одну лишь бессовестную свободу торговли. Другими словами, эксплуатацию, замаскированную религиозными и политическими иллюзиями, она подменила откровенной и бесстыдной эксплуатацией.
В.М. Кулькина
2013.02.033. МЮРРЕЙ Р. ВРЕМЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ: КЛАССОВОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННЫЙ АФРО-АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН.
MURRAY R. The time of breach: Class division and the contemporary African American novel // Novel: A forum on fiction. - Durham: Duke univ. press, 2010. - Vol. 43, N 1. - P. 11-17.
Профессор Роланд Мюррей, преподаватель Брауновского университета, рассматривает способы, с помощью которых современные романисты переосмысливают идеологию и эпистемологию классового дробления афроамериканского сообщества. Критик привлекает внимание к недавно опубликованным воспоминаниям Генри Луи Гейтса мл. «Цветные Люди», прежде всего к предисловию, обращенному к двум маленьким дочкам автора. В нем Генри Гейтс, профессор Гарвардского университета, исследователь истории афроамериканской культуры, называет «худшим кошмаром» саму возможность закрытия типографии местной газеты в его родном Пидмонте (штат Виргиния), что стало бы «началом конца» для всего города. На этом и подобных примерах Гейтс анализирует последствия утраты афроамериканским сообществом собственного мировоззрения, определяющего культурную традицию. В тексте, написанном в традиционной манере дружеского разговора со всем темнокожим населением США, автор дает понять, что, обращаясь к цветным людям, нужно привносить в разговор немного «улицы». Своими историями он объединит темнокожих американцев - тех, кто пережил сегрегацию, и тех, кто ее избежал. Будучи одним из наиболее привилегированных бенефициариев периода юридической сегрегации чернокожих в США, Гейтс раскрывает положения о сохранении культуры афроамериканцев, являющихся частью «законов Джима Кроу», в форме рассказа, ведь, даже не желая расовой сегрегации как таковой, он тем не менее вспоминает уходящую эпоху с ностальгией.
Идея Г. Гейтса, акцентирующая важность сохранения связи поколений, характерна для всего его творчества, направленного на
демонстрацию всевозможных видов размежевания афроамерикан-ского сообщества Пидмонта. В его мемуарах о превращении сына рабочего в преподавателя Лиги плюща говорится и о постигшем его (в результате классового продвижения) разрыве с родным сообществом. С особой тщательностью Г. Гейтс описывает социальное развитие темнокожего сообщества, преобразование его в средний класс и последовавшее за этим постепенное исчезновение правовой сегрегации.
Популярность Г. Гейтса в современной Америке сопоставима с успехом любимцев Афроамериканского сообщества 1920-1950 гг. -Эмоса и Энди, прославившихся своими поучительными радиовыступлениями. Специфика мира этих «любимцев Америки» состояла в том, что их мир был полностью «цветным». Его населяли «цветные» судьи - адвокаты - доктора - медсестры; этот мир представлял собой общество, в наше время уже не существующее.
В подтверждение представленных фактов Р. Мюррей приводит рассказы Хейзела Керби, Кевина Гэйнса и Адольфа Рида мл. (Hazel V. Carby, Kevin K. Gaines, Adolph L. Reed Jr.)1, подчеркивающие, что политика расового подъема и черного национализма -от радикальной реконструкции южных штатов и до окончания эры прогрессивизма (1890-1920 гг.) - была реализована силами среднего класса, который ставил цель дисциплинировать черный люмпенизированный слой и добиться признания его превосходства. В тот период сформировался класс темнокожих буржуа, продолжалось развитие этических и эстетических аспектов культурной жизни цветного населения США. Тем не менее в результате расширения возможностей одних, другая часть афроамериканского сообщества практически потеряла свою политическую автономию.
Афроамериканские романы той эпохи сыграли заметную, но недооцененную роль в анализе произошедших социальных конфликтов. Как пример, Р. Мюррей приводит произведения Чарльза Уэнделла Чесната «В тисках традиции» (1901), Джонсона Джеймса Уэлдона «Автобиография бывшего цветного» (1912), Неллы Лар-
1 Murray R. African-American literary studies and the legacies of black nationalism // American literary history. - Oxford: Oxford univ. press, 2009. - Vol. 21, N 4. -P. 923-937.
сен «Плывун» (1928), отразившие буржуазное представление о темнокожих бедняках.
Р. Мюррей утверждает, что, несмотря на недавние заявления о сплоченности черной интеллигенции, в современном афроамери-канском романе продолжают проявляться призывы к солидарности. И если Г. Гейтс и его единомышленники ориентируются на расцвет сегрегации и борьбу за гражданские права с целью сконструировать модель последовательного развития афроамериканского сообщества, то их оппоненты рассматривают тот же исторический период, акцентируя внимание на его анахронизме.
Процессы разделения на классы афроамериканского сообщества анализируют Андреа Ли в своем романе «Сара Филипс» (1984), Джейк Ламар в романе «Последний интеграционист» (1996), Пол Битти в книге «Смятение белого мальчика» (1996), Чарльз Джонсон в романе «Мечтатель» (1998)1. Авторы пересматривают последствия произошедшего социального слома, что находит отражение в структуре и стиле их творчества.
Р. Мюррей отмечает, что многие из представителей афроаме-риканской писательской среды отреагировали на сдвиги в «цветном» среднем классе разработкой специфических способов отражения особенностей этого общественного движения. Роман Андреа Ли «Сара Филипс» является попыткой зафиксировать на бумаге раскол класса как четко сформулированный литературный взгляд на произошедшее. Тем не менее критики часто истолковывали роман в совершенно другом ключе. Мери Хелен Вашингтон2, например, называет главную героиню «пассивно уступчивой» в ее сознании расовой вины из-за двойственного восприятия собственного статуса привилегированной афроамериканки.
Р. Мюррей приводит основную мысль М. Вашингтон, о том, что афроамериканский роман должен способствовать объединению класса в единое сообщество, и замечает, что, если А. Ли использует роман как средство изучить предпосылки к социальному дроблению «цветного» сообщества, то и результатом ее литературных
1 Andrea Lee's Sarah Phillips (1984), Jake Lamar's The last integrationist
(1996), Paul Beatty's White boy shuffle (1996), Charles Johnson's Dreamer (1998).
2
Washington M.H. Young, gifted, and black // Women's review of books. -Philadelphia: Old city publishing, 1985. - Vol. 2, N 6. - Р. 3-4.
трудов должен быть критический анализ ситуации, а не моральное негодование по поводу повествовательной линии. Автор романа не только разбирает взаимовлияние процессов социального дробления сообщества и движения за гражданские права, но и анализирует позицию главной героини, дочери чернокожего министра. Политические метания Сары, ее неспособность принять себя как часть черной буржуазии, по мнению критика, наглядно демонстрируют исторический перелом в «цветном» сообществе в период после борьбы за гражданские права.
Другой роман, который Р. Мюррей называет попыткой проанализировать эру классового дробления внутри темнокожего сообщества с точки зрения литературы, - «Мечтатель» Чарльза Джонсона. В то время как в романе «Сара Филипс» главная героиня демонстрировала все тяготы внутренней борьбы эстетических и идеологических аспектов деления на классы, «Мечтатель» прорисовывает все нюансы исторического движения чернокожих за гражданские права. История Ч. Джонсона повествует о последней кампании Мартина Лютера Кинга в попытке перейти от борьбы чернокожих за гражданские права к устранению экономического неравенства. Сравнительный анализ противостояния героев романа -Мартина Лютера Кинга и его антагониста Чейма Смита, представителя черного люмпенизированного слоя, выводит на первый план проблему подавления «цветной» буржуазией движения за социальное и экономическое равенство. Ч. Джонсон противопоставляет прошлое сегодняшнему внутриклассовому конфликту. И это не столько встреча героя-Кинга с непонятым ему рабочим классом, сколько столкновение с назревающими внутриклассовыми разногласиями «цветного» сообщества. При этом Ч. Смит воплощает в себе черты будущего, т.е. эры гражданских прав. Таким образом, развитие сюжетной линии повествования напрямую зависит от итога общения Кинга и Смита - символического образа логики развития общественной полемики по данному вопросу.
Р. Мюррей не советует видеть в произведениях данной тематики правдивое отражение социальных условий внутриклассового дробления «цветного» сообщества. Главная цель подобных романов - не фиксация действительности, а анализ причин и следствий происходящих в ней процессов.
В.М. Кулькина