Научная статья на тему '2013.02.034. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ ВО ФРАНЦИИ. DES INéGALITéS DE REVENUE MODéRéES // PROBLèMES éCON. – P., 2012. – N 3039. – P. 5–9'

2013.02.034. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ ВО ФРАНЦИИ. DES INéGALITéS DE REVENUE MODéRéES // PROBLèMES éCON. – P., 2012. – N 3039. – P. 5–9 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.02.034. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ ВО ФРАНЦИИ. DES INéGALITéS DE REVENUE MODéRéES // PROBLèMES éCON. – P., 2012. – N 3039. – P. 5–9»

2013.02.034

на непредвиденный случай, у них более ограниченные права на получение пенсий, и они вынуждены более активно делать сбережения. Это подтверждают следующие цифры: 16% домашних хозяйств фермеров, ремесленников, торговцев и владельцев предприятий отдают предпочтение диверсификации форм накопления (сберегательные счета, пенсионные накопления, вложения в жилье, страхование жизни, недвижимое и движимое имущество, различные финансовые продукты), в то время как в остальных домашних хозяйствах данный показатель составляет всего 6%. Среди домашних хозяйств наемных работников, которые в настоящее время трудятся, имущественное неравенство по различным социально-профессиональным категориям очень значительно: средняя стоимость имущества «белых воротничков» в 35 раз превосходит стоимость имущества неквалифицированных рабочих (с. 16).

С.Н. Куликова

2013.02.034. НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ ВО ФРАНЦИИ. Des inégalités de revenue modérées // Problèmes écon. - P., 2012. -N 3039. - P. 5-9.

В докладе, подготовленном ОЭСР о неравенстве в доходах, указывается, что в большинстве стран - членов организации оно возросло. Но во Франции разрыв в доходах практически не изменялся с середины 1980-х годов, за исключением 2004 и 2010 гг. После снижения в 1990-х годах неравенство в доходах населения медленно нарастало в первом десятилетии ХХ1 в.

В 2008 г. средний уровень доходов 10% наиболее богатых французов составлял 61 тыс. евро, что в 7 раз больше, чем уровень доходов 10% наиболее бедных французов (8700 евро в год) (с. 5). В 1995 г. эти показатели различались в 6 раз, а в 1985 г. - в 8 раз. Перераспределение доходов с помощью социальных пособий и налоговой системы постепенно сократило неравенство в доходах во Франции на 30%, что в среднем выше среднего показателя по странам - членам ОЭСР, который составляет 25% (с. 5).

Доля людей с самыми высокими доходами во Франции (1% населения) оставалась относительно стабильной, тогда как в англосаксонских странах она возросла почти в 2 раза. Снижение ставки налогообложения физических лиц с самыми высокими доходами во Франции шло постепенно: в 1980-х годах их доходы об-

2013.02.034

лагались по ставке 60%, в 2000-х - 53 и в 2009 г. - 40%. Затем налоговая ставка возросла до 41%. Доходы выше 250 тыс. и 500 тыс. евро облагаются дополнительным налогом в 3 и 4% соответственно (с. 6).

Разрыв в продолжительности рабочего времени между низко-и высокооплачиваемыми работниками не изменился. С середины 1990-х годов у 20% низкооплачиваемых работников рабочее время сократилось с 1020 до 1000 часов в год, а у 20% высокооплачиваемых работников - с 2280 до 2240 часов. В большинстве стран ОЭСР этот разрыв увеличился в большей степени, чем во Франции.

Занятость женщин в последние два десятилетия во Франции возросла на 20%, что способствовало снижению неравенства в доходах домашних хозяйств. По данному показателю Франция переместилась с 5-го на 4-е место среди стран - членов ОЭСР. Это обстоятельство уравновесило негативное влияние возрастающего разрыва в заработной плате мужчин на неравенство в доходах домашних хозяйств. Социетальные изменения, такие как увеличение числа матерей- и отцов-одиночек, холостяков, а также числа семей, в которых супруги имеют одинаковый доход, оказали небольшое воздействие на неравенство в доходах населения.

Рост доходов с капитала способствует углублению неравенства в доходах, указывается в докладе. С середины 1980-х годов во Франции доля доходов в форме дивидендов в общей структуре доходов удвоилась; данная тенденция характерна для состоятельных слоев населения.

Существенную роль в перераспределении доходов играет сфера общественных услуг (медицина, образование и т.д.). В 2007 г. во Франции расходы на общественные услуги составляли 16% ВВП, что выше среднего показателя по ОЭСР - 13%. По оценкам, стоимость этих услуг составляет 6 600 евро в год, что позволяет повысить средний годовой доход до 26 тыс. евро и снизить неравенство в доходах на 20% (с. 9).

В условиях стабилизации неравенства в доходах система предоставления социальных пособий и льготного налогообложения стала менее эффективной. В 1980-1990-е годы подоходный налог и социальные пособия в значительной мере компенсировали увеличение неравенства до выплаты налогов и предоставления пособий. Однако в течение последующего десятилетия это воздействие стало менее значительным. С середины 1990-х годов рост социальных

2013.02.035-044

пособий не соответствовал темпам роста средней реальной заработной платы.

С.Н. Куликова

2013.02.035-044. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В США. (Реферативный обзор).

2013.02.035. AARON H. The current state of Medicare. - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/testimony/2012/04/27-medicare-aaron

2013.02.036. AARON H. Why the Medicare fight matters to Americans over 55 - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/opinions/ 2012/08/20-ryan-medicare-aaron

2013.02.037. BUTLER S. Confronting the problem of long-term care. -Mode of access: http://newsatjama.jama.com/author/stuartbutler/

2013.02.038. GALSTON W., DAVIS K. Medicare cuts: what is the fight about? - Mode of access: http://www.brookings.edu/blogs/up-front/posts/2012/08/15-medicare-cuts-galston

2013.02.039. GALSTON W. The long term is now. - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/opinions/2012/09/11-health-care-galston

2013.02.040. HEDERMAN Jr.R. Why Medicare premium support would not cost future beneficiaries $6,400 more // Issue brief. -Washington, D C.: The Heritage Foundation Press, 2012. - N 3745. -P. 2.

2013.02.041. MOFFIT R. Medicare's status quo: no, we can't. - Mode of access: http://www.heritage.org/research/commentary/2012/10/medica res-status-quo-no-we-cant

2013.02.042. PATEL K. Using innovation to reform Medicare physician payment. - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/testimo ny/2012/07/18-medicare-innovation-patel

2013.02.043. RIVLIN A. Curing health care. - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/papers/2012/05/04-health-care-rivlin

2013.02.044. RIVLIN A. The great Medicare compromise. - Mode of access: http://www.brookings.edu/research/opinions/2012/08/29-medi care-compromise-rivlin

По оценкам старшего научного сотрудника Брукингского института Г. Аарона, федеральная программа медицинского обеспечения пенсионеров и людей с ограниченными возможностями «Медикэр» крайне успешна в реализации поставленных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.