Научная статья на тему '2012. 04. 027. Белхман Л. «Таинственная мудрость» любви: «Мать и дочь» Августы Вебстер и тема материнства в поэзии XIX В. Behlman L. loving «Stranger-wise»: Augusta Webster's Mother and daughter and nineteenth-century poetry on motherhood // nineteenth-century gender studies [Electronic resource]. - Lexington: M. Purdue, 2010. - Vol. 6, n 3. - mode of access: http://www. Ncgsjournal. Com/ issue63/behlman. Htm'

2012. 04. 027. Белхман Л. «Таинственная мудрость» любви: «Мать и дочь» Августы Вебстер и тема материнства в поэзии XIX В. Behlman L. loving «Stranger-wise»: Augusta Webster's Mother and daughter and nineteenth-century poetry on motherhood // nineteenth-century gender studies [Electronic resource]. - Lexington: M. Purdue, 2010. - Vol. 6, n 3. - mode of access: http://www. Ncgsjournal. Com/ issue63/behlman. Htm Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ 19 В. / ВЕБСТЕР А. / МАТЕРИНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 027. Белхман Л. «Таинственная мудрость» любви: «Мать и дочь» Августы Вебстер и тема материнства в поэзии XIX В. Behlman L. loving «Stranger-wise»: Augusta Webster's Mother and daughter and nineteenth-century poetry on motherhood // nineteenth-century gender studies [Electronic resource]. - Lexington: M. Purdue, 2010. - Vol. 6, n 3. - mode of access: http://www. Ncgsjournal. Com/ issue63/behlman. Htm»

Эссе Клейста нередко трактуют как полный разрыв с классической и просветительской риторикой и переход к «эстетике гениального» в духе «Бури и натиска». О. Ласкариду стремится показать, что «разрыв с риторикой во второй половине XVIII в. вовсе не был таким радикальным, как этого желала бы господствующая литературоведческая парадигма» (с. 549). Создавая антиклассическую риторику устной речи, Клейст как писатель не спешит расставаться с заветами классической риторики, культивируя (и на практике, и в теории) ясность, лаконизм и, самое главное, полное подчинение выразительных средств мысли и «духу» произведения. По Клейсту, цель искусства состоит в том, чтобы «заставить исчезнуть насколько возможно» (möglichst verschwinden zu machen) элементы формы -«язык, ритм, благозвучие и т.п.», которые нужны лишь в той мере, в какой они «облекают дух» («Письмо одного поэта к другому», 1811). По поводу этого утверждения О. Ласкариду замечает: «Стратегия остается риторической по преимуществу: ars est celare artem. Искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство» (с. 550).

А.Е. Махов

2012.04.027. БЕЛХМАН Л. «ТАИНСТВЕННАЯ МУДРОСТЬ» ЛЮБВИ: «МАТЬ И ДОЧЬ» АВГУСТЫ ВЕБСТЕР И ТЕМА МАТЕРИНСТВА В ПОЭЗИИ XIX в.

BEHLMAN L. Loving «stranger-wise»: Augusta Webster's Mother and daughter and nineteenth-century poetry on motherhood // Nineteenth-century gender studies [Electronic resource]. - Lexington: M. Purdue, 2010. - Vol. 6, N 3. - Mode of access: http://www.ncgsjournal.com/ issue63/behlman.htm

Ли Белхман, специалист в области английской поэзии Викторианской эпохи, исследует творчество Августы Вебстер (18371894), одной из немногих неканонических английских поэтесс XIX в. Большинство литературоведов сосредоточивали внимание на ее ранних драматических монологах и стихах, посвященных судьбам обездоленных, брошенных женщин, выступавших против патриархальной несправедливости: «Потерпевшие» (Castaway), «Самый верный» (Too faithful), «Увядшие» (Faded), «Цирцея» (Circe) и «Медея в Афинах» (Medea in Atheans). Однако наиболее перспективным для понимания творчества А. Вебстер критик считает ее последний сборник «Мать и дочь, незавершенный цикл сонетов»

(1895)1. Он называет данный собранный в сборник перечень драматических монологов, облеченных в форму сонетов, вершиной поэтического мастерства А. Вебстер. Последовательность расположения сонетов в сборнике Л. Белхман оценивает как переворот в женском поэтическом творчестве Викторианской эпохи. Кроме того, автор статьи приводит в качестве доказательства новаторства сборника исследование Флоренс Бус2, назвавшей Августу Вебстер в числе поэтесс, писавших под влиянием сборника Данте Габриеля Россетти «Дом Жизни», и Марианны Ван Ремортел3, оспорившую концепцию Бус утверждением о том, что сонеты А. Вебстер явились критикой Россетти, осуществленной с помощью метафоры материнства. Исследователи ставят творчество А. Вебстер в оппозицию к предшествующей мужской поэтической традиции.

Язык сборника отмечен изменением доминирующего в английской поэтической традиции Викторианской эпохи сентиментального стиля, свойственного теме материнства, и углубленным лирическим анализом сознания матери, ее любви к своему ребенку. Вебстер адаптирует некоторые мужские мотивы и отсылки, например эстетическое сдерживание в выражении любовного чувства матери к дочери. Она использует современный эстетический словарь для описания неуловимой красоты дочери и удовольствия, получаемого от осознания этого факта матерью.

Сонеты А. Вебстер в сборнике расположены в порядке следования стадий развития ребенка от раннего детства к юности, что позволяет поэтессе время от времени возвращаться к образу матери, удивляющей читателя своей силой и остроумием (сонет VIII). Дистанция, порой просматривающаяся у А. Вебстер в отношениях между матерью и ребенком, по-видимому, является отсылкой к ма-

1 Webster А. Mother and Daughter, an uncompleted sonnet-sequence. - L.; N-Y.: Macmillan & Co., 1895.

Boos F. Dante Gabriel Rossetti's poetic daughters: Fin de siècle women poets and the sonnet // Outsiders looking in: the Rossettis then and now / Ed. by Clifford D., Roussillon L. - L.: Anthem, 2004. - P. 253-281.

Van Remoortel M. Metaphor and maternity: Dante Gabriel Rossetti's House of life and Augusta Webster's Mother and daughter // Victorian poetry. - Charlottesville: West Virginia univ. press, 2008. - Vol. 46, N 4. - P. 484.

теринской реакции на взросление дочери и проявление ее независимости.

В ранней викторианской поэзии тема матери и ребенка часто представлена в виде социального протеста. В таких стихотворениях ребенок нередко бывает в опасности или даже погибает1. Однако в своем сборнике А. Вебстер отказывается от идеи политизации материнства и обращается к изучению феномена материнской любви с полуавтобиографической точки зрения, отражая образ современной среднестатистической матери.

Несмотря на то что в творчестве А. Вебстер встречаются примеры сентиментальных стихотворений, например «Глаза ребенка» (Baby Eyes, 1881), наиболее характерна для ее поэзии склонность к антисентиментальным мотивам. В сонете XI одним из общепринятых проявлений женской любви (материнской, супружеской) называется страдание. Женская чувствительность является ограниченным ресурсом, который может иссякнуть. Любовь женщины, казавшаяся неисчерпаемой, в действительности представляет собой остаток «веры в любовь» или нереальную идею любви.

Критика общепринятого представления о материнстве у А. Вебстер осуществляется преимущественно за счет различных способов выражения и определения материнской любви. Главным из них Л. Белхман считает использование ею в творчестве любовного языка Петрарки, его принципов последовательного расположения сонетов, напряженных монологов лирических героев и, главное, представления их образов. Образ говорящего у А. Вебстер подобен образу влюбленного у Петрарки с его изматывающей озабоченностью предстоящим разрывом эмоциональной связи с объектом своей любви, что аналогично чувствам матери при взрослении ребенка. Однако непосредственно к мужской петраркистской поэтической традиции А. Вебстер обращается лишь единожды - в сонете XXVI, который нарушает продуманную последовательность расположения сонетов в сборнике своей динамикой, изменением стиля выражения героиней своих чувств. Поэтика Петрарки в сонетах А. Вебстер предстает не в виде набора устаревших литературных

1 Hammons P. Despised creatures: The illusion of maternal self-effacement in seventeenth-century child loss poetry // ELH. - Baltimore: Johns Hopkins univ. press, 1999. - Vol. 66, N 1. - P. 25-49.

тропов, а как хранилище характерообразующих и описательных моделей, необходимых для передачи литературно переосмысленного понятия материнства.

В сборнике «Мать и дочь» образ ребенка появляется не только в виде портретной зарисовки, а как изменчивое «произведение искусства», создаваемое матерью. Понятие материнства в сонетах Августы Вебстер подвергается полной переоценке, в том числе благодаря собственно авторским наблюдениям и личному опыту. Раскрывая тему не через философские утверждения, а путем лирических монологов, А. Вебстер сочетает поэтические принципы поэзии Петрарки, эстетику викторианской поэзии, общую антисентиментальную направленность эпохи с глубокими любовными переживаниями. Воспользовавшись возможностями, сокрытыми в определенной последовательности сонетов, поэтесса представила в них все стадии развития материнской любви, превратив ее в «таинственное» и непостижимое чувство, чтобы, таким образом, изучить новые способы выражения чувства материнства.

В.М. Кулькина

ЛИТЕРАТУРА ХХ в.

Русская литература

2012.04.028. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ в. В КАНАДСКОМ СЛАВИСТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «TORONTO SLAVIC QUATERLY». (Сводный реферат).

1. ЛЮЦКАНОВ Й. Равновесие и уклоны промежуточного сознания: Мережковский и Возрождение // Toronto Slavic quarterly. -ТогопЮ, 2012. - N 39. - P. 67-102. - Режим доступа: http://www. utoronto.ca/tsq/39/tsq39_lyutskanov.pdf

2. ТОЛСТАЯ Е. Золотой ключик к Серебряному веку // ^rento Slavic quaterly. - ^rento, 2011. - N 37. - P. 107-135. - Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/37/tsq37_tolstaia.pdf

Д.С. Мережковский осознавал себя деятелем Возрождения, отмечает болгарский литературовед Йордан Люцканов (Институт литературы БАН, София) (1). Об этом говорят прямые указания писателя на то, что Россия переживает предвозрожденческий и предреформационный период (в предисловии к переведенному им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.