Научная статья на тему '2013. 01. 044. Ключевые тенденции развития образования в Европе 2012. Key data on education in Europe 2012. – Brussels: Eurydice, 2012. – 208 p'

2013. 01. 044. Ключевые тенденции развития образования в Европе 2012. Key data on education in Europe 2012. – Brussels: Eurydice, 2012. – 208 p Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ – ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ – – ФИНАНСИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 044. Ключевые тенденции развития образования в Европе 2012. Key data on education in Europe 2012. – Brussels: Eurydice, 2012. – 208 p»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2013.01.044. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ 2012.

Key data on education in Europe 2012. - Brussels: Eurydice, 2012. -208 p.

В очередном докладе информационного агентства при Евро-комиссии «Eurydice» описываются основные тенденции развития систем образования и профессионального обучения 37 европейских стран за последнее десятилетие (начиная с дошкольного и до высшего образования). Доклад включает следующие тематические разделы: демографическая ситуация, структуры образования, охват обучением соответствующих возрастных групп, финансирование, преподавательский состав и управление учебными учреждениями, образовательный процесс, уровни квалификации и переход к трудовой деятельности.

Структурные и организационные реформы систем обязательного школьного образования в европейских странах, указывается в докладе, нацелены на сокращение случаев досрочного ухода из учебных заведений и на повышение доли школьников, которые получают диплом о базовом образовании. В 10 странах начало обязательного обучения (начальное образование) перенесено на более ранний возраст - 4-5 лет; в остальных странах дети посещают школу с 5-6 лет. Продолжительность обязательного школьного обучения в большинстве стран составляет как минимум 8 лет, но в отдельных странах оно более продолжительно: например, в Латвии, Люксембурге, Великобритании (Англия, Уэльс и Шотландия) -

11 лет, в Португалии и Великобритании (Северная Ирландия) -

12 лет, в Венгрии и Нидерландах - 13 лет (с. 28). За период 20002009 гг. доля детей в возрасте 3-5 лет, охваченных дошкольным или школьным образованием, повысилась с 77 до 94% (с. 68).

Существенно повысилась автономия школ. В настоящее время решения в области управления преподавательскими кадрами, как правило, принимаются на уровне учебных заведений, но вопросы, касающиеся руководителя таких учреждений, остались в ведении структур управления образованием более высокого уровня. Кроме того, содержание обязательной программы-минимума определяется центральными органами управления во всех рассматриваемых странах. Вместе с тем школьные учреждения располагают значительной свободой в повседневной жизни, в том числе в выборе методов обучения и учебников, распределении учащихся по направлениям профориентации и использовании критериев оценки знаний.

Приведенные данные показывают также расширение автономии учреждений высшего образования в области управления преподавательским составом. Например, сейчас такие вузы практически полностью несут ответственность за оценку работы и продвижение кадров. Центральные и региональные органы управления образованием совместно с вузами решают вопрос о численности учащихся, а во многих странах вузы используют свои собственные методы отбора студентов.

Главным приоритетом в большинстве европейских стран является качество образования. Методы его оценки постоянно развиваются, в частности по таким направлениям, как оценка работы учебного заведения и персонала. В большинстве стран производится внешняя (обычно с помощью инспекторов) и внутренняя оценка работа школ (с помощью штатного работника школы или представителей местного образовательного сообщества). Внешняя оценка, как правило, сконцентрирована на данных об успехах учащихся в учебе (результаты общенациональных экзаменов), на оценках преподавателей или на данных о результатах учебы школьников за все время посещения школы.

В последние годы отмечается распространение в рассматриваемых странах практики поддержки новых (молодых) преподавателей. Если в 2002/2003 учебном году только в 14 странах принцип такой поддержки был регламентирован, то в 2010/2011 учебном году уже в 21 стране в числе директивных указаний центральных органов управления образованием выделялось оказание поддержки молодым преподавателям, в частности в форме регулярных обсуж-

дений их успехов и проблем в работе, помощи в планировании уроков и оценке знаний учащихся (с. 114). Одновременно возросла активность преподавателей в сфере постоянного повышения квалификации: в настоящее время в 24 европейских странах повышение квалификации рассматривается как обязанность преподавателей (против 15 стран в 2002/2003 учебном году) (с. 118).

Зарплата преподавателей выросла за истекшее десятилетие, причем в некоторых странах более чем на 40% (с. 129). Однако такое повышение оказалось недостаточным для поддержания покупательной способности преподавателей из-за быстрого увеличения стоимости жизни. При этом, хотя общее число часов нагрузки преподавателей не изменилось, среднее число часов работы в аудитории выросло. Эти тенденции сопровождались значительным сокращением доли дипломированных специалистов в сфере образования и профессионального обучения. Поскольку большинство преподавателей во многих европейских странах находятся в возрасте, близком к пенсионному, то указанная тенденция в ближайшем будущем может вызвать нехватку преподавательских кадров (в отдельных странах такая проблема существует с 2009 г.). Хотя примерно треть европейских стран прошли через повышение пенсионного возраста, большинство преподавателей заканчивают свою профессиональную деятельность раньше этого срока - как только появляется возможность уйти на пенсию.

До кризиса 2008 г. финансирование образования в большинстве европейских стран, в частности в 27 странах ЕС, оставалось в целом стабильным (2001-2008 гг. - около 5% ВВП). (с. 87). Одновременно прослеживалась тенденция к увеличению годовых расходов в расчете на одного учащегося/студента. В условиях кризиса правительства предпринимали специальные меры для поддержания финансирования на достигнутом уровне.

Дошкольное необязательное образование, как правило, является бесплатным, что облегчает доступ к нему для детей из малообеспеченных семей. В случаях когда такое образование предоставляется на платной основе, размер платы привязывается к уровню доходов семьи или другим критериям.

В высшей школе, напротив, отмечается расширение практики взимания различного рода платы за обучение, но при этом развиваются и системы оказания финансовой помощи отдельным кате-

гориям студентов. Важной статьей государственных расходов на образование являются стипендии и кредиты студентам: в странах ЕС в среднем 16,7% совокупных государственных расходов на высшую школу идет на прямую поддержку студентов (это значительно больше соответствующего среднего показателя для начальной и средней школы - 3,7%) (с. 100).

В 2010 г. 79% молодых людей в возрасте 20-24 года обладали дипломами как минимум об общем среднем образовании1 (с. 171). Это позитивный сдвиг по сравнению с 2000 г. Доля лиц, имеющих дипломы о высшей образовании, в среднем по странам Европы увеличилась во всех возрастных категориях с 2000 г., хотя в динамике этого показателя по отдельным группам квалификаций отмечаются значительные различия. Так, по таким квалификациям, как естественные науки, математика, информатика и педагогика, данный показатель уменьшился.

Получение диплома о высшем образовании повышает шансы на трудоустройство. В среднем 86% выпускников вузов в возрасте 25-39 лет работают против 78% лиц с дипломами об общем среднем образовании и 60% лиц с дипломами о более низкой квалификации (с. 177). То же самое характерно и для возрастной категории 40-64 года.

Выпускники вузов в два раза быстрее находят работу, чем выпускники учебных заведений более низкого уровня. В 2009 г. средняя продолжительность поиска первого места работы2 выпускниками учебных заведений всех уровней образования в ЕС составляла 6,5 месяцев. При этом выпускники вузов в среднем тратили пять месяцев на трудоустройство, а обладатели дипломов более низкого уровня - 9,8 месяцев, в том числе лица, получившие диплом об общем среднем образовании, - около 7 месяцев (с. 178).

Разрыв в возможностях трудоустройства особенно значителен в Словакии, Болгарии и Польше, где лицам с образованием

1 Согласно Международной стандартной классификации образования (International standard classification of education, ISCED) - это верхний уровень вторичного (среднего) образования (МСКО 3). - Прим. реф.

2 Продолжительность перехода к трудовой деятельности рассчитывается как разность между датой окончания учебного заведения и датой первого рабочего дня. При этом принимается в расчет то рабочее место, где выпускник проработал не менее трех месяцев. - Прим. реф.

ниже общего среднего приходится искать первое место работы соответственно 24,3, 21,5 и 17 месяцев. Продолжительность перехода выпускников всех ступеней образования к трудовой жизни примерно равна среднему по ЕС уровню (6,5 месяцев) в Бельгии, Франции, Люксембурге, Финляндии и Норвегии. Этот показатель ниже среднего по ЕС уровня в Дании (4,4 месяца), Нидерландах (3,5 месяца), Швеции (4,4 месяца), Великобритании (3,5 месяца) и Исландии (3,3 месяца). Напротив, он ниже среднего по ЕС уровня в ряде стран Восточной и Южной Европы, в том числе в Греции, Испании, Италии, Турции (от 8,1 месяца в Испании до 13,1 месяца в Греции) (с. 179).

Анализ содержания работы выпускников вузов показывает, что в среднем свыше 50% выпускников работают менеджерами или по своей специализации. В Люксембурге, Венгрии, Мальте, Румынии, Словении этот показатель выше среднеевропейского - 70% и более. Напротив, в Испании, Дании, Франции, на Кипре и в Норвегии он ниже среднеевропейского уровня - менее 50%, т.е. здесь значительная часть дипломированных специалистов выполняют работу, не требующую высокой квалификации (в качестве офисных служащих, администраторов, операторов машин, техников, сельскохозяйственных рабочих и др.). Среди возможных причин такой ситуации - особенности рынка труда, когда индивидуальные профессиональные навыки и способности ценятся так же высоко, как формальные квалификации, полученные в вузах. Кроме того, в некоторых странах приветствуются (и поддерживаются) люди, которые выбирают нетрадиционные пути получения знаний. К тому же ограниченное количество вакантных мест на менеджерские должности часто не позволяет специалистам с высшим образованием найти соответствующую их профилю работу.

Сопоставление структуры занятости лиц с высшим образованием в 2000, 2007 и 2010 г. в ЕС свидетельствует, что среди занятых выпускников вузов растет доля таких дипломированных специалистов, которые занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации. Так, в настоящее время в среднем один из пяти обладателей дипломов о высшем образовании имеет более высокую квалификацию, чем та, которая необходима на занимаемом им рабочем месте. Причем данное соотношение возросло с 2000 г.

Для объяснения данного феномена предлагаются разные гипотезы. Так, возможно, что со временем происходит уменьшение количества вакансий и рабочие места, которые освобождаются при уходе на пенсию пожилых работников, сокращаются. Другая возможная причина состоит в том, что работодатели предпочитают брать на вакантные места более взрослых работников, а не молодежь.

В условиях, когда все более широкое распространение в ЕС получает практика найма работников по временным трудовым соглашениям, диплом о высшем образовании дает его обладателям больше шансов на получение постоянного места работы. По имеющимся данным в странах ЕС 10-15% занятых в возрасте 2564 года трудятся по временным контрактам. Наиболее низкий уровень временной занятости зарегистрирован в Эстонии, Латвии, Мальте и Румынии, а наиболее высокий - в Испании, Польше и Португалии, где примерно четверть занятых имеют временные контракты (с. 185). Отчасти распространение временной занятости объясняется реформами рынка труда, которые проводились во многих европейских странах и позволили повысить гибкость этого рынка за счет использования разнообразных типов трудовых соглашений, в том числе и временных.

В целом по ЕС в 2010 г. 10,2% работников с высшим образованием трудились по временным контрактам, среди работников с образованием ниже среднего (МСКО 0-2) временные контракты имели 14,4% (с. 185).

Хотя гендерные различия в сфере трудоустройства с 2000 г. немного сократились, женщины - выпускницы вузов в среднем имеют больше шансов остаться без работы, чем мужчины - выпускники, притом что женщины преобладают над мужчинами практически по всех направлениям обучения в высшей школе.

Г.В. Семеко

2013.01.045. СТАВКА НА КОМПЕТЕНЦИИ В ЕВРОПЕ. L'enjeu des compétences en Europe // Cedefop note d'information. -Thessaloniki, 2012. - Mars. - P. 1-4.

Эксперты Европейского центра развития профессионального обучения (European centre for the development of vocational training, Cedefop) представляют результаты своего прогноза предложения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.