ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДК 94(47)«199»
Я.С. Петрова
Российско-польские отношения в 90-е годы XX века
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы развития межгосударственных отношений России и Польши в годы президентства Б.Н. Ельцина (1991-1999 гг.). Анализируется нормативно-правовая база двустороннего сотрудничества. Проводится сравнительное исследование подходов министров иностранных дел России А.В. Козырева и Е.М. Примакова к российско-польским отношениям.
This article presents the main tendencies and development problems of state-to-state relations between Russia and Poland during the presidency of Boris Yeltsin (1991-1999). The author analyses the legislative and regulatory framework of bilateral cooperation, and conducts comparative research of Russian ministers of foreign affairs Andrey Kozyrev and Yevgeny Primakov approaches to their strategy for the Russian-Polish relations.
Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Польша, российско-польские отношения, внешняя политика, вступление Польши в НАТО, Калининград, газопровод «Ямал-Европа».
Key words: The Russian Federation, The Republic of Poland, Russian-Polish relations, foreign policy, Polish accession to NATO membership, Kaliningrad, gas pipeline «Yamal-Europe».
Исторические судьбы российского и польского народов были тесно связаны на протяжении последних веков. Россия играла значимую роль в польской истории и де факто определяла ее дальнейшее развитие. Поэтому исторически сложилось так, что отношения между двумя государствами были, и по сей день остаются, весьма напряженными.
Современный этап российско-польских отношений начался с визита в Москву в мае 1992 г. президента Польши Л. Валенсы, в ходе которого между Российской Федерацией и Республикой Польша был подписан Договор о дружественном и добрососедском сотрудничестве [5]. Это произошло в условиях новой геополитической реальности, вызванной распадом Советского Союза в конце 1991 г., а также ликвидацией Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи.
© Петрова Я.С., 2015
149
Социально-экономические и политические преобразования в обеих странах, формирование нового международного порядка, заставившие Россию и Польшу по-новому оценивать их международные позиции и перспективы взаимоотношений, а также историче-историческое наследие, стали первопричиной перемен, в том числе сложностей и конфликтов в российско-польских отношениях.
Россия и Польша перестали быть соседями в геополитическом плане. Они пространственно отделились друг о друга. Их разделяют новые независимые государства - Белоруссия и Украина. Вместе с тем Россия и Польша имеют общую границу в районе Калининградской области.
Распад СССР привел к тому, что Россия оказалась в новой, неблагоприятной для нее геополитической и экономической ситуации, а переход от плановой экономики к рыночной привел страну к сильнейшему экономическому кризису. Международный вес и статус России резко снизились и ослабли. Встал вопрос о новом самоопределении России в Европе и мире. Польша же достаточно быстро самоопределилась как составная часть Запада, переориентировавшись на него в военно-политическом и экономическом отношении. Таким образом, произошла перестройка геополитических интересов двух стран.
Политика Польши была направлена на скорейшее вступление в евроатлантические структуры и тесные отношения с западными странами. В отношении России со стороны Польши всячески фокусировалось внимание на тяжёлом историческом наследии.
Обе стороны вначале полагали, что стратегические интересы обеих стран не будут противоречивыми, а их реализация будет способствовать развитию сотрудничества. Б.Н. Ельцин заявил, что новая политика основывается на принципах уважения суверенитета, невмешательства, равноправия, партнерства, взаимного учета коренных интересов. Россия декларировала искреннее стремление к «историческому прорыву», «новой эпохе», «новому летоисчислению» в отношениях с Польшей [10, с. 21-26].
В тот период основную роль в процессах определения внешнеполитической линии России играли министры иностранных дел А. В. Козырев (1990-96) и Е.М. Примаков (1996-98). Сравнительное исследование их подходов к российско-польским отношениям позволяет на конкретно-историческом материале выявить основные тенденции российской внешней политики 1990-х гг., что важно для формирования всесторонней картины внешней политики России периода президентства Б.Н. Ельцина (1991-99) и для развития российско-польских отношений на современном этапе.
А.В. Козырев целью российской политики в отношении Польши и некоторых стран Центральной Европы определил сохранение уже
150
существующей инфраструктуры взаимных отношений при одновременном изменении основ, на которые эти отношения опирались. Он заявил, что отношения должны носить «демократический характер, исключающий какой-либо диктат или неравенство» [19]. Вместе с тем А. В. Козырев выступал против участия этих стран в НАТО.
Основным моментом, определяющим российско-польские отношения 1992-1993 гг., стал вопрос вывода российских вооружённых сил с польской территории. Несмотря на возникавшие трудности в связи с внутриполитическими проблемами в обеих странах, российская сторона обеспечила выполнение своих обязательств. Принципиально важным для Польши было то, что Россия согласилась вывести войска без предъявления каких-либо дополнительных требований, ограничивающих польский суверенитет на международной арене [2]. В целом, по российским данным, из Польши были выведены около 46 тыс. военнослужащих, 685 танков, 965 бронированных машин, 440 орудий и минометов калибра свыше 120 мм, 300 самолетов, 134 вертолета [1].
Также значимыми событиями и достижениями данного периода стал перевод торгово-экономических отношений на рыночную основу, раскрытие и публикация документов о катынской трагедии, доступ польской стороны к российским архивам.
В этот период начинает развиваться межрегиональное сотрудничество. Так, в мае 1992 г. заключается Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша «О сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и северо-восточных воеводств Республики Польша» [12]. В октябре 1992 г. между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша было подписано «Соглашение о сотрудничестве региона Санкт-Петербурга и регионов Республики Польша» [13].
В августе 1993 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Варшаву, в ходе которого Л. Валенса смог убедить Б.Н. Ельцина в том, что Польша вправе самостоятельно решать вопрос о своем вступлении в НАТО. Однако позже МИД РФ опроверг это заявление и смягчил формулировку. В Совместной российско-польской декларации было записано: «Президенты затронули вопрос о намерении Польши вступить в НАТО. Президент Л. Валенса изложил известную позицию Польши на этот счет, что было воспринято президентом Б. Ельциным. В перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России» [11, с. 15-16].
Во время визита президенту Польши были вручены копии документов о катынской трагедии, «в атмосфере взаимопонимания и
151
доброй воли были выяснены обстоятельства катынского преступления» [14, с. 14]. Президент России, стоя у Катынского креста в Варшаве, негромко произнес: «Простите, если можете» [8, с. 5Б].
В рамках визита были подписаны следующие документы:
- соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования [15];
- договор о торговле и экономическом сотрудничестве [6], в котором говорится о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле (для участников внешнеторгового обмена со всеми формами собственности), развитии кооперации в области производства, взаимных инвестициях, создании совместных предприятий со смешанным капиталом.
- соглашение о создании системы газопроводов для транзита российского газа через польскую территорию и о поставках газа в Польшу [16]. Соглашение о строительстве польского участка газопровода «Ямал-Европа» премьер-министр Польши Х. Сухоцкая окрестила «контрактом века». Оно имело важный внешнеполитический аспект, так как на тот момент 100 % транзита российского газа в Европу осуществлялось через украинскую территорию.
Визит Б.Н. Ельцина в Польшу завершает создание правовой базы российско-польских отношений на новых основах. Итого в ходе поездки Л. Валенсы в Москву и Б.Н. Ельцина в Варшаву в общей сложности было подписано около 20 различных документов, регулирующих практически все стороны отношений.
После того, как в 1993 г. президент Польши Л. Валенса (1990— 95) добился принципиального согласия на вступление своей страны в НАТО, российская дипломатия стала критически оценивать перспективы расширения альянса на Восток. Основным аргументом А. В. Козырева было то, что НАТО пока не сумело адаптироваться к новой геополитической реальности и продолжает действовать по логике холодной войны. При этом, Россия не проявляла должного интереса к европейской интеграции Польши: сближению Брюсселя и Варшавы.
Варшава с 1 января 1994 г. начинает последовательно реализовывать Европейское соглашение, предусматривавшее ассоциацию Польши с Европейскими сообществами. Курс на вступление в ЕС был подтвержден Национальной стратегией интеграции 1996 г.
Начиная с этого момента, Польша стала выстраивать отношения с Россией исходя из приоритетности взаимодействия со странами - членами НАТО и ЕС, таким образом, отодвигая российскопольское сотрудничество на второй план. Это сильно ударило по внешнеэкономическим связям. «Любые инициативы и действия в отношении России, как правило, согласовывались с НАТО, США и ЕС» [3, с. 25].
152
По инициативе польской стороны с целью преодоления недоверия России по отношению к польским планам начались переговоры о развитии военно-технического сотрудничества. Однако большинство договоренностей так и остались на бумаге.
Ухудшению отношений способствовали различные политические демонстрации обеих сторон: отсутствие польского президента на праздновании в Москве 50-й годовщины победы над фашистской Германией, отмена визитов Б.Н. Ельцина на празднование 50-летия Варшавского восстания и 50-й годовщины освобождения нацистского лагеря уничтожения в Освенциме, а также его отсутствие на церемонии закладки первого камня в фундамент памятника расстрелянным польским военнопленным в Катыни.
С приходом к власти президента А. Квасьневского (1995-2005) в конце 1995 г. началась тенденция к некоторому оживлению двусторонних отношений.
Приближающиеся президентские выборы и непопулярность А. В. Козырева привели к тому, что Б.Н. Ельцин был вынужден отправить его в отставку, несмотря на то что он много лет был членом ельцинской команды. Сменивший на посту А. В. Козырева и сыскавший репутацию критика концепции однополярного мира Е.М. Примаков обозначил новый этап российской внешней политики. В марте 1996 г. он совершил первый за восемь лет официальный визит в Польшу, продемонстрировав тем самым своё внимание к диалогу с Варшавой. В ходе переговоров Москва вновь выразила своё принципиальное несогласие с перспективой вступления Польши в НАТО. При этом Е.М. Примаков позитивно высказывался о возможностях укрепления европейских структур и включения в них новых членов, в том числе Польши.
В апреле 1996 г. состоялся первый официальный визит президента Республики Польша А. Квасьневского в Россию, в рамках которого он посетил Иркутск и Нижний Новгород.
Несмотря на то что именно в этот период Польша стала членом альянса, Е.М. Примаков продолжил налаживание конструктивного диалога с польской стороной, основываясь на принципах новой политической реальности. Высоко оценивая перспективы развития двусторонних гуманитарных и экономических контактов, Е.М. Примаков стал одним из инициаторов заключения Соглашения о молодёжном сотрудничестве [17], способствовал интенсификации экономических отношений Калининградской области с Польшей.
Польское руководство пыталось отделить болезненный вопрос безопасности от внешнеэкономических отношений. Благодаря усилиям левого правительства В. Чимошевского в этот период характерен рост польского экспорта в Россию и положительная динамика взаимного товарооборота в целом. Однако существенным негативным фактором того периода стало блокирование возможности от-
153
крытия филиалов российских банков в Польше и доступа их на польскую биржу ценных бумаг.
В ответ на эти действия с российской стороны начались попытки активизации отношений, в частности Россия предложила создать зону свободной торговли и ввести безвизовый режим. Но это предложение было отвергнуто, также осталась нереализованной Комплексная программа развития российско-польских отношений 1996 г.
Во второй половине 90-х гг. в российско-польских отношениях была закрыта долговая проблема, которая осталась в наследство от СССР и ПНР. Россия погасила задолженность поставками спецтехники [4, с. 70].
В 1996 г. между Россией и Польшей возник конфликт в связи с российским предложением создать транспортный коридор Гродно -Калининград («сувалкский коридор») как альтернативу литовскому маршруту. Превращение Калининградской области в эксклав поставило перед российскими властями проблему связи области с исторической Россией. Местные польские власти дали согласие на строительство «сувалкского коридора», однако центральные власти Варшавы наложили вето на это соглашение, считая, что такой коридор является нарушением суверенитета страны.
Российско-польские отношения резко ухудшились в связи с приходом к власти в сентябре 1997 г. коалиционного правого правительства во главе с Е. Бузеком. Дефолт 1998 г. был неверно оценен министром финансов Л. Бальцеровичем как «вползание» российской экономики в затяжной кризис, который может иметь самые серьезные последствия для польской экономики [4, с. 72]. Польским экспортерам было рекомендовано минимизировать сотрудничество с Россией. Также с польской стороны был ужесточен пограничный контроль в отношении россиян, посещающих Польшу.
В связи с приближающимся вступлением Польши в НАТО Варшава стала открыто проводить политику антагонизации взаимных отношений при помощи различного рода недружеских заявлений и действий, демонстрируя идеологически-политический подход к экономическим отношениям с Россией.
О снижении роли и места Польши в российской внешней политике свидетельствовал тот факт, что в течение восьми лет (19942001) не было ни одного официального визита Президента России в Польшу и шести лет - премьер-министра.
А. Квасьневский в июне 1998 г. с неофициальным визитом посетил Москву, в ходе которого в том числе встретился с президентом России. Во время беседы А. Квасьневский заявил, что «мы соседи -на всю жизнь» [9], но не в ущерб отношениям с Западом. Он подчеркнул, что дискуссия на тему членства Польши в НАТО должна быть закрыта, так как это уже необратимый факт. Вместе с тем «президенты остались на своих позициях» по данному вопросу [9].
154
Вопрос расширения НАТО по-прежнему разделял Варшаву и Москву, но уже не так сильно влиял на взаимные отношения, особенно после того как Россия, поставленная перед фактом неизбежности этого процесса, приступила в начале 1997 г. к переговорам с Североатлантическим альянсом, которые завершились в мае подписанием соглашения Россия-НАТО [7, с. 243-245].
В этот же период Е.М. Примаков выступает сторонником ведения диалога между Россией и Польшей в рамках ОБСЕ, где польской стороне предстояло председательствовать в 1998 г. В этой связи можно говорить и об определённом сотрудничестве между Польшей и Россией на белорусском направлении - именно в 1998 г. было открыто официальное представительство ОБСЕ в Минске, чему в т. ч. способствовали совместные усилия Москвы и Варшавы. Глава российского МИД сумел выстроить рабочие отношения со своим польским коллегой Б. Геремеком (1997-2000), которого стремился привлечь к решению проблемы Косово совместно с Россией, создавая, таким образом, позитивную повестку в переговорах Москвы и Варшавы. Югославский кризис и внутриполитическая ситуация в России привели к тому, что Е.М. Примаков не смог реализовать все свои инициативы в отношении Польши, а в сентябре 1998 г. покинул пост главы МИД и возглавил правительство России.
Сравнивая место Польши во внешнеполитических подходах А. В. Козырева и Е.М. Примакова, следует отметить, что для обоих министров российско-польские отношения никогда, разумеется, не стояли на первом месте. Однако если для А. В. Козырева диалог с Варшавой был важен в первую очередь в более широком контексте отношений России с США и с Западом в целом, то для Е.М. Примакова польское направление имело самостоятельную ценность и было одним элементов многовариантности российской дипломатии, её стремления строить многополярный мир [2].
Вступление Польши в Североатлантический альянс было воспринято польским общественным мнением как поражение России, поскольку ей не удалось, несмотря на все попытки, воспрепятствовать изменению геополитического положения Польши [4, с. 75]. Польша, таким образом, реализовала свои стратегические цели.
Оптимистические прогнозы о том, что вступление Польши в НАТО приведет к улучшению российско-польских отношений, не оправдались. Польская сторона продолжала политику антагониза-ции России. В феврале-марте 1999 г. возник скандал в связи с тем, что польские власти отказали 15 российским бизнесменам в получении временного вида на жительство в связи с тем, что они угрожают национальной безопасности Польши. Россия в ответ на этот шаг предупредила о возможной высылке некоторых крупных польских предпринимателей, работающих в России.
155
В январе 2000 г. МИД Польши потребовал высылки девяти российских дипломатов, обвинив их в проведении на территории Польши разведывательной деятельности. МИД России расценил эту акцию польских властей как беспрецедентный шаг [18]. В ответ на этот недружественный акт Москва приняла решение выслать девять сотрудников польского посольства.
Тогда же группа поляков ворвалась на территорию Генерального консульства России в Познани, сорвала и растоптала российский флаг и оставила антироссийские надписи на здании консульства. Польская полиция присутствовала, но бездействовала. В тот же день подобные демонстрации были организованы в Гданьске, Кракове и Варшаве.
Инцидент привел к взрыву антипольских настроений в России. Несмотря на извинения польских властей, никто наказан не был. Это привело к очередному обострению российско-польских отношений, впоследствии чего был отменен запланированный визит в Польшу министра иностранных дел России И. Иванова, российский посол был отозван на консультации в Москву.
В результате эти негативные события помешали формированию по-настоящему добрососедских, партнерских связей.
Подводя итоги, следует отметить, что в 90-е гг. XX в. впервые за 300 лет была открыта новая страница отношений демократических независимых государств - России и Польши. Годы президентства Б.Н. Ельцина стали весьма непростым этапом в истории развития двусторонних связей. Среди достижений российскопольского взаимодействия рассматриваемого периода следует назвать определение сторонами взаимных интересов в различных областях сотрудничества, создание нормативно-правовой базы межгосударственных отношений, регулирующих практически все сферы взаимодействия.
Оценивая российско-польские отношения в 90-е гг., можно констатировать, что обе страны оказались в схожем переходном положении. С одной стороны, это их сблизило, а с другой - еще больше отдалило. Свою роль в этом сыграло то, что происходившие в России и Польше перемены ощущались по-разному и, не смотря на их общее сходство, все-таки не были идентичными. Прежде всего, расходились внешнеполитические цели двух стран.
Список литературы
1. Баранец В.Н. Генштаб без тайн. - URL: militeria.lib.ru (дата обращения: 12.03.2015).
2. Бруневич Д.С. Становление и развитие российско-польских отношений в 1990-е гг.: от идеализма Козырева к Realpolitik Примакова // Мир и политика. -2012. - 17 окт. - URL: http://mir-politika.ru/1620-stanovlenie-i-razvitie-rossiysko-polskih-otnosheniy-v-1990-e-gg-ot-idealizma-ozyreva-k-realpolitik-primakova.html (дата обращения: 12.03.2015).
156
3. Бухарин Н.И. Россия-Польша: Опыт двадцатилетних отношений: 90-е годы ХХ в. - первое десятилетие XXI века. - СПб., 2013.
4. Бухарин Н.И. Российско-польские отношения: 90-е годы XX в. - начало XXI в. - М., 2007.
5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дру-
жественном и добрососедском сотрудничестве от 22.05.1992 г. // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;
n=19229 (дата обращения: 12.03.2015).
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве от 25.08.1993 г. // Консультант Плюс. -URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=19122 (дата обращения:12.03.2015).
7. Менкишак М. Польская политика в отношении России в 1989-2002 гг. // Центрально-Европейский ежегодник 2003. Вып. 1. Международные отношения и безопасность. - М., 2003.
8. Московские новости. - 1994. - 10-14 апр. - №15.
9. Российская газета. - 1998. - 30 июня.
10. Россия-Польша. Визит Л. Валенсы в Россию // Дипломатический вестник. - 1992. - № 12.
11. Россия-Польша. Визит Б.Н. Ельцина в Польшу // Дипломатический вестн. - 1993. - № 17-18.
12. Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша «О сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и северо-восточных воеводств Республики Польша» от 22.05.1992 г. // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_124416/ (дата обращения: 12.03.2015).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве региона Санкт-Петербурга и регионов Республики Польша от 22.10.1992 г. // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=19680 (дата обращения: 12.03.2015).
14. Совместная российско-польская декларация. Варшава, 25 авг. 1993 г. // Дипломатический вестн. - 1993. - № 17-18.
15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави-
тельством Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25.08.1993 г. // Консультант Плюс. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=23116 (дата обращения: 12.03.2015).
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о создании системы газопроводов для транзита российского газа через территорию Республики Польша и поставках российского газа в Республику Польша от 25.08.1993 г. // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=19238 (дата обращения: 12.03.2015).
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о молодежном сотрудничестве от 09.04.1996 г. // Консультант Плюс. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=19611 (дата обращения: 12.03.2015).
18. Сообщение на сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации. - URL: http://mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e
700419c7a/432569d80022027e432569e60030a534!0penDocument (дата обращения: 12.03.2015).
19. Polytika. - 1993. - № 36.
157