Научная статья на тему '2012. 04. 019. Суонпяя М. Финансовые спекуляции, политические риски и юридические сложности: британская коммерческая дипломатия на Балканах, 1906-1914. Suonpää M. financial speculation, political risks, and legal complications: British commercial diplomacy in the Balkans, 1906-1914 // historical J. - Cambridge, 2012. - Vol. 55, n 1. - p. 97-117'

2012. 04. 019. Суонпяя М. Финансовые спекуляции, политические риски и юридические сложности: британская коммерческая дипломатия на Балканах, 1906-1914. Suonpää M. financial speculation, political risks, and legal complications: British commercial diplomacy in the Balkans, 1906-1914 // historical J. - Cambridge, 2012. - Vol. 55, n 1. - p. 97-117 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДДВЕРИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / БАЛКАНЫ / БРИТАНСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 019. Суонпяя М. Финансовые спекуляции, политические риски и юридические сложности: британская коммерческая дипломатия на Балканах, 1906-1914. Suonpää M. financial speculation, political risks, and legal complications: British commercial diplomacy in the Balkans, 1906-1914 // historical J. - Cambridge, 2012. - Vol. 55, n 1. - p. 97-117»

сии и России. Испанское восстание 1808 г. переориентировало Лондон с Южной Америки на Европу. Послав в Испанию 30 тыс. солдат летом 1808 г., Британия «взяла на себя серьезные континентальные обязательства», но ее главной целью «осталось обеспечение морской безопасности» (с. 240). М. Робсон отмечает, что для многих исследователей Наполеоновских войн ключевым был вопрос о том, как долго Великобритании удастся продержаться в Европе (там же).

Приложения к книге представляют собой публикации кадрового списка Министерства финансов Великобритании, портового руководства, сообщения лорда Кэмпбелла о Португалии в 1793—

1806 гг., состав российского средиземноморского флота с количеством кораблей, орудий и фамилиями командующих (данные от 17 ноября 1807 г.), португальский флот по состоянию на 29 ноября

1807 г., информация о португальских кораблях, оставленных в Лиссабоне 29 ноября 1807 г., и др.

О. В. Бабенко

2012.04.019. СУОНПЯЯ М. ФИНАНСОВЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ: БРИТАНСКАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НА БАЛКАНАХ, 1906-1914.

SUONPÀÀ M. Financial spéculation, political risks, and legal complications: British commercial diplomacy in the Balkans, 1906-1914 // Historical j. - Cambridge, 2012. - Vol. 55, N 1. - P. 97-117.

Ключевые слова: преддверие Первой мировой войны; Балканы; британская коммерческая дипломатия.

В статье доктора истории М. Суонпяя рассматривается британская коммерческая дипломатия на Балканах в преддверии Первой мировой войны. Автор использует неопубликованные материалы Форин-офис из Национального архива Великобритании, периодику и обширную англоязычную историографию. В 1906-1914 гг. коммерческая дипломатия становится неотъемлемой частью внешней политики стран Европы, в том числе и Великобритании. С середины 1880-х годов в связи со спадом во внутренней промышленности возрастает международная конкуренция в сфере поиска новых рынков и протекционизма. Эти обстоятельства вынудили Велико-

британию изменить свою внешнюю политику в 1886 г., когда возросло беспокойство Лондона по поводу усиления экономической мощи Германии и ее дипломатической активности в Китае. Тем не менее вплоть до 1914 г. Форин-офис во многих ситуациях «продолжал политику невмешательства» (с. 98). Так, британское правительство старалось отказываться от поддержки проектов, в которых не видело практической пользы, и предпочитало «не давать долгосрочных обязательств британским фирмам в их заграничной деятельности» (там же).

Однако это не означает, что Великобританию не интересовали Балканы. Напротив, в начале XX в. туманный Альбион пытался принимать участие в балканских делах. Так, например, с 1906 по 1915 г. ряд зарубежных синдикатов и финансистов, в том числе и британских, предложили создать Трансбалканскую железную дорогу, чтобы соединить Дунай с Адриатикой. А пик британской коммерческой активности на Балканах пришелся на более раннее время - период после завершения Крымской войны 1853-1856 гг., с середины 1850-х до конца 1860-х годов. Главными объектами британских интересов были Болгария и Сербия (с. 99). Новости с Балкан занимали значимое место в СМИ Великобритании из-за нестабильности на полуострове и необходимости решения «восточного вопроса». На Балканах и в прилегающем регионе имел место ряд событий, итоги которых были чрезвычайно важны для внешней политики Лондона, так как они оказали непосредственное влияние на положение Османской империи, поддерживавшейся Великобританией вплоть до 1914 г. К этим событиям М. Суонпяя относит террористические акты Внутренней македонской революционной организации (с 1890-х годов), Боснийский кризис (1908-1909), революцию младотурок (1908), итало-турецкую войну (1911-1912), Балканские войны (1912-1913) и начало Первой мировой войны (там же).

Вмешательство британцев в банковский сектор Балканских стран было оправданным по нескольким причинам: большинство банков на Балканах были созданы благодаря иностранному капиталу, Лондон был мировым финансовым центром, болгарская и сербская экономики демонстрировали относительную стабильность и даже рост, а после закрытия в Болгарии в 1899 г. англо-французского Имперского Оттоманского банка на полуострове не осталось

британских финансовых учреждений (с. 100). Более того, наблюдатели из Англии считали многие части Балканского полуострова подходящими для британских экспортеров и инвесторов. Аналитики же «были особенно впечатлены существованием неисследованных месторождений полезных ископаемых» (с. 101).

В период с 1906 по 1913 г. было открыто три англо-болгарских банка. Эти банки развивались под покровительством барона М. Мендельсона и его помощников - Б. Вейзера, Ф. Пузи, Дж. Роджера, О. Фултона и Л. Делфина. В 1906 г. А. Стэд предложил создать Англо-сербский банк. В то же время Великобритания вынуждена была конкурировать на Балканах с Германией. В начале XX в. было создано несколько немецко-болгарских банков, а в 1905 г. Германия подписала с Болгарией торговый договор. В 1906 г. по инициативе Немецкого банка (Deutsche Bank) был основан Балканский банк. После провозглашения независимости Болгарии в 1908 г. немецкие фирмы заключили с болгарами наибольшее количество контрактов по сравнению с другими иностранцами. Ответом на интенсификацию коммерческого проникновения Германии на Балканы стали следующие действия Великобритании: заключение торговых договоров с Болгарией и Румынией (1905), Сербией (1907) и Черногорией (1910). В целях «усиления англо-балканских деловых контактов и - в политическом смысле - сбалансирования возросшей немецкой активности» британцы начали открывать свои банки повсюду, «включая Турцию, в 1908 г.» (с. 102).

В то же время британские официальные лица решили воздержаться от поддержки болгарских банков: ряд банковских чиновников, занимавшихся ими собственно в Болгарии, не имели соответствующего опыта работы, что и вызвало недовольство официального Лондона. И хотя некоторые банки стали банкротами, предложение А. Стэда открыть банк в Сербии, напротив, не вызвало возражений, так как Стэд «был хорошо знаком со всеми чиновниками Белграда» (с. 103).

Отношение Великобритании к болгарским банкам отличалось от ее подхода к банкам турецким, иранским и китайским. Так, например, Национальный банк Турции был «самым важным инструментом британской дипломатии в Турции до 1913 г.» (там же). А турки, допуская лондонских коммерсантов как представителей англо-французского союза на свою территорию, пытались добиться

финансовой поддержки для своего правительства от Франции. Банк Персии работал «финансовым агентом» Форин-офис в Иране с 1890 по 1914 г. Он играл в основном политическую роль и финансировался правительством Великобритании. Банковские корпорации Гонконга и Шанхая играли схожую роль в Китае с середины 1890-х до 1914 г. и «получали особую поддержку Форин-офис» (с. 104).

На Балканском полуострове британские дипломаты опасались финансовых спекуляций, и их подозрения, по мнению автора, были вполне оправданными (там же). С этим была связана задача по борьбе с коррупцией. На решения дипломатов влияли и политические факторы. Так было в Болгарии в 1906 г., когда английские дипломаты жаловались на нестабильную политическую ситуацию в стране и связанную с ней волну насилия. По вполне понятным причинам они не желали тогда поддерживать совместные англоболгарские коммерческие проекты. Они же подозревали банкира М. Мендельсона в связи с Банком Дрезднера, который помогал проводить в жизнь «интересы внешней политики Германии» (там же). В то же время Великобритания не пыталась стать противовесом Германии на Балканах, так как данный регион не занимал центрального места во внешней политике Лондона: его больше интересовали отношения с Турцией. А Балканские войны рассматривались в Лондоне как «поворотный пункт, способный создать более благоприятные возможности для британской торговли в Болгарии» (с. 105).

Балканские рынки были открыты для британских экспортеров, таких как Birmingham Small Arms Co., Carr & Co., Lever Brothers. Но с 1906 г. их ожидали серьезные трудности: политические риски, юридические проблемы, ограничения по кредитам, двойные задолженности, забастовки и т.д. Британские компании были особенно обеспокоены увеличением таможенных пошлин в портах Болгарии (с. 113). Они жаловались также на то, что правительства балканских государств затягивали время в период переговоров по экономическим вопросам, используя его, чтобы снизить цены для других иностранцев. Так, например, в 1910 г. сербское правительство предложило мануфактуре Kynoch Ltd, производившей оружие и военное снаряжение, назначить цену за поставки амуниции,

втайне договорившись об ее получении по низким ценам от французской компании Société Française Munition (с. 114).

В заключительной части статьи автор пишет о том, что британская коммерческая дипломатия на Балканах «следовала генеральной линии ограниченной интервенции» (с. 117), которая в свою очередь ориентировалась на международные обязательства или местное законодательство в случае поддержки банков, созданных за границей.

О. В. Бабенко

2012.04.020. ШЕЛДОН Дж. ГЕРМАНСКАЯ АРМИЯ НА ИПРЕ В 1914 г. И БИТВА ЗА ФЛАНДРИЮ.

SHELDON J. The German army at Ypres 1914 and the battle for Flanders / Forew. by Strachan H. - Barnsley: Pen & Sword Military, 2010. -XVII, 382 p.

Ключевые слова: Первая мировая война; битва за Фландрию; первое сражение на Ипре.

Монография английского исследователя Дж. Шелдона посвящена первому из трех Ипрских сражений в Западной Фландрии -Фландрскому сражению 12 октября - 11 ноября 1914 г., в ходе которого немецкая армия была остановлена союзниками на марше к морю, или, как это принято обозначать в историографии, «беге к морю». Вышеуказанное сражение было последней маневренной операцией на Западном фронте. Автор реферируемой книги - специалист по германским вооруженным силам периода Первой мировой войны, член Британской комиссии по военной истории и Ассоциации Западного фронта. Он использовал неопубликованные архивные материалы из Военного архива в Мюнхене (Kriegsarchiv München), опубликованные документы (немецкие, британские, французские), мемуарную литературу, немецкую и британскую историографию. Монография состоит из предисловия, написанного профессором Оксфордского университета Х. Стрэченом, введения, пролога, восьми глав, заключительного слова, приложений и библиографического списка.

В предисловии Х. Стрэчен отмечает, что «первоначальные германские сообщения о сражениях на Западном фронте в Первую мировую войну сильно отличаются от свидетельств, написанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.