Научная статья на тему '2013. 02. 050. Предотвратить устаревание компетенций. Prevenir l’obsolescence des competences // note d’information de Cedefop. – Bruxelles, 2012. – juillet. – 4 p. – mode of access: http://www. Cedefop. Europa. Eu/en/files/9070_fr. Pdf'

2013. 02. 050. Предотвратить устаревание компетенций. Prevenir l’obsolescence des competences // note d’information de Cedefop. – Bruxelles, 2012. – juillet. – 4 p. – mode of access: http://www. Cedefop. Europa. Eu/en/files/9070_fr. Pdf Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ – ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 050. Предотвратить устаревание компетенций. Prevenir l’obsolescence des competences // note d’information de Cedefop. – Bruxelles, 2012. – juillet. – 4 p. – mode of access: http://www. Cedefop. Europa. Eu/en/files/9070_fr. Pdf»

В период с 2008 по 2010 г. в ЕС в результате реструктуризации, перехода на аутсорсинг, перемещения, закрытия, слияний и продаж предприятий, по данным Европейского агентства по мониторингу реструктуризации, на каждое вновь созданное рабочее место приходилось 2,5 ликвидированных рабочих мест. В связи с этим особую значимость приобретает прогнозирование последствий реструктуризации крупных предприятий. Здесь интересен пример Франции, которая преуспела в этой сфере, в частности, благодаря методу управления на основе прогнозирования занятости и компетенций (gestion prévisionnelle des employs et des competences). Так, компания «Форд» объявила о закрытии своего завода недалеко от Бордо, на котором работали 1 тыс. человек, за три года до вступления соответствующего решения в силу. Это позволило в сотрудничестве с местными властями найти альтернативное увольнению всего персонала решение; несмотря на кризис, в 2008 г. удалось подобрать покупателя для данного предприятия и сохранить несколько сотен рабочих мест (048, с. 8).

Помимо ожидаемой рецессии и роста государственного долга в ряде стран ЕС на экономическую активность в Европе в настоящий момент оказывают влияние следующие процессы: переориентация на развитие экологически чистых и ресурсосберегающих производств, старение населения, миграция, кардинальные технологические изменения на фоне роста экономики Китая и Индии. Все эти процессы неизбежно влияют на рынок труда, особенно в плане сохранения и создания рабочих мест. Очевидно, что для поддержания своей конкурентоспособности Европа нуждается в динамично развивающемся рынке труда, где люди обладают теми профессиональными навыками, в которых нуждается экономика ЕС в новых меняющихся условиях. Стимулировать такое развитие рынка труда и призваны инициативы ЕК.

О.Н. Пряжникова

2013.02.050. ПРЕДОТВРАТИТЬ УСТАРЕВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ. Prevenir l'obsolescence des competences // Note d'information de Cedefop. - Bruxelles, 2012. - Juillet. - 4 p. - Mode of access: http://www.cedefop.europa.eu/EN/Fil es/9070_fr. pdf

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2011 г. Европейским центром развития профессионального

образования (Centre européen pour le développement de la formation professionnelle, Cedefop). Опрос работающих граждан в возрасте 30-55 лет в четырех странах Евросоюза - Германии, Венгрии, Нидерландах и Финляндии - позволил оценить, какая часть экономически активного населения ощущает влияние устаревания компетенций, а также выявить типы компетенций и группы индивидов, наиболее сильно затронутые этим процессом.

Устаревание (износ) компетенций является интегральной частью научно-технического прогресса (НТП): в течение трудовой жизни любого человека одни (в прошлом необходимые) компетенции утрачивают свою роль, а другие (новые) появляются. До недавнего времени этот процесс не вызывал проблем, но в последние годы устаревание компетенций приобрело особое значение в связи с ужесточением требований, предъявляемых работодателями, и усложнением функций, которые должны выполнять работники; причем, по оценкам экспертов, данные тенденции в ближайшие годы усилятся.

Устаревание компетенций выражается в недостаточности современных знаний и навыков, которые нужны работнику для продуктивной профессиональной деятельности в настоящее время и в будущем. Различают два типа устаревания компетенций: физический износ компетенций, т.е. физическое разрушение способности людей к усвоению знаний; экономический износ компетенций, т.е. утрата полезности или значения компетенций, которые раньше были нужны на конкретном рабочем месте.

В целом по четырем странам примерно четверть опрошенных полагают, что современный уровень их компетенций эквивалентен или чуть ниже того, который необходим для оптимального выполнения возложенных на них профессиональных обязанностей. В Германии эта доля самая высокая (30%), а в Финляндии - самая низкая (16%). Из-за НТП и структурных реорганизаций в среднем у 16% респондентов из четырех стран за два последних года возникла потребность в расширении знаний (с. 1). Наиболее часто респонденты указывают на потребность расширения знаний в области иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий.

Примерно 18-20% опрошенных почувствовали за последние два года снижение физической и умственной способности выпол-

нять свои должностные обязанности. Среди респондентов, которые в предшествующий опросу год не обучались по программам повышения квалификации, 34% почувствовали устаревание своих компетенций, в то время как среди тех, кто проходит такое обучение, соответствующий показатель гораздо ниже - 22%. Опрошенные, не занимавшиеся расширением своих компетенций, в большей степени обеспокоены сохранением постоянного рабочего места. Например, в Германии в группе опрошенных, которые не повышали свою квалификацию, 30% боятся потерять работу, а в группе опрошенных, которые проходили обучение, таких только 20% (с. 2).

Наиболее высокий риск устаревания компетенций отмечается среди низкоквалифицированных работников и работников старших возрастных категорий. Однако и высококвалифицированные трудящиеся не защищены полностью от этого риска. Около 33% низкоквалифицированных работников, участвовавших в опросе, не занимаются развитием своих профессиональных знаний; среди высококвалифицированных работников доля таких людей составляет 19%.

Низкоквалифицированные работники имеют самые ненадежные рабочие места (временные, неполный рабочий день и т.д.) и сильнее страдают от увольнений, связанных с нынешним экономическим спадом. У них больше шансов потерять рабочее место и одновременно меньше шансов вновь трудоустроиться. Из-за плохих перспектив занятости эта группа экономически активного населения вносит основной вклад в рост длительной безработицы, которая негативно сказывается на их компетенциях.

Устаревание компетенций (физическое и экономическое) наиболее выражено в старших возрастных группах. Так, в среднем 31% респондентов в возрасте 50-55 лет отметили устаревание своих компетенций (показатель колеблется по странам - от 23% в Финляндии до 32% в Венгрии) против 21% в группе опрошенных в возрасте 30-39 лет. По мнению 19% респондентов в возрасте 5055 лет, их компетенции устарели за два последних года из-за НТП (с. 2).

В ближайшие 10 лет основные возможности расширения рабочих мест будут сосредоточены в группе профессий, связанных с высокими технологиями. По этой причине все экономически активные граждане должны заниматься повышением своей профес-

сиональной квалификации. Конечно, работникам старших возрастных категорий будет труднее наверстывать упущенное и поддерживать адекватный уровень компетенций. Им потребуется помощь для приведения своих знаний и способностей в соответствие с современными требованиями, что необходимо для продления их профессиональной жизни. Согласно недавним прогнозам, среди работников старших возрастных категорий увеличится доля тех, кто имеет среднюю квалификацию и кто трудится в промышленности, где охват занятых системой повышения квалификации ниже, чем в третичном секторе.

По данным опроса, примерно 21% трудящихся, трудовая карьера которых прерывалась из-за безработицы на период до 1 года, ощутили устаревание компетенций. Среди тех, кто не работал 1-4 года, таких людей больше - 25%, а среди тех, у кого перерыв в работе составлял более 5 лет, данный показатель превышает 30% (с. 3).

Особенно значительны размеры устаревания компетенций у работников, уровень квалификации которых выше, чем тот, который требуется на их должности, поскольку они не используют полностью свой потенциал и не имеют достаточных возможностей для обновления своих знаний и умений. Нынешний экономический спад обострил данную проблему: все больше высококвалифицированных работников вынуждены соглашаться на временную или менее квалифицированную работу, что усиливает риски утраты компетенций и ухудшает перспективы получения занятости, соответствующей их изначальным компетенциям.

Ответы респондентов на вопрос о воздействии на их компетенции организационных изменений (таких, как внедрение новых информационных систем, оборудования, методов работы, продуктов, услуг и т.п.), имевших место в два последних года, свидетельствуют, что наиболее сильно такие изменения коснулись трудящихся Финляндии. На них указали 47% опрошенных финнов против 45% голландцев, 42% немцев и 39% венгров. Между тем именно в Финляндии, согласно опросу, отмечается самая низкая доля трудящихся, почувствовавших устаревание компетенций.

В Финляндии также самый высокий показатель доли респондентов, которые придают большое значение профподготовке для получения хорошей работы, - 63% против 56% в Нидерландах, 46 в

Венгрии и 40% в Германии (с. 3). Среди респондентов из Финляндии больше, чем среди респондентов из других стран, и тех, кто признает роль ученичества и стимулирования повышения квалификации.

Вероятность устаревания компетенций, как показал опрос, значительно выше в двух случаях: во-первых, когда организация, в которой трудятся наемные работники, не стимулирует их к расширению компетенций; во-вторых, когда занимаемая работником должность не позволяет ему в полной мере применять все свои знания и умения и высказывать собственное мнение. Формальное профобучение во время работы является наиболее эффективным средством борьбы против устаревания компетенций. Однако наемные работники больше склонны проходить обучение не в рабочее время и вне организаций, в которых они трудятся и которые подталкивают их к обучению.

Как свидетельствуют результаты опроса, устаревание компетенций (а по сути - неадекватность компетенций) является серьезной проблемой, которая касается экономически активных граждан всех возрастов, как безработных, так и занятых, и которая напрямую влияет на их производительность труда, удовлетворенность трудовой деятельностью и карьерный рост. Отсутствие у работников возможности расширить свои компетенции в соответствии с потребностями рынка труда усиливает риск безработицы и неуверенность в завтрашнем дне. Не случайно задача повышения уровня квалификации экономически активного населения включена в число приоритетных направлений развития Евросоюза на период до 2020 г.

Г. В. Семеко

2013.02.051. ЛАТСА А. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ДЕМОГРАФИЯ.

LATSA A. La croissance au secours de la démographie // Problèmes écon. - P., 2012. - N 3041. - P. 21-27.

В конце XIX в. население России, указывает французский специалист, быстро увеличивалось. С 1897 по 1913 г. численность россиян выросла со 126,4 млн. до 165 млн. человек и составила 10% мирового населения. Демографический рост продолжался в течение всего ХХ в., несмотря на потери населения в двух мировых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.