Научная статья на тему '2013. 01. 010. Роднов М. И. Пространство хлебного рынка. (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX В. ). – Уфа: ДизайнПресс, 2012. – 224 с'

2013. 01. 010. Роднов М. И. Пространство хлебного рынка. (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX В. ). – Уфа: ДизайнПресс, 2012. – 224 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / РУБЕЖ XIX–XX ВВ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ХЛЕБНАЯ ТОРГОВЛЯ / ХЛЕБНЫЙ РЫНОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 010. Роднов М. И. Пространство хлебного рынка. (Уфимская губерния в конце XIX – начале XX В. ). – Уфа: ДизайнПресс, 2012. – 224 с»

ожиданий, которые зачастую не имели ничего общего с правительственным курсом, а зарождавшееся революционное движение цинично использовало крестьянские настроения в интересах социальной революции.

Т.К. Сазонова

2013.01.010. РОДНОВ М.И. ПРОСТРАНСТВО ХЛЕБНОГО РЫНКА. (УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.). -Уфа: ДизайнПресс, 2012. - 224 с.

Ключевые слова: Россия; рубеж Х1Х-ХХ вв.; Уфимская губерния; хлебная торговля; хлебный рынок.

В монографии, состоящей из введения, двух глав («Уфимский хлеб на международных и внутреннем рынках» и «Пространство хлебного рынка Уфимской губернии»), заключения и приложений, показана роль Уфимской губернии в экспортной и внутрироссийской хлебной торговле, основные направления вывоза хлеба; рассмотрено формирование локальных рынков в пределах Уфимской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Как отмечает автор, проблема размещения производительных сил, географического районирования, определения наиболее рационального расположения отраслей промышленности, сельского хозяйства и торговли вот уже более полутора веков изучается представителями различных дисциплин - экономистами, географами, историками. «Теоретический анализ рынка как территории особенно подробно исследовался представителями немецкой экономико-географической школы Х1Х-ХХ вв.»; особенно значимыми М. И. Роднову представляются взгляды немецкого экономиста

A. Лёша, «выделявшего роль рынков сбыта продукции как одного из главных факторов размещения производительных сил (образования экономических районов)» (с. 4). Научная мысль России во второй половине XIX - начале XX в. самостоятельно (или под влиянием трудов И. фон Тюнена) пришла во многом к аналогичным выводам. Все исследователи, от столичных ученых до уфимских статистиков, делили экономическое пространство края, опираясь на транспортные системы, способы вывоза товаров (хлеба). Особенно отчетливо это проявилось в трудах П. И. Лященко и

B.П. Семёнова-Тян-Шанского. Продолжая данную исследователь-

скую традицию, автор считает, что в Уфимской губернии именно транспортные коммуникации являлись основным фактором образования экономических районов.

Изучение пространства хлебного рынка Уфимской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв., по мнению автора, показывает процесс постепенного складывания регионального рынка зерна и муки, а также готовой хлебобулочной продукции, - рынка с саморегулированием цен. Медленное вовлечение полунатурального общинного крестьянства в торговлю хлебом происходило под воздействием комплекса факторов - от проникновения в деревню новых потребительских товаров, на которые требовались деньги, до принудительной товаризации под давлением государства, требовавшего уплаты налогов. Качественный прорыв в формировании хлебного рынка произошел в результате «транспортной революции» (1858 г. -начало пароходного движения по р. Белой до Уфы, 1888 г. - открытие железнодорожной линии Самара - Уфа). Сравнительно дешевое и быстрое (а с 1888 г. круглогодичное) сообщение открыло выход уфимскому хлебу на внутренние российские и международные рынки. Спрос на зерно способствовал появлению в Уфимской губернии во второй половине XIX в. товарного земледелия, в первую очередь вдоль судоходных рек и в особенности в полосе Самаро-Златоустовской железной дороги, которая буквально преобразила регион. Сразу после ее открытия из Уфимской губернии «начались массовые поставки зерна, муки, крупы, других сельскохозяйственных продуктов в балтийские порты от Санкт-Петербурга до Кё-нигсберга, а также через сухопутную границу. Туда же направлялась значительная часть уфимского хлеба, вывозившегося речным транспортом в Рыбинск. Западно-балтийская "специализация" местной хлеботорговли была обусловлена естественными факторами: мощной конкуренцией южного и сибирского хлеба, который "не пускал" уфимскую продукцию на рынки промышленных Урала и Донбасса, в черноморско-азовские порты. Так, в 1909 г. через балтийские порты и сухопутную границу (русско-прусскую и русско-австрийскую) было вывезено из Уфимской губернии 7805 из 16 016 тыс. пуд. общего количества хлеба, или 48,7%!» (с. 74).

Хлебный рынок Уфимской губернии не представлял собой единого целого как в пространственном измерении, так и по своей внутренней структуре. К концу XIX в. сложились два основных

локальных рынка: северо-западный бельско-камский (Мензелин-ский, Бирский, большая часть Уфимского, север Белебеевского, отдельные волости Златоустовского, Стерлитамакского и Красно-уфимского уездов) вокруг речного судоходства и южный (основная часть Белебеевского и Стерлитамакского, южные волости Уфимского уездов), центром которого являлась Самаро-Златоустовская магистраль. Последний район, по мнению М.И. Роднова, сначала был частью единого самарско-уфимского локального рынка и лишь постепенно приобретал черты самостоятельного рынка с собственными экономическими центрами (станции Давлеканово, Белебей-Аксаково, Уфа и др.).

Эти два региональных рынка резко отличались практически по всем параметрам. На северо-западе края хлеб в основном заготавливали зимой, по весне сплавляли в судах зерно прошлого урожая, господствовал крупный и средний бизнес, среди которого доминировал пришлый (неуфимский) капитал, а в вывозе абсолютно преобладали серые хлеба (рожь и овес, меньше гречиха). С юга Башкирии уже много отправлялось пшеницы, на железнодорожных станциях господствовал мелкий («демократический») и средний предприниматель, хлеб вывозился сразу после уборки урожая. На речных пристанях и железнодорожных станциях действовали совершенно автономные, почти не «пересекавшиеся» бизнес-сообщества. Разными были и направления вывоза. Из северо-западных уездов уфимский хлеб поступал преимущественно в Рыбинск, откуда он распределялся в Санкт-Петербург, нечерноземные губернии, шел на экспорт. «В отправках хлеба с железнодорожных станций сразу стала преобладать балтийская "специализация", в порты Кёнигсберга, Либавы, Виндавы, Риги, Ревеля, Нарвы, Санкт-Петербурга вывозилась основная часть местной продукции. Экспортная направленность уфимской хлебной торговли в значительной степени объяснялась сильной конкуренцией зауральского (сибирского) и оренбургского хлеба» (с. 202).

Уфимская губерния являлась экспортером зерна в Германию, страны Скандинавии, другие государства Западной Европы, а также играла важную роль в снабжении губерний Европейской части Российской империи от Петербурга до Киева. В начале XX в. значение поставок на внутренние рынки возрастало, уфимский хлеб закупался для потребления населения промышленных районов

центра (Тульского, Московского и др.), в годы неурожаев отправлялся на Украину и в центрально-черноземные губернии.

«Сложившаяся система транспортных потоков обеспечивала не только поставки уфимского хлеба в различные регионы Российской империи и на экспорт, но в годы неурожаев в Башкирии, наоборот, позволяла принимать помощь, когда ввоз продовольствия превышал вывоз, особенно в 1911 г.» (с. 90).

К началу XX в. сформировалась густая сеть более мелких локальных рынков вокруг центров тяготения - речных пристаней и железнодорожных станций. В.П. Семёнов-Тян-Шанский в свое время выделил 19 районов в административных границах Уфимской губернии, некоторые пограничные территории в экономическом отношении являлись частью соседних рынков Пермской, Самарской и Оренбургской губерний (Абдулинского, Челябинского и др.). Местные статистики (И. Л. Орлов, В. А. Иогансен) предлагали и более дробное деление, выделяя микрорынки. М.И. Роднов считает возможным говорить об иерархии рынков, их многоуровневом характере. При этом во многом автономное существование локальных рынков, ориентированных на внешних, неуфимских потребителей (например, из Чугановского и Дюртюлинского районов отправлялась продукция в Рыбинск, из Белебеевского - в балтийские порты), по его мнению, можно рассматривать двояко - и как слабость, незавершенность формирования единого губернского хлебного рынка, но и как признак устойчивых хозяйственных связей внутри общего российского хлебного рынка. Проявлением таких связей являлся процесс ценообразования на уфимский хлеб. По телеграфу в основные центры торговли ежедневно поступали точные данные о ценах на зерно, муку, другие товары на хлебных биржах Санкт-Петербурга и Рыбинска, во всех балтийских портах и даже за границей. В местной прессе («Уфимские губернские ведомости») эпизодически публиковалась информация о стоимости хлеба в Кёнигсберге и Петербурге, тарифах на перевозку грузов до портов и приграничных станций, фрахты на морские перевозки. При изменении цен местные предприниматели реагировали моментально.

Автор считает, что материал монографии подтверждает глубокую зависимость экономики страны и ее регионов от экспорта и импорта, вывоза сырья (зерна) и поступления промышленных то-

варов. Разрыв этих взаимоотношений в годы Первой мировой войны, по словам М.И. Роднова, привел к коллапсу народного хозяйства России.

Слабость, незавершенность складывания местного хлебного рынка, экспортная зависимость проявлялись не только в существовании огромного слоя полунатурального слабо вовлеченного в товарно-денежные отношения общинного крестьянства (особенно на северо-западе края), но и в узости внутреннего (внутригубернско-го) спроса на хлеб. В Уфимской губернии к началу XX в. сформировались всего два значительных потребительских рынка (уфимский городской и горнозаводской), «объем» которых составлял около 4 млн. пудов хлеба. Доля городских (неаграрных) потребителей хлеба была очень невелика. Внутридеревенская торговля -снабжение бедняцких слоев населения - в разы превышала емкость «городских» рынков. При этом основная часть продовольствия в Уфу и на горные заводы поступала с востока, из Зауралья и Сибири. А покупка готовых хлебобулочных изделий лишь в губернской столице в 1900-е годы стала играть важную роль, при этом среди большей части населения (в том числе рабочих на горных заводах) преобладала по прежнему выпечка хлеба в домашних условиях из покупной муки.

Тем не менее, полагает М.И. Роднов, тенденции развития хлебного рынка Уфимской губернии свидетельствуют о неуклонном поступательном движении российской экономики в сторону формирования полноценного рыночного общества, прерванном в 1914 г. разразившейся Первой мировой войной и порожденными ею революцией 1917 г. и Гражданской войной.

С. В. Беспалов

2013.01.011. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв. / Пушкарёва ИМ., Бо-родкин Л.И., Глазунов С.В. и др.; отв. ред. Пушкарева И.М. - СПб.: Алетейя, 2011. - 476 с.

Ключевые слова: Россия; рубеж Х1Х-ХХ вв.; рабочее движение, стачечное движение; трудовые конфликты; статистика.

Коллективная монография московских и петербургских историков (И.М. Пушкарёва, П.И. Бородкин, С.В. Глазунов, А.В. Но-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.