правии рабочих и законодательном запрете стачек каждая из них рождала элементы социального протеста. Отношение же к трудящемуся человеку в среде предпринимателей оставалось во многом таким же, как к крепостному работнику, утверждается в монографии.
Невнятное поведение государственной власти по «рабочему вопросу» было объяснимо во многом ее плохой осведомленностью о масштабах протестного рабочего движения, о растущей глубине нерешенных вопросов. «Так, как сегодня реальную ситуацию в дореволюционной России, связанную с рабочим движением, может представить историк, не мог на рубеже Х1Х-ХХ вв. знать ни один политик, ни один современник, ни один царский чиновник, находившийся на службе в государственных департаментах с плохо согласованной межведомственной работой» (с. 437). Так, по сообщению фабричной инспекции, на которую ориентировались государственные чиновники, ежегодно в стачках участвовала лишь небольшая часть промышленных рабочих, с которыми, по их мнению (которое поддерживалось консерваторами в окружении Николая II) должны были разбираться сами промышленники. Большинство государственных мужей «из дворян», как отмечается в монографии, не задумывалось о том, что стачки чреваты не только падением производительности труда, но в конечном счете - разрушительными и разорительными последствиями для страны. Они вместе с царем ориентировались «на богобоязненное крестьянское население, большинство которого оставалось социально пассивным... Правящие круги не хотели осознавать, что они живут в обстановке расшатанной государственности, под дланью безвольного самодержца, не собиравшегося кардинально реформировать правила жизни в империи» (там же).
С.В. Беспалов
2013.01.012. КОРЗУН В.П. ПРОФЕССОРСКАЯ СЕМЬЯ: ОТЕЦ И СЫН ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЕ. - СПб.: Алетейя, 2011. - 192 с.
Ключевые слова: Россия; вторая половина XIX- начало XXв.; профессорская среда; социокультурный феномен; интеллектуальный феномен; А.С. и И.А. Лаппо-Данилевские.
В монографии д-ра ист. наук В.П. Корзун (Омский государственный ун-т им. Ф.М. Достоевского) реконструируются биогра-
фии двух ученых - Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919) - специалиста по социальной и культурной истории России, источниковеда и науковеда и его сына - Ивана Александровича Лаппо-Данилевского (1896-1931) - математика, член-корреспондента Академии наук. Также автор анализирует характерные особенности и черты профессорской семьи как социокультурного и интеллектуального феномена.
Книга В.П. Корзун состоит из введения, трех глав («Путь в науку отца и сына Лаппо-Данилевских: Вызовы времени и экзистенциальный опыт», «Профессорская семья как социокультурное явление: Стиль жизни, ролевые функции в поле научной повседневности», «Жизненный мир и наука») и приложения («Материалы для биографии Ивана Александровича Лаппо-Данилевского», подготовленные его матерью Е.Д. Лаппо-Данилевской), содержащего краткий биографический очерк и выдержки из писем.
В.П. Корзун использовала следующие источники: семейную переписку и дневники, некрологи, специальные издания по истории математики, воспоминания и мемуары, документы делового характера, позволяющие проследить этапы карьеры и академической деятельности, научные исследования.
Как пишет во введении В.П. Корзун, ее работа выполнена в рамках исторической антропологической парадигмы, задачей которой, в частности, является «сквозь время и концепцию разглядеть "человеческое лицо" науки и те ценности, которые определяют корпоративную культуру академического человека» (с. 9). Для реконструкции биографии автор использует подход Д. Уокера к научной биографии, включающий факторы личного, профессионального, ситуационного и библиографического характера. «Объектом исследования в монографии являются научные коммуникации в отечественной науке конца XIX - первой трети XX в., а предметом выступает профессорская семья Лаппо-Данилевских как социокультурный феномен» (с. 8).
По мнению В.П. Корзун, научный путь Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского - классический для представителя дворянской культуры. А.С. Лаппо-Данилевский родился 15 января 1863 г. в имении Удачное (Екатеринославской губернии) в богатой дворянской семье. Отец - гвардейский штаб-ротмистр, впоследствии вице-губернатор Таврической губернии. Начальное образова-
ние (включая иностранные языки и музыку) А.С. Лаппо-Данилевский получил дома, а с 1873 по 1882 г. он обучался в симферопольской гимназии, проявив способности и к гуманитарным наукам, и к математике. Закончив гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Для него выбор науки в качестве основного жизненного поприща был вполне естественным. «Это было связано как с особенностями его натуры, так и с интеллектуальной атмосферой, в которой происходило формирование молодого человека» (с. 28). Наука обладала довольно высоким статусом в обществе, а позитивизм, по словам В.П. Корзун, буквально пропитал среду образованных людей, начиная с гимназии. Помимо мира рационального и научного молодой Лаппо-Данилевский живо интересовался миром духовного и идеального. В нем уживались вера в науку и вера в Бога.
В 1890 г. А.С. Лаппо-Данилевский защитил магистерскую диссертацию «Организация прямого обложения со времен Смуты до эпохи преобразований» и начал преподавать в Петербургском университете. В 1899 г. он был избран адъюнктом Императорской Академии наук, в 1902 г. стал экстраординарным, а в 1905 г. - ординарным академиком.
Иначе складывалась судьба и научная биография его сына. Иван Александрович Лаппо-Данилевский родился в 1896 г. Уже в гимназии ярко проявились его математические способности. Закончив с блеском гимназию, в 1914 г. он поступил на математический факультет Петербургского университета, однако вскоре, по невыясненным обстоятельствам, был отчислен. После октября 1917 г. он служил в различных советских учреждениях, занимая должности заведующего хозяйственной частью в гимназии, управдома, преподавателя истории, получая мизерную зарплату. В 1920-е годы И. А. Лаппо-Данилевский пытался восстановиться в университете, сдать зачеты, экзамены. В этих тяжелых условиях он возобновил работу над теорией дифференциальных уравнений. В частности, ему удалось решить уравнение Римана-Пуанкаре.
В.П. Корзун считает, что «генетическая одаренность нашего героя, его принадлежность к определенному типу профессорской культуры помогли... компенсировать воздействие социальной среды и преодолеть личностный и творческий кризис» (с. 43). В 1925 г. И. А. Лаппо-Данилевский заканчивает университет, поступает в
аспирантуру, а в 1929 г. блестяще защищает диссертацию. Вскоре он получает престижную премию-стипендию Рокфеллеровского фонда и стажировку в Германии. Он напряженно работает в Гессе-не, читает лекции в Колледж де Франс, на родине его выбирают членом-корреспондентом Академии наук. В марте 1931 г. И. А. Лаппо-Данилевский скончался.
Далее В.П. Корзун подробно рассматривает повседневный уклад жизни своих героев, анализирует профессорскую семью как явление культурной и интеллектуальной жизни. Ее внимание сосредоточено на семейной атмосфере, дружеских и интеллектуальных связях. В 1891 г. А.С. Лаппо-Данилевский женился на Елене Дмитриевне Бекарюковой (1868-1942). Годы вступления в брак и его условия соответствовали корпоративной культуре: уже защищена магистерская диссертация, значит, пройден сложный и материально не обеспеченный этап университетской карьеры. Бекарю-ковы - старинный дворянский род, у них в родстве есть университетские профессора, т.е. супруга профессора - из той же социальной и интеллектуальной среды. Судя по данным источников, пишет В.П. Корзун, Елена Дмитриевна была идеальной профессорской женой, интеллектуальной собеседницей, помогающей мужу в научной работе. «Это человек, гармонизирующий коммуникативное пространство, которое творит и в котором живет А.С. Лаппо-Данилевский» (с. 71).
И. А. Лаппо-Данилевский создавал семью в иных исторических и социальных условиях - в послереволюционную советскую эпоху. Но и в его судьбе проявились старые университетские традиции. Его избранница - Ольга Алексеевна - дочь профессора Морской академии А.А. Петровского. О.А. Петровская получила архитектурное образование (уже после смерти мужа, в эмиграции в 1942 г. она защитила диссертацию, посвященную внутреннему пространству архаического греческого храма).
В.П. Корзун приводит выдержки из писем, описывающие сложности жизни этой семьи. Семья живет в постоянном нервном ритме, задаваемом И. А. Лаппо-Данилевским. Помогая в научной работе главе семьи, жена и мать находятся в постоянной тревоге и волнениях из-за его слабого здоровья. Проблем добавляет еще и то, что он совершенно игнорирует материальные и бытовые сложности, которые ложатся на родных. Но, несмотря на все неурядицы,
эта семья жила в едином культурном поле: наука, творчество и музыка, так же как и семья его отца. В этом проявляется, полагает В.П. Корзун, их основополагающее сходство: «Наука как вершинный и запредельный взлет главы семьи и музыка, как общекультурное и гармонизирующее начало совместной жизни» (с. 83).
Подводя итоги рассмотрению столь разных жизненных судеб двух поколений ученых - отца и сына Лаппо-Данилевских, В.П. Корзун выделяет общие моменты, как психологические - наука как образ жизни - так и культурно-интеллектуальные: оба отличались энциклопедическим образованием, интересом к философии, истории науки, литературе, музыке. «Они живут для науки, и окружающий мир воспринимается ими в качестве всеобщего носителя научной и философско-мировоззренческой (миросозерцательной) информации» (с. 97). Но у них были и фундаментальные, мировоззренческие расхождения. Если для А.С. Лаппо-Данилев-ского вера в науку и вера в Бога были нераздельны и составляли основу мировоззрения, то Иван Александрович относился к Богу и религии не эмоционально, а скорее схоластически. Разными были у отца и сына отношение к произведениям художественной литературы: у Александра Сергеевича - эмоциональное, а Иван Александрович предпочитал логические и эстетические оценки.
Ю.В. Дунаева
2013.01.013. МАТВЕЕВ Г.Ф., МАТВЕЕВА ВС. ПОЛЬСКИЙ ПЛЕН. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЛЕНУ У ПОЛЯКОВ В 1919-1921 гг. - М.: Родина Медиа, 2011. - 173 с.
Ключевые слова: советско-польская война 1919-1920 гг.; польский плен; пленные красноармейцы.
Авторы книги - Г.Ф. Матвеев, д-р ист. наук, зав. кафедрой истории южных и западных славян исторического ф-та МГУ, специалист по истории Польши и славянского мира, В.С. Матвеева -канд. ист. наук, преподаватель Ровенского ин-та славяноведения Киевского славистического университета. Они посвятили книгу памяти их отца и деда, участника советско-польской войны 19191920 гг. Монография подразделяется на введение, пять глав и заключение. Она снабжена библиографией и именным указателем.