Англии за ее грехи. Другой выдающийся историк-тори, Д. Юм, писал с «надпартийных позиций» и главной целью своего труда ставил «оправдание и поддержку "смешанной" монархии» (с. 81).
Работа К. Маколей основана на широком круге источников, в том числе неопубликованных и ранее никем не использовавшихся. Кстати, Э. Кларендон и Д. Юм признавались, что мало пользовались источниками и оригинальными документами. Сама К. Маколей - сторонница вигов, писала свою работу с позиции радикалов и республиканцев. Идеалом для нее была англосаксонская Англия, когда страна «обладала свободой и равенством, отраженными в структуре представительных учреждений. Все это идеальное устройство было уничтожено норманнским завоеванием, которое Маколей называет не иначе как "нормандским ярмом". С этого момента вся история Англии представляет собой арену борьбы между Добром и Злом, между Свободой и Тиранией» (с. 86). Чрезвычайно высоко она оценивает короля Альфреда, «обладателя высочайших достоинств» (с. 88) и Карла II. Особо автор относится к периоду Содружества.
Подводя итоги исследованию, Е.Ю. Аксёнова пишет, что Кэтрин Маколей «была первой женщиной, создавшей фундаментальную "Историю Англии", первым исследователем, рассматривавшим ее с республиканских позиций и одним из первых английских историков, которые осознали важность исторического источника» (с. 149).
Ю.В. Дунаева
2013.01.026. МАЗОВЕР М. ИМПЕРИЯ ГИТЛЕРА. ЕВРОПА ПОД ГОСПОДСТВОМ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТОВ. MAZOWER M. Hitlers imperium. Europa unter Herrschaft des Nationalsozialismus. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2010. -666 S.
Ключевые слова: национал-социализм в Европе; оккупированные страны Европы; гитлеровский режим.
В монографии Марка Мазовера, руководителя Центра международной истории Колумбийского университета в Нью-Йорке, исследуется тематика господства национал-социалистского гитлеровского режима на оккупированных им территориях европейских
стран, попыток создания так называемого «нового порядка». Избранные Мазовером для освещения этой темы основные хронологические рамки - период с 1941 по 1945 г., хотя в первой части книги автор дает к тому же пространный исторический очерк развития германской истории, взаимоотношений немцев со славянами с середины Х1Х до начала ХХ в. Книга состоит из двух равновеликих частей - «Путь к Великой Германии» и «Новый порядок». Монография снабжена картами, примечаниями, библиографией и указателем.
Пытаясь отразить своеобразную иронию истории, в кратком предисловии автор пишет: «Когда первые из немцев осенью 1944 г. начали бежать из Восточной Пруссии, начинался как раз отлет журавлей из этой земли на юг. Опасаясь мести Красной армии, в январе следующего года оттуда в 20-градусный мороз начали свое бегство на запад три млн. человек вместе с прихваченным ими скотом» (с. 7). Беженцы занимали все дороги, мешая отступавшей немецкой армии. По мере приближения фронта переправлялись дальше на запад оставшиеся в живых узники концлагерей, тех из них, кто не мог двигаться, расстреливали надсмотрщики, их трупами были усеяны дороги.
Среди отступавших из Восточной Пруссии была вспоминавшая позже в своих мемуарах об этом бегстве юная графиня Марион Дёнхофф, оказавшаяся в январе 1945 г. в Померании в имении Бисмарка Варцин, где тогда еще жила не собиравшаяся никуда уезжать невестка Бисмарка 81-летняя графиня фон Арним, самоубийство которой после прихода туда Красной армии в хаосе тогдашних событий осталось незамеченным (с. 8).
В другом месте земного шара, на вулканическом острове под тем же названием Варцин, в это время разворачивались ожесточенные бои англо-американских войск с японцами, собиравшимися ранее начать оттуда захват Австралии. Когда-то захватившие остров немцы назвали его Новой Померанией, он стал восточным форпостом называемого так и поныне Архипелага Бисмарка, части Земли Кайзера Вильгельма, широко раскинувшейся немецкой колонии Новая Гвинея. Права Германии на эту колонию был признаны международным сообществом в 1885 г. Бисмарк, стоявший на позициях немецкого национализма, как подчеркивает Мазовер, в
сентябре 1894 г. призвал к противодействию дальнейшему росту польского компонента населения Германского рейха.
Как отмечает автор далее во введении, во времена Третьего рейха правительство национал-социалистов мало интересовалось вопросами заокеанских колоний, отобранных у Германии после 1918 г. Нацистов больше интересовала «колонизация части Европы» (с. 12). В то же время оставшееся в бывшей немецкой Новой Гвинее, отошедшей к Австралии, немецкое население настолько активно поддерживало нацистский режим, что союзники были вынуждены интернировать тамошних немцев в Австралию.
Мазовер подчеркивает, что Германия пришла одной из последних держав к колониальному разделу мира. Когда в 30-е годы ХХ в. японцы захватили Маньчжурию, а итальянцы Эфиопию, немцам тоже захотелось их догнать, «наверстывая упущенное время» (с. 15). «Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра весь мир», -пели молодые нацисты из гитлерюгенд.
Первоначальной целью нацистов стало завоевание Европы. «Всякая мысль о мировой политике смешна, если не владеешь континентом, - заявил Гитлер 27 октября 1941 г. - Раз мы станем господствовать в Европе, мы получим доминирующие позиции в мире» (с. 16). Контроль над Европой был целью нацистской политики потому, что нацисты, исходя из геополитических концепций британского географа Макиндера, полагали, что Европа - это центр мировой геополитической системы, и тот, кто господствует на территории Восточной Европы, является хозяином всего мира. Действительно, к этому моменту Германией были захвачены многие территории в Европе, оккупированы многие европейские страны, а часть их воевала на стороне гитлеровской Германии в качестве союзников. После окончания Первой мировой войны, пишет автор, коллективная амнезия охватила такие страны, как Италия, Венгрия, Румыния, которые оккупировали в годы Второй мировой войны чужие территории, творя там жестокие расправы над местным населением.
Хорваты и словаки создали свои государства, Болгария оккупировала земли соседей, венгры получили назад часть своих территорий, отобранных у них после 1918 г., Муссолини воплощал в жизнь свои мечты о новой Римской империи, занимая многие соседние территории, Румыния правила на Украине, завалив Одессу
трупами и призвав молодых людей с украинских территорий в армию для войны против Красной армии. Балтийские, белорусские, украинские националисты воевали на стороне нацистов в надежде получить вознаграждение после войны. Решение стать коллаборационистами, по мнению автора, объяснимо, так как оно принималось под воздействием провалов либерализма и демократии в Европе в межвоенный период, а также под воздействием экономических успехов Германии и первоначальных немецких побед в войне.
Остановившись кратко на истории сосуществования немцев и славян в Европе в 1848-1918 гг., автор повествует о немецкой «экспансии и эскалации» 1938-1940 гг. - Судеты (октябрь 1938 г.); ввод войск в Прагу (март 1939 г.); раздел Польши (сентябрь 1939 г.). В 1940 г., по мнению Мазовера, начался путь к установлению «нового порядка», когда 9 апреля капитулировала Дания, самой значительной стала победа над Францией в мае-июне. 12 июля Геббельс заявил: «Новый порядок в Европе будет основан лишь под контролем одной Германии. Франции в будущем уготована роль лишь небольшого атлантического государства» (с. 108). Под немецкой оккупацией оказались многие другие соседние страны Европы, а такие, как, например, Норвегия, стали по существу вассалами Германии. Нацистские руководители поглядывали и на Африку, начав там войну за колонии.
18 декабря 1940 г. Гитлер высказался за то, чтобы в результате быстрой войны нанести поражение Советскому Союзу. Целью этой операции было ограничить «азиатскую Россию» линией Волга -Архангельск, уничтожить тем самым СССР как индустриальную и европейскую державу (с. 130). На захваченных в результате вторжения Германии в июне 1941 г. территориях европейской части СССР, в восточнославянских землях фактически проводилась политика на подавление и уничтожение местного населения, которое рассматривалось нацистами как «недочеловеки». Серия побед вермахта побудила Гитлера в начале октября 1941 г. поверить в то, что Советский Союз повержен (с. 14). Внутри самой сколоченной нацистами коалиции из итальянцев, венгров, румын, финнов, испанцев и т.д., воевавших вместе с немцами на Восточном фронте, царили разногласия, немцы на основе господствующих в их среде расистских взглядов откровенно презирали своих союзников, не
сумевших с их точки зрения воевать на русском фронте так, как это от них требовалось.
Нацистские вожди первоначально пытались провести в жизнь свои планы создания такой Европы, в которой царил бы немецкий «новый порядок». Для идеологического обеспечения этого в первые годы войны, когда положение на фронтах было успешным, проводились самые разные мероприятия: конгрессы, конференции и т.д., пропагандировавшие идеи нацизма. Но когда положение на фронтах стало иным и немцы, как и их союзники, после разгромов под Сталинградом и на Курской дуге отступали, в Берлине на время отказались от действий по созданию «нового порядка». Хотя еще в конце 1944 г. Розенберг намеревался провести свой Антиеврейский конгресс (с. 322).
Эта «культурная дипломатия» нацистов напоминала последующие идеологические кампании времен «холодной войны», подчеркивает Мазовер (там же). Особенную заинтересованность в такой политике проявляли итальянцы, так как они в 30-е годы стремились выковать фашистский союз, который охватил бы всю Европу. В марте 1943 г. министерство иностранных дел Германии предложило план устройства послевоенной европейской федерации, в которой малые страны обладали бы своими правами (с. 334).
Автор останавливается и на сюжете, связанном с попытками склонить Гитлера к заключению сепаратного мира с СССР, с тем чтобы сосредоточить усилия на войне с англичанами и американцами (в частности, такую идею высказывал Гитлеру в 1943 г. министр иностранных дел Италии Чиано). Начать переговоры со Сталиным предложил в 1943 г. и Риббентроп. Но все эти предложения Гитлером с порога отвергались (с. 332).
Одна из частей книги посвящена описанию того, как в нацистской Германии разрабатывалось и проводилось в жизнь «окончательное решение еврейского вопроса» (с. 343-383). В следующих главах речь идет о коллаборационизме (с. 383-409), пособниках нацистов на Востоке (с. 409-430). Особую главу Мазовер посвящает движению Сопротивления (с. 431-474). Последняя из глав в этом ряду называется «Гитлер капут!» (с. 474-498), в ней повествуется о событиях 1945 г., победе антифашистской коалиции. Завершает главу подборка фотографий 1940-1945 гг. (с. 409-506).
В.П. Любин