Научная статья на тему '2013. 02. 032. Миллер Г. Л. Американский роман протеста во времена террора: «Веселые удальцы» Каролин Чут. Miller G. L. The American protest novel in a time of terror: Carolyn chute’s Merry men // Texas studies in literature and language. – Bakersfield: univ.. Of Texas press, 2010. – Vol. 52, n 1. – p. 102–128'

2013. 02. 032. Миллер Г. Л. Американский роман протеста во времена террора: «Веселые удальцы» Каролин Чут. Miller G. L. The American protest novel in a time of terror: Carolyn chute’s Merry men // Texas studies in literature and language. – Bakersfield: univ.. Of Texas press, 2010. – Vol. 52, n 1. – p. 102–128 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА И ПОЛИТИКА / ЧУТ К
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кулькина В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 032. Миллер Г. Л. Американский роман протеста во времена террора: «Веселые удальцы» Каролин Чут. Miller G. L. The American protest novel in a time of terror: Carolyn chute’s Merry men // Texas studies in literature and language. – Bakersfield: univ.. Of Texas press, 2010. – Vol. 52, n 1. – p. 102–128»

эпизоде из «Дня независимости», когда Баскомб наблюдает сигнальные огни береговой линии Лонг-Айленда. Х. Крузе отмечает, что подобного рода цитирование одним рассказчиком другого добавляет штрихи к описанию местности, историческому контексту и географическим параллелям между авторскими зарисовками местности.

По мнению Х. Крузе, «Великий Гэтсби» в трилогии Р. Форда текст в основе всего повествования о Фрэнке Бакскомбе. Романы Р. Форда отражают не столько реалии современной жизни, сколько ее изменения с времен Фицджеральда до романов о Баскомбе. Постепенное освобождение от восприятия текста через призму романа Фицджеральда заставляет читателя увидеть сложности восприятия трудностей современной действительности.

Проблематику романов о Баскомбе во многом определяет композиция «Великого Гэтсби», которую Р. Форд сохранил в своих произведениях с целью уравновесить идейную наполненность произведения с сюжетной линией повествования. Форд сознательно отправляет Фрэнка в Нью-Джерси, так как хочет подчеркнуть влияние места действия на героя своей трилогии и его самопознание. В последнем романе герой оказывается на том же самом побережье Джерси, где происходила заключительная сцена «Великого Гэтсби». Таким образом, Р. Форд, отдавая дань уважения этому американскому пейзажу, подводит итог межтекстовому диалогу с романом Фицджеральда, впервые запечатлевшему данный топографический образ в литературе.

В.М. Кулькина

2013.02.032. МИЛЛЕР ГЛ. АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН ПРОТЕСТА ВО ВРЕМЕНА ТЕРРОРА: «ВЕСЕЛЫЕ УДАЛЬЦЫ» КАРОЛИН ЧУТ.

MILLER G.L. The American protest novel in a time of terror: Carolyn Chute's Merry men // Texas studies in literature and language. - Bakers-field: Univ. of Texas press, 2010. - Vol. 52, N 1. - P. 102-128

Доктор философии Грегори Леон Миллер исследует радикализм творчества писательницы Каролин Чут, основанный на общественной реакции на события 11 сентября 2001 г. в США. Провокационный и сложный реализм К. Чут выделяется на фоне постмодернистских и авангардистских романов ее современников.

На сегодняшний день, констатирует автор статьи, романы Каролин Чут не пользуются успехом у критиков, ее творчество чаще всего рассматривается в сопоставлении с другими писателями. Такая участь постигла и ее первый роман «Египетские бобы» (The Beans of Egypt, Maine, 1985), написанный в 37-летнем возрасте. Не вдаваясь в социальную подоплеку повествования, американская критика судила книгу, отталкиваясь от биографии писательницы. В результате роман был принят как сельская история с некоторой долей символики.

Реакция автора не заставила себя ждать. Уже следующий роман К. Чут «Запчасти от Летурно» (Letourneau's Used Auto Parts, 1988) стал подготовкой к написанию «Веселых удальцов» (Merry Men, 1994). И если первый роман был встречен обвинениями в избыточной символике, то во втором, по мнению критиков, пострадала сюжетная линия, из-за чего повествование оказалось наполнено «беспросветным отчаянием». Вслед за «Веселыми удальцами» вышел роман «Снежный человек» (Snow Man, 1999), который оказался настолько близок к реальным событиям американской действительности, что буквально стал их вестником (имеется в виду взрыв в Оклахоме). Роман начинается с убийства сенатора от штата Массачусетс активистом, известным под кличкой Снежный человек, и описывает последовавшую за ним политическую реакцию в контексте быстро меняющейся экономической ситуации. Таким образом, радикализм прозы К. Чут вышел за рамки общепринятого. После выхода романа «Веселые удальцы» было выдвинуто предположение, что К. Чут в гораздо большей степени оправдывает терроризм, чем пытается проанализировать личные и политические решения, его подпитывающие.

События романа разворачиваются на протяжении сорока лет, начиная с 1960-х годов, с истории восьмилетнего Ллойда Барринг-тона, который как современный Робин Гуд, постепенно собирая вокруг себя своих «веселых удальцов», саботирует бизнес-элиту своего «Шервудского леса» (города Египта, штат Мэн), и заканчиваются в 1990-х годах - благими намерениями героя, потонувшими в море «коллективной беспомощности». Образ взрослого Ллойда из второй части романа на этом фоне лишь подчеркивает безличность власти.

Время от времени в сознании К. Чут оживает ностальгия по потерянному, утопическому, радужному будущему, каким оно виделось еще в прошлом столетии. Но и эта ностальгия пропитана чувством, призывающим отвергнуть все, кроме нескольких незначительных побед в борьбе за гражданские права. Стиль К. Чут формировался за пределами литературных традиций и несет в себе множество марксистских и психологических идей, - превращающих историю в своеобразную «хронику потерь». Пролог - единственная часть романа, противостоящая общему ностальгическому тону повествования. Депрессивность первой части лишь усиливает желание вновь поддаться воспоминаниям о «золотом веке» прошедшей эпохи, в то время как недостатки героев, намеренно усиленные автором, акцентируют желание противостоять любой форме идеализации действительности.

Г.Л. Миллер анализирует «Веселых удальцов», основываясь на работах Жиля Делёза. Личность Ллойда рассматривается в контексте 1960-х годов, т.е. периода его взросления, омраченного смертью матери и страданиями отца из-за постоянных измен жене. Впоследствии отец переживает так же чувство вины в самоубийстве сына.

Первая часть романа - это сельская пастораль, время традиций, однако, герои романа страдают от безысходности своего существования. В редкие моменты сюжетной «тишины», раскрывающие перед читателем новый по сложности восприятия формат личности главного героя, он появляется на страницах романа, чтобы поразмыслить о прошлом и подумать о будущем.

Несмотря на то что основой для этой книги служат американские пролетарские романы 1930-х годов, К. Чут избегает свойственной им сентиментальности. Ее роман обходится без злодеев, так как миру позднего капитализма злодейство не свойственно. И хотя борьба с террором отвлекает людей от внутренних проблем, страданий и чувства страха, в героях просматриваются образы из предыдущих произведений автора, жители Египта штата Мэн. Пострадавшие от безличного механизма экономической системы люди неподконтрольны обычным злодеям: жестокому начальнику, насильнику, государственной корпорации. Изображенная автором корпоративная система заполнена бестелесной, абстрактной реальностью. Это система, превратившая личное достоинство человека в разменную монету и взамен элементарных прав и свобод создавшая

одну лишь бессовестную свободу торговли. Другими словами, эксплуатацию, замаскированную религиозными и политическими иллюзиями, она подменила откровенной и бесстыдной эксплуатацией.

В.М. Кулькина

2013.02.033. МЮРРЕЙ Р. ВРЕМЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ: КЛАССОВОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННЫЙ АФРО-АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН.

MURRAY R. The time of breach: Class division and the contemporary African American novel // Novel: A forum on fiction. - Durham: Duke univ. press, 2010. - Vol. 43, N 1. - P. 11-17.

Профессор Роланд Мюррей, преподаватель Брауновского университета, рассматривает способы, с помощью которых современные романисты переосмысливают идеологию и эпистемологию классового дробления афроамериканского сообщества. Критик привлекает внимание к недавно опубликованным воспоминаниям Генри Луи Гейтса мл. «Цветные Люди», прежде всего к предисловию, обращенному к двум маленьким дочкам автора. В нем Генри Гейтс, профессор Гарвардского университета, исследователь истории афроамериканской культуры, называет «худшим кошмаром» саму возможность закрытия типографии местной газеты в его родном Пидмонте (штат Виргиния), что стало бы «началом конца» для всего города. На этом и подобных примерах Гейтс анализирует последствия утраты афроамериканским сообществом собственного мировоззрения, определяющего культурную традицию. В тексте, написанном в традиционной манере дружеского разговора со всем темнокожим населением США, автор дает понять, что, обращаясь к цветным людям, нужно привносить в разговор немного «улицы». Своими историями он объединит темнокожих американцев - тех, кто пережил сегрегацию, и тех, кто ее избежал. Будучи одним из наиболее привилегированных бенефициариев периода юридической сегрегации чернокожих в США, Гейтс раскрывает положения о сохранении культуры афроамериканцев, являющихся частью «законов Джима Кроу», в форме рассказа, ведь, даже не желая расовой сегрегации как таковой, он тем не менее вспоминает уходящую эпоху с ностальгией.

Идея Г. Гейтса, акцентирующая важность сохранения связи поколений, характерна для всего его творчества, направленного на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.