интеграции России в мировое сообщество; несоответствие региональных законов федеральным; пробелы в законодательстве (с. 218).
Перспективы развития конституционных идей во всех сферах общественной жизни исследователь видит в расширении экономических прав и свобод граждан; совершенствовании функций государства по управлению экономикой и обеспечению благосостояния граждан России; последовательном проведении идеи социально ориентированной экономики, идей социального диалога, социальной солидарности и справедливости; реализации принципа разделения властей, совершенствования статуса Президента РФ, реформирования президентской власти; формировании идеологии гражданственности и патриотизма, выражающих общегосударственные, общесоциальные ценности и способных консолидировать общество. Эти идеи в совокупности в перспективе предполагают постепенное системное обновление Конституции РФ и конституционного законодательства.
Е.В. Алферова
2013.03.009. ГАШИНА Н.Н. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. Орл. фил. - Орел, 2012. -199 с.
Книга состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена теоретико-правовым основам конституционного законодательства Российской Федерации. Рассматриваются понятие, система, источники указанного законодательства, вопросы его стабильности и совершенствования, регулирования в сфере разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Во второй главе раскрываются перспективы совершенствования конституционного законодательства. Речь идет о мониторинге данного законодательства и его роли в обеспечении единого правового пространства России, современных тенденциях развития и путях оптимизации.
С принятием Конституции 1993 г. конституционное право обрело более сложную систему источников, чем та, которая была характерна для Советского государства. Появились ранее неизвестные отечественному конституционному праву акты, в число
которых входят федеральные конституционные законы, конституционно-правовые договоры, соглашения, уставы субъектов РФ. Конституция закрепила деление конституционного законодательства на два уровня: федеральный и субъектов РФ. К источникам федерального конституционного законодательства автор относит: Конституцию РФ, законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционного содержания, акты Конституционного Собрания РФ, законы, принятые на референдуме РФ, декларации, постановления и определения Конституционного Суда РФ, содержащие правовые позиции, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Источники конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ включают: конституции (уставы) субъектов РФ, законы о поправках к ним, конституционные законы республик в составе Российской Федерации, законы субъектов РФ конституционно-правового содержания, законы, принятые посредством референдума (с. 12-13).
Конституционное законодательство рассматривается как системное образование, составные части которого находятся между собой в различных отношениях. Такие связи предопределяют иерархическое строение законодательства, активно влияя на его горизонтальную структуру. Согласованности постоянно развивающейся системы конституционного законодательства, по мнению автора, будет способствовать принятие федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», издание Свода законов РФ.
Единство конституционного законодательства может быть достигнуто только при условии введения в действие эффективного механизма четкого разграничения полномочий между органами власти, обеспечения бесперебойного функционирования механизма контроля качества их деятельности, а также ответственности в случае недолжного исполнения органами возложенных на них обязанностей.
Один из вопросов, затрагиваемых в работе: целесообразно ли сегодня изменение Конституции РФ как основы российского конституционного законодательства? (с. 31). Для решения данной проблемы необходимо определить, во-первых, есть ли для этого достаточные юридические процедуры, и во-вторых - имеются ли
фактические основания для внесения изменений в Конституцию. Отмечается, что, несмотря на существование разного рода «претензий» к российскому Основному закону, пока нет никаких официальных заключений, которые бы указывали на наличие просчетов, содержащихся в Конституции РФ. Однако анализ точек зрения ученых-конституционалистов показывает, что основные проблемы, которые, по мнению некоторых из авторов, являются актуальными и по которым должны быть внесены изменения в Конституцию РФ, сводятся к следующему:
- отражение в Конституции особой формы власти - президентской, соотношение ее с законодательной и исполнительной властями, ее место в данной системе;
- уточнение места прокуратуры в системе разделения властей:
- определение правового статуса и компетенции Счетной палаты РФ, Администрации Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Совета Безопасности РФ, Банка России и др.;
- включение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, а также закрепление принципов, на которых должна строиться работа органов местного самоуправления;
- уточнение процедуры отчетности власти перед населением;
- изменение федеративного устройства, исключение преференций республик для создания стабильной государственной власти и ликвидации потенциальной угрозы сецессии;
- отражение факта вхождения нашей страны в Союзное государство России и Белоруссии;
- закрепление на конституционном уровне принципов избирательного права;
- корректировка отдельных юридических неточностей (с. 35).
По мнению автора, в настоящее время в российском обществе еще не сложились условия для принятия новой Конституции или принципиальных поправок к действующей. В то же время это не исключает научных исследований в данном направлении, подготовки проектов, учитывающих как традиции, так и новый опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Совершенствование
самой Конституции не следует рассматривать как единственный способ решения всех проблем. Стабильная конституция - главное условие и гарантия целостности, непротиворечивости конституционного законодательства.
Е.В. Алферова
2013.03.010. РУССО Д. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. ROUSSEAU D. Le procès constitutionnel // Pouvoirs: Rev. française d' études constitutionnelle et politiques. - P., 2011. - N 137. - P. 47-55.
Статья профессора Университета Париж-I Сорбонна посвящена эволюции Конституционного совета как высшего органа конституционной юстиции Франции в связи с реформой 2008 г., предоставившей этому органу право рассматривать «приоритетный вопрос о конституционности» и в связи с некоторыми другими изменениями в его деятельности.
По мнению автора, термин «процесс», казалось бы, не должен характеризовать деятельность Конституционного совета, который по сути не является органом судебной власти: он не разбирает споры сторон; выносит решения, не имея процессуального кодекса; действующая Конституция 1958 г. не признает за ним решений, обладающих качествами судебного органа.
Судебный облик (la figure juridictionnelle) Конституционного совета постепенно эволюционирует. Не имея письменно кодифицированных правил, члены Совета выносят решения по рассматриваемым им делам на основе состязательности сторон. По инициативе председателя Совета Даниэля Мэйера (Daniel Mayer) в официальном органе страны, «Журналь оффисиель», начали публиковаться тексты запросов, поступивших в Совет. Позже в том же официальном органе стали печататься замечания, защищающие закон, который обжалуется. Эти замечания присылает Генеральный секретариат Правительства. В результате постепенно оформились классические правила судебного процесса: с одной стороны, парламентские жалобщики (les requérant parlementaires) ставят вопрос о неконституционности, с другой - правительство защищает закон. В результате Конституционный совет выступает третьей стороной, которая исследует аргументы. Опубликование запросов и замечаний в «Журналь оффисиель» уже выглядит как соблюдение состязательной процедуры. Действующий председатель Совета Ж.-Л. Дебре