Для объяснения данного феномена предлагаются разные гипотезы. Так, возможно, что со временем происходит уменьшение количества вакансий и рабочие места, которые освобождаются при уходе на пенсию пожилых работников, сокращаются. Другая возможная причина состоит в том, что работодатели предпочитают брать на вакантные места более взрослых работников, а не молодежь.
В условиях, когда все более широкое распространение в ЕС получает практика найма работников по временным трудовым соглашениям, диплом о высшем образовании дает его обладателям больше шансов на получение постоянного места работы. По имеющимся данным в странах ЕС 10-15% занятых в возрасте 2564 года трудятся по временным контрактам. Наиболее низкий уровень временной занятости зарегистрирован в Эстонии, Латвии, Мальте и Румынии, а наиболее высокий - в Испании, Польше и Португалии, где примерно четверть занятых имеют временные контракты (с. 185). Отчасти распространение временной занятости объясняется реформами рынка труда, которые проводились во многих европейских странах и позволили повысить гибкость этого рынка за счет использования разнообразных типов трудовых соглашений, в том числе и временных.
В целом по ЕС в 2010 г. 10,2% работников с высшим образованием трудились по временным контрактам, среди работников с образованием ниже среднего (МСКО 0-2) временные контракты имели 14,4% (с. 185).
Хотя гендерные различия в сфере трудоустройства с 2000 г. немного сократились, женщины - выпускницы вузов в среднем имеют больше шансов остаться без работы, чем мужчины - выпускники, притом что женщины преобладают над мужчинами практически по всех направлениям обучения в высшей школе.
Г.В. Семеко
2013.01.045. СТАВКА НА КОМПЕТЕНЦИИ В ЕВРОПЕ. L'enjeu des compétences en Europe // Cedefop note d'information. -Thessaloniki, 2012. - Mars. - P. 1-4.
Эксперты Европейского центра развития профессионального обучения (European centre for the development of vocational training, Cedefop) представляют результаты своего прогноза предложения и
спроса на работников определенной квалификации (т.е. прогноза компетенций) в Евросоюзе на 2010-2020 гг. Прогноз Cedefop охватывает 27 стран ЕС плюс Норвегию и Швецию.
Из-за экономического спада в 2008-2010 гг. Европа потеряла около 5,5 млн. рабочих мест (с. 1). Это значительная цифра, но все же она ниже ожидаемой благодаря мерам по поддержанию занятости, предпринятым правительствами государств - членов ЕС и социальными партнерами. Несмотря на сохраняющиеся экономические трудности, которые повлияют на предложение рабочих мест, ожидается сохранение доминирующих тенденций, в частности расширение рабочих мест, требующих высокой квалификации, и рост занятости в сфере услуг. Прогноз на 2010-2020 гг. предполагает, что проблемы в зоне евро не приведут к новому кризису и что рост занятости будет иметь место во всех странах, но в разном размере. В целом ожидается создание около 8 млн. новых рабочих мест, и около 75 млн. рабочих мест появятся в результате ухода работников с рынка труда (на пенсию и по другим причинам).
По прогнозу перспективы роста занятости имеются у всех профессий, но динамика составляющих спроса (в том числе спроса роста и спроса замещения) различается. В основном создание рабочих мест будет сосредоточено в высших и низших категориях спектра компетенций, что несет риск усиления поляризации занятости: наибольшие возможности роста ожидаются для рабочих мест, требующих высокой и низкой квалификации; для рабочих мест, требующих средней квалификации (professions intermaidiaires), рост будет более слабым. Тем не менее большинство предложений вакансий по-прежнему будут относиться к профессиям со средним уровнем квалификации - на них, как и сейчас, будет приходиться примерно 50% занятых в Европе (с. 2).
Для всех уровней компетенций большинство предложений вакансий будут требовать выполнения нерутинных задач, которые трудно выполнить путем перехода на новые технологии или организационных изменений. Между уровнем компетенций и рутинностью труда нет прямой зависимости. Рабочие места в обрабатывающей промышленности, требующие высокой квалификации, могут иметь рутинный характер, как и в других сферах, например в ремесленничестве или сфере управления.
Степень рутинности труда зависит от специфических профессиональных и структурных составляющих должности. Рабочие места для занятых со сравнительной низкой или средней квалификацией обычно имеют больше специфических элементов, свойственных их должности, - это в основном профессиональные задачи, которые могут меняться под воздействием технологических, организационных и даже правовых изменений. По этой причине существует необходимость перестройки курсов обучения и профподготовки на уровне верхнего вторичного (среднего) и поствторичного (послесреднего) нетретичного образования1 с целью подготовки к работе с учетом профессиональной специфики.
Наиболее высокие темпы роста производства и спрос на работников ожидаются во многих отраслях обрабатывающей промышленности, а также в розничной торговле, банковском и финансовом секторе, телекоммуникационных услугах, услугах связи и др. Напротив, отрасли, наиболее чувствительные к влиянию экономического цикла и разных внешних факторов, таких как политические решения (правовые решения в области окружающей среды и т.д.) или внешние стрессы (резкий рост цен на нефть и т.д.), будут находиться в наиболее сложном положении. Перспективы продолжительного спада в сельском хозяйстве очень низки. Без возврата к стабильному экономическому росту не ожидается сильного роста в автомобильной промышленности.
Темпы структурных изменений замедлятся в текущем десятилетии, но связанный с ними спрос на компетенции будет различаться по странам. Производство продолжит перемещаться на восток: предприятия обрабатывающей промышленности будут все больше концентрироваться в странах Центральной и Восточной Европы. По большей части рост занятости до 2020 г. будет создаваться за счет сферы услуг, в частности туризма, услуг по уходу и информационных технологий, но темпы этого роста немного замедлятся отчасти по причине мер жесткой экономии и сокращения государственных и частных расходов и инвестиций.
Типы и уровни квалификаций экономически активного населения разнятся по странам ЕС, что отражает различия в националь-
1 По Международному стандарту классификации образования (МСКО) -это уровни МСКО 3В и МСКО 4, которые соответствуют полному среднему образованию и начальному профессиональному образованию в России. - Прим. реф.
ных традициях в сфере образования и профподготовки, а также в спросе на компетенции. В целом численность лиц со средней или высокой квалификацией в Европе будет по-прежнему расти, поскольку молодые люди будут получать более высокие квалификации, чем работники, выходящие на пенсию.
Доля лиц с высокой квалификацией увеличится до 1/3 всех экономически активных граждан, на лиц со средней квалификацией будет приходиться около половины (с. 3). Доля лиц, имеющих высшее образование, будет выше среди женщин, чем среди мужчин. При этом все больше женщин будут занимать традиционно мужские должности. Молодым людям с низкой квалификацией станет труднее найти достойную работу, и отсутствие перспектив заставит многих из них продолжить учебу или профподготовку.
Как показывают прогнозы, несмотря на высокий уровень безработицы, в настоящее время существуют признаки нехватки отдельных работников отдельных квалификаций. Наибольшая нехватка отмечается в отношении профессий, требующих специализированных знаний высокого уровня: например, в области науки о жизни (science de la vie), а также промежуточных профессий (professions intermediaries) в здравоохранении и образовании, торговле, услугах и некоторых элементарных профессий.
По прогнозу до 2020 г. рост предложения работников с высокой квалификацией будут выше, чем рост спроса на них, что усилит конкуренцию между кандидатами на вакансии. Вследствие этого претенденты станут менее разборчивыми при выборе рабочего места, соглашаясь на должности, не требующие их высокой квалификации, в том числе на работу неполный день или менее выгодную в плане вознаграждения.
Работники с высокой квалификацией имеют больше шансов сохранить свое рабочее место, и, получив работу, они могут продемонстрировать способность к инновациям и изменить содержание своей работы. Кроме того, они могут легко применить уже приобретенные компетенции в другом секторе.
В настоящее время примерно 40% молодых людей выходят из системы образования с университетским или эквивалентным ему дипломом, но трудно предсказать, какие именно специализированные и общие компетенции будут им нужны (с. 4). В определенной мере стремление получить «подходящие» компетенции от-
ражается на росте численности учащихся, которые выбирают профобразование - на уровне верхнего вторичного, поствторичного или третичного (высшего) образования.
Услуги по консультированию и профориентации более высокого качества могут помочь молодым людям сделать правильный выбор карьеры, обучения, профподготовки. Они также помогут предприятиям предвидеть потребности в кадрах и развивать компетенции.
Г. В. Семеко
2013.01.046. РЕЙНЬЕ Д. ГЕОГРАФИЯ ОПТИМИСТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ МОЛОДЕЖИ.
REYNIÉ D. Géographie mondiale de l'optimisme: Trois jeunesses // Problèmes écon. - P., 2012. - N 3036. - P. 25-29.
По данным исследования, проведенного Фондом политических инноваций (Fondation pour l'innovation politique, Fondapol), в Европе для молодежи характерны наименее оптимистические настроения относительно личных и общественных перспектив развития.
Основное влияние на настроения молодежи в европейских и других странах оказывает экономическая ситуация. Так, влияние финансового кризиса находит отражение в том, что 43% молодых греков и 61% европейцев в целом считают свое личное будущее многообещающим. Кроме того, только 17% молодых греков оптимистично оценивают будущее Греции по сравнению с 27% европейцев, которые неплохо оценивают шансы своих стран. Однако пессимизм характерен для 17% молодых французов, 20% испанцев, 22% итальянцев, четверти немцев и венгров, а также для 24% японцев (с. 25). Эти показатели контрастируют с оптимизмом, который испытывает молодежь Скандинавских стран - финны (61%), шведы (63%), канадцы (65%), австралийцы (63%). Еще более впечатляют данные, касающиеся оптимизма молодежи Индии (83%), Китая (82%) и Бразилии (72%) (с. 26).
Д. Рейнье полагает, что с оптимизмом и уверенностью смотрит в будущее молодежь крупных развивающихся стран, а также стран, в которых получили развитие новые технологии. Относительный оптимизм молодых скандинавов и англосаксов сопровождается высоким уровнем показателей «без ответа» в случае, когда