Научная статья на тему '2012. 04. 009. Пономарёва И. В. Питирим Александрович Сорокин: взаимосвязь между жизнью и научной работой. Ponomareva I. v. Pitirim A. Sorokin: the interconnection between his life and scientific work // International sociology. - Cardiff, 2011. - vol. 26, n 6. - p. 878-904'

2012. 04. 009. Пономарёва И. В. Питирим Александрович Сорокин: взаимосвязь между жизнью и научной работой. Ponomareva I. v. Pitirim A. Sorokin: the interconnection between his life and scientific work // International sociology. - Cardiff, 2011. - vol. 26, n 6. - p. 878-904 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРОКИН П.А. / СОЦИОЛОГИЯ РУССКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 009. Пономарёва И. В. Питирим Александрович Сорокин: взаимосвязь между жизнью и научной работой. Ponomareva I. v. Pitirim A. Sorokin: the interconnection between his life and scientific work // International sociology. - Cardiff, 2011. - vol. 26, n 6. - p. 878-904»

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

2012.04.009. ПОНОМАРЁВА ИВ. ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН: ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И НАУЧНОЙ РАБОТОЙ.

PONOMAREVA I.V. Pitirim A. Sorokin: The interconnection between his life and scientific work // International sociology. - Cardiff, 2011. -Vol. 26, N 6. - P. 878-904.

Статья Инны Пономарёвой (Кубанский государственный университет) посвящена периодам, ключевым проблемам и специфике научного творчества Питирима Александровича Сорокина. Главной целью статьи автор считает выявление связи между историческим и социокультурным контекстами жизни в России и в Америке и социологическими воззрениями П.А. Сорокина. Метод исследования основан на обзоре и контент-анализе трудов Сорокина, а также работ, посвященных его научному творчеству.

Традиционным является деление на российский (до 1922 г.) и американский (1923-1968) периоды творчества социолога. Различие этих периодов, по мнению автора статьи, обусловлено проблемами, которые составляли фокус исследований Сорокина: поведение, голод, позитивизм - в русский период; революция, социальная стратификация и мобильность, социальная и культурная динамика, альтруизм - в американский. В целом прослеживается эволюция взглядов П.А. Сорокина от неопозитивизма и бихевиоризма к методологическому принципу интегрализма.

И. Пономарёва считает, что американский период творчества Сорокина не был обособленным, он стал логичным продолжением работы на Родине. Именно в российский период были заложены основы энциклопедизма последующих работ Сорокина, а его связь с русской философской и социальной мыслью предопределила специфику взглядов социолога. Автор выделяет ряд этапов в разви-

тии русской социологии, в рамках которых сложился особый круг проблем и способов их решения в контексте понимания общества.

Первый этап развития социологии в России - интуитивный (1830-1880) - связан с христианским мировоззрением. Общество понималось как целостный (интегральный) организм, образованный вокруг некой единой духовной идеи и воспроизводящий взаимосвязь всех социальных объектов. Представителями интуитивного этапа русской социологии являются П.Я. Чаадаев, славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев, писатели Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский (с. 893). Значительное влияние на молодого Сорокина оказало религиозное и моральное учение Толстого. В статье «Л.Н. Толстой как философ» (1912)1 Сорокин сформулировал главные принципы христианской этики Толстого (принцип любви, принцип непротивления злу насилием), которых он придерживался на протяжении всей своей жизни.

Второй этап развития социологии в России - аналитический или рефлексивный (1890-е - начало 1920-х годов) - связан с образованием школ и направлений, переосмысливающих западноевропейские классические социологические теории. Среди представителей этого периода - учителя и наставники Сорокина Е.В. Де Роберти, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий. Неопозитивисты Де Роберти и Ковалевский стремились преодолеть излишнюю натурализацию общества в классическом позитивизме, включив в характеристику общественной жизни ее зависимость от разнообразных факторов - психологических, экономических, географических, демографических и т.д.

Третий этап - синтетический (1920-1960-е годы) - связан с попытками объединения основных идей мировой социологии. Как отмечает И. Пономарёва, спонтанность интуиции и обусловленность мышления объединяются в христианской социологии Серебряного века (как, например, у В.С. Соловьёва) и в социологии русского зарубежья, как это видно на примере интегральной социологии Питирима Сорокина (с. 894).

1 Сорокин П.А. Л.Н. Толстой как философ // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипноза. - СПб., 1912. - № 4-5. - С. 80-97.

Кроме того, на специфику взглядов социолога повлияли социокультурные условия, в которых он рос и воспитывался; в частности, религиозные и нравственные аспекты крестьянской среды, способствовавшие формированию его моральных качеств, веры в добро и любовь, что в будущем стало основой для появления его амитологии и осмысления кризиса современности. Будучи студентом юридического факультета Петроградского университета, Сорокин проявляет интерес к проблемам криминологии и социального поведения в русле неопозитивистских и бихевиористских теоретических построений. В этот период выходит его работа «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913)1, трактующая проблему человеческих мотиваций и действий как реакций на те или иные стимулы. Уже в этой работе, несмотря на ее позитивистский характер, Сорокин утверждает, что исторические тенденции не следуют строгой линии, что впоследствии станет основой его идеи флуктуации социокультурных систем (с. 881). После окончания университета в 1914 г. Сорокин продолжил научно-преподавательскую деятельность, а также активно занимался политической работой. Он приветствовал свержение царизма в феврале 1917 г., но категорически не принял Октябрьскую революцию.

Другая важнейшая работа русского периода - «Система социологии» (1920)2 - также была написана в русле неопозитивизма. В ней фактически были заложены основы будущих исследований проблем революции, социальной стратификации и социокультурной динамики. Здесь Сорокин характеризует социологию как науку о человеческих взаимодействиях и возникающих на их основе явлений, определяет предмет социологии, ее границы и отношение к другим наукам, обосновывает структуру социологического знания, деление социологии на теоретическую и практическую (прикладную).

Американский период творчества Сорокина начинается с 1923 г., после того как его пригласили прочитать лекции о русской революции в университетах Иллинойса и Висконсина. С 1924 по 1930 г. Сорокин работает в Университете Миннесоты. В работе

1 Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - СПб.: Я.Г. Дол-

бышев, 1914.

2

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. - Пг.: Колос, 1920-1921.

«Социология революции» (1925)1 он исследует причины и характерные признаки революции. В русле бихевиоризма главными причинами революции Сорокин называет подавление базовых потребностей населения и дезорганизацию власти и социального контроля. Важно отметить, что Сорокин считает, что только реформы, а не революции являются правильным способом улучшения и реконструкции общественной жизни (с. 886).

Следующая тема американского периода - проблема социальной стратификации и социальной мобильности. В классическом для социологии XX столетия исследовании «Социальная мобильность» (1927)2 Сорокин обосновал неизбежность и предопределенность этих явлений для любого общества, описал принципы социальной иерархии, возможности и механизмы перехода из одной страты в другую, последствия социального неравенства и т.п. В работе «Современные социологические теории» (1928)3 социолог обратился к проблеме разнообразия существующих социальных теорий и охарактеризовал основные социологические школы (механистическая, географическая, демографическая, биопсихологическая, социологическая) и направления (с. 888). Сорокин предложил общее определение социологии в контексте всех существующих школ как науки, изучающей взаимодействие между социальными явлениями, между социальными и несоциальными явлениями, а также как науки, исследующей универсальные характеристики всех социальных явлений.

С 1930 по 1959 г. Сорокин работал в Гарвардском университете. В 1930 г. он основал факультет социологии, который возглавлял до 1942 г. В гарвардский период исследователь пересматривает свои позитивистские взгляды и обращается к проблемам культуры, духовной жизни, любви и альтруизма. В фундаментальном четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941)4 он сформулировал свое интегральное понимание общества,

1 Sorokin P.A. The sociology of revolution. - Philadelphia (PA): J.B. Lippincott co., 1925.

2 Sorokin P.A. Sozial mobiliti. - N.Y.: Harper & bros., 1927.

3

Sorokin P.A. Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century. - N.Y.: Harper & Row, 1928.

4 Sorokin P.A. Social and cultural dynamics: In 4 vol. - N.Y.: American book co., 1937-1941.

которое может быть осмыслено «только через его культуру, т.е. систему смыслов, норм и ценностей, возникающих под влиянием двойственной биосоциальной природы человека и интеграции в единый психический стиль» (цит. по: с. 888). В связи с этим Сорокин выделяет три социокультурных типа: идеациональный, чувственный и идеалистический (идеальный), каждый из которых состоит из своеобразных форм искусства, познания, права, этики, социальных отношений и т.п. Смена (флуктуация) этих типов является основой исторического развития.

Идеациональный социокультурный тип характеризуется прежде всего рациональным способом познания и духовными целями и потребностями; материальные потребности находятся на втором плане. Чувственный тип является противоположным идеа-циональному и в целом основан на гедонистических ценностях, чувственном способе познания и на материальных целях и потребностях. Идеалистический тип является промежуточным по отношению к идеациональному и чувственному типам и основан на балансе духовного и материального, а также на преобладании интуитивного способа познания. Таким образом, в идеалистическом (интегральном) типе чувства, разум и интуиция взаимно дополняют друг друга, составляя интегральное единство трех различных каналов получения знаний, которые не могут быть получены ни одним из этих способов в отдельности.

Анализ социокультурной динамики обозначил следующую проблему сорокинского творчества - проблему кризиса культуры, которая нашла отражение в его работах «Кризис нашего времени» (1941)1, «Человек и общество в бедствии» (1942)2, «Общество, культура и личность» (1947)3 и др. Для самого Сорокина подтверждением его выводов о кризисе современной культуры стала Вторая мировая война. Характер проблем, к которым социолог обратился в этот период, был очень близок к религиозной и духовной

1 Sorokin P.A. The crisis of our age: The social and cultural outlook. - N.Y.: E.P. Dutton, 1941.

Sorokin P.A. Man and society in calamity: The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavior, social organization and cultural life. - N.Y.: E.P. Dutton, 1942.

3 Sorokin P.A. Society, culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology. - N.Y.: Harper & bros., 1947.

сферам, что стало причиной его профессиональной изоляции, усугублявшейся конфликтом с Толкоттом Парсонсом - безоговорочным авторитетом в социологии того времени.

В своих работах Сорокин также рассматривал основные тенденции будущего развития мира. И. Пономарёва отмечает, что можно с уверенностью говорить о том, что прогнозы Сорокина оправдались. В частности, это касается отмеченных противоположных друг другу процессов упадка современной западной культуры и ренессанса культур Востока (Индии, Китая, Японии, исламских стран). Единство этого процесса может быть заложено только в формировании нового интегрального мирового порядка, вобравшего в себя положительные черты восточной и западной культур (с. 891). Та же идея объединения всех положительных свойств для создания качественно нового социокультурного типа нашла обоснование в работе Сорокина «Россия и Соединенные штаты» (1944)1, в которой он показал сходства двух стран, что впоследствии вылилось в идею о необходимости их взаимной конвергенции.

В 1949 г. Сорокин начинает работу в рамках созданного им Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма. В работах «Альтруистическая любовь» (1950)2, «Способы и сила любви» (1954)3, «Власть и нравственность» (1959)4 он показывает, что преодоление кризиса современной цивилизации лежит в плоскости нравственной реконструкции человечества, где решающая роль принадлежит альтруизму. Сорокин полагал, что взаимопомощь, сотрудничество и альтруистическая любовь являются главными факторами в том числе и биологической эволюции (с. 892).

Несмотря на неоднозначность отношения научного сообщества к идеям Сорокина, его избирают Президентом Американской социологической ассоциации, к обязанностям которого он приступил в 1965 г. В своем президентском обращении «Социология вче-

1 Sorokin P.A. Russia and the United States. - N.Y.: E.P. Dutton, 1944.

2

Sorokin P.A. Altruistic love: A study of American good neighbors and Christian saints. - Boston: Beacon press, 1950.

Sorokin P.A. The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation. - Boston: Beacon press, 1954.

4 Sorokin P.A. Power and morality: Why shall guard the guardians? - Boston: Porter Sargent, 1959.

ра, сегодня и завтра»1 Сорокин очертил основы будущей интегральной социологии, которая, по его мнению, должна расти не только внешне, но и внутренне - как общая наука о социокультурной реальности (с. 892-893).

В целом, по мнению автора статьи, в формировании направлений социологии Питирима Сорокина можно выделить три основных этапа. На первом (раннем) этапе (до 1922 г.) взгляды социолога являются позитивистски-прогрессивными и основываются на синтезе неопозитивизма и бихевиоризма. Второй (промежуточный) этап творчества ученого (1922-1930-е годы) включает развитие идей «Системы социологии» в русле неопозитивизма и бихевиоризма и разработку таких теорий, как теория революции, теория социальной мобильности и социальной стратификации. Однако окончание этого этапа связано с переосмыслением и критикой сциентизма и эмпиризма и с обращением к проблемам культуры (с. 895). На третьем (интегралистском) этапе (1930-1960-е годы), отрицая возможности бихевиоризма для адекватного понимания мира и пытаясь объединить истину науки и истину веры, Сорокин обращается к социальной философии и исследованию феномена созидательного альтруизма, «ставя ценности в основу нового понимания личности, общества и культуры» (цит. по: с. 896). Таким образом, именно интуитивизм и христианская интеллектуальная традиция всеединства, а не публикация «Динамики», становятся основой для интегрализма и философии любви в творчестве П.А. Сорокина. По мнению И. Пономарёвой, русский период творчества, определивший специфику американского, является основой целостности (интегральности) его научных работ.

В заключение автор приводит доказательства возрождения интереса к творчеству П.А. Сорокина на современном этапе развития общественных наук. Примером, в том числе, является создание секции по изучению альтруизма, морали и социальной солидарности в рамках Американской социологической ассоциации (2011). Автор отмечает, что идеи и методы исследования Сорокина необходимы современному научному сообществу для решения таких проблем, как глобальный финансовый кризис, международный

1 Sorokin P. A. Sociology of yesterday, today and tomorrow // American sociological rev. - Wash, 1965. - Vol. 30, N 6. - P. 833-843.

терроризм, распространение ядерного оружия и т.д. (с. 899). Инте-грализм Сорокина в такой ситуации может послужить инструментом разрешения многих социальных проблем.

А.Ю. Долгов

2012.04.010. СИМОНОВА О.А. ТЕОРИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ Э.Г. ЭРИКСОНА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. - 196 с.

В монографии О.А. Симоновой (факультет социологии НИУ-ВШЭ, Москва) анализируется концепция идентичности американского психолога Эрика Гомбургера Эриксона (1902-1994) с точки зрения ее актуальности для современной социологии. Категория личностной идентичности является центральной в творчестве Эриксона, она отражает целостность психической жизни человека и его органичную связь с социокультурным миром. Исследуя психологические нормы развития человеческой личности в современном мире, Эриксон опирался на теорию З. Фрейда и психоаналитическую эго-психологию (А. Фрейд, Г. Гартман), а также на американскую культурную антропологию, существенно трансформировав методологические принципы психоанализа. В данной книге концепция личностной (персональной) идентичности Эриксона реконструируется в ее целостности, включая психоисторическую перспективу рассмотрения личности, специфическую концепцию религии и теорию жизненного цикла (теорию развития личности).

Автор книги утверждает, что американский исследователь не только ввел в научный оборот понятие идентичности в самом широком его понимании; в его работах получили сопряжение концептуальные положения и проблемы, которые дают возможность рассматривать данное понятие в социологическом смысле. Именно поэтому во Введении («Наследие Э.Г. Эриксона в свете социологической теории») О.А. Симонова обосновывает идею формирования социологии идентичности в творчестве американского психолога. Понятие персональной идентичности явилось результатом разносторонней исследовательской деятельности Эриксона в области клинических, психоаналитических, биографических, исторических, социологических и культурно-антропологических параметров человеческого поведения. В психоаналитическое понимание человека он привнес культурное, историческое и социальное измерения, оп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.