Научная статья на тему 'Трансформация ценностей академической культуры в условиях глобализации'

Трансформация ценностей академической культуры в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
396
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Налетова И. В., Прохоров А. В.

проанализированы ценности академической культуры в условиях глобализации, их изменение под влиянием нарастания тенденций «академического капитализма», предложены возможные направления развития ценностей академической культуры в рамках ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностей академической культуры в условиях глобализации»

УДК 008

Налетова И.В., Прохоров А.В.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.

Аннотация - проанализированы ценности академической культуры в условиях глобализации, их изменение под влиянием нарастания тенденций «академического капитализма», предложены возможные направления развития ценностей академической культуры в рамках ее структуры.

Ключевые слова - глобализация высшего образования, академическая культура, ценности академической культуры, академический капитализм.

В условиях глобализации, которая напрямую влияет на формирование мирового рынка образовательных услуг, высшего образования «без границ», способствует проникновению организационно-корпоративных ценностей в систему высшего образования, университеты попали в ситуацию необходимости адаптации академической культуры под требования социокультурного развития.

В самом общем виде понятие «академическая культура» включает в себя совокупность норм и ценностей образовательной и научной деятельности университета. Традиционно соединение науки и образования в стенах университета начинается с немецкой модели высшего образования, которая в рамках Берлинского университета сформировала исследовательскую (или гумбольдтовскую) модель высшего образования. Постепенно направленность университетской культуры на единство получения научного знания и его трансляцию в рамках учебного процесса проникла в американскую традицию, где ассимилировалась под потребности именно американского общества. Немецкая традиция исследовательского университета в американской культуре середины ХХ века трансформировалась под модель предпринимательского университета, где девиз «Публикуйся, или погибай» стал основой не только развития научноисследовательской деятельности, но и инновационно-предпринимательской, когда публикации создавались на основе результатов прикладных исследований, могущих быстро принести прибыль и университету, и самому исследователю.

В таких условиях наряду с понятием «предпринимательский университет» стал использоваться термин «академический капитализм», который трансформирует основу современной академической культуры - ее ценности.

Термин «академический капитализм», введенный в оборот Ш. Слотер и Л. Лесли в работе «Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University» в 1997 году, означает изменение традиционной модели университетской профессиональной деятельности под влиянием глобализации политической экономики в конце ХХ - начале XXI века. Университеты все больше функционируют как элементы рыночной структуры. Рынок настойчиво вторгся в академические стены, вызвав такие явления, как приватизация, разделение расходов и временная занятость и поставив под угрозу гарантии права на труд, академические свободы и местную культуру [1, р.1]. Вузы вынуждены добиваться увеличения своих доходов за счет коммерческой деятельности, привлечения частных пожертвований, заключения контрактов с фирмами на проведение исследований и подготовку кадров и т. п.

Академический капитализм порождает новые структуры в высшем образовании, инициативы, меняет схемы оплаты некоторых аспектов академической карьеры, а также способствует росту напряженности и потере смысла других видов деятельности. Изучив происходящие в настоящее время изменения в университетах Соединенного Королевства, США, Австралии и Канады, авторы делают следующий вывод: «Несмотря на принципиальные различия политических культур в четырех странах выработаны сходные политики в областях, где высшее образование пересекается с глобализацией постиндустриальной политической экономики. Для третичного образования этих стран характерен переход к научно-техническим политикам, усиливающим академический капитализм в ущерб фундаментальным исследованиям» [1, р.55].

В заключении авторы высказывают мысль, что «академический капитализм» - политика высшего образования, направленная на трансформацию университетов от центра либеральных искусств до предпринимательской периферии, где научные исследования осуществляются исключительно с коммерческой целью [1, р.208]. Причины академического капитализма весьма

разнообразны. С одной стороны, университеты нуждаются в новых источниках дохода в условиях сокращения государственного финансирования. С другой - сами компании стремятся остаться конкурентоспособными на глобальных рынках, они заинтересованы в новых научных знаниях и результатах, которые могут предоставить им университеты. Общие интересы университетов и компаний вызвали «вторую академическую революцию» и определили современные более близкие отношения между университетами, правительством и промышленностью. Ш. Слотер и Л. Лесли соотносят академический капитализм со всеми видами деятельности, которые привлекают внешние источники финансирования как для коллективных, так и для индивидуальных научных исследования. Причем университет, вступая в рыночные отношения, может быть либо прямо заинтересован в получении прибыли от патентов, лицензий или фирм дополнительного дохода, либо соревнуется за внешнее финансирование без намерения получить прибыль от контрактов или пожертвований. Но в обоих случаях в университетскую жизнь проникают ориентация на рыночные ценности и соревновательность.

В таких условиях трансформируются традиционные ценности академической культуры. Традиционные научные ценности академической культуры, на наш взгляд, необходимо рассматривать в рамках «этоса науки», который был сформулирован американским социологом Р.К. Мертоном. Он выделил четыре фундаментальные ценности, которые составляют основу «этоса»: универсализм, общность, бескорыстность и организованный скептицизм.

Универсализм дает ученому убеждение в том, что природные явления повсюду одинаковые и что истинность утверждений относительно объективной реальности не зависит от утверждающего. Общность предполагает, что знание должно становится общим достоянием. Бескорыстность свидетельствует о том, что ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды. Ответственность ученого за справедливую оценку качественной работы других обеспечивает организованный скептицизм. Впоследствии ученик Р.К. Мертона, Б. Барбер добавил в этос науки еще две ценности: рациональность и эмоциональная нейтральность. Рациональность восходила в своей трактовке к классическому пониманию М. Вебера как определенного образа жизни, а эмоциональная нейтральность в какой-то мере подтверждала организованный скептицизм.

Под влиянием нарастания тенденций «академического капитализма» универсализм подменяется решением проблем в рамках локального контекста; общность превращается в мультидисциплинарность; бескорыстность трансформируется в смесь коммерческих, политических и социальных интересов; организованный скептицизм - в стремление к конкуренции. Кроме этого индивидуализм в научной деятельности в условиях глобализации уступает место работе в команде.

Аналогично меняются и ценности образовательной культуры, культуры самого преподавателя. На наш взгляд, классические социальные действия преподавателя в университете отражает табл. 1, где наиболее ясно видно, что лучшим преподавателем может быть тот, кто соединяет в своей деятельности как собственно преподавательский, так и исследовательский компоненты.

Таблица 1

Классические социальные действия преподавателя в академической культуре

я й £ Преподавательская Исследовательская

деятельность деятельность

> 8 §0* + +

+ -

о а о ^ - +

Ос к ч: - -

В условиях академического капитализма соотношение между исследовательской и преподавательской деятельностью размывают умения предпринимательские, и тогда соотношение преподавательской, исследовательской и инновационной деятельности преподавателя будет выглядеть следующим образом (табл. 2). В такой ситуации, при превалировании инновационнопредпринимательских качеств в деятельности преподавателя университет может закрыть глаза на уровень самого преподавания и уровень научно-исследовательской деятельности1.

2. 1 Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Т., 2006

Таблица 2

Постакадемические социальные действия преподавателя в академической культуре

Соотношение преподавательской, исследовательской и инновационнопредпринимательской деятельности Преподавательская деятельность Исследовательская деятельность Предпринимательско- инновационная деятельность

+ + +

- + +

+ - +

+ + -

- + -

+ - -

- + -

- - -

Вопросы соотношения традиционных академических ценностей и ценностей современной академической культуры в современных исследованиях высшего образования решаются по-разному. Дж. Зиман считает, что новая постакадемическая культура полностью заменяет традиционные способы университетских исследований, утверждая, что традиционные фундаментальные, дисциплинарные академические исследования уступают место внешне финансируемым, проблемно-ориентированным трансдисциплинарным научно-исследовательским разработкам [2, р.307]. Исходя из этих положений, при вступлении в отношения академического капитализма возникает радикальное отличие между традиционной и новой моделью производства знаний. П. Скотт также считает, что тенденции академического капитализма сместят не только приоритеты фундаментальных, но и прикладных исследований, создав совершенно новые ведущие ценности университетов [3, р.110]. В связи с этим внутреннее разнообразие университетской культуры, дисциплинарные различия, миссия университета как центра развития «чистого знания» уступят свое место ценностям, морали, обычаям академического капитализма, изменив при этом социокультурную среду университета, сделав ее более гомогенной и узкой.

Ш. Слотер и Л. Лесли демонстрируют более либеральный подход на вопросы соотношения традиционных и новых ценностей университетской культуры исследования. Они считают, что на процессы адаптации к академическому капитализму сильно влияют дисциплинарные различия. Некоторые дисциплины, чаще всего технические, естественно-научные - более близки к рынку и производят продукт (знание), который может быть быстро продан в целях получения сиюминутных выгод. Поэтому коммерциализация образования приводит к перераспределению ресурсов в пользу стратегических дисциплин. В свою очередь сокращается преподавание педагогических, социальных и гуманитарных наук, в рамках которых направления научных исследований довольно далеки от рыночных отношений, имеют трудности в коммерциализации своей деятельности, в обнаружении клиентов, заказывающих и оплачивающих научные исследования.

С другой стороны, когда в современном бизнесе говорят о необходимости формирования в университетах навыков менеджмента, таких как критическое мышление, принятие решений, оценка информации, работа в команде, дисциплина, формирующие техническую компетенцию, это не отвечают потребностям новой организационной культуры. Удивительно, но результаты последних исследований свидетельствуют о том, что наилучшим образом овладеть этими навыками можно при изучении гуманитарных наук [4, р.308]. Поэтому университеты должны быть готовы предложить дополнительные консультативные услуги и непрерывное образование,

вместо специализированного обучения, чрезмерно жесткого и во многих случаях не отвечающего потребностям завтрашнего дня.

Согласно этому академический капитализм не может быть просто механическим процессом, автоматически проникающим во все области высшего образования. Стремление адаптироваться к существующим реалиям экономического рыночного детерминизма в современном глобальном мире по-разному проявляется в различных академических средах, способствует возникновение множества правил этой адаптации, обеспечивая тем самым необходимое разнообразие в университетских исследованиях.

На наш взгляд, мера адаптации к постакадемическим ценностям определяется структурным уровнем академической культуры. Причем структура академической культуры может быть разнонаправленной. Можно выделить глобальную, макрорегиональную, национальную, региональную, университетскую академическую культуру; можно - культуру институционального менеджмента, академического менеджмента, академической общественности; можно - культуру классического, корпоративного, исследовательского, предпринимательского, сетевого, проектного, регионального и т. д. университета; можно культуру преподавателя и студента. В любом случае предпринимательские ценности современной академической культуры необходимо рассматривать через инновационные направления, которые формируют «культуру риска», «предпринимательскую культуру», «культуру активного обсуждения принимаемых стратегий», «культуру организации» и др., так и через классические образовательно-исследовательские ценности.

Литература:

1. Slaughter S. & Leslie L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore/London: John Hopkins University Press, 1997.

2. Ylijoki O.-H. Entangled in Academic Capitalism? A Case-study on Changing Ideals and

Practices of University Research // Higher Education. 2003. Vol. 45. № 3.

3. Scott P. The Crisis of the University. L.: Sydney Croom Helm, 1984.

4. Verri G. Challenges to Academia in a Time of Globalization // Higher Education in Europe.

5. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Т., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.