема США и Польши» и отказывалась от консультаций с Россией (с. 150).

В третьей части рассматривается реализация польской политики в отношении Украины. С начала 1990-х годов Украина занимала важное место в польской восточной политике. Еще в конце 1980-х годов в Польше считали, что создание независимой Украины будет иметь решающее значение для распада СССР и «эвентуального ослабления России, старающейся сохранить имперские позиции» (с. 163). 8-10 сентября 1989 г. парламентская делегация «Солидарности» приняла участие в I съезде «Народного руха Украины за перестройку», посвященном формированию новой украинской государственности. Выступления польских участников были приняты с энтузиазмом. Именно тогда начали закладываться основы новых польско-украинских отношений. Существенным шагом на пути к установлению дружественных контактов стала первая в истории, хоть и неофициальная, встреча польских и украинских парламентариев 4-5 мая 1990 г. в Яблонне, под Варшавой. Она положила начало парламентскому диалогу между двумя странами.

1 декабря 1991 г. Украина была признана Польшей де-юре. Период с декабря 1991 г. до середины 1993 г. прошел под знаком формирования правовых основ двусторонних отношений и первых официальных визитов. С середины 1993 г. польско-украинские отношения «вошли в фазу охлаждения» (с. 164). Автор отмечает негативное воздействие на указанные отношения ряда исторических проблем, таких как «волынская резня» и акция «Висла» (с. 210211). В целях улучшения двусторонних отношений 21 марта 1994 г. была подписана Декларация о принципах формирования польско-украинского партнерства. Но этот шаг не принес существенных

изменений, так как в июле 1994 г. новым президентом Украины стал Л. Кучма, декларировавший восстановление тесных связей с Россией. Польско-украинские отношения стали более динамичными лишь в 1996 г., началось серьезное стратегическое партнерство Польши и Украины. Киев не был против вступления Польши в НАТО, а Польша в свою очередь способствовала подписанию документа об отношениях НАТО и Украины. В июле 1997 г. по инициативе президента Польской Республики А. Квасьневского была подписана Хартия об Особом партнерстве между НАТО и Украиной (с. 194). Но после «оранжевой революции» на Украине рубежа 2004-2005 гг. польские политики утратили веру в своего украинского партнера. «Революция» показала, что Украина «еще не готова к баталиям на тему своего геополитического выбора» (с. 224).

Четвертая часть посвящена реализации восточной политики Польши в отношении Беларуси. В отличие от польско-российских и польско-украинских отношений, отношения Польши с Беларусью были «менее динамичными» (с. 225). Отчасти это связано с негативным отношением Варшавы к правительству А. Лукашенко. Автор задается вопросом о том, не является ли Беларусь «менее ценным» партнером для Польши, чем Россия и Украина (там же). Он отмечает, что в истории не осталось трагических польско-белорусских конфликтов, и их отсутствие сыграло положительную роль в установлении дипломатических отношений между демократической Польшей и обретавшей независимость Республикой Беларусь. Однако уже в ноябре 1990 г. начались первые трудности в польско-белорусских отношениях. Именно тогда белорусские дипломаты отказались юридически подтвердить существовавшую между указанными странами границу. Они заявили, что в 1945 г. не давали согласия на ее установление. Соглашение о границе было подписано правительством СССР, а не белорусскими властями. Кроме того, белорусы предложили подписать декларацию, из которой вытекало бы, что Белостокский регион является этнически белорусской землей, и создать в Польше национальный белорусский округ. Поляки в свою очередь предложили тезис о нерушимости границ и отсрочили обсуждение других вопросов. Впоследствии выяснилось, что и многие другие проблемы белорусы трактуют иначе, чем поляки.

Официально Польша признала независимую Республику Беларусь 27 декабря 1991 г., и это сопровождалось некоторой «оттепелью» в двусторонних отношениях. Варшава даже рассматривала Минск как «одного из важнейших партнеров в политическом и экономическом плане» (с. 228). Но спорные вопросы вскоре ухудшили их отношения. Более того, как отмечает автор, поляки в 1993-1994 гг. не обращали внимания на Беларусь, так как она «не являлась приоритетом восточной политики и ее роль не была заметна, так же как и ее опасения, связанные с польскими атлантическими стремлениями» (с. 236).

В геополитическом смысле отношения Польши и Беларуси испортил вопрос о расширении НАТО. Белорусские власти опасались вступления в эту организацию Польши, так как в этом случае территория НАТО стала бы граничить с Беларусью, и особенно боялись размещения в Польше военных объектов Альянса. В целом Варшава проводила в отношении Минска политику так называемого «критического диалога», которая потерпела фиаско из-за конфликта по поводу польского меньшинства в Беларуси, а также из-за того, что Минск «делал упор на развитие экономических отношений, полностью игнорируя политическую сферу, чего Польша не могла принять» (с. 274).

В пятой части рассматриваются перспективы восточной политики Варшавы в отношении Москвы, Киева и Минска. На протяжении последних 20 лет польскую восточную политику определяет состояние польско-российских отношений, которые изначально являлись для Варшавы самыми важными и наиболее трудными. Особую роль в этих отношениях сыграла трагическая гибель президента РП Л. Качиньского и членов польской делегации в авиакатастрофе под Смоленском в апреле 2010 г. Она позволила полякам вернуться к обсуждению польско-российских исторических противоречий, создала новые трудности. Автор считает, что в целях нормализации двусторонних отношений польской стороне необходимо в меньшей степени обращаться к историческим проблемам, а Россия должна учесть, что Польша «является полноправным членом Европейского союза и государством, которое уже не рассматривает Россию как своего естественного врага» (с. 301).

Формирование отношений с Украиной является для польской стороны сложной проблемой. Тезис Варшавы о поддержке Киева в

целях обеспечения собственной безопасности породил миф об исключительном характере польско-украинских отношений. Польша хотела создать Украинское государство по своему подобию, не понимая существенных различий в своем развитии и развитии Украины. А насильственное «втягивание» Украины в ЕС и НАТО не принесло этой стране положительных перемен в общественно-политической сфере. Поэтому Польше необходимо понять, как считает К. Федорович, что Украина не может пойти ее путем. Опыт последних 20 лет показывает, что эти страны «выбрали разные пути политико-экономического развития» (с. 307).

Для формирования добрососедских польско-белорусских отношений главным препятствием является режим А. Лукашенко. Положительным моментом указанных отношений было вовлечение Беларуси в 2009 г. в новую программу Европейского союза «Восточное партнерство», однако «позитивные эффекты сотрудничества в рамках этой программы зависят от позиции белорусских властей» (с. 309).

Автор приходит к выводу о том, что политика Польши в отношении России, Беларуси и Украины последнего двадцатилетия «прочно вписалась в концепцию польской внешней политики» (с. 310). Это было время установления дипломатических отношений с новыми субъектами международного права в атмосфере недавно полученного суверенитета и надежд на возможность реализации задач внешней политики.

В целом политика Польши в отношении России, Украины и Беларуси в 1989-2010 гг. «характеризовалась отсутствием общей концепции, учитывающей специфику каждого из этих государств» (там же). Не были предприняты усилия по созданию целостной концепции восточной политики. Поэтому в ней доминировали положения, которые невозможно было реализовать, краткосрочные программы, созданные «без глубокого анализа (ситуации. - Реф.) и ощущения ответственности» (с. 310-311). Сложные отношения с Россией, Украиной и Беларусью использовались в политическом контексте, что делало их крайне напряженными. В то же время К. Федорович полагает, что Варшава в отношениях с Москвой, Минском и Киевом «имеет немалые достижения, которые... могут способствовать созданию новой и эффективной модели сотрудни-

чества Европейского союза и государств постсоветского пространства» (с. 313).

О. В. Бабенко

2013.03.020. ВЛАДЖА Кл. ФРАНЦИЯ И КОНФЛИКТ ИЗ-ЗА МАЛЬВИНСКИХ ОСТРОВОВ: КОНТРАСТ МЕЖДУ ДИПЛОМАТИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ.

VLAGEA CL. La France et le conflit des Malouines: une position contrastée entre diplomatie et politique // Rev. d'histoire diplomatique. -P., 2011. - N 4. - P. 361-377.

Ключевые слова: Франция; Мальвинский кризис; дипломатия; политика.

Статья выпускницы аспирантуры Института политических исследований (Париж) по специальности «История международных отношений» Кл. Владжа, написанная на основе неопубликованных архивных материалов, периодики и разноязычной историографии, посвящена позиции Франции по поводу конфликта Аргентины и Великобритании из-за Мальвинских (Фолклендских) островов. Цель автора - показать противоречия между мнением МИД Франции и позицией ее президента на примере вмешательства страны (на уровне официальных заявлений) в Мальвинский кризис (с. 361).

Противоречия Великобритании и Аргентины из-за Мальвин-ских1 островов начались в первой половине XIX в. А в конце XX в. аргентинцы решили использовать народное негодование по поводу захвата Великобританией данных островов, которые считали своими, и 2 апреля 1982 г. высадились на Мальвинах. Еще в ночь на 2 апреля, когда аргентинский десант только-только начал военную операцию, информированный об этом президент Франции Ф. Миттеран стал интересоваться юридическим статусом островов. Главный специалист по юридическим вопросам в Министерстве иностранных дел Франции Ж. Гийом считал возможными две интерпретации этого события. Если использовать территориальный критерий, то острова должны принадлежать Аргентине. А если при-

1 Автор статьи Кл. Владжа в отношении Мальвинских (Фолклендских) островов использует только название Мальвинские о-ва. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.