сбои в своей работе, поскольку не была приспособлена для быстрого и оперативного реагирования на возникающие проблемы и события. Не выдержав возникших дополнительных нагрузок, она сравнительно быстро разрушилась в ходе событий февраля-марта 1917 г.
С.В. Беспалов
2010.02.019. РОДНОВ М.И., ДЕГТЯРЕВ А Н. ХЛЕБНЫЙ РЫНОК УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. - Уфа: Изд-во Уфимской гос. акад. экономики и сервиса, 2008. - 258 с.
Ключевые слова: Уфимская губерния, конец XIX- начало XX в., региональная экономика, хлебный рынок.
В монографии, состоящей из трех глав («Аграрная экономика Уфимской губернии к началу XX в.»; «Транспортные коммуникации, зернохранилища»; «Механизм хлебного рынка») и восьми приложений преимущественно источниковедческого характера, показан механизм хлебной торговли - одной из основных отраслей региональной экономики - в Уфимской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.
По мнению авторов, на рубеже XIX-XX вв. рынок зерна в одном из крупных хлебопроизводящих регионов Российской империи, расположенной на Южном Урале Уфимской губернии, отражал переходный, многоукладный характер аграрного сектора экономики. Поступавшее на рынок для вывоза за пределы края зерно имело разное происхождение. С северо-западных уездов по речным и гужевым путям отправлялся хлеб (главным образом рожь и овес), скупавшийся у традиционного общинного крестьянства. В южных и северо-восточных волостях сбыт зерна производился главным образом сельскими предпринимателями (фермерами-кулаками), обладавшими ресурсами для организации обозов, в меньших объемах товар закупался представителями хлеботорговых и мукомольных фирм. Таким образом, в целом первичная заготовка хлеба в Уфимской губернии, как и в соседних регионах, в начале XX в. оставалась на доиндустриальной стадии. Функционирование института мелкого скупщика отражало и уровень аграрного развития.
Второй этап хлебной торговли - поступление товара на железнодорожные станции и речные пристани, дальнейшая отправка
потребителям - являлся, по словам авторов, ареной деятельности локальных бизнес-сообществ, непосредственно связанных с крупными экспортными фирмами, мукомольными и торговыми компаниями, снабжавшими хлебом города и промышленные районы страны. Предпринимательские социумы отличались большим разнообразием. К началу XX в. в крае существовали достаточно изолированные бизнес-группы, скупавшие хлеб на местном рынке и затем перепродававшие товар экспортерам. Часть из них почти целиком состояли из мелких и средних предпринимателей (как на железнодорожных станциях Приютово, Глуховская, Аксаково), другие могли включать крупных купцов (речные пристани, Благовещенский завод, Бирск, Николо-Берёзовка и др.). В центрах массового поступления зерна доминировал «большой» бизнес - известные волжско-камские хлеботорговые компании (Стахеевых, Менькова и пр.). Соотношение форм бизнеса не было устойчивым. «Преимущества в основном "пришлого" крупного капитала (финансовые ресурсы, наличие собственного судоходного транспорта и складских помещений) нивелировались необходимостью содержать заготовительный аппарат, а мелкий и средний бизнес (главным образом местный) лучше использовал региональную специфику, согласен был работать в условиях меньшей рентабельности. Не случайно в начале XX в. в хлебной торговле Уфимской губернии прослеживается усиление позиций мусульманских купцов, отражавшее рост торгового земледелия и складывание фермерства среди башкир и татар» (с. 231). Появление дешевого банковского кредита привело к вытеснению «пришлого» бизнеса на многих речных пристанях. Так, на станциях Самаро-Златоустовской железной дороги к началу 1890-х годов возник новый социальный слой мелкого хлеботоргового предпринимательства. Монопольное господство каких-либо крупных корпораций практически отсутствовало, за исключением изолированных пристаней на реке Уфе, в самом низовье и верхнем течении Белой, где заготовку хлеба производили единичные купцы.
На конкурентную борьбу мелкого, среднего и крупного бизнеса влиял целый комплекс факторов, от доступности дешевого кредита до наличия удобных транспортных коммуникаций. В среднем и верхнем течении Белой торговля хлебом была связана с деревянным судостроением, и мелкий предприниматель, не имевший
средств на постройку баржи, просто отсекался. Зато в нижнем течении Белой и на Каме превышение предложения на рынке транспортных услуг над спросом, благоприятные условия навигации усиливали конкурентные преимущества мелких и средних предпринимателей. А на железных дорогах, действовавших круглогодично, крупному капиталу в Уфимской губернии не удалось серьезно закрепиться. Высокую мобильность хлеботорговцев, работавших с ограниченными и нередко заемными средствами, подтверждает успех еврейского бизнеса на станции Чишмы вновь построенной Волго-Бугульминской железной дороги. Но «демократизация» хлебной торговли, расцвет мелкого предпринимательства, по словам авторов, зачастую приводили и к негативным последствиям (загрязненность хлеба и пр.).
Изучение хлебного рынка позволяет М.И. Роднову и А.Н. Дегтярёву сделать вывод об исключительно большой роли транспортных коммуникаций. Революционное воздействие в первую очередь железнодорожных магистралей, близость крестьянства к пунктам сбыта стимулировали рост рыночных отношений, меняли характер аграрного строя. Именно в полосе железных дорог и вдоль судоходных рек отмечалась повышенная концентрация передовых многопосевных хозяйств. Проживавшие в пределах нескольких десятков вёрст (день пути) сельчане получали значительные преимущества, освобождались от посредничества мелкого скупщика. Не случайно элита Стерлитамакского уезда, единственного крупного хлебопроизводящего региона без надежных современных коммуникаций, прилагала такие настойчивые усилия для проведения железной дороги. Но и гужевой транспорт сохранял свое важное народнохозяйственное значение вплоть до наступившей в середине XX в. массовой автомобилизации.
Капиталистически организованный рынок во многих случаях существовал за счет архаичной первичной заготовки, использовал сельского торговца в качестве собственного аппарата, но сам почти не проникал в деревню. Мелкий скупщик являлся своеобразным связующим звеном между полунатуральным традиционным крестьянством и крупным бизнесом, поставлявшим товар в города и за границу. Особое место занимал внутригубернский хлебный рынок, снабжавший жителей уездных городов и нуждавшееся в продовольствии сельское население. Лишь столица региона Уфа (свыше
100 тыс. человек) создала емкий рынок хлеба, остальные поселения городского типа обеспечивались мелкими торговцами и крестьянством прилегающих волостей, большую роль сохраняло собственное приусадебное хозяйство горожан.
Мировой и общероссийский рынки стимулировали складывание региональных рынков, а нередко их искусственно создавали (например, после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги). Спрос на хлеб в Европе и центре страны, а также поставки разнообразных потребительских товаров (часто импортного происхождения) на места подталкивали крестьян к продаже зерна, в том числе неприкосновенных запасов общины, к расширению хозяйства среди зажиточных дворов, к занятию предпринимательством. Но в этом заключалась и слабость региональных рынков. «Прекращение спроса и поставок товаров в обмен на хлеб, - заключает автор, - лишало производителя стимулов к реализации выращенного урожая, возвращало его в "натуральную оболочку" традиционного хозяйствования, и вся "пирамида" хлебного рынка рушилась» (с. 234). Это и случилось в годы Первой мировой войны.
С.В. Беспалов
2010.02.020. НОВАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ. (Реферативный обзор).
Ключевые слова: СССР, 1930-1940-е годы, сталинизм, политические репрессии, ГУЛАГ, спецпоселения, жертвы террора.
История сталинизма по-прежнему остается предметом самого пристального интереса со стороны исследователей. Как отмечает Хироаки Куромия (Университет Индианы) в статье «Сталин и его эпоха» (3), частичное открытие советских архивов после распада СССР, предоставившее в распоряжение историков колоссальный массив ранее недоступных источников, позволило в общем решить ряд важных проблем истории сталинского периода, однако в то же время породило немало вопросов, спровоцировав новые жаркие дискуссии. По мнению автора, это связано отчасти с тем, что многие архивные фонды до сих пор остаются засекреченными, отчасти же - с недостаточно корректным использованием имеющихся источников. Наиболее важные дискуссионные вопросы истории сталинизма так или иначе группируются вокруг трех основных взаи-