Научная статья на тему '2013. 01. 024. Пак Т. Академический капитализм и его влияние на американскую профессуру. Park T. academic capitalism and its impact on the American professoriate // Journal of the professoriate. – 2012. – Vol. 6, n 1. – p. 84–99'

2013. 01. 024. Пак Т. Академический капитализм и его влияние на американскую профессуру. Park T. academic capitalism and its impact on the American professoriate // Journal of the professoriate. – 2012. – Vol. 6, n 1. – p. 84–99 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 024. Пак Т. Академический капитализм и его влияние на американскую профессуру. Park T. academic capitalism and its impact on the American professoriate // Journal of the professoriate. – 2012. – Vol. 6, n 1. – p. 84–99»

ображения, включающие идеалы развития культуры и знания в различных дисциплинарных областях и формах знания. Однако внедрение подобных форм определения содержания ВО, по мнению автора, ведет не только к повышению его роли в национальном государстве как фактора успеха в мировой экономике знаний, но и к снижению степени ответственности государства в области ресурсного обеспечения.

В заключение автор делает вывод о том, что актуальные реформы законодательства в области финансирования ВО в Великобритании носят радикальный характер и не характерны для международной практики. Подход, предполагающий акцент на экономических факторах, позволяет сделать два взаимосвязанных вывода. Первый вывод касается прямого определения ценности различных дисциплин, что в упрощенной форме ведет к тому, что «общественное благо» представляется исключительно как «экономическое». Второй вывод относится к определению статуса и объемов финансирования различных видов знания в системе ВО, в том числе исследовательской работы, преподавания и т.д.

Автор указывает на то, что, несмотря на распространение концепции распределения затрат, вызванное глобальными изменениями в государственной политике, лишь в Великобритании в рамках программ коалиционного правительства при определении объемов финансирования дисциплин предлагается практика иерархического определения их общественной ценности. Подобный подход соответствует, в свою очередь, широкому набору политических ценностей, отдающих преимущество индивидуальному над общественным, личному выбору над общественными представлениями и естественным и техническим наукам над общественными и гуманитарными науками.

М.Н. Лавров

2013.01.024. ПАК Т. АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА АМЕРИКАНСКУЮ ПРОФЕССУРУ. PARK T. Academic capitalism and its impact on the American professoriate // Journal of the professoriate. - 2012. - Vol. 6, N 1. - P. 84-99.

Ключевые слова: экономика знаний; академический капитализм; человеческий капитал; предпринимательский университет; общественное благо.

Автор из США рассматривает развитие предпринимательской составляющей в исследовательской деятельности современных ученых в рамках концепции становления академического капитализма в современной науке.

В последние годы широкое распространение получили понятия «академический капитализм» и «предпринимательский университет». Это прежде всего связано с повышением роли науки в экономике знаний, что в свою очередь ведет к эволюции существовавших ранее моделей поведения ученых и преподавателей университетов, изменению их профессионального статуса.

Вплоть до 1970-х годов высшее образование рассматривалось в качестве общественного блага, а ученые и преподаватели представляли собой относительно изолированное сообщество. Однако по мере возникновения элементов так называемой новой экономики, или экономики знаний, а также в связи со стремительным ускорением технологического и научного прогресса все большую роль в экономическом развитии стало играть производство знание-интенсивных товаров и услуг. В результате получили развитие новые формы сотрудничества между университетами и корпорациями, а в работе преподавательского состава особое внимание стало уделяться исследовательской деятельности. Еще одним стимулом к внедрению рыночных моделей поведения в академической среде послужило снижение государственного финансирования высшего образования и науки в общем распределении ресурсов общества, а также рост затрат на административную деятельность, необходимую в исследованиях, ведущихся по грантам. Развитие активной предпринимательской деятельности, основанной на результатах ИР, потребовало изменений в законодательстве, а также в управленческой практике.

Теоретическая концепция, обобщающая все эти тенденции, была предложена С. Слотером и Л. Лесли в 1997 г. и получила название «академический капитализм». В своей книге «Академический капитализм: Политики, политика и предпринимательский университет»1 авторы анализируют влияние глобализации на высшее образование в США, Великобритании, Австралии и Канаде.

1 Slaughter S., Leslie L. Academic capitalism: Politics, policies, and the entrepreneurial university. - Baltimore, MD: Johns Hopkins univ. press, 1997.

Первоначально они определяют академический капитализм как «институциональные и профессорские рыночные или подобные рыночным усилия по получению внешнего финансирования» (цит. по: с. 86) и связывают этот процесс со снижением объемов государственных расходов на развитие высшего образования.

Под «подобными рыночным» моделями поведения имеется в виду конкуренция между институтами или отдельными членами профессорско-преподавательского состава за внешнее финансирование: внешние гранты и контракты; средства фондов целевого капитала; партнерство между университетами и промышленными компаниями; институциональные инвестиции в компании, основывающиеся учеными для реализации побочных результатов ИР; средства, поступающие в виде платы за обучение. Под рыночными моделями поведения понимаются такие виды деятельности, направленные на получение прибыли, как получение патентов с последующим поступлением финансов в виде роялти и лицензионных платежей (с. 87). При этом авторы концепции академического капитализма, предлагая в качестве главного объяснения предпринимательской деятельности ученых необходимость восполнения потерь от снижения государственного финансирования, указывали на второй важный фактор в стимулировании профессорско-преподавательского состава к конкуренции за гранты - повышение престижа их обладателей в профессиональной среде (с. 87).

Более полное развитие идея академического капитализма получила уже в XXI в.1 Если ранее основой служила теория зависимости от ресурсной базы, то новая версия теории академического капитализма указывает на отсутствие четких границ между организациями и их окружением и делает акцент на исследовании взаимодействий между ними. Обосновывается также тезис о том, что университеты и колледжи были не вовлечены в предпринимательскую деятельность, а сами активно инициировали контакты с рыночной средой. Среди тенденций, сопутствующих развитию академического капитализма, авторы выделяют глобализацию как ключевой тренд в эволюции системы высшего образования и превращение формализованного знания в виде патентов и лицензий в

1 Slaughter S., Rhoades G. Academic capitalism and the new economy: Markets, state and higher education. - Baltimore, MD: Johns Hopkins univ. press, 2004.

аналог сырьевого товара (с. 88). В числе других институциональных изменений они называют распространение в США неолиберальной модели государства, которая означает «переход от модели государства, направленной на социальное обеспечение, к модели индивидуального производства» (с. 89). Это выразилось в снижении затрат на социальную сферу, усилении роли студентов в качестве потребителей образовательных услуг, развитии новых форм посредничества в отношениях между университетами и реальным сектором экономики, часто организованных в сетевой форме (создание подразделений по трансферу технологий, лицензированию и т.д. (с. 89).

Большое значение в развитии предпринимательской деятельности университетов имело принятие Закона Бэя - Доула в 1980 г., который позволил университетам и малому бизнесу приобретать права на интеллектуальную собственность, полученную в результате коммерциализации ИР, и извлекать из нее прибыль.

Однако предпринимательский аспект в деятельности ученых оценивается сегодня неоднозначно в работах различных авторов. Ряд исследований показывает, что произошедший сдвиг от фундаментальных исследований в сторону прикладных, обеспечивающих возможность патентования и лицензирования получаемых результатов, приводит к значительному росту числа научных публикаций. Кроме того, польза от тесного сотрудничества между университетом и промышленностью может выражаться в том, что, например, часть средств, полученных исследователем от коммерциализации своих разработок, может направляться на модернизацию научного оборудования или оплату работы ассистентов. Еще одним позитивным следствием предпринимательской деятельности ученых может служить повышение качества образования, его актуализация в соответствии с текущими тенденциями развития экономики и пр. Другие исследователи испытывают меньший энтузиазм и указывают на такие негативные тенденции, как рост затрат студентов на получение образования (с. 90-91).

Наблюдаются и более скрытые последствия: развитие академического капитализма приводит к изменению системы вознаграждения в академической среде, а включение в систему оценки деятельности связей с внешними корпорациями способствует росту таких показателей эффективности, как результативность ИР и ко-

личество публикаций. В то же время этот феномен характерен скорее для естественных и технических наук.

Анализируя вопрос эволюции профессионального статуса профессорско-преподавательского состава, автор ссылается на мертоновские нормы науки (универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм), которые согласуются с моделью, в которой ВО и наука понимаются как общественное благо. Эта модель содействовала развитию идей академической свободы и предоставляла ученым право самостоятельного выбора исследовательской тематики. В современных же условиях выбор тем ИР зачастую диктуется необходимостью решения конкретных запросов со стороны корпораций, а необходимость охраны патентов и авторских прав входит в конфликт с нормами коллективизма и бескорыстности, которые препятствуют будущей возможности извлечения прибыли. Это позволяет автору сделать вывод о том, что академический капитализм может рассматриваться как значительная угроза изменения существующего профессионального статуса ученых и преподавателей, а также научного и образовательного сообщества в целом.

В заключение автор отмечает, что развитие академического капитализма будет влиять как на институты, рынок, профессорско-преподавательский состав, студентов, так и на общество в целом, что требует проведения дальнейших исследований в данной области.

М.Н. Лавров

2013.01.025. НАРАЯН А.К. РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА И СИСТЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ В РАЗВИТИИ

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ: НОВОЗЕЛАНДСКИЙ ОПЫТ. NARAYAN A.K. The role of government and accounting in the development of academic research commercialization: The New Zealand experience // Accounting history. - 2012. - Vol. 17, N 3-4. - P. 311-329. -DOI: 10.1177/1032373212443238. - Mode of access: http://ach. sagepub.com/content/17/3-4/311

Ключевые слова: коммерциализация академических исследований; система отчетности; правительство; инновации; новое общественное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.