фортным из-за сочетания высокой температуры и высокой влажности. Хотя рост температуры в районе Сочи будет существенно ниже, чем в целом по югу европейской части России, из-за смягчающего воздействия Черного моря. По расчетам, он не превысит 0,4о С до конца столетия (с. 433).
Увеличение температуры в зимние месяцы приведет к повышению снеговой линии и, следовательно, создаст значительные проблемы для развития зимнего туризма. Следует также ожидать роста количества осадков, прежде всего в зимний период. Усиление зимней циклонической активности, повышение зимних температур и количества осадков в регионе явится причиной увеличения частоты особо опасных явлений погоды, в том числе риска катастрофических паводков, снежных лавин в горах и усиления селевой активности. Изменения климата приведут также к сокращению пляжной полосы, уменьшению биоразнообразия и смене видового состава флоры и фауны в приморских и морских экосистемах.
Механизмы, управляющие вариациями климата, до сих пор недостаточно изучены, а выводы относительно глобального потепления, сделанные на основе численных экспериментов с математическими моделями, могут быть подвергнуты критике. Однако рекреационная специализация экономики Черноморского побережья Краснодарского края диктует необходимость подхода к разработке долгосрочной стратегии развития региона с учетом возможных климатических изменений.
М.А. Положихина
2013.01.065. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / Ин-т востоковедения РАН; Под ред.: Матвеевой А.Г. и др. - М., 2012. - 171 с.
В работе представлены результаты исследования, которое проводилось в пяти республиках Северного Кавказа в 2010-2012 гг. в рамках программы «Миротворческие перспективы глазами людей», осуществляемой международными неправительственными организациями Saferworld («За безопасный мир») и Conciliation Resources («Ресурсы примирения»).
Северный Кавказ, указывают авторы, остается наиболее нестабильным регионом России со времени распада СССР. Он ставит
перед Москвой самые острые проблемы безопасности как с точки зрения высокой внутренней конфликтности, так и с точки зрения возможности экспорта насилия в другие субъекты Федерации. Хотя за последнее десятилетие наблюдается определенный прогресс в сфере обеспечения безопасности, но ситуация в регионе по-прежнему воспринимается как напряженная. С точки зрения федеральных властей, здесь существуют четыре основные проблемы -обеспечение безопасности, необходимость реагирования на рост влияния ислама, проблемы социально-экономического развития и управления полиэтническими образованиями.
Северный Кавказ - один из наиболее этнически и лингвистически разнообразных регионов Европы. Однако если в Чечне и Ингушетии усиливается моноэтничность, то в Дагестане 32 больших и малых народа продолжают жить рядом друг с другом. Этническая и субэтническая принадлежность являются значимыми маркерами идентичности, влияющими на общественные отношения, доступ к власти и ресурсам. Вместе с тем неоднозначно протекает процесс формирования российской идентичности. В связи с оттоком русского населения ухудшается культурная среда региона в целом.
Ситуацию осложняет рост религиозности, а также противоречия между мусульманскими течениями. При усилении салафит-ского движения и радикальных исламистских сил подрывается влияние придерживающихся суфийских взглядов Духовных управлений мусульман республик. Официальная организованная религия часто не способна играть балансирующей роли в обществе. Ослабление социальной терпимости, распространение исламского образа жизни и кризис общей культуры, местные конфликты из-за земли и усугубляющиеся социальные проблемы способствуют сохранению напряженности в регионе.
Одной из наиболее острых социальных проблем Северного Кавказа называют высокий уровень безработицы. По данным на декабрь 2011 г., зарегистрированный уровень безработицы в СевероКавказском федеральном округе составлял в среднем 14,3% против 6,1% в среднем по России. Наихудшая ситуация с безработицей - в Ингушетии (48,9%) и в Чечне (27,2%). Одновременно в кавказских республиках в строительной отрасли работают гастарбайтеры из Узбекистана, Вьетнама и Турции (с. 26). Самозанятость и иные виды доходоприносящей деятельности достаточно распространены, одна-
ко официальное рабочее место с полной занятостью, дающее человеку ощущение статуса в обществе и открывающее возможности для социализации, для многих граждан остается мечтой.
Отличительной особенностью экономики Северного Кавказа являются сложные земельные вопросы, часто имеющие исторические корни. Например, спор между чеченцами и лакцами из-за Но-волаксого района, откуда чеченцы были депортированы в 1944 г. в Центральную Азию, а на их место были переселены лакцы, и т.д.
Многие отмечают улучшение общеэкономической ситуации и повышение уровня жизни в регионе. Вместе с тем растет недовольство тем, что государственные органы пока не обеспечивают безопасность и справедливое правосудие для населения. Помимо действия силовых структур по обеспечению безопасности федеральные власти выделяют средства и принимают программы по социально-экономическому развитию региона. Однако, по мнению авторов исследования, они имеют ряд недостатков. Нормы и практики, обычные для остальных субъектов Федерации, не всегда являются таковыми на Северном Кавказе, что заставляет некоторых задумываться о том, является ли регион на самом деле, а не только на бумаге, частью России.
Ключевой особенностью нынешней ситуации на Северном Кавказе является поразительный контраст между кажущейся внешней стабильностью и жестокой «подковерной» борьбой между различными акторами, соперничающими друг с другом за власть и экономические преимущества. Наиболее нестабильным регионом представляется Дагестан, хотя факторы риска есть и в Кабардино-Балкарии, и в Северной Осетии.
Федеральная поддержка, а также грамотное управление стали условиями роста экономики и улучшения благосостояния населения Кабардино-Балкарии. В настоящее время 14,7% ВРП республики дает промышленность, 21,5% - сельское хозяйство и 9% -строительство (с. 51). Ситуацию в республике, по мнению авторов исследования, можно считать стабильной, но сложной, так как существует ряд социально-экономических рисков.
В частности, репрессивные методы, используемые силовыми структурами, могут побуждать все большее число молодых людей уходить в радикальную оппозицию. Неразрешенность земельных споров может трансформировать земельный вопрос из экономиче-
ской проблемы в межэтнический конфликт. А игнорирование ранее находившегося в латентном состоянии «черкесского вопроса»1 способствует нарастающему отчуждению кабардинцев от других этнических групп и от федеральных властей.
Положение в Чечне стабилизировалось на определенном уровне. Есть относительно позитивные факторы, такие как увеличение инвестиций и финансирование экономического развития из федерального бюджета, поддерживается общественный порядок, уровень обычной преступности невысок. Миротворческие инициативы, проводимые в республике для примирения кровников и поощрения народной дипломатии, способствовали делу общественного согласия. Образ республики улучшился, укрепились ее отношения с другими субъектами Российской Федерации и с мусульманскими странами.
Тем не менее вооруженная оппозиция нынешнему режиму остается активной, ее ряды не редеют, хотя и не пользуются поддержкой большинства населения. Общественное внимание сосредоточено на проблемах безработицы, отсутствия условий для развития бизнеса, несоблюдения прав человека, труднодоступности общественных льгот и выплат, задержке заработной платы и других базовых социальных вопросах. Изменение ситуации самым непосредственным образом зависит от отношений между руководством в Москве и властными структурами Чечни.
Федеральные программы, направленные на урегулирование конфликта в Северной Осетии и улучшение социально-экономической ситуации в республике, привели к некоторым позитивным результатам. Действует ряд промышленных предприятий (цветной металлургии, пищевой и легкой промышленности), развивается сельское хозяйство, предпринимаются попытки восстановить электронную промышленность.
Северная Осетия - единственная из северокавказских республик, где в настоящее время нет вооруженной оппозиции правящему режиму. Более важными для Северной Осетии являются «внешние» угрозы, в том числе от радикальных групп, базирую-
1 «Черкесский вопрос» - это оценка войны России на Кавказе в XIX в., в результате которой адыгский народ, или черкесы (т.е. кабардинцы, черкесы и адыгейцы) был вытеснен с Черноморского побережья, оказался разбросанным по разным регионам России и странам мира. - Прим. реф.
щихся в Ингушетии, и последствий борьбы за власть в Южной Осетии. К внутренним угрозам относится потенциально возможное ухудшение отношений между осетинами и ингушами или между коренным населением и вновь прибывшими кумыками в Моздокском районе. Любой из этих вопросов может привести к межэтническим столкновениям. Наконец, репрессии со стороны властных структур по отношению к мусульманским общинам, подозреваемым в терроризме, создают порочный круг, когда все больше людей обращается к исламскому радикализму, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему усилению репрессий.
В Дагестане наблюдаются позитивные изменения. Так, существуют площадки для диалога, например Конгресс национальностей, а средства массовой информации остаются относительно свободными. Развивается гражданское общество, действует ряд неправительственных организаций. В то же время Дагестан - самый исламизированный регион России. Ислам является одной из основ идентичности дагестанцев. Религиозный фактор стал также идеологическим знаменем, объединяющим различные группы недовольных. И это создает возможность дестабилизации ситуации в республике.
Главная экономическая проблема Дагестана - дефицит земли. Неурегулированность системы отгонного животноводства является причиной противостояния между жителями равнин (кумыками и ногайцами) и выходцами из горных районов (лакцами, аварцами, лезгинами и даргинцами). Земельные проблемы могут перейти в сферу серьезных межэтнических столкновений. Другая проблема - продолжающийся процесс урбанизации. Города Дагестана с 1990 г. выросли на 40-45% (с. 149). Рост городского населения идет на фоне застоя промышленности, уровень производства которой не достиг 1990 г. При значительном притоке жителей рабочие места не создаются, что ведет к колоссальному социальному напряжению в городских поселениях и их маргинализации. На этом фоне большой отрыв власти от народа, засилье кланово-сти, коррупция и пренебрежение институтами гражданского общества делает ситуацию в Дагестане взрывоопасной.
Ингушетия является самой маленькой по территории и наиболее изолированной из республик. В ней не существует ни круп-
ной промышленности, ни какого-либо иного источника поступлений в бюджет, и она дотируется федеральным центром.
Немногие жители республики пересекают границу с Северной Осетией, не имея для этого веской причины. Хотя идет процесс возвращения и обустройства вынужденных переселенцев в Пригородный район, некоторые из них сделали выбор в пользу получения компенсации для приобретения нового жилья в Ингушетии. Руководства Северной Осетии и Ингушетии сотрудничают в деятельности по нормализации межреспубликанских отношений. Тем не менее серьезные трения в отношениях между сообществами и местными властями с обеих сторон сохраняются. Однако опасность того, что насилие может возобновиться, на данный момент низка. С другим соседом, Чечней, существуют добрые отношения, но ингушская политическая элита ощущает потребность дистанцироваться от бывшего партнера по двухсубъектной АССР и укрепить собственную идентичность. Основной разлом в обществе пролегает между традиционными и новыми мусульманами («ушедшими в лес» и «поглядывающими в сторону леса»).
Характеризующаяся изоляцией, низким уровнем урбанизации и практически моноэтничностью, республика все более переходит к исламскому образу жизни, при этом светски мыслящее население не осмеливается возражать. Ингушетия все больше отдаляется от российского культурного и общественного пространства. Пока неясно, приведет ли этот процесс к появлению исламского квазигосударства внутри Федерации и что за этим последует.
Исследователи приходят к выводу, что, несмотря на позитивные изменения, факторы нестабильности и конфликтности в регионе сохранятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Проблема интеграции Северного Кавказа будет оставаться актуальной для Москвы в течение многих лет и, возможно, десятилетий. Хотя многие вопросы являются вполне разрешимыми при наличии политической воли республиканского руководства и федеральных органов, активном содействии гражданского общества и рядовых граждан.
М.А. Положихина