Научная статья на тему '2012. 04. 048. Таллаки М. , Браччи Э. Системы управленческого контроля и национальная культура. Tallaki M. , Bracci E. management control systems and the National culture. - Ferrara: Univ.. Degli Studi di Ferrara, 2011. - 25 p. - mode of access: http://www. UNIFE. It/dipartimento/economia/pubblicazio ni/quaderni-del-dipartimento/'

2012. 04. 048. Таллаки М. , Браччи Э. Системы управленческого контроля и национальная культура. Tallaki M. , Bracci E. management control systems and the National culture. - Ferrara: Univ.. Degli Studi di Ferrara, 2011. - 25 p. - mode of access: http://www. UNIFE. It/dipartimento/economia/pubblicazio ni/quaderni-del-dipartimento/ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 048. Таллаки М. , Браччи Э. Системы управленческого контроля и национальная культура. Tallaki M. , Bracci E. management control systems and the National culture. - Ferrara: Univ.. Degli Studi di Ferrara, 2011. - 25 p. - mode of access: http://www. UNIFE. It/dipartimento/economia/pubblicazio ni/quaderni-del-dipartimento/»

дартных ипотечных кредитов (subprimes), о наступлении которого предупреждали финансисты, адвокаты, ассоциации потребителей и многие экономисты. В то же время есть и положительные примеры. Так, крупными успехами прогнозирования оказались прогноз нефтяного эмбарго ОПЕК в 1973 г., а также прогноз падения цен на нефть в 1980-е годы, сделанный компанией «Шелл» на основе сценариев, разработанных П. Уэком (P. Wack) в 1969-1970 гг.

И.Ю. Жилина

2012.04.048. ТАЛЛАКИ М., БРАЧЧИ Э. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. TALLAKI M., BRACCI E. Management control systems and the national culture. - Ferrara: Univ. degli Studi di Ferrara, 2011. - 25 p. -Mode of access: http://www.unife.it/dipartimento/economia/pubblicazio ni/quaderni-del-dipartimento/

Итальянские исследователи (университет Феррары) отмечают, что информатизация, интернационализация производства, глобализация хозяйственных связей ставят вопрос о взаимоотношениях между организационными, экономическими, социальными и культурными условиями и в связи с этим о возможности межстра-нового заимствования методов управления. По их мнению, неоинституциональный подход открывает возможности для понимания процессов универсализации организационных концепций, а изучение культурного контекста - воздействия ценностных ориентаций на менеджмент.

Взаимодействие между организациями и внешней средой осуществляется людьми, имеющими свои культурные традиции и установки. В экономической литературе признано различное отношение представителей различных культур к сходным методам управления. Взаимосвязь между культурой и менеджментом вызывает необходимость рассмотрения ее особенностей при разработке эффективных систем управления, в том числе систем управленческого контроля (УК), которые являются одним из основных компонентов организационных систем. Тем не менее на практике культурные аспекты нередко игнорируются. Системы УК включают два взаимосвязанных и неотделимых друг от друга измерения: техническое, состоящее из средств и методов, и социальное, скрывающее в себе культурный контекст. Поэтому системы УК, эффективные в

одной среде, оказываются дисфункциональными в другой, и должны адаптироваться к характеристикам региона, страны, а в некоторых случаях и отдельных районов.

При анализе воздействия культуры на управление используются различные подходы. Так, культурный подход изучает роль культуры и ценностных установок в основном на базе применения методики его основателя Г. Хофстеда. Согласно культурному подходу, культура как «коллективное ментальное программирование в определенной среде» (с. 4) является основным фактором, влияющим на различия в менеджменте. Неоинституциональный подход направлен на исследование эффективной практики и путей ее распространения. В рамках неоинституционализма утверждается влияние институциональных факторов, в том числе образования, правовой системы, социальной и политической среды и т.д. Исторический подход изучает историю институтов в целях объяснения эволюции методов управления и условий их формирования.

Указывая на сложность определения феномена культуры и различные подходы к ее изучению, важнейшими из которых являются антропологический и социологический, авторы склоняются к антропологическому подходу, объединяющему материальный и духовный аспекты. Культура, таким образом, представляет собой набор базовых положений, выработанных конкретной группой в процессе адаптации и интеграции с внешней средой. «Чтобы жить, люди открывают и развивают знание и идеи, позволяющие достичь целей и применить новые достижения и идеи» (с. 7). Понятие национальной культуры обычно относится к нациям, имеющим географическую определенность. Отсюда попытки измерения и оценки культурных различий с помощью тех или иных критериев (модели Г. Хофстеда, С. Тромпенарса, Ф. д'Ирибарна).

Авторы считают, что культура не может быть описана ограниченным кругом показателей, и можно найти различные культуры в пределах одной страны. Они определяют национальную культуру как культуру, разделяемую однородной группой людей, в том числе в пределах одной нации, поскольку ее характеристики взаимодействуют друг с другом в рамках групп. В то же время граждане каждой страны имеют общие ценностные установки, которые можно измерить. Задача состоит в том, чтобы, начав с измерения ха-

рактеристик культур, выйти на анализ их специфических особенностей.

Согласно классическому определению управленческий контроль представляет собой процесс, с помощью которого менеджмент обеспечивает организационное поведение, направленное на реализацию стратегии организации, связывая решение с его осуществлением. Степень достижения цели является и показателем эффективности системы контроля. Поскольку культурный фон может быть различным, а контроль направлен на человеческое поведение, чтобы обеспечить достижение цели системы УК должны быть адаптированы к культурным особенностям. Культура выступает здесь в виде институциализированного психологического фактора (mental institution), определяющего управленческое поведение в процессе анализа условий и контроля функционирования системы. Таким образом, системы УК можно рассматривать как продукт культуры, поскольку они включают культуру в качестве своего компонента (с. 12).

Согласно классификации, примененной авторами, в качестве характеристик систем УК принимаются: доминирующая ориентация (на результаты или на личностное поведение); позиция в иерархической структуре (степень делегирования права принятия решений); степень участия в управлении (авторитарный или парти-сипативный стиль); временной горизонт (краткосрочная или долгосрочная ориентация); характер вмешательства (прямое или косвенное); сущность контроля (имплицитный или явный характер).

Как показали многие исследования, национальная культура оказывается существенным фактором, воздействующим на системы УК, прежде всего применяемые фирмами одних стран при ведении операций в других странах. Этим фактором, например, объясняется более жесткий контроль центров прибыли в японских компаниях по сравнению с американскими или различия в структуре вознаграждения менеджеров. УК представляет собой систему, позволяющую осуществить измерение и оценку действий участников процесса с одновременной проекцией в будущее. Его принципы не являются универсальными, однако, как показали многие исследования, современные системы УК являются отражением англосаксонской культуры.

Примером, демонстрирующим неудачу универсального подхода к УК, может служить Япония, где импортированные после Второй мировой войны системы показали необходимость их адаптации к местной культуре. Это объясняется тем, что в них воплощались культурные характеристики и контрактная логика американского общества, ценностные установки, соответствующие принципам децентрализации и участия в управлении.

Исходя из теоретических положений и методологии кросс-культурного анализа авторы выдвигают ряд гипотез относительно взаимодействия культурных характеристик и параметров организации систем УК и подвергают их практической апробации. Исследование, проведенное на материалах Италии и Марокко с применением таксономии культуры по Г. Хофстеду, привело авторов к следующим выводам.

Прежде всего, в русле исторического подхода подчеркивается влияние на ситуацию в странах таких исторических событий, как две мировые войны, колониализм, финансовый кризис, глобализация, которое оказывалось различным по причине различий в культуре и, таким образом, в реакции на изменения. Изменения в расстановке сил на мировой арене, сопровождаемые глобализацией, привели к распространению в качестве образца модели управления, принятой в странах, контролирующих мировую экономику. Отсюда тенденция к вестернизации систем образования, правовых систем и т.п. Возникла новая культура, новая модель успеха, означавшая, по определению авторов, «институционализацию мифов» (с. 20). В Италии, где до середины ХХ в. в широком применении практически не было инструментов УК, кроме двойной бухгалтерской проводки, в настоящее время распространены многие инструменты и системы, родившиеся за ее пределами. В Марокко до периода колониализма учет строился в соответствии с принципами ислама, но после колонизации социально-экономические отношения, правовая, политическая, образовательная системы подверглись влиянию западной идеологии и распространению соответствующих систем УК.

С точки зрения адаптации систем УК, применяемых МНК в местных условиях, важно учитывать определенные параметры культурной среды. Так, более высокий показатель дистанции власти (по Хофстеду) в Марокко по сравнению с Италией означает

целесообразность большей централизации управленческого контроля и его ориентации на конечные результаты. Такая адаптация может состоять из следующих этапов: предварительная разработка систем УК в соответствии с выявленными параметрами культурной среды; проведение эмпирического исследования систем УК; сравнительный анализ гипотетического и реального функционирования систем.

И.Г. Минервин

2012.04.049. БЕГРЭ К.Д. УСТРАНЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА И ДРУГИЕ МЕТОДЫ. BEUGRÉ C.D. Repairing injustice in organizations: Beyond social accounts // J. of general management. - Oxford, 2011. - Vol. 37, N 1. -P. 47-63.

Автор (университет штата Делавэр, США) рассматривает методы, применяемые в организациях в качестве ответа на обвинения в несправедливости, поступающие от различных соучастников их деятельности, включая работников, потребителей, представителей общественности, в целях устранения негативных социальных последствий.

Распространенным методом являются так называемые социальные счета, определяемые в литературе как официальные заявления по поводу того или иного непредвиденного или некорректного поступка, воспринимаемого как несправедливость, для смягчения его последствий. Предполагается, что такое заявление способно понизить уровень восприятия несправедливости, ослабить чувство обиды и возмущения и предотвратить ухудшение отношения к обидчику.

Большинство исследователей организационной психологии выделяют три формы социальных счетов: извинения, сожаления и оправдания. Извинение является публичным самонаказанием, в том числе с предложением материального возмещения, оно означает признание несправедливости, ответственности за нее и выражение раскаяния. Это мощное средство, дающее возможность жертве получить обильную информацию о сути дела и его виновнике. Сожаление представляет собой объяснение и признание негативного характера события, но без признания персональной ответственности за него. Его задача - изменить ощущение негативных последствий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.