Научная статья на тему '2012. 04. 010. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с'

2012. 04. 010. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2498
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ПСИХОЛ.) / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭРИКСОН Э.Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 010. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с»

терроризм, распространение ядерного оружия и т.д. (с. 899). Инте-грализм Сорокина в такой ситуации может послужить инструментом разрешения многих социальных проблем.

А.Ю. Долгов

2012.04.010. СИМОНОВА О.А. ТЕОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ Э.Г. ЭРИКСОНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с.

В монографии О.А. Симоновой (факультет социологии НИУ-ВШЭ, Москва) анализируется концепция идентичности американского психолога Эрика Гомбургера Эриксона (1902-1994) с точки зрения ее актуальности для современной социологии. Категория личностной идентичности является центральной в творчестве Эриксона, она отражает целостность психической жизни человека и его органичную связь с социокультурным миром. Исследуя психологические нормы развития человеческой личности в современном мире, Эриксон опирался на теорию З. Фрейда и психоаналитическую эго-психологию (А. Фрейд, Г. Гартман), а также на американскую культурную антропологию, существенно трансформировав методологические принципы психоанализа. В данной книге концепция личностной (персональной) идентичности Эриксона реконструируется в ее целостности, включая психоисторическую перспективу рассмотрения личности, специфическую концепцию религии и теорию жизненного цикла (теорию развития личности).

Автор книги утверждает, что американский исследователь не только ввел в научный оборот понятие идентичности в самом широком его понимании; в его работах получили сопряжение концептуальные положения и проблемы, которые дают возможность рассматривать данное понятие в социологическом смысле. Именно поэтому во Введении («Наследие Э.Г. Эриксона в свете социологической теории») О.А. Симонова обосновывает идею формирования социологии идентичности в творчестве американского психолога. Понятие персональной идентичности явилось результатом разносторонней исследовательской деятельности Эриксона в области клинических, психоаналитических, биографических, исторических, социологических и культурно-антропологических параметров человеческого поведения. В психоаналитическое понимание человека он привнес культурное, историческое и социальное измерения, оп-

ределяющие то, что человек делает и кем он становится. В самом общем смысле личностная идентичность рассматривается им как продукт социального взаимодействия, закрепляющийся во внутренней структуре личности и выражающийся в осознании человеком своего места в обществе, признании своей индивидуальности, обретении смысла жизни. В связи с этим выделяются следующие аспекты данного понятия: 1) психосоциальная идентичность, имеющая два измерения: функционально-ролевое (социально-объективное) и самореализационное (социально-субъективное); 2) экзистенциальная идентичность, формирующаяся в результате усвоения социальных ценностей и норм и связанная с религиозностью и религией, с измерением смысла существования общества и личности. В таком понимании идентичность личности оказывается принципиально связанной с воспроизводством и обновлением отдельных социальных институтов и общества в целом. В идентичности интегрируется наличный накопленный социальный опыт индивида, совокупный результат различных процессов его идентификации в ходе социальных взаимодействий на разных социальных сценах. Персональная идентичность в трактовке Эриксо-на одновременно обозначает и характеристику человека, и индивидуальное переживание, и способ познания. В самом общем смысле она включает в себя психосоциальную, т.е. личную и социальную (групповую) идентичности, складывающиеся в процессе социализации и выражающие смысл существования конкретного индивида с точки зрения общества; и экзистенциальную идентичность, которая выражает глубоко индивидуальную сторону идентичности -результат решения проблемы конечных смыслов существования. Можно сказать, что первая отражает жизнь человека как индивида, а вторая - как личности. Без этих двух составляющих невозможно нормальное развитие человека. При этом персональная идентичность для Эриксона - продукт межличностного взаимодействия и одновременно условие его слаженного протекания, а также результат и условие полноценного жизненного цикла отдельного человека и целых поколений. Это понятие передает интерсубъективную природу человеческой реальности: можно сказать, что, по Эриксо-ну, нет идентичности без Другого (значимого другого, обобщенного другого, Абсолютного Другого). В данном понятии отразилась и природа отношения человека к социокультурным ценностям, необ-

ходимым для воспроизводства общественного порядка. Кроме того, персональная идентичность у Эриксона предстает как открытое и развивающееся понятие, которое может быть осмыслено в рамках социальных наук.

В своей монографии автор ставит несколько групп задач. Первая связана с общей теорией идентичности и предполагает анализ основных положений концепции Эриксона и выявление ее теоретических истоков. В связи с этим О.А. Симонова рассматривает такие термины, как «психосоциальная идентичность», «нормативный кризис идентичности», «психосоциальный мораторий», а также останавливается на проблеме операционализации понятия «идентичность» в целом. Вторая группа задач включает демонстрацию зависимости персональной идентичности от исторической ситуации и идеологического кризиса конкретной эпохи (на примере работ Эриксона «Молодой Лютер»1 и «Истина Ганди»2).

Структура монографии подчинена логике решения поставленных задач. В первой главе «Концепция личностной идентичности Э. Г. Эриксона и ее социологический смысл» теория персональной идентичности раскрывается в свете эриксоновской концепции развития личности, теории жизненного цикла или, как ее еще называют, теории восьми возрастов человека (в связи с фрейдистскими истоками его творчества). Ценность идей Эриксона состоит в том, подчеркивает автор, что исследователь задается целью проникнуть в содержание психосоциальных кризисов взрослого индивида. В этой главе подробно рассматривается само понятие персональной идентичности, этапы социализации и формирования идентичности; кроме того, теоретические постулаты Эриксона сопоставляются с современными социологическими концепциями, использующими данное понятие.

Во второй главе «Культурно-исторические и религиозные аспекты теории идентичности Э.Г. Эриксона» реконструируется психоисторическая и социально-философская перспективы анализа идентичности. Теперь данное понятие раскрывается в контексте теории социокультурного изменения. Эриксон настаивал на том,

1 Erikson E.H. Young man Luther: A study in psychoanalysis and history. -

N.Y.: Norton, 1958.

2

Erikson E.H. Gandhi's truth: On the origins of militant nonviolence. - N.Y.: Norton, 1969.

что невозможно говорить об идентичности в отрыве от исторической ситуации, вне исторического периода, к которому принадлежит человек; он также акцентировал роль идеологии и религии во взрослении индивида, стремился проникнуть в суть психологического конфликта харизматического лидера, понять особенности формирования его персональной идентичности.

О.А. Симонова показывает, как самобытный социальный мыслитель в своих поздних работах переходит с позиций психоаналитической эго-психологии в русло экзистенциально-феноменологического подхода к анализу личности. Наиболее значимыми открытиями Эриксона автор считает модель жизненного цикла человека, нормативные кризисы идентичности, свойственные каждой из его стадий, осмысление младенческого, подросткового и пожилого возраста как критических этапов в процессе конституирования персональной идентичности, выявление значимости воспитательных практик для формирования психически полноценной личности в данной культуре, роли молодежи в процессах макросоциальных изменений, функций харизматических лидеров как «творцов» новых картин мира, а также метод одновременного психоисторического и психобиографического исследования выдающих личностей.

Применительно к каким проблемам социологии психологическая теория Эриксона может считаться эвристичной? Автор полагает, что в первую очередь это проблема социального контроля; именно психоаналитически ориентированные концепции имели дело с такими особенностями человеческого поведения, которые не подвластны социальному контролю и могут разрушать социальные структуры. Далее, это проблема социального изменения в контексте нормотипических кризисов идентичности (отдельных личностей и целых социальных категорий) и их влияния на социальные структуры. Следующей можно считать проблему социализации и применимости универсальной модели жизненного цикла при анализе разных культур и исторических эпох. Концепция персональной идентичности Эриксона оказывается достаточно эвристичной в области социологии личности и может быть использована для раскрытия механизмов связи между внутренней структурой индивида и современными социальными структурами, а также для описания динамики социализации современного человека (критических этапов жизни). Кроме того, продолжает О.А. Симонова, это проблемы

социального здоровья, функционирования современных общественных психотерапевтических институтов, роль религиозных институтов в формировании персональной идентичности. Наконец, теория Эриксона может пролить свет на социологическую проблему преемственности поколений, поскольку она выявляет связь между развитием личности и ценностно-нормативной системой общества: идентичность современного человека играет важную роль в поддержании и обновлении ценностей и норм общества.

Автор завершает первую главу монографии обзором общих положений, которые, благодаря влиянию работ Э.Г. Эриксона, разделяют сегодня наиболее известные теории идентичности:

- источником формирования идентичности выступает социальная и культурная среда, межличностное взаимодействие;

- идентичность предстает как аспект самосознания, осознанности;

- идентичность рассматривается как интегрированное переживание жизненной ситуации;

- идентичность часто выступает как воображаемая целостность;

- в современном обществе идентичность превращается в «рефлексивный проект»;

- в силу культурного плюрализма и сложности современного мира, опосредованного виртуальной коммуникацией, идентичность предстает как незавершенный проект.

Во второй главе монографии анализируется выявленная Эриксоном связь между персональной идентичностью и наличной исторической ситуацией, особенно явственно проявляющаяся в периоды социальных кризисов и генерирующая осмысление причин социальных изменений. Фокусом интересов Эриксона выступает обнаруженный им факт зависимости кризиса идентичности исторической личности от социопсихологического и идеологического кризиса ее эпохи. Благодаря особому складу характера, харизматический лидер становится «двигателем» социально-исторического процесса. Этот склад определяется не только его незаурядными индивидуальными характеристиками, обостренным (по сравнению с современниками) переживанием нормативного кризиса личной идентичности, который в свою очередь предопределяется высочайшей моральной и психологической чувствитель-

ностью к проблемам эпохи. Таким образом, преодолевая свой индивидуальный кризис, выдающийся человек находит решение для целого поколения своих современников, формулируя новую идеологическую систему, которая в свою очередь диктует новый более конструктивный для сложившихся исторических условий образ жизни.

Особенность эриксоновской концепции харизматического лидерства, пишет автор, состоит в том, что американский психолог не просто предлагает типологию лидеров, разделяя их на деструктивных и конструктивных, а намечает пути изучения целого континуума жизненных циклов эпохи, социально-психологической атмосферы исторического момента, отражающейся в каждом конкретном кризисе идентичности, поиска конструктивных идеологий, применения социальной терапии во времена глубоких социальных потрясений.

В связи с биографическими исследованиями религиозных лидеров (Лютер, Ганди) Эриксон формулирует и свою концепцию религии. Базисное доверие и надежда как основополагающие силы, рождающиеся в детстве и сохраняющие свое значение в процессе формировании психосоциальной идентичности, нуждаются в подкреплении на протяжении всей жизни человека и находят такую поддержку в религиозных институтах. Каждый человек сталкивается с проблемой «конечных» смыслов своего существования и, решая ее, формирует экзистенциальную идентичность, в которую входит и общение с Абсолютным Другим. В религии человек обретает смысл жизни, преодолевает ностальгию по отцу и матери, страх перед жизнью и смертью, он становится способен к свободному выбору и принятию на себя ответственности. В концепции религиозного самоопределения теория персональной идентичности находит свое индивидуальное содержание и - свое завершение. Здесь Эриксон характеризует зрелого, психически здорового человека, обладающего развитым самосознанием. Такая постановка вопроса сближает его теорию со многими современными концепциями религии как «защитной функции» (например, с концепцией П. Бергера, М. Йингер). Позднее Эриксон отказывается от чисто функционального подхода к религии, трактуя само формирование человека в качестве религиозного (до определенной степени) процесса.

В своем творчестве американский психолог последовательно применяет герменевтический метод познания социальной реальности, постигая и переживая значимые смыслы человеческого существования, используя анализ повседневного языка, текстов, биографий, нарративов своих пациентов. Естественно, что при этом исследователь оказывается в ситуации неизбежного «вовлечения» в жизнь своих «героев». Как опытный психоаналитик, ученый не мог не осознавать этого и потому стремился к осмыслению собственного научного интереса в терминах своей персональной идентичности, личных кризисов и проблем, предоставив своим коллегам отличный пример разрешения проблемы субъективности в научном творчестве, замечает О.А. Симонова.

В заключение («Значение концепции Э.Г. Эриксона для современных социологических исследований») автор формулирует главные выводы и намечают перспективы дальнейшей исследовательской работы применительно к феномену персональной идентичности в социологии. Называя Э.Г. Эриксона одним из оригинальных социальных мыслителей XX в., автор подчеркивает, что его концепция персональной идентичности во многом обусловила дальнейшее развитие социально-психологической и культурологической мыслей столетия. Подход американского психолога к трактовке данного феномена отличает ярко выраженный междисциплинарный характер, что обусловливает серьезный исследовательский потенциал его концепции, в том числе - для социологии. Творческое наследие Эриксона характеризуется отсутствием строгой системы понятий. В значительной мере это обусловлено тем, что взгляды Эриксона постоянно эволюционировали, зачастую существенно меняя общее представление о природе человека. Это обусловило отличие его концепции и от общего течения неофрейдизма в Америке, поскольку Эриксон сосредоточился на возможностях слаженного, а не патологически конфликтного взаимодействия личности и общества, свойственного данной культуре. Эриксон «вышел» из клинической лаборатории и кабинета психоаналитика, пытаясь применить положения своей теории к разнообразию культурных феноменов. Развивая герменевтический потенциал психоанализа с учетом символического содержания человеческого поведения, он прошел путь от традиционного биографического анализа выдающихся исторических личностей к психоисторическому ос-

мыслению жизненного пути религиозного харизматического вождя, что позволило наметить новые социально-психологические перспективы, включающие экзистенциальные смыслы жизни человека и общества.

Вместе с тем налицо и ряд существенных ограничений его теоретического и практического подходов к феномену идентичности, считает О.А. Симонова. Широкий охват психосоциальных состояний индивида лишает обсуждаемое понятие ясности, ведет к фрагментарности, к использованию несовместимых понятий из экзистенциальных, теологических и эволюционно-биологических теорий. Стремление к целостному раскрытию существования человека во всем многообразии жизненных явлений поставило американского психолога в «пограничное положение» между психологией и социологией, психоанализом и философией, теологией и психологией, религией и идеологией, терапевтической практикой и проповедничеством, а в конечном итоге - между наукой и идеологией. С одной стороны, идентичность используется как инструмент познания человека и способ размышления о нем, который обуславливает эффективность терапевтического процесса; с другой - это субъективное чувство и наблюдаемое качество, чрезвычайно важное для нормальной адаптации в обществе.

Следующая трудность связана с тем, что операционализация понятия персональной идентичности искажает его первоначальный смысл и может отразить только отдельные ее аспекты, которые можно проверить в эмпирическом исследовании. Обобщение результатов таких исследований (в основном зарубежных) дает основание утверждать, что их методология нуждается в совершенствовании, как нуждается в нем и сама концепция идентичности, которую предлагает Э. Эриксон.

В отечественных социологических исследованиях главное внимание уделяется социальной идентичности, а точнее изучению разных социальных идентификаций. Исследователи активно стремятся расширить сферу своих интересов, вводя в свои работы и личностный смысл понятия идентичности. Тем не менее понятие персональной идентичности имеет точки приложения к ряду теоретических и практических проблем современной социологии, прежде всего к прояснению этапов социализации человека, к раскрытию с помощью этого понятия нормотипических особенностей жизнен-

ного цикла, его стадий и нормативных кризисов развития. Концепция Эриксона позволяет прогнозировать поведение разных возрастных групп на основании типа идентичности, целостности и конфигурации идентификаций, которые складываются на каждой из фаз развития в зависимости от социальных факторов. Возрастные рамки при этом представляются достаточно условно, поскольку необходимо учитывать социокультурные детерминанты и исторический период, в котором протекает жизненный цикл или совокупность жизненных циклов. Главное - это содержание кризисов идентичности, отражающих не только индивидуальные задачи данного индивида, но и совокупное требование социального окружения, культуры, исторической ситуации. Поэтому наряду с основным механизмом адаптации (по Эриксону), идентификацией, движущей силой развития становится «жажда социального признания, глубокого смысла в каждом производимом действии». Таким образом, на каждой стадии развития личности достигается определенный социально-личностный смысл индивидуального действия.

Что касается современного контекста социальных наук, и в частности социологии, то автор монографии выделяет следующие его особенности. На протяжении двух последних десятилетий в современном дискурсе социологии личности наблюдается заметный интерес к изучению роли эмоций в социальных действиях, в формировании и воспроизводстве социальной структуры. Вместе со становлением социологии эмоций усиливается тенденция к использованию идей психоанализа, которые дают возможность выявлять и анализировать эмоции и способы их выражения. Одновременно получает новые импульсы такое направление, как социология идентичности, поскольку психосоциальная идентичность, будучи одной из структурных характеристик общества, эмпирически определяется через чувства (например, принадлежности, уникальности, уверенности). Об этом свидетельствуют работы Э. Гидденса, Я. Крейба, А. Хохшильд, Дж. Барбалета, А. Элиота, С. Уильямса. Одну из центральных ролей в формировании идентичности играет эмоциональное развитие, обеспечиваемое нормативными бессознательными процессами и гарантирующее адаптацию индивида в обществе и социально-структурную преемственность. Именно в концепции Э.Г. Эриксона процесс формирования идентичности связан с развитием индивидуального эмоционального

опыта, соответствующего каждой из стадий жизненного цикла личности (надежда, доверие, чувство безопасности и другие, включая опыт негативных эмоций - вины, стыда). Поэтому концепцию идентичности Эриксона часто называют теорией эмоциональной социализации, замечает автор.

Важнейшим следствием изучения теории Эриксона О.А. Симонова считает попытку концептуализации социологии идентичности. Выявить и показать диалектическую связь между индивидом и социальной структурой общества - вот в чем специфика социологического анализа идентичности, точнее - социальной идентичности, выражающей встроенность человека в социально конструируемые категории. Социальные идентичности и контридентичности составляют систему координат, задающих социальную позицию индивида. Такая идентичность представляет собой отождествление человеком себя с некоторой общностью, определение того, кем он является «на самом деле». Чтобы сделать такое заключение относительно самого себя, человек должен иметь представление о более и менее близких группах, составляющих общество, о том, по каким правилам они живут и как к ним следует от-носиться1. Представляется, замечает автор, что пути выделения социологии идентичности как самостоятельной области в структуре социологического знания еще только намечаются. Перспективы формирования этой субдисциплины связаны с одной из главных социологических задач - с изучением социальной стратификации. Вклад данного направления просматривается в изучении следующих процессов:

- динамики социализации и формирования идентичностей, участвующих в воспроизводстве социальной структуры;

- динамики групповых процессов;

- самоопределения действующих социальных субъектов в рамках социальной структуры.

Социальная структура и идентичность обусловливают друг друга, поскольку «социальные процессы, связанные с формированием и поддержанием идентичности, детерминируются социальной структурой. И, наоборот, идентичности, созданные благодаря

1 См.: Климова С.Г. Стереотипы в определении «своих» и «чужих» // Со-цис. - М., 2000. - № 12. - С. 14.

взаимодействию организма, индивидуального сознания и социальной структуры, реагируют на данную социальную структуру, поддерживая, модифицируя или даже ее переформируя»1. Социальная стратификация включает в себя постоянное ранжирование социальных статусов в социальной системе, кристаллизацию социально значимых различий, формирующих иерархическую организацию социального пространства. Представителей определенной страты, обладающих сходными жизненными шансами и жизненным стилем, отличает от представителей других страт именно идентичность.

В настоящее время в исследованиях социальной структуры преобладают стратификационные модели, основанные на многомерном подходе, где особое значение приобретает комбинация объективных (собственность, власть, доход, образование, квалификация) и субъективных (аспекты самоидентификации личности и групп с социальными общностями) показателей. Подобный подход особенно актуален применительно к трансформирующимся обществам, которые (как, например, современная Россия) характеризуются неопределенностью стратификационных критериев: «Неясность оснований, по которым структурируется социальное пространство, означает неопределенность правил и норм взаимодействия с различными категориями людей, что обусловливает кризис социальной идентичности», - отмечает С.Г. Климова2. Эти кризисы выражаются в идентификационных конфликтах и побуждают индивида занять активную позицию по отношению к собственной идентичности, вырабатывать политику идентичности. «Преодоление кризиса идентичности, - пишет О.А. Борисова, -проходит по новым правилам, актуализируется проблема реиден-тификаций, изменяется и сам характер новых идентичностей, поэтому важно проследить процесс их формирования»3. При этом наиболее интересным с исследовательской точки зрения может стать вопрос о возможных способах, факторах и агентах субъек-

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - С. 279.

2 Климова С.Г. Стереотипы в определении «своих» и «чужих» // Социс. -М., 2000. - № 12. - С. 14.

3 Борисова О.А. Проблематизация выделения социологии идентичности в структуре социологического знания // Вестник Удмуртского университета. Сер. Социология и философия. - Ижевск, 2003. - Сентябрь. - С. 79.

тивной стабилизации объективной нестабильности. С учетом сказанного можно выделить основные функции теории идентичности в социологии, связанные с исследованием:

- источников мотивации, установок, определений ситуации;

- маргинальных ситуаций, которые обостряют чувство идентичности, что позволяет изучать вариации в формировании идентичности и протекании социализационных процессов;

- структуры идентичности (какая идентичность будет определять поведение);

- типичных биографических нарративов, объективных и субъективных сценариев, которые выступают источниками легитимации стратификационной системы, т.е. исследование роли идентичности в поддержании социального порядка.

Главные трудности, с которыми связаны перспективы социологического использования понятия «идентичность», заключаются в необходимости его концептуальной проработки и операционали-зации. Простое разделение идентичности на личностную и социальную не решает проблемы. Идентичность - это непрерывное формирование, включающее разнообразные идентификационные процессы. Любой нарратив, даже простое проговаривание собственной биографии, может привести к возникновению новой идентичности и отказу от старой. Поэтому идентичность трудно зафиксировать, она многомерна и постоянно ускользает от исследователя. Этим объясняются междисциплинарный характер теории идентичности и необходимость применения при анализе этого феномена как количественных, так и качественных методов разных наук - психологии, социологии, истории.

В целом именно теория Э.Г. Эриксона представляет собой образец комплексного междисциплинарного подхода к проблеме персональной идентичности, утверждает в заключение О.А. Симонова. Несмотря на свою методологическую маргинальность, эта психологическая концепция содержит немало плодотворных идей, пригодных для осмысления названного феномена именно в терминах социологии. Тем не менее для эффективного использования понятий Э.Г. Эриксона последние нуждаются в углубленном анализе и адаптации к методологическому контексту социологии.

Е.В. Якимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.