Научная статья на тему '2013. 02. 025. Амбрин джаваид, Малик нисар Ахмед. Социально-политический статус мусульман в Индии после раздела. Umbreen Javaid, Malik Nisar Ahmed. Socio-political status of Muslims in India: post-partition // South Asian studies. – Lahore, 2012. – Vol. 27, n 1. – p. 7–19'

2013. 02. 025. Амбрин джаваид, Малик нисар Ахмед. Социально-политический статус мусульман в Индии после раздела. Umbreen Javaid, Malik Nisar Ahmed. Socio-political status of Muslims in India: post-partition // South Asian studies. – Lahore, 2012. – Vol. 27, n 1. – p. 7–19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ – ИНДИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ИНДИЯ / ИСЛАМ – ИНДИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ – ИНДИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 025. Амбрин джаваид, Малик нисар Ахмед. Социально-политический статус мусульман в Индии после раздела. Umbreen Javaid, Malik Nisar Ahmed. Socio-political status of Muslims in India: post-partition // South Asian studies. – Lahore, 2012. – Vol. 27, n 1. – p. 7–19»

2013.02.025. АМБРИН ДЖАВАИД, МАЛИК НИСАР АХМЕД. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС МУСУЛЬМАН В ИНДИИ ПОСЛЕ РАЗДЕЛА.

UMBREEN JAVAID, MALIK NISAR AHMED. Socio-political status of Muslims in India: Post-Partition // South Asian studies. - Lahore, 2012. - Vol. 27, N 1. - P. 7-19.

Заведующий аспирант Центра южноазиатских исследований (университет Панджаба, Лахор) анализируют положение мусульманской общины современной Индии в сфере образования, экономики и политического представительства.

Индийские мусульмане - вторая по численности религиозная община в стране; по переписи 2001 г. на их долю приходилось 13,4% населения Индии (с. 18). По Индии мусульмане распределены неравномерно: 52% живут в штатах Уттар-Прадеш, Бихар и Западная Бенгалия, 22 - в четырех штатах Южной Индии, 15 - в Раджастхане, Гуджарате, Махараштре и Гоа, 5 - в семи штатах северо-востока и 6% в Ориссе и Мадхья-Прадеше (с. 8). В основных сферах общественной жизни мусульмане Индии занимают непропорционально скромное место.

В образовании положение мусульман лучше только положения «зарегистрированных каст и племен» и намного хуже положения кастовых индуистов и христиан. Недостаток надлежащего образования - причина бедственного положения мусульман во всех сферах общественной жизни. Отчасти невысокий уровень образования мусульманского населения связан с его приверженностью к традиционному обучению в медресе. Первым индийским мусульманином, который содействовал получению мусульманами современного образования, был просветитель Саид Ахмад-хан в XIX в.; правда, его усилия не привели к повышению образовательного уровня сельских мусульман. Низкий уровень грамотности и невысокий интерес к техническому и профессиональному образованию привели к низкому статусу мусульман в индийском обществе. Подсчитано, что в городах 65% учеников-мусульман покидают школу, завершив лишь начальное образование, а 70% не идут получать высшее образование; в деревне ситуация еще плачевнее (с. 9). В 10 штатах с показателем мусульманского населения выше 12% доля детей-мусульман в средней школе составляет лишь 4%. Из 3604 колледжей Индии мусульманами управляется лишь 59 (с. 10).

Первая причина низкого уровня грамотности мусульман -пренебрежение со стороны государства. Мусульмане требуют квоты на административной службе и в сфере образования в соответствии с удельным весом в численности населения. Правящая партия Индийский национальный конгресс рекомендовала правительствам штатов прислушаться к требованиям мусульман, были учреждены комиссии для рассмотрения их жалоб (комиссия Гопал Сингха 1983 г., комиссия судьи Сачара 2006 г.), но их рекомендации не воплощены в жизнь до сих пор.

Наблюдается дискриминация мусульман и в экономической сфере. Индийские предприниматели неохотно предоставляют им рабочие места из-за предвзятости в отношении мусульман, а также страха перед индуистскими экстремистами. В экономическом отношении мусульманская община сейчас - тоже самая отсталая группа индийского населения, за исключением лишь «зарегистрированных каст и племен». В тяжелой промышленности доля мусульман ничтожна: из 2832 заводов в 1981 г. мусульманам принадлежало всего четыре, что объясняется предвзятостью индийских властей. Так, в 1993 г. мусульмане получили всего 3,7% правительственных займов на промышленные цели (с. 12). Подавляющая часть индийских мусульман зарабатывает на жизнь с помощью таких занятий, как рикша, торговец вразнос, цирюльник, сапожник, мелкий лавочник, мясник, водитель и т.д. Из 2421 директора 259 частных компаний мусульман насчитывается всего 33, т.е. 0,78% (с. 13). Правда, мусульмане традиционно занимают крепкие позиции в надомном промысле; главные центры - Мурадабад, Лакхнау, Ахмадабад, Хайдарабад и т.д.

Подвергаются дискриминации мусульмане и в политическом отношении. Отмена отдельной избирательной курии привела к тому, что представительство мусульман в нижней палате парламента (Локсабха) и ассамблеях штатов упало в 1947-1996 гг. с 13 до 4,96% (с. 11). Крупные политические партии (ИНК, Бхаратия джа-ната парти) не дают себе труда выдвигать кандидатов-мусульман пропорционально доле мусульманского населения. Представительство мусульман в ассамблеях штатов даже ниже, чем в центре. Из 1113 назначенных в 1948-1965 гг. чиновников Индийской административной службы мусульман было лишь 16 (с. 12). Такая же

ситуация наблюдается в полиции, судебной власти, среди железнодорожных служащих и т.д.

Существуют две точки зрения на положение мусульманской общины Индии. Согласно одной из них, причина отсталости - дискриминационная политика правительства; согласно другой, мусульмане сами виноваты в том, что держались в стороне от современного образования, предпочитая свои медресе. По мнению известного индийского ученого Асгара Али Инженера, справедливы обе точки зрения, хотя в стороне от светского образования мусульмане держатся не по религиозным соображениям, а из-за невысоких доходов. Однако если правительство и индуистские экстремисты откажутся от дискриминации мусульман, последние могут принять полноценное участие в развитии страны. Яркие примеры того, что мусульмане оправдывают доверие, - физик-ядерщик и бывший президент Абдул Калам, спортсмены и деятели культуры.

Не имея возможности оказывать серьезное влияние на политическую жизнь, мусульмане Индии стояли перед выбором: поддержать одну из светских партий, выступать в качестве группы давления в ходе и после выборов либо создать собственную партию, которая сохраняла бы баланс сил в коалиционном правительстве. Мусульмане перепробовали все эти варианты, но не достигли улучшения своего социально-политического и экономического положения. Коммунализм не позволяет избирателям-немусульманам отдавать голоса кандидату-мусульманину. За ИНК мусульмане голосовали, поскольку у них не было собственной политической партии, руководство Мусульманской лиги мигрировало в Пакистан или присоединилось к Конгрессу и у мусульман не было выбора кроме ИНК как светской партии. Правда, к концу 1960-х годов доля мусульман, голосующих на Конгресс, снизилась, так как он ничего не делал для улучшения их положения. Перед выборами 1967 г. мусульмане решили создать собственную политическую партию, и был учрежден Мусульманский консультативный комитет. Однако ни он, ни возрожденный Совет единства мусульман не смогли добиться желательных перемен для общины.

Асгар Али Инженер предлагает ряд мер для улучшения положения мусульман в сфере образования: программа повышения уровня грамотности, учреждение новых учебных заведений, создание политехнических школ для мужчин и женщин в районах со

значительным мусульманским населением. Для улучшения благосостояния общины он предлагает беспроцентные или низкопроцентные займы для ремесленников, водителей такси и т.д. со стороны финансовых институтов и из закятного фонда, а также предоставление бедным слоям информации о государственных программах и возможностях получения кредита.

Что касается политического представительства мусульман, специалист по индийским мусульманам Икбал Ансари рекомендует следующее: политические партии должны выдвигать количество кандидатов-мусульман пропорционально их доле в населении, отменить места депутатов, резервированные за «зарегистрированными кастами и племенами» в избирательных участках с мусульманским большинством, зарезервировать несколько мест за мусульманами, а также перекроить границы избирательных участков, с тем чтобы содействовать представительству ущемленных религиозных общин, включая мусульман.

К.А. Фурсов

2013.02.026. ЛОТМАН Ж. ИНДИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.

LAUTMAN J. Démocratie in dienneet discrimination positive // Commentaire. - Paris, 2011. - Vol. 34, N 135. - P. 751-759.

Автор (университет Прованса, Франция) рассматривает проблему сохранения кастового принципа в организации индийского общества.

Социолог Жан Бешлер сформулировал вопрос: как могла на индийском субконтиненте развиться достаточно однородная цивилизация, в то время как за исключением двух коротких периодов доколониальной истории (империи Маурьев и Моголов) субконтинент не был объединен политически?1 Согласно Бешлеру, это произошло благодаря особой социальной системе - кастовой, которая уходит корнями во времена «Ригведы» с ее четырьмя варнами. Индуистская религия лишь наложилась на уже сложившуюся соци-

1 В истории доколониальной Индии было больше империй, которые, пусть на короткое время, объединяли значительную часть субконтинента, например, Гупты (1У-У1 вв.) или Делийский султанат в эпоху его расцвета (ХШ-Х1У вв.). Что касается Маурьев (IV—II вв. до н.э.), эта империя была очень рыхлой структурой. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.