сетей. В соответствии с принципом «накапливаемого преимущества» Р. Мертона и как показывают полученные результаты, тендерный диспаритет в профессиональных связях со временем лишь нарастает (с. 160).
Таким образом, мужчины и женщины, работающие в одной профессии, существуют в разных социально-психологических условиях. Женщинам-ученым, находящимся в мужском окружении, сложнее вести неформальные переговоры с коллегами-мужчинами, труднее получить доступ к ресурсам и добиться признания. Они вынуждены существовать в относительной изоляции и в менее комфортном климате. «Большее численное присутствие женщин в науке в сочетании с институциональными усилиями по улучшению климата помогут провести структурные изменения, необходимые для интеграции женщин-ученых в профессиональные сети» (с. 161).
Т.В. Виноградова
2013.02.013. БАКУДАНО М.Т., ЛИЗАРРАГА МЛ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА. BAQUEDANO M.T., LIZARRAGA ML. A correlational and predictive study of creativity and personality of college students // Span. j. of psychology. - Madrid, 2012. - Vol. 15, N 3. - P. 1081-1088.
Ключевые слова: креативность; личность; студенты колледжа.
Авторы, испанские психологи, описывают проведенное ими исследование, которое было посвящено изучению зависимости креативности от личностных особенностей и гендера.
Немало исследований посвящено взаимосвязи личностных переменных с креативностью. Так, в одном из них было обнаружено, что креативность, в первую очередь, связана с такой личностной характеристикой, как открытость ума, тогда как другие черты, такие как экстраверсия, имеют позитивную, а добросовестность -негативную корреляцию с креативностью. В другом исследовании было установлено, что творческую личность отличают открытость ума, упорство, уверенность в себе, амбициозность, оригинальность, самоконтроль, импульсивность и восприимчивость к новому опыту.
Еще в одном исследовании было выявлено 19 особенностей творческой личности (от толерантности и уверенности в себе до способности к выдвижению и восприятию новых идей, смелости и любознательности). Помимо этого изучались гендерные различия в креативности и особенностях личности, но однозначных результатов получено не было.
В своем эмпирическом исследовании авторы проверяли следующие гипотезы: 1) личностные переменные, которые положительно коррелируют с креативностью, включают: высокую самооценку, независимость, развитый когнитивный самоконтроль и толерантность; это означает, что творческая личность доверяет своим способностям, любит работать самостоятельно, следит за своими действиями и стойко переносит трудности; 2) некоторые личностные черты способны предсказывать творческое поведение; 3) не будет выявлено статистически значимых гендерных различий в отношении креативности и большинства личностных переменных.
В число испытуемых вошли 87 студентов (48 мужчин и 39 женщин) в возрасте от 19 до 36 лет. Использовались следующие методики. Во-первых, Тест на творческий интеллект (Creative intelligence test - CREA), который позволяет оценивать когнитивную сторону креативности. Он состоит в том, что испытуемого просят за ограниченное количество времени задать как можно больше вопросов относительно предъявляемых ему графических изображений. Во-вторых, Ситуационный личностный опросник (Situational personality questionnaire - SPQ). Этот опросник включает 15 личностных переменных (от эмоциональной стабильности, тревожности до агрессивности, подчинения социальным нормам и лидерству).
В результате проведенного исследования, во-первых, была выявлена статистически значимая корреляция между креативностью и особенностями личности. С одной стороны, креативность положительно коррелировала с такими личностными переменными, как когнитивный контроль, независимость и толерантность, и в меньшей степени с уверенностью в себе, эффективностью и высокой самооценкой. С другой стороны, креативность отрицательно коррелировала с тревожностью, доминированием и агрессивностью; менее выраженная негативная корреляция была обнаружена в отношении подчинения социальным нормам и лидерства. Эти результаты, по словам авторов, подтвердили их первую гипотезу.
Во-вторых, было обнаружено, что 8 из 15 личностных переменных способны предсказывать креативность на статистически значимом уровне. Такие личностные особенности, как эффективность, независимость, когнитивный контроль и честность, служат позитивными прогностическими признаками, тогда как эмоциональная нестабильность, тревожность, стремление к доминированию и лидерству - негативными признаками. Таким образом, вторая гипотеза также получила частичное подтверждение.
В-третьих, не было выявлено каких-либо статистически значимых гендерных различий как в отношении креативности, так и в отношении большинства личностных черт. Исключение - самооценка, которая у мужчин была выше, чем у женщин, и следование социальным нормам, что в большей степени было характерно для женщин (различия статистически значимые). Таким образом, третья гипотеза также в целом получила подтверждение, за исключением того, что мужчины были более высокого мнения о себе, а женщины охотнее принимали социальные нормы и лучше выполняли свои обязательства.
Итак, творческие люди эффективно контролируют свою когнитивную деятельность, что проявляется в упорстве и сосредоточенности. Они независимы, автономны и самодостаточны, способны рассматривать идею с разных точек зрения. Они демонстрируют свободу действия в принятии решений, а их собственные интересы превалируют над интересами группы. Другие позитивные и значимые корреляции между личностью и креативностью, хотя и более скромные, показывают, что творческие индивиды верят в свои возможности, обладают инициативностью и самоуважением. Они компетентны, эффективны и предприимчивы.
Негативные корреляции показывают, что студенты с высоким уровнем тревожности (нервные, беспокойные и раздражительные) дают меньшее количество креативных ответов. Эти результаты противоречат данным, согласно которым высокотворческих личностей отличает высокий уровень тревожности. Кроме того, студенты, которые стремятся к доминированию и лидерству и которых отличает высокая конкурентность, агрессивность и плохая социальная адаптация, продемонстрировали более низкие индексы креативности. А такие качества, как толерантность, независимость, эффективность, когнитивный контроль и уверенность в себе, могут служить прогностическими признаками креативности.
Результаты, полученные в этом исследовании, показывают, что не существует значимых гендерных различий в уровне креативности и особенностях личности. Единственное отличие в том, что мужчины более высокого мнения о себе и менее зависимы от мнения других и соответственно у них более развитое чувство собственного достоинства. А женщин больше заботят социальные нормы, и они охотнее следуют социальным правилам и обязательствам. Эти различия легко объяснить особенностями воспитания мужчин и женщин. Таким образом, в целом проведенное исследование подтвердило предположения авторов.
Т.В. Виноградова
2013.02.014. КИЛКАШИ И. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОДИССЕЯ ХИМИКА: ЭДВАРД ДИВЕРС В ЛОНДОНЕ, ГАЛУЭЙЕ И ТОКИО. KILKUCHI Y. Cross-national odyssey of chemist: Edward Divers at London, Galway and Tokyo // History of science. - Cambridge, 2012. -Vol. 50, N 168. - P. 289-314.
Ключевые слова: Э. Диверс; международная циркуляция знаний; преподавание химии.
Какие выводы историки и социологи науки могут сделать из карьеры такого ученого, как Эдвард Диверс (1837-1912)? Таким вопросом задается автор, сотрудник Гарвардского университета (США). Э. Диверс посещал Королевский химический колледж в Лондоне, работал в качестве ассистента химика и одновременно учился на медицинском отделении Королевского колледжа в Галу-эйе в Ирландии и более 20 лет преподавал химию в Токио. Автора интересует, как опыт работы в каждом из этих мест повлиял на его карьеру и на его педагогические идеи.
Анализ данного случая интересен прежде всего с точки зрения глобальной циркуляции знаний, и в частности истории преподавания естественных наук. За последние десятилетия историки и социологи науки наряду с публикациями и артефактами выделили и описали роль других агентов, которые участвуют в распространении знаний. К числу таких посредников относят мигрантов, торговцев, шпионов, ученых-любителей, переводчиков, которые связывали разные страны и передавали научные знания. По мнению некоторых исследователей, эти агенты отличались высокой мо-