Научная статья на тему '2013. 02. 009. Данильченко С. Л. Трансформация концессий в советскую экономику в годы нэпа. – М. : макс Пресс, 2012. – 240 с'

2013. 02. 009. Данильченко С. Л. Трансформация концессий в советскую экономику в годы нэпа. – М. : макс Пресс, 2012. – 240 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / НЭП / КОНЦЕССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 009. Данильченко С. Л. Трансформация концессий в советскую экономику в годы нэпа. – М. : макс Пресс, 2012. – 240 с»

2013.02.009. ДАНИЛЬЧЕНКО СЛ. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕССИЙ В СОВЕТСКУЮ ЭКОНОМИКУ В ГОДЫ НЭПа. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 240 с.

Ключевые слова: СССР, нэп, концессии.

В монографии д. ист. н., проф. С.Л. Данильченко, состоящей из введения, шести глав, заключения и приложения, проанализированы роль концессий в системе нэповской экономики, основные черты и этапы концессионной политики властей.

Автор отмечает, что зарубежные инвестиции, технологии и управленческий опыт были движущими силами промышленной революции в России конца XIX - начала XX в. После Октябрьской революции в течение последующих 15 лет Советское государство делало неоднократные попытки привлечения иностранного капитала и зарубежных технологий в свою экономику. Концессионный вопрос рассматривался руководством РКП (б) в двух аспектах -политическом и экономическом. Партийные лидеры сознавали, что новой России при ее хроническом «голоде на капиталы» нужны иностранные инвестиции, что подъем некоторых отраслей промышленности страны невозможен без иностранной помощи. Но не столько экономическая значимость, сколько внутрипартийная полемика, по словам С. Л. Данильченко, оживляла в тот или иной момент проблему привлечения и использования концессий и поднимала ее на поверхность всех политических дискуссий 1920-х годов. Иностранный капитал плохо сочетался с коммунистическими идеалами, но жизненные реалии заставляли большевиков идти против идеологических принципов. Отношение к концессиям оказалось составной частью общей борьбы в высшем партийном эшелоне, с одной стороны, за продолжение и углубление нэпа и, с другой стороны, за его свертывание. «Допуская в экономику страны зарубежных инвесторов, большевики преследовали прежде всего экономические цели: за счет долевых отчислений, арендной платы и налогов получить дополнительные средства для развития тяжелой индустрии; создать новые производства, оборудованные новейшей техникой, с передовыми технологическими процессами; обновить основной капитал государственной промышленности за счет концессионных предприятий, которые по истечении срока действия договора переходили в собственность государства; увеличить произ-

водство товаров широкого потребления; трудоустроить часть безработных. Советским руководством преследовались также и политические цели: посредством заключения концессионных договоров с иностранными фирмами усилить заинтересованность отдельных промышленно-финансовых групп Запада в сотрудничестве с Советской Россией; укрепить ее международное положение» (с. 4).

Переход к новой экономической политике привел к распространению нескольких форм хозяйственной деятельности частного капитала - концессий, смешанных обществ и арендованных предприятий. Каждая из них имела свои особенности. Международная концессия (соглашение, по которому государство предоставляет иностранцам право осуществления определенного вида производственно-экономической деятельности на своей территории) означала исключение из советских законов о государственной монополии для ряда иностранных предпринимателей. Концессионный договор имел статус специального закона. Поэтому он мог допустить ряд льгот и изъятий по сравнению с действующим «общим» правом.

Концессии были связаны с иностранным капиталом. Советское государство временно предоставляло иностранному предпринимателю лесные, водные или земельные участки с находящимися на них или в их недрах естественными богатствами, промышленные или коммунальные предприятия, пути сообщения, порты, электрические сети, средства связи, основные средства производства, участвовало в распределении прибыли, определяло товарные связи со всеми категориями хозяйств. Все стороны производственной и коммерческой деятельности, а также взаимоотношения с инженерно-техническим персоналом и рабочими, с государственными учреждениями определялись договором. Непосредственное руководство предприятием осуществлял концессионер. Воздействие Советского государства на концессию было косвенным - через профсоюзные организации, различные контролирующие органы.

Концессии - чистые и смешанные - служили основными формами привлечения иностранных инвестиций в народное хозяйство страны. В первом случае капитал полностью принадлежал иностранному предпринимателю, во втором - капиталовложения осуществлялись советскими и иностранными участниками. Соот-

ветственно и управление было совместным, а прибыли распределялись пропорционально вложенным капиталам.

Кроме того, с иностранными фирмами заключались так называемые соглашения о технической помощи. В соответствии с ними советским производственным организациям оказывалась помощь в разработке различных технических проектов, предоставлялось право пользования патентами фирмы - участницы соглашения. В число обязанностей фирмы входило налаживание производства согласно собственной технологии и обучение на своих предприятиях советского инженерно-технического персонала.

Рассматривая хозяйственную деятельность иностранного торгово-промышленного капитала в СССР, всю ее историю автор считает возможным условно разделить на три периода. Первый период (1917-1920) - начальная или подготовительная стадия, когда советское правительство делает первые попытки использовать иностранный капитал как рычаг в хозяйственном строительстве. С этой целью принимается принципиальное решение о допущении концессий на российскую территорию, разрабатывается «План развития экономических отношений между Советской Россией и США», ведутся торгово-экономические переговоры с Германией. В этот период эти планы не осуществились. Второй период (1921-1929) непосредственно связан и хронологически совпадает с новой экономической политикой. С помощью концессий были восстановлены некоторые отрасли народного хозяйства (горная промышленность, отдельные предприятия химической промышленности, металлообрабатывающая промышленность и др.). Концессии, смешанные общества и арендованные предприятия привлекали твердую валюту, давали определенный доход бюджету в виде долевых отчислений от оборота, способствовали дополнительному насыщению внутреннего рынка, сокращению безработицы, улучшению платежного баланса. Однако должного размаха процесс развития концессий не получил. Третий период (1929-1937) относится ко времени предвоенных пятилетних планов. Попытки оживления концессионной деятельности имели своей целью найти дополнительный источник для практического осуществления программы индустриализации страны. Советское правительство пыталось активизировать свою концессионную политику и приняло ряд соответствующих мер. Но эти шаги не дали существенных результатов.

Этот период в развитии концессионного дела в СССР был последним. Превращение государственного сектора в народном хозяйстве в безраздельно господствующий привело к ликвидации концессионных предприятий, а стремление Советского Союза к экономической самостоятельности усилило отток иностранной технической помощи.

Наибольшее количество концессий приходилось на отрасли обрабатывающей промышленности. «На 1 октября 1925 г. в обрабатывающей промышленности насчитывалось 18 концессий. В 1926 г. их количество увеличилось до 29, из них 12 находились в стадии организации. Из 17 действующих концессий 9 приходилось на металлообработку, 3 - на химическую, 2 - бумажную отрасли. В полиграфической, пищевой и деревообрабатывающей отраслях имелось по одному концессионному предприятию» (с. 125).

Концессионные предприятия в горной промышленности были значительно крупнее, чем в обрабатывающих отраслях. Концессии «Лена-Голдфилдс», «Тетюхе» и «Приамурское горнопромышленное общество» сыграли существенную роль в снабжении советской промышленности цветными металлами. «Удельный вес концессионных предприятий к 1930 г. составил по меди 19%, по цинку - 26 и по свинцу - 45%. В области золотодобычи концессия «Лена-Голдфилдс» давала 30% всей добычи золота в СССР» (с. 112).

Концессии в сельском хозяйстве должны были послужить наглядным примером образцового ведения крупного производства путем применения техники и новейших достижений агрономической науки. Большевики понимали, что привлечение иностранного капитала в сельское хозяйство - дело более трудное, чем в любую отрасль промышленности. Здесь вложение капитала связывалось с природными условиями и меньшей нормой прибыли. Тем не менее провозглашение концессионной политики привело к тому, что с 1922 г. начали поступать предложения от соискателей сельскохозяйственных концессий. Наиболее крупными концессиями являлись немецкие «Маныч», «Друзаг» и «Друаг», «Прикумское русско-американское товарищество», «Синдикат Голландия -Украина» и «Миссия профессора Нансена»» (с. 135). В 1925 г. в сельском хозяйстве действовали шесть концессий, и одна находилась в стадии организации.

С. Л. Данильченко считает, что основным вкладом иностранных концессий в экономическое развитие Советской России являлся не объем инвестированного капитала, а трансферт новейших технологий в советскую экономику. «Перевод технических знаний осуществлялся как через концессии, так и посредством привлечения западных инженеров и экспертов и стажировки советских инженеров и рабочих на иностранных заводах... В Советской России 1920-х годов западный технический персонал, инженеры-консультанты и независимые предприниматели были обычным явлением. Технологический перевод имел множество форм, в зависимости от политических и экономических обстоятельств изучаемого периода. После 1929 г. концессии стали заменяться другими формами технологического перевода, но с 1917 по 1929 г. они являлись главным средством получения западных технологий» (с. 192).

Положение концессионного сектора в советском народном хозяйстве определяли не только юридические нормы, но и колебание политических сил в партийно-государственном руководстве, борьба внутрипартийных группировок за власть в стране. Сколько бы лидеры РКП (б) ни говорили об экономической значимости концессий, концессионный вопрос, по словам Данильченко, всегда был вопросом политическим. «Несмотря на убежденных сторонников нэпа - А.И. Рыкова, Л.Б. Красина, Г.Я. Сокольникова, Г.М. Кржижановского, Г.В. Чичерина, общая линия Советского руководства, и лично И.В. Сталина, заключалась в следующем - привлечь иностранный капитал, выжать из него все возможное: инвестиции, технологии, управленческий опыт, и выдворить концессионера из страны. Концессия существовала до тех пор, пока в ней было заинтересовано государство по каким-либо причинам международного, внешнеэкономического и внутриэкономического характера. Что касается сроков действия договора - 10, 15, 25, 50 лет, то ни одна концессия, кроме контрактов о технической помощи, не просуществовала отведенного ей срока. Основные причины, предопределившие результат концессионной политики, лежали во внеэкономической сфере» (с. 216).

С политической точки зрения первое время развитию концессионного дела мешала проблема непризнания Советской России западными странами. Нерешенный вопрос об аннулировании дореволюционных долгов и возврате национализированной иностран-

ной собственности в России также являлся серьезным препятствием для привлечения иностранного капитала. Советское правительство стремилось расколоть «объединенный фронт» бывших собственников, заключая сепаратные сделки с отдельными компаниями -«Стандарт ойл», «Ройал датч» и другими. Крупнейшие западные банки - бывшие кредиторы России - не стали финансировать концессионные предприятия в СССР. Промышленный же капитал, как правило, не обладал свободными средствами. Если мелкие концессионные предприятия не нуждались в значительных капиталовложениях, то крупные концессии терпели крах.

Советское государство всячески старалось регламентировать деятельность концессионных предприятий, пользуясь монополией внешней торговли. Импорт сырья и оборудования производился через советские торгпредства, чтобы концессионер не мог завысить цены и уменьшить ввозимый основной капитал или вывозимую прибыль. Разрешение на импорт давалось советскими хозяйственными органами после предоставления соответствующих заявок, документов и расчетов. Очень сложной была система перевода заграницу прибыли. Вопрос сначала рассматривался в соответствующем наркомате, потом в Наркомфине и Наркомвнешторге. Такая система привела к полной зависимости концессионера от советских органов и породила множество концессионных конфликтов.

Много жалоб поступало на волокиту, придирчивость и бюрократизм советских учреждений, особенно при выдаче концессионерам лицензий и валюты. Как правило, конфликтные ситуации касались вопросов установления ставок и выдачи заработной платы, приема и увольнения рабочих и служащих. Советские органы охраны труда зачастую предъявляли непосильные требования к предпринимателям, особенно в отношении строительства жилых домов для рабочих. Немало хлопот доставляли органы госбезопасности в отношении советских граждан, занимавших руководящие должности на концессионных предприятиях.

Успеху советской концессионной политики препятствовала и мировая хозяйственная конъюнктура. Европейские страны были обременены послевоенной реконструкцией и выплатой по американским займам, к тому же Германия выплачивала репарационные долги, вследствие чего переживала катастрофическую инфляцию.

Во второй половине 1920-х годов наметилась тенденция общего снижения мировых цен на промышленную продукцию, усилившаяся в период мирового экономического кризиса. Последующая потеря рынков, на которых концессионеры получали валютную выручку, и общее расстройство мирового капиталистического хозяйства в годы «великой депрессии» с международно-экономической точки зрения подвели черту под развитием концессионного дела в СССР, утверждает С.Л. Данильченко.

С. В. Беспалов

2013.02.010. ДЁННИНГХАУС В. В ТЕНИ «БОЛЬШОГО БРАТА». ЗАПАДНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В СССР, 1917-1938 гг. - М.: РОССПЭН, 2011. - 727 с.

Ключевые слова: СССР, национальная политика, экстерриториальные национальные меньшинства.

Исследование немецкого историка Виктора Дённингхауса, профессора Фрайбургского университета в ФРГ, заместителя директора Германского исторического института в Москве, посвящено политике Советского государства в отношении экстерриториальных национальных меньшинств в СССР - немцев, поляков, латышей, литовцев, эстонцев, финнов и греков. Книга является переработанным и дополненным вариантом монографии, опубликованной в Германии в 2009 г.1 (защищена в качестве докторской диссертации во Фрайбурге в 2006 г.).

Автор вводит в научный оборот многочисленные архивные документы из ГАРФ, РГАСПИ, РГАНИ, РГАЭ, Государственного архива Автономной Республики Крым (ГААРК), Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), Государственного архива Новосибирской области (ГАНО). Книга состоит из введения, четырех глав и заключения, дан обширный список источников и используемой литературы (с. 648-698), имеются приложение, в котором приведены статистические данные из переписей населения в СССР 1926, 1937 и 1939 гг., и указатель имен (с. 702-724). Приводится этнографическая карта СССР с нанесенными на нее места-

1 Dönninghaus V. Minderheiten in Bedrängnis. Die sowjetische Politik gegenüber Deutschen, Polen und anderen Diaspora-Nazionalitäten 1917-1938. - München: Oldenbourg, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.