Научная статья на тему '2013. 03. 018. Малле С. Экономическая модернизация и диверсификация в России. Ограничения и проблемы. Malle S. economic modernisation and diversification in Russia. Constraints and challenges // Journal of Eurasian studies. – 2013. – n 4. – Р. 78–99. – Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Euras. 2012. 07. 004'

2013. 03. 018. Малле С. Экономическая модернизация и диверсификация в России. Ограничения и проблемы. Malle S. economic modernisation and diversification in Russia. Constraints and challenges // Journal of Eurasian studies. – 2013. – n 4. – Р. 78–99. – Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Euras. 2012. 07. 004 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ / ПОДХОД «СВЕРХУ ВНИЗ» / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 03. 018. Малле С. Экономическая модернизация и диверсификация в России. Ограничения и проблемы. Malle S. economic modernisation and diversification in Russia. Constraints and challenges // Journal of Eurasian studies. – 2013. – n 4. – Р. 78–99. – Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Euras. 2012. 07. 004»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2013.03.018. МАЛЛЕ С. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В РОССИИ. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

MALLE S. Economie modernisation and diversification in Russia. Constraints and challenges // Journal of Eurasian studies. - 2013. - N 4. -Р. 78-99. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.euras.2012.07.004

Ключевые слова: Россия; модернизация; развитие науки и технологий; подход «сверху вниз»; институциональные условия.

Рассматривая модель российского инновационного развития, С. Малле, эксперт Центра международных исследований Университета Вероны (Италия), считает ее жизнеспособность «проблематичной». Финансовый кризис 2008-2009 гг. высветил главные слабости доставшейся по наследству советской экономической системы, среди которых основное место занимает зависимость от цен энергии / топлива, товарного экспорта и мирового экономического роста. По сравнению с другими развивающимися экономическими системами, которые оказались менее подверженными влиянию шоков международной экономики, Россия все еще не оправилась от удара. Несмотря на большие субсидии правительства и гарантии государства для крупных предприятий, частные и государственные инвестиции заметно упали, снизились также ВВП и объем промышленного производства соответственно на 7,8 и 10,8% в 2009 г. Это худший результат в рамках групп БРИКС и «большой двадцатки» (G 20).

Третий срок президента В.В. Путина начался с новых директив экономической политики, направленных на развитие курса модернизации и инновационного развития. Однако вызывает сомнение, например, то, что Указ Президента от 7 мая 2012 г. действительно

нацелен на удовлетворение потребностей промышленного сектора экономики в технологическом обеспечении1 и что этот указ поддержан последовательной политикой других структур правительства. Не ясно, в какой степени политика, определяемая указом, ориентирована на открытую экономику, так как членство в ВТО и его экономические эффекты в указе не упомянуты.

Очевиден также избирательный подход к инновациям. В качестве приоритетов выделены авиационная промышленность, космические исследования, фармацевтическая отрасль и медицинское оборудование, кораблестроение, электроника. Социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока появляется в качестве приоритета в планировании транспортной инфраструктуры, но вряд ли можно ограничиваться одной областью, учитывая природу транспортной логистики в большой стране, когда затраты могут неожиданно вырасти.

Важные изменения предусматривает новая редакция российского Гражданского кодекса, в числе которых - требования большей прозрачности для отчетности корпораций, более четкие определения понятий общего права обязательств и долгов, прав собственности на недвижимое имущество (которые должны передаваться вместе с продаваемым помещением как интегрированный объект сделки), ответственность поставщиков интернет-услуг и т.д.2 Приняты и обсуждаются и другие законы. Очевидно, реформы займут определенное время, но, как отмечает автор, действительно «наблюдается процесс изменений институционального обеспечения предпринимательской деятельности после многих лет бездействия» (с. 83).

В то же время создается впечатление, что проекты инновационного развития (такие как «Концепция 2020») приняты к реализации по необходимости, и в текстах ориентация на непосредственные показатели, кажется, преобладает над соображениями выполнимости каждой программы. Во всех программах (как в тех, что продви-

1 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. - Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г.

Законопроект № 47538-6/4 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (по состоянию на 20.03.2013 - на рассмотрении). - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=47538-6

гались в период президентского срока Д.А. Медведева, так и в тех, что продвигаются в период президентского срока В.В. Путина) неявно просматривается ключевая мысль о том, что без вмешательства государства развитие замедлится или прекратится. Это относится, в том числе, и к двум главным программам - «Сколково» и Агентство стратегических инициатив.

В период президентского срока Д.А. Медведева все усилия, направленные на модернизацию и инновационное развитие, приводили главным образом к результатам в организационном плане и декларациям о намерениях. Одним из крупных достижений такого рода стал наукоград «Сколково» - эквивалент Силиконовой долины в России. Меморандум о намерениях был подписан с американским Мичиганским технологическим институтом (Michigan Institute of Technology - MIT). «Сколково» получило ряд преференций во многих областях, включая распределение земли, материальное обеспечение, связанное с жилым фондом и офисами, а также упрощенные процедуры лицензирования. По классификации теории инновационного развития в этом случае наблюдается типичный для России подход движения «сверху вниз» (нисходящие потоки инновационных ресурсов).

Проектная стоимость для бюджета с 2011 до 2014 г. была оценена приблизительно в 3 млрд. долл. (распределяемых между 47 фондами): не столь большое бремя по сравнению, например, с расходами на модернизацию вооруженных сил (более чем 650 млрд. долл. к 2020 г.). Государственные расходы на поддержание «Сколково» будут уменьшаться каждый год: от 27,1 млрд. руб. в 2012 г. до 17,1 млрд. руб. в 2013 г. с расчетом на то, что постепенно частные фирмы будут входить в проект и участвовать в финансировании (с. 85). Предполагается, что уже в ближайшее время резидентские компании Сколково будут развиваться, создавать совместные предприятия с российскими и зарубежными партнерами без дополнительной поддержки со стороны государства.

Однако крупные иностранные компании не спешат участвовать в финансировании проекта «Сколково». BP, например, в конце сентября 2011 г. неожиданно вышла из проекта «Интенсификация теплопередачи и катализа», где она должна была участвовать 50/50 в объеме 6,7 млн. ф. ст. в соответствии с соглашением с администрацией Сколково (с. 85). Российские государственные компании

также не стремятся заключать соглашения со «Сколково». Такие компании, как «Лукойл» и «Камаз», которые передали на развитие в «Сколково» собственные программы НИОКР, возможно, не имели другого выбора. Интересно, что после критических комментариев Д. А. Медведева в марте 2012 г. было решено, что ряд российских государственных компаний передадут Фонду развития Сколково по 1% своих НИОКР.

Несмотря на названные выше проблемы, официальный отчет по Сколково был умеренно успешен: 427 зарегистрированных компаний-резидентов, 100 грантов на общую сумму 6,3 млрд. руб. и присутствие 17 крупнейших транснациональных корпораций, в основном из области информационных технологий и телекоммуникаций (с. 85-86).

Однако открытым остается вопрос относительно того, сможет ли этот и подобные проекты, которые также обсуждаются в некоторых регионах, создать критическую массу действительно новых высокотехнологических проектов, процессов и продуктов, чтобы начать формировать спрос на инновации, распространение новых методов во всей экономике, чтобы поднять Россию до уровня по крайней мере двух других основных экономических систем БРИКС - Китая и Бразилии, - которые двигаются к инновационной экономике намного быстрее. В период с 2010 по 2011 г. Китай поднялся в глобальном рейтинге инноваций с 43-го до 29-го места, а Бразилия с 68-го до 47-го места. Россия в 2011 г. все еще отставала от этих стран, хотя ее положение тоже несколько улучшилось за тот же период: с 64-го до 56-го места.

В целом недостаток экспертизы в оценке инновационных проектов признается и самими администраторами проектов. Действительно, какие могут быть «независимые» эксперты и ревизоры в российском контексте? Но этот вопрос не самый главный.

Существуют проблемы с традиционной промышленной политикой, которые в России не следует игнорировать. Во-первых, известно, что инновации создаются только в конкурентной среде. Немногие участвовали бы в дорогостоящих (и не всегда или сразу же успешных) исследованиях и разработках, если бы боялись, что конкуренты их опередят. Отсутствие интереса к модернизации / инновациям в России, по мнению экспертов, характеризует окружающую среду бизнеса как неконкурентную. Во-вторых, когда но-

вый высокотехнологический продукт / процесс развивается, не ясно, как гарантировать его распространение в экономике в целом. Такая проблема была и в Советском Союзе, где сложные военные технологии оставались в ограниченных рамках оборонного комплекса. На Западе, где конкуренция обычно служит ускорению темпа технического прогресса, связанные с обороной инновации находили применение в гражданских отраслях. В-третьих, процесс инноваций может оказаться слишком дорогостоящим, а результаты фундаментального исследования не будут должным образом защищены в соответствии с российским законодательством. Существует также риск того, что деньги могут быть потрачены впустую на «изобретение колеса». Наконец, местные органы власти могут прикладывать максимум усилий в конкуренции за участие в инновационных проектах и, желая показать, что они соответствуют требованиям модернизации и инновационного развития, займутся оформлением витрины, вместо того чтобы концентрироваться на развитии рыночных институтов.

Особым проектом В.В. Путина как председателя правительства в 2008-2012 гг. стало организованное в 2011 г. по его личной инициативе Агентство стратегических инициатив (АСИ). В его задачи входит привлечение представителей министерств, банков и крупных фирм для оказания поддержки талантливым молодым предпринимателям, стремящимся реализовать собственные проекты. АСИ - часть плана, предусматривающего повышение доли продукции высоких технологий в общем объеме производства с 12 до 25-35% в течение десяти лет с 2011 г.

Агентство, как планировалось, не финансируется из бюджета, а развивается за счет средств спонсоров или других внебюджетных источников. Но в российской действительности возможны передачи определенных финансовых нагрузок от государства другим организациям, например «лояльным» коммерческим банкам. Таким банком может стать Сбербанк, который уже обещал вложить примерно 800 млн. долл. в строительство технопарка Сколково. На вебсайте АСИ в настоящее время перечисляются все проекты, одобренные Наблюдательным советом, но пока данных о том, были ли проекты профинансированы или реализованы, нет. Тематика проектов ранжируется: например, от технических заявок по энергосбережению при эксплуатации трубопроводов до социальных инициа-

тив, включая организацию детских садов и других подобных учреждений.

Однако ни Сколково, ни АСИ не совсем совместимы с членством в ВТО, которое должно стимулировать более сильное конкурентное давление и более легкий доступ к иностранным технологиям благодаря понижению импортных пошлин в таких областях, как автомобильная и авиационная промышленность, машиностроение, электромашиностроение, производство строительного оборудования, пластмасс, сельскохозяйственного оборудования и т.д. Эти правительственные инициативы, очевидно, были предприняты с расчетом на то, что перед вступлением в ВТО должна быть усилена экономика и поддержано предпринимательство и что более сильная экономика поможет примирить оппозицию в отношении к ВТО.

Выгода от членства ВТО, возможно, не очевидна в краткосрочном периоде, но многие эксперты предсказывают существенные выгоды в среднесрочной перспективе, при условии, что экономика приспосабливается к требованиям конкурентного рынка, т.е. к требованиям ВТО.

По оценкам экспертов ОЭСР, затраты бизнеса должны снизиться на 900 млрд. долл., при этом дополнительная прибыль составит от 10 млрд. долл. до 18 млрд. долл. в результате более эффективного использования законов рынка в России (с. 87). В связи с этим стоит отметить пример Китая. Нельзя исключить положительные результаты в России, главным образом в тех областях, где все еще сильны фундаментальные исследования, которые могут обеспечить конкурентные преимущества в специализированных нишах ИР. В конце концов, истории успеха «Yandex» или «Kas-persky», частных компаний, занятых в сферах интернет-технологий и безопасности, предполагают, что потенциал для инноваций и экономического роста достаточно высок, особенно в третичном секторе. Открыты для сотрудничества с иностранными компаниями «Роснано» и «Росатом», а ВТО может облегчить сотрудничество, способствующее техническому прогрессу. К примеру, в рамках соглашения с компанией «Philips» «Росатом» может производить высококачественное оборудование для томографии.

Новые сценарии экономического роста к 2030 г. сосредоточены на инвестициях в топливном и энергетическом секторах. Реформы имеют в большей части технократический характер и под-

2013.03.019-021

держиваются обществом и крупными корпорациями. Это соответствует корпоративной структуре российского бизнеса, созданного в период первых президентских сроков В.В. Путина (2000-2008) и сохраняемого при поддержке представителей крупного бизнеса и крупных корпораций. Но такой путь вряд ли поможет модернизировать всю экономику и стать двигателем самоподдерживаемого экономического роста, если, в том числе и через членство в ВТО и ОЭСР, не будут созданы условия для конкурентного взаимодействия предприятий, ориентированных на инновационное развитие.

С.М. Пястолов

2013.03.019-021. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ. (Сводный реферат).

2013.03.019. GIL R.J., MARTIN-BAUTISTA M.J. A novel integrated knowledge support system based on ontology learning: Model specification and a case study // Knowledge-based systems. - 2012. - Vol. 36. -Р. 340-352. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016.j.knosys. 2012.07.007

2013.03.020. KIDWELL D.K. Principal investigators as knowledge brokers: A multiple case study of the creative actions of PIs in entrepreneurial science // Technological forecasting & social change. - 2012. -P. 1-9. - Article in press. - D0I:10.1016/j.techfore. 2012.05.004.

2013.03.021. A local social network approach for research management / Liu Xiaoyan, Guo Zhiling, Lin Zhenjiang, Ma Jian // Decision support systems. - 2012. - P. 1-12. - Mode of access: http:// dx.doi.org/10.1016/j. dss.2012.10.055

Ключевые слова: системы, основанные на знаниях; онтология обучения; системы поддержки знаний; методология; архитектура системы; кейс-стади; брокер знаний; предприниматель в сфере нанотехнологий; творческое предприятие; инновация; анализ социальной сети.

Р.Дж. Джил и М.Дж. Мартин-Батиста (019), сотрудники департамента компьютерных наук и искусственного интеллекта Университета Гранады (Испания), указывают, что в настоящее время в процессах управления знаниями (Knowledge Management - KM), необходимых членам исследовательской организации для принятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.